МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 186»
Образовательная область: Гуманитарные науки
Предмет: Литература
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА
(НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТИ Н.М. КАРАМЗИНА «БЕДНАЯ ЛИЗА»)
Исследовательская работа
Автор: Пометелина Вита,
ученица 9 «Б» класса
Руководитель: Тимонина Валентина Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
Новосибирск 2015
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие о сентиментализме…………………………………………….4
2. Основные особенности сентиментализма……………………………...4
3. Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» как явление
русского сентиментализма…………………………………………………6
3.1. Роль пейзажа в повести «Бедная Лиза»………………………………6
3.2. Характеристика Лизы………………………………………………….7
3.3. Характеристика Эраста и их с Лизой отношений…………………10
3.4. Образ рассказчика……………………………………………………...11
Заключение………………………………………………………………….14
Список использованной литературы……………………………………...15
Введение
Сентиментализм – это направление в литературе и искусстве второй половины XVIII века. Название произошло от французского слова «sentiment» - чувство. Отсюда можно выявить основную особенность этого литературного направления – упор на чувства читателей, интерес к ним и стремление никого не оставить равнодушным.
Я проанализирую основные особенности сентиментализма на примере произведения Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
Проблема данного исследования носит актуальный характер. Актуальность данной темы связана с некоторыми факторами: сентиментализм как направление в искусстве интересен и в наши дни; с ним связано много имён знаменитых писателей, и именно сентиментализм провозгласил культ гуманизма.
Объектом исследования является сентиментализм как художественная система. Предмет исследования – выявление признаков сентиментализма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
Цель исследования – охарактеризовать произведение «Бедная Лиза» как явление русского сентиментализма.
Поставленная цель достигается путём решения следующих задач:
1) охарактеризовать понятие «сентиментализм» и определить его как художественную систему;
2) выявить основные особенности и жанры сентиментализма как направления в литературе;
3) проанализировать повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» на предмет выявления специфических особенностей, относящихся к сентиментализму.
В работе используются описательный, сравнительно-сопоставительный и аналитический методы исследования.
1. Понятие о сентиментализме
Литературное направление - это художественный метод, формирующий общие идейно-эстетические принципы в творчестве множества писателей на определённом этапе развития литературы. Под сентиментализмом мы понимаем определённую эстетическую программу, которая основана на чувствах и переживаниях героев, а вместе с тем и читателей.
Русский сентиментализм складывается с 60-х годов XVIII века. В России в это время популярностью пользовалась Западноевропейская литература, особенно произведения Руссо, Лессинга, Дидро, Ричардсона, Гёте. Это была эпоха усердного чтения, кроме того, происходит феминизация литературы, т.е. впервые в истории русской литературы, главным героем произведения становится женщина. Большое влияние на развитие русского сентиментализма оказал роман Стерна «Сентиментальное путешествие», заглавие которого и ввело в литературу слово «сентиментализм».
Эру русского сентиментализма открыл Н.М. Карамзин своими «Письмами русского путешественника», также сентиментализмом отмечено раннее творчество В.А. Жуковского.
В сентиментализме, как и в другом литературном направлении можно выделить характерные особенности.
2. Основные особенности сентиментализма
Сентиментализм — литературное направление, возникшее как протест против оторванности классицизма от жизни и отличавшееся излишней чувствительностью и идеализированным изображением людей, их переживаний, жизненной обстановки и природы.
Основная тематика сентиментализма – любовная.
Основными жанрами сентиментализма являются:
Идейная основа этого направления — протест против испорченности аристократического общества.
Основные черты сентиментализма:
уход от прямолинейности;
многогранные характеры персонажей, субъективность подхода к миру;
культ чувства;
культ природы;
культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности;
утверждение богатого духовного мира низших сословий.
Особенности русского сентиментализма:
сильная дидактическая установка;
выраженный просветительский характер;
активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм.
Основное свойство сентиментализма— стремление представить человеческую личность в движении души, мысли, чувств, раскрытие внутреннего мира человека через состояние природы.
Представителем русского сентиментализма является Н.М. Карамзин.
Проанализирую его повесть «Бедная Лиза», чтобы выявить основные черты этого направления и представить их более развёрнуто.
3. Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»
как явление русского сентиментализма
3.1. Роль пейзажа в повести «Бедная Лиза»
Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» была одним из первых сентиментальных произведений русской литературы XVIII века. Ее сюжет очень прост — слабохарактерный, хотя и добрый дворянин Эраст влюбляется в бедную крестьянскую девушку Лизу. Их любовь заканчивается трагически: молодой человек быстро забывает о своей возлюбленной, собираясь жениться на богатой невесте, Лиза не выдерживает этого и погибает, бросившись в воду. Но главное в повести не сюжет, а чувства, которые она должна была пробудить в читателе.
Пейзаж играет в сентиментальных произведениях значимую роль, через него автор передаёт чувства и настроение героев повести. Пейзаж выступает или в гармонирующей, или в контрастирующей функции. Рисуя пейзаж Москвы издалека, автор показывает, как она величественна, как блестят золотые купола церквей и возносятся вверх бесчисленные кресты, но Москва в представлении повествователя как «алчная» и «ужасная громада домов и церквей». В то же время, он, напротив, с большим удовольствием описывает сельскую местность: «Цветущие луга», «светлая река», «обширные, хлебом покрытые поля», «дубовая роща» — от этого пейзажа веет миром, покоем и красотой. Повествователь говорит, что он встречает в тех местах весну и туда же приходит «в мрачные дни осени горевать вместе с природою».
В начале романа Лизы и Эраста кругом весна, луга, покрытые цветущими ландышами, с которыми Лиза приходит в Москву. Лиза мечтает о любви, любуясь природой и сожалея, что Эраст не рожден простым крестьянином и не может, подобно молодому пастушку, гнать стадо по зеленому лугу.
Картина сельской природы здесь подчеркивает чистоту и наивность крестьянской девушки. Свидания героев происходят в дубраве при свете «тихой луны». Пейзаж, рисующий «глубокий чистый пруд» «под тенью столетних дубов» и серебристые лунные лучи, также подчеркивает романтическую возвышенность их любви, а когда отношения Лизы и Эраста теряют прежнюю невинность, «блеснула молния, и грянул гром», «грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков», — и Лиза чувствует себя преступницей. И, наконец, когда обманутая девушка бросается в тот самый пруд, ее хоронят, как самоубийцу, под тем же дубом, но теперь он кажется повествователю «мрачным», а в опустевшей хижине «воет ветер».
Таким образом, пейзаж является основным местом действия повести. Он оттеняет чувства и переживания героев, раскрывает авторскую позицию.
3.2. Характеристика Лизы
В первый раз имя Лизы появляется в названии повести. Уже на этом этапе мы можем понять, что именно женский образ станет в произведении главным. Кроме того, из названия мы можем уловить отношение автора к Лизе: он называет ее «бедной». Когда Н.М Карамзин выбрал главной героиней крестьянку, он полностью отступил от правил классицизма.
Во второй раз мы встречаемся с Лизой в воспоминаниях рассказчика: «всего чаще привлекает меня к стенам Си...нова монастыря воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы». Судя по эпитетам, которые употребляет рассказчик, говоря про Лизу, («прекрасная», «любезная»), читателю может показаться, что рассказчик был человеком, влюбленным в Лизу, и только дочитав историю до конца, мы понимаем, что он просто жалеет бедную девушку.
Лиза – крестьянка, она живет в хижине «со старушкою, матерью своею». Лизин отец, «зажиточный поселянин» умер, поэтому «его жена и дочь обеднели» и «принуждены были отдать свою землю внаем и за весьма небольшие деньги». Мать ее не могла работать, и «одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, трудилась день и ночь - ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды - и продавала их в Москве». Лиза очень трудолюбива.
Постепенно, шаг за шагом, Н.М Карамзин открывает нам глубокую и удивительно чистую душу главной героини. У нее очень мягкое и чувствительное сердце: «часто нежная Лиза не могла удержать собственных слез своих - ах! она помнила, что у нее был отец и что его не стало, но для успокоения матери старалась таить печаль сердца своего и казаться покойною и веселою». Она очень застенчива и робка. При первой встрече с Эрастом Лиза постоянно заливается краской смущения: «Она показала ему цветы - и закраснелась». Именно через Лизу автор старается правдиво раскрыть психологию человека. Он изображает не чувства человека, а чувства конкретной личности – Лизы, её переживания.
Главная героиня повести предельно честна. Ее честность по отношению к другим людям проявляется в эпизоде с покупкой цветов: когда Эраст предлагает Лизе рубль вместо пяти копеек, она отвечает, что ей «не надобно лишнего». Кроме того, героиня до смешного наивна: она запросто сообщает, где находится ее дом первому встречному понравившемуся ей человеку.
В «Бедной Лизе» автор разрешил своей героине полюбить. Полюбить по велению сердца, по собственной воле. Полюбить пламенно, страстно и навсегда. "Когда ты, – говорила Лиза Эрасту, - когда ты скажешь мне: "Люблю тебя, друг мой!", когда прижмешь меня к своему сердцу и взглянешь на меня умильными своими глазами, ах! тогда бывает мне так хорошо, так хорошо, что я себя забываю, забываю все, кроме Эраста. Чудно? Чудно, мой друг, что я, не знав тебя, могла жить спокойно и весело! Теперь мне это непонятно, теперь думаю, что без тебя жизнь не жизнь, а грусть и скука. Без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голоса скучен соловей поющий; без твоего дыхания ветерок мне неприятен".
Автор позволил героине любить и не осуждает ее за это. Напротив, именно Эраст кажется читателю подлецом и злодеем, после того как он, обманув, бросает Лизу. Автор осуждает своего героя, который не проходит испытание самым сильным чувством на земле – любовью.
Вот ещё одна черта сентиментализма в этом произведении – преобладание чувств над разумом. Лиза забывает обо всём, она живёт только своей любовью к Эрасту.
Вообще, Лиза наделена почти всеми христианскими добродетелями. Даже в тяжелую минуту, в разлуке с любимым, она обнаруживает такие прекрасные качества, как уважение к родителям и готовность жертвовать всем для любимого человека. «Что удерживает меня лететь вслед за милым Эрастом? Война не страшна для меня; страшно там, где нет моего друга. С ним жить, с ним умереть хочу или смертию своею спасти его драгоценную жизнь». «Уже хотела она бежать за Эрастом, но мысль; «У меня есть мать!» - остановила ее».
Один из важнейших моментов в раскрытии образа Лизы – это ее самоубийство. Чистейшая, ангельская душа совершает грех, который считался и считается в христианстве одним из самых страшных. Героиня обезумела от горя. «Мне нельзя жить, - думала Лиза, - нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!.. Нет! Небо не падает; земля не колеблется! Горе мне!». «Она вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда, под тению древних дубов, которые за несколько недель перед тем были безмолвными свидетелями ее восторгов. Сие воспоминание потрясло ее душу; страшнейшее сердечное мучение изобразилось на лице ее…она бросилась в воду».
Таким образом, Лиза представлена в повести как чистая и далёкая от «алчной Москвы» душа.
3.3. Характеристика Эраста и их с Лизой отношений
Эраст — герой повести, молодой офицер, дворянин, с добрым, но, увы, неверным сердцем. Он соблазняет крестьянскую девушку Лизу, живущую в одной из подмосковных деревень со старушкой матерью. Вскоре платоническая любовь переходит в чувственную, а затем следует охлаждение, которое Эраст объясняет необходимостью идти на войну. «Нет, он в самом деле был в армии, но вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение». Чтобы поправить дела, Эраст женится на пожилой богатой вдове и пробует «откупиться» от Лизы ста рублями.
История их отношений представляет собой историю постепенного перемещения Лизы из естественного, природного мира в мир Эраста. Под его влиянием Лиза утрачивает ту душевную цельность, которую Н.М Карамзин и кладет в основу психологического противопоставления своих героев. Однако и Эраст в свою очередь «смещается» в сторону Лизы: он становится более чувствительным и расплачивается за совершенный им неблаговидный поступок не внешними лишениями (болезнью, нищетой и т.д.), а муками раскаяния — т. е. внутренним, душевным страданием: «Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею...»
Эраст начинает в русской литературе длинную череду героев, главной чертой которых является слабость и неприспособленность к жизни и за которыми в литературоведении надолго закрепился ярлык лишнего человека.
Эраст — не «коварный соблазнитель», он искренен в своих клятвах, искренен в своем обмане. Он столько же виновник трагедии, сколько и жертва своего «пылкого воображения». Поэтому автор не считает себя вправе вершить суд над ним. Он стоит наравне со своим героем, поскольку сходится с ним в «точке» чувствительности. Недаром автор выступает в повести в роли рассказчика того сюжета, который поведал ему Эраст : «...Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могилке...»
Герои повести, Эраст и Лиза, ищут счастья в любви, но чувства их лишены камерности, они живут в большом и жестоком мире, оказавшись втянутыми в какой-то непостижимый для них конфликт с действительностью. Фатальный закон этой жизни лишает их счастья, делает жертвами, обрекает на страдания и гибель.
3.4. Образ рассказчика
Роль рассказчика в повести «Бедная Лиза», безусловно, принадлежит самому автору.
Рассказчик искренне переживает за своих героев, переживает, как будто живет вместе с ними. Неслучайно в тот момент, когда Эраст покидает Лизу, следует проникновенное авторское признание: «Сердце мое обливается кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте — готов проклинать его — но язык мой не движется — смотрю на небо, и слеза катится по лицу моему».
С Эрастом и Лизой сжился не только сам автор, но и тысячи его современников — читателей повести. Этому способствовала хорошая узнаваемость не только обстоятельств, но и места действия. Карамзин довольно точно изобразил в «Бедной Лизе» окрестности московского Симонова монастыря, а за находившимся там прудом прочно закрепилось название «Лизин пруд». Более того, некоторые несчастные барышни даже топились здесь по примеру главной героини повести. Сама же Лиза стала образцом, которому стремились подражать в любви, правда, не крестьянки, карамзинскую повесть не читавшие, а девушки из дворянского и других состоятельных сословий. Редкое же дотоле имя Эраст стало весьма популярным в дворянских семьях.
Характерно, что у Карамзина Лиза и ее мать, хотя и заявлены крестьянками, изъясняются на том же языке, что и дворянин Эраст и сам автор. Писатель, как и западноевропейские сентименталисты, еще не знал речевого различения героев, представляющих противоположные по условиям существования классы общества. Все герои повести говорят на русском литературном языке, близком к реальному разговорному языку того круга образованной дворянской молодежи, к которому принадлежал Карамзин.
Также и крестьянский быт в повести далек от подлинного народного быта. Скорее он навеян свойственными сентименталистской литературе представлениями о «естественном человеке» , символами которого являлись пастухи и пастушки. Поэтому, например, писатель вводит эпизод встречи Лизы с молодым пастушком, который «по берегу реки гнал стадо, играя на свирели». Эта встреча заставляет героиню мечтать, чтобы ее возлюбленный Эраст был бы «простым крестьянином, пастухом», что сделало бы возможным их счастливое соединение. Писателя все-таки главным образом занимала правдивость в изображении чувств, а не деталей малознакомого ему народного быта.
Утвердив своей повестью сентиментализм в русской литературе, Карамзин сделал значительный шаг в плане ее демократизации, отказавшись от строгих, но далеких от живой жизни схем классицизма. Автор «Бедной Лизы» не только стремился писать, освобождая литературный язык от церковнославянских архаизмов и смело вводя в него новые слова, заимствованные из европейских языков. Он впервые отказался от деления героев на сугубо положительных и сугубо отрицательных, показав сложное сочетание хороших и плохих черт в характере Эраста. Тем самым Карамзин сделал шаг в том направлении, в каком двинул развитие литературы в середине XIX века реализм, пришедший на смену сентиментализму и романтизму.
Вывод Карамзина: «И крестьянки любить умеют» - этический кодекс, провозглашающий моральное равенство дворянина и крестьянина.
Заключение
Таким образом, повесть Н.М Карамзина «Бедная Лиза» можно считать сентиментальным произведением, т.к. оно отвечает всем требованиям этого направления в литературе, а именно:
1) главная героиня повести – крестьянка;
2) Н.М. Карамзин изображает не чувства человека вообще, а чувства конкретной личности – Лизы;
3) автор показывает преобладание чувства над разумом: Лиза забывает обо всём, она живет только своей любовью;
4) Н.М. Карамзин создал новый характер – Эраста;
5) в повести ощущается трагический фатализм;
6) сами герои воспринимают себя персонажами из пастушеской идиллии;
7) автор не скрывает своих чувств и своего отношения к героям;
8) Н.М. Карамзин не пересказывает античные или восточные сюжеты, он описывает русскую действительность;
9) в повесть вторглась реальная действительность с ее социальными противоречиями;
10) автор открыл новую композиционную функцию пейзажа.
Список использованной литературы
1. Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»
2. http://www.bukinistu.ru/sentimentalizm.html
3. http://oval.ru/enc/64988.html
4.http://www.karamzin.net.ru/lib/op/author/156
5.https://ru.wikipedia.org/
6.http://www.bestreferat.ru/referat-210765.html
9