Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №186»
Образовательная область: Гуманитарные науки
Предмет: Русский язык
Научно-исследовательская работа
«Соблюдение норм ударения учениками 5-ых классов МБОУ СОШ №186»
Работа выполнена учеником
5Б класса Мамаевым Максимом.
Научный руководитель:
Тимонина Валентина Сергеевна.
Содержание
Введение...…………………………………………………………………………3
Глава 1.Нормы ударения в русском языке. ……………………………………..5
1.1. Что такое языковые нормы?…………………………………………………5
1.2. Особенности ударения в русском языке……………………………………7
1.3. Причины отклонений от норм ударения……………………………………8
Глава 2. Соблюдение норм ударения учащимися 5-х классов
МБОУ СОШ №186………………………………………………………………10
Выводы…..……………………………………………………………………….11
Интернет-ресурсы………………………………………………………………..13
Приложения……………………………………………………………………...14
Введение
В Древней Греции, как повествует старинная легенда, спартанцы, оказавшиеся в затруднительном положении в борьбе с врагами, обратились за помощью к Дельфийскому оракулу. Они просили прислать им опытного полководца, сильного и храброго. Каково же было их удивление, когда они узнали, что оракул прислал им школьного учителя Тиртея, не искушённого в военном деле и вдобавок ещё хромого. Спартанцы не смели ослушаться оракула и поставили Тиртея во главе войска. И что же? Оказалось, что Тиртей владел одним из самых могучих орудий, каким могут пользоваться люди, - силой зажигательного слова. Тиртей, идя, клеймил позором предателей и трусов. Он пел, и спартанцы, воодушевлённые его песнями, воспрянули духом и разбили врагов.
Эта легенда рассказывает о силе слова, о его могучем воздействии на человека.
О значении слова для общества говорится и в многочисленных пословицах и поговорках:
Человеческое слово стрелы острее. Пулей попадёшь в одного, а метким словом в тысячу. Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.
Но неверно употреблённое слово, подобно ветру, может и разрушить, исказить мысль.
Известный литературный критик Д.Писарев отмечал: «Неправильное употребление слов ведёт за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни».
Проблема правильности речи – одна из актуальных проблем современного общества.
Правильное литературное произношение - один из важных показателей общего культурного уровня современного человека. Ошибочное (неправильное) произношение затрудняет обмен информацией, так как слушатель отвлекается от содержания текста, который он слышит от собеседника. Роль хорошего произношения возросла в наше время, так как устная речь на публичных собраниях и конференциях, по радио и телевидению стала средством общения между тысячами и миллионами людей
Русский язык является не только национальным языком русского народа, но и средством межнационального общения нашего государства и одним из языков международного общения, поэтому распространение правильного русского литературного произношения особенно важно.
Каждый литературный язык существует в двух формах - устной и письменной - и характеризуется наличием обязательных норм - лексических, грамматических и стилистических. При этом письменная форма языка подчиняется еще и орфографическим и пунктуационным нормам (т. е. правилам правописания), а устная - произносительным, или орфоэпическим, нормам.
Таким образом, мы можем говорить о том, что изучение правильного, литературного произношения и изучение правильного написания, грамматических норм одинаково важны для каждого учащегося. Знание правильного литературного произношения зачастую становится более сложной задачей, чем знание орфографических норм.
Необходимо помнить, что орфоэпия усваивается, главным образом, под влиянием речи окружающих. Ребёнок усваивает то произношение, которое слышит вокруг себя, зачастую не всегда правильное. Следовательно, при овладении литературным произношением его ожидают трудности.
Особенно часто допускаются ошибки, связанные с неверной постановкой ударения в словах.
Проблема нарушения норм ударения актуальна уже многие годы и продолжает быть актуальной сегодня, потому что орфоэпические нормы являются наиболее коварными и сложными, нелегко запомнить все тонкости и особенности ударений в русском языке.
Цель-исследовать соблюдение норм ударения учащимися 5-х классов МБОУ СОШ №186.
В процессе достижения цели решались следующие задачи:
- изучить литературу по теме исследования;
- разъяснить понятие «языковая норма»;
-изучить особенности ударения в русском языке;
- выяснить причины нарушения норм ударения;
-пронаблюдать за устной речью учащихся 5-х классов с целью выявления наиболее типичных речевых ошибок, связанных с постановкой ударения, их систематизация;
-составить анкеты по результатам наблюдений;
-анкетировать учащихся 5 классов;
- проанализировать результатов анкеты;
-создать презентацию по данной теме.
Гипотеза: систематическая работа по устранению орфоэпических ошибок позволит овладеть более высоким уровнем знания русского литературного языка и повысить уровень грамотности учащихся 5-ых классов
Объект исследования: устная речь учащихся 5-х классов.
Предмет исследования: ошибки, связанные с нарушением норм ударения
Основные методы исследования: наблюдение, анкетирование, аналитический метод.
Глава 1. Нормы ударения в русском языке.
Что такое языковые нормы?
Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) - это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, то есть правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики. Норма - это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).
Языковое явление считается нормативным, если оно характеризуется такими признаками, как:
-соответствие структуре языка;
-массовая и регулярная воспроизводимость в процессе речевой деятельности большинства говорящих;
-общественное одобрение и признание.
Языковые нормы не придуманы филологами, они отражают определенный этап в развитии литературного языка всего народа. Нормы языка нельзя ввести или отменить указом, их невозможно реформировать административным путем. Деятельность ученых-языковедов, изучающих нормы языка, заключается в другом - они выявляют, описывают и кодифицируют языковые нормы, а также разъясняют и пропагандируют их.
К основным источникам языковой нормы относятся:
-произведения писателей-классиков;
-произведения современных писателей, продолжающих классические традиции;
-публикации средств массовой информации;
-общепринятое современное употребление;
-данные лингвистических исследований.
Характерными чертами языковых норм являются:
-относительная устойчивость;
-распространенность;
-общеупотребительность;
-общеобязательность;
-соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.
Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций - культурную.
1.2. Особенности ударения в русском языке.
Нормы ударения — одна из самых главных проблем русского языка. Они многочисленны и нелегки для усвоения. Ударение усваивается вместе со словом: надо его запомнить, перевести в речевой навык. Часто проще и быстрее запоминается неверное ударение, что впоследствии очень сложно устранить. В этом и состоит задача грамотного человека — освоить нормы ударения и правильно применять их на практике. Русское ударение отличается наличием большего количества произносительных вариантов.
Трудности в усвоении русского ударения связаны с двумя его особенностями: разноместностью и подвижностью.
Разноместность — это способность ударения падать на любой слог русского слова: на первый — и́конопись, на второй — экспе́рт, на третий — жалюзи́, на четвёртый —апартаме́нты. Во многих же языках мира ударение прикреплено к определённому слогу.
Подвижность — это свойство ударения перемещаться с одного слога на другой при изменении (склонении или спряжении) одного и того же слова: вода́ — во́ду, хожу́ — хо́дишь. Большая часть слов русского языка (около 96 %) имеет подвижное ударение.
Разноместность и подвижность, историческая изменчивость произносительных норм приводят к появлению у одного слова акцентных вариантов. Иногда один из вариантов рассматривается словарями как соответствующий норме, а другой — как неправильный. Сравните: поло́жил, мага́зин — неправильно; положи́л, магази́н — правильно. Иногда варианты даются в словарях как равноправные: и́скристый и искри́стый.
Таким образом, мы видим, что ударение в русском языке представляет для говорящих большую сложность, но играет важную роль. Разноместность ударения помогает отличать одно слово от другого, а подвижность ударения служит для различения грамматических форм. Но, несмотря на все сложности усвоения норм ударения, без их знания у человека могут возникнуть определенные трудности в разговоре с другими людьми, ведь неправильная постановка ударения влечет за собой искажение смысла. Например: па́рить репу - пари́ть в облаках, виде́ние (призрак) - ви́дение (точка зрения).
В разговорной речи число отклонений от места ударения в словах бывает иногда столь велико, что вызывает тревогу и недоумение. В чем же причины этих отклонений?
1.3. Причины отклонений от норм ударения.
В абсолютном большинстве слов русского языка место ударения достаточно устойчиво, а перемещение его подчиняется определенным закономерностям, что в целом составляет норму. Однако наблюдаются колебания в ударении отдельных слов, допускаемые литературной нормой, а в речи людей, недостаточно владеющих литературным языком, нередки случаи нарушения нормы.
Картина современного ударения значительно осложняется вследствие взаимодействия литературного языка с такими факторами языковой среды, как:
- местные диалекты. Литературная речь любого человека несвободна от региональных оттенков. В каждой области развиваются и действуют свои закономерности, которые оказывают влияние на общенациональный язык. Так, влияние северорусских говоров может объяснить такие отклонения, как за́веса, при́говор. А объясняются эти отклонения от нормы тем, что в северорусских говорах существует тенденция к переносу ударения на приставку.
-заимствованные слова. Иностранные слова, попадая в нашу речь, русифицируются путем постановки в них ударения по аналогии с похожими русскими словами. Например, бамбу́к - бамбука́ (вместо бамбу́ка) появилась под влиянием примерно таких форм, как барсу́к - барсука́.
-просторечие. В просторечии постановка ударения в устной речи происходит согласно своим законам - люди говорят так, как им удобно (зво́нишь, поло́жил, красиве́е). С одной стороны, следование нормам ударения в бытовой лексике не обязательно, но, когда просторечие переходит в постоянное употребление - это становится отрицательным фактором языковой среды.
-профессионализмы. Слова из речи той или иной профессии (бухгалтера, почтальона, врача) могут являться причинами отклонений от нормы ударения. Привыкнув к профессиональной деятельности, люди продолжают употреблять слова - профессионализмы в повседневной речи, а ведь разница между литературным произношением и произношением профессионализмов велика: и́скра - искра́ (у шоферов), добы́ча - до́быча (у горняков, нефтяников).
-СМИ (средства массовой информации). А.П. Сковородников, профессор филологических наук, утверждал, что СМИ недаром называют четвертой властью, потому что влияние СМИ на умы, речевые вкусы миллионов людей не меньше, чем у семьи, школы. К сожалению, в настоящее время сфера строгого следования нормам языка значительно сузилась, лишь некоторые передачи могут служить как примеры литературно-нормированной речи.
Таким образом, мы видим, что существование подобных факторов в русском языке может негативно влиять на развитие и использование языка. Упомянутые выше факторы - это основные причины нарушения нормы ударения, ведь подобных явлений в русском языке много.
Глава 2. Соблюдение норм ударения учащимися 5-х классов МБОУ СОШ №186.
В современной школе не так много уроков посвящено изучению правильной постановки ударения. Главную цель, которые мы преследовали при проведении исследования – это нарушение орфоэпических норм, связанных с постановкой ударения. Для получения объективной картины мы решили предложить участвовать в исследовании ученикам 5-х классов.
Наблюдая за речью пятиклассников, мы выявили слова, в которых наиболее часто они делают ошибки. Затем составили анкету с этими словами и предложили ученикам пятых классов расставить в них ударение. (Приложение №1)
В исследовании приняли участие 71 ученик 5-х классов. Им нужно было расставить ударение в 30 словах. Результаты представлены в таблице:
Класс | Кол-во опрошенных | Верно поставлено ударение в | Среднее кол-во ошибок одного ученика | | |
5А | 21 человек | 59% слов | 12 | | |
5Б | 24 человека | 56% слов | 13 | | |
5В | 26 человек | 51% слов | 15 | | |
Анкеты показали— орфоэпические нормы соблюдаются только в каждом втором случае, что говорит о низком уровне орфоэпической грамотности, связанной с ударением.
Наибольшее количество ошибок сделали в следующих словах:
Откупорить — 68% чел.
Форзац — 82% чел.
Балованный — 70% чел.
Дремота — 56% чел.
Включит — 75% чел.
Черпать — 73% чел.
Жалюзи — 59% чел.
Запломбировать — 86% чел.
Завидно ― 89% чел.
Искра ― 55% чел.
Клала ― 59% чел.
Зубчатый ― 89% чел.
Сливовый ― 80% чел.
Хочется отметить, что ,к сожалению, никто из 71 человека не сделал меньше 7 ошибок! А кто-то допустил 20 ошибок.
Выводы:
Причины такого положения, на наш взгляд, заключаются в том, что
- школьное обучение направлено преимущественно на повышение грамотности письменной речи, а не устной;
- количество уроков русского языка и литературы является недостаточным для разрешения данной проблемы;
- уровень речевой культуры школьника не высок, окружение школьника также нарушает нормы орфоэпии в своей устной речи;
Нормы орфоэпии необходимо усваивать с детства, поэтому данной проблеме нужно особое внимание уделять именно в школе. Можно создать серию красочных листовок, в которых отражаются орфоэпические нормы (приложение 3), и в период недели наук в фойе первого этажа школы оформить стенд «Произноси правильно» Также данные листовки используются в качестве наглядного материала в кабинете русского языка, можно их расклеить в подъездах и лифтах.
Также я предлагаем ребятам стихи-запоминалки (приложение 4). Такие стихи можно придумывать самим.
Заключение:
Цели и задачи, поставленные в начале работы, достигнуты.
Я благодарю учащихся 5-х классов, которые положительно отнеслись к моей просьбе об участии в анкетировании.
Таким образом, исследуемую в проекте проблему считаю важной. Буду продолжать развивать это направление в нашей школе.
Моя работа может быть полезна всему педагогическому коллективу школы, в частности, учителям русского языка.
Я понимаю, что для получения более достоверных результатов необходимо большее количество слов в опросном листе и анкетирование большего количества учеников, возможно, даже разных возрастных групп.
Интернет-ресурсы
1. Михайлова М. Е. и Голованова Д. Русский язык и культура речи. Нормы ударения. http://www.e-reading.by/chapter.php/95364/51/Mihaiilova%2C_Golovanova_-_Russkiii_yazyk_i_kul%27tura_rechi.html
2. Ожегов С. И. О нормах словоупотребления http://philology.ru/linguistics2/ozhegov-74c.htm
3. Пешковский А.М. Объективная и нормативная точка зрения на язык // Избранные труды. http://urss.ru/cgi-bin/db.pl?blang=ru&id=116090&lang=Ru&page=Book
4. А. П. Сковородников Экология современного русского языка и роль средств массовой информации в этом процессе http://gazeta.sfu-kras.ru/node/307
5. http://zanimatika.narod.ru/Nachalka16.htm
6. http://www.liveinternet.ru/users/jul3000/post312840579
7. https://marketium.ru/10-stishkov-s-udareniyami/
8. http://repetitor.biniko.com/blog-id128.htm Лекция 4 Орфоэпические нормы
9. http://refdb.ru/look/2998702-p2.html нормы ударения
Приложение 1
Анкета
Документ
Каучук
Туфля
Щавель
Откупорить
Досуг
Квартал
Форзац
Балованный
Углубит
Занял
Заняла
Заняли
Облегчить
Дремота
Включит
Черпать
Водопровод
Жалюзи
Запломбировать
Завидно
Танцовщица
Искра
Клала
Зубчатый
Звонит
Насорит
Цепочка
Сливовый
Красивее
Приложение 2
В словах анкеты ошиблись:
Откупорить — 68% чел.
Форзац — 82% чел.
Балованный — 70% чел.
Дремота — 56% чел.
Включит — 75% чел.
Черпать — 73% чел.
Жалюзи — 59% чел.
Запломбировать — 86% чел.
Завидно ― 89% чел.
Искра ― 55% чел.
Клала ― 59% чел.
Зубчатый ― 89% чел.
Сливовый ― 80% чел.
Документ – 3% чел.
Каучук – 9% чел.
Туфля – 40% чел.
Щавель – 34% чел.
Досуг – 6% чел.
Квартал – 6% чел.
Углубит – 34% чел.
Красивее 46% чел.
Занял – 7% чел.
Заняла – 21% чел.
Заняли – 7% чел.
Облегчить – 46% чел.
Водопровод – 15% чел.
Танцовщица – 32% чел.
Звонит – 32% чел.
Насорит – 31% чел.
Цепочка – 28% чел.
Приложение 3






Приложение 4
Стихи-запоминалки
Он звонИт,
Они звонЯт.
Очень встретиться хотят.
Мне купите сладкий торт,
Ну а лучше тОрты.
Самолёты прилетят
В аэропОрты.
День отчётности настал,
Время закрывать квартАл.
Подарок выбрать мне помог
Один хороший каталОг.
КрасИвее я буду всех,
И ждёт меня успех.
Сок я слИвовый купил,
Дома банку я открыл.
Оказался сок томатный.
Ничего мне не понятно.
У меня хороший друг,
Проводим вместе мы досУг.
Тот природу не хранит,
Кто на улице сорИт.
Природа красивой созданА,
Нуждается в нашей защите она.
Поставьте жалюзИ на окна,
Ведь это, вам скажу, удобно.
В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задалА...
Долго ели то́рты —
Не налезли шо́рты!
Ты нам шторы не вози,
Мы повесим жалюзИ.
16