СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
студентка 104 группы
Деревянкина Полина Всеволодовна
Научный руководитель:
Воробьева Марина Николаевна
АННОТАЦИЯ
Научно-исследовательская работа включает в себя рассмотрение трактовок понятия «Педагогическая технология», структуру педагогической технологии, основные качества современных педагогических технологий, подробно рассмотрены современные педагогические технологии в практике дополнительного образования детей.
Целевая аудитория: студенты и преподаватели ГАПОУ НСО «Болотнинский педагогический колледж», а также педагоги дополнительного образования.
Современная реформа образования в России, связанная с реализацией личностно-ориентированного подхода, вызвала ряд серьезных изменений в привычной практике обучения и воспитания детей: обновление содержания образования; внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности [1].
Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их [6].
Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время педагог дополнительного образования обязан уметь работать с современными средствами обучения. Это необходимо для того, чтобы обеспечить одно из главных прав детей – право на доступное и качественное образование. Поэтому технологии, которые педагогу необходимо использовать в своей деятельности, должны быть направлены на формирование и развитие личности ребенка, соответствующей запросам общества, а также способствовать обеспечению достойного уровня и постоянного совершенствования качества образования.
Объект исследования: педагогические технологии.
Предмет исследования: педагогические технологии, разработанные и применяемые в современной педагогической науке.
Цель исследования: изучение современных педагогических технологий в практике дополнительного образования детей.
Задачи исследования:
Изучить теоретические основания современных образовательных и педагогических технологий.
Рассмотреть виды современных технологий обучения детей и их практическое применение в системе дополнительного образования.
Изучить использование современных педагогических технологий в развитии творческих способностей детей.
Для решения поставленных задач был использован метод исследования - анализ.
Слово «технология» происходит от греческих слов techne – искусство, мастерство и logos – учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве [2].
Педагогическая технология – это сложная система, состоящая из методик, приёмов, которые объединяют концептуально связанные между собой образовательные цели, различные формы, средства, приёмы организации учебного и воспитательного процессов.
Структура педагогической технологии содержит три основных взаимосвязанных компонента:
Научный: технология является научно разработанным решением определенной проблемы, основанном на достижениях педагогической теории и передовой практики.
Формализовано-описательный (дескриптивный): технология представляется моделью, описанием целей, содержания, методов и средств, алгоритмов действий, применяемых для достижения планируемых результатов.
Процессуально-деятельностный: технология предстает как сам процесс осуществления деятельности объектов и субъектов, их целеполагание, планирование, организацию, реализацию целей и анализ результатов.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей и проектирующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы алгоритмов, и в качестве реального процесса обучения и воспитания [9].
Для описания таких сложных объектов, как педагогические технологии следует выделить их основные общие качества: системность, комплексность, целостность, научность, концептуальность, структурированность, преемственность, вариативность и гибкость, инструментальность, эффективность [2].
Виды педагогических технологий, применяемых в практике дополнительного образования детей:
Технология личностно-ориентированного обучения – это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность. При реализации такого подхода процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизма познания, мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора [9].
Технология индивидуализации обучения – это такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией» [2].
Технология коллективной творческой деятельности — это система философии, условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма [9].
Технология «ТРИЗ» (Теория Решения Изобретательских Задач) — это методика, предложенная советским изобретателем, новатором и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. Несмотря на то, что истоки этой методики лежат в середине прошлого века, она не потеряла свою актуальность и сегодня [2].
Технология исследовательского (проблемного) обучения, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров [6].
Технология программированного обучения – это технология самостоятельного и индивидуального обучения по разработанной заранее дополнительной общеобразовательной программе с использованием специальных средств (обучающих машин, вычислительных машин) [2.
Игровые технологии - одни из популярных педагогических технологий, применяемых в дополнительном образовании детей. Это технологии, в основу которых положена педагогическая игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта [9].
Технология проектного обучения – это определенная организация антирутинного учебного процесса, которая направленная на решение учащимися жизненных, учебных и профессиональных задач на основе самостоятельного анализа информации, которая нужна для редактирования и обоснования поэтапной, эффективной, образовательной деятельности, представление результата [5].
Новые информационные технологии обучения (по Г.К. Селевко) – это технологии, использующие специальные технические информационные средства (компьютеры, аудио, кино, видео). В учреждениях дополнительного образования, куда учащиеся приходят, руководствуясь собственным интересом к той или иной предметной области, любые инновации, любые методики и новшества, любые образовательные эксперименты находят благодатную почву [9].
Здоровьесберегающие технологии - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.) [7], [8].
Исходя из исследований, можно утверждать, что современные педагогические технологии являются мощным средством социализации личности учащихся. Они способствуют развитию творческих способностей и личностных новообразований детей.
Именно это помогает совершенствовать и обеспечивать достойный уровень качества дополнительного образования, а также соответствует запросам общества.
Список литературы:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/65
Казакова Н. А. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://davaiknam.ru/text/sovremennie-pedagogicheskie-tehnologii-v-dopolnitelenom-obrazo - (дата обращения 04.03.2024)
Педагогические технологии в дополнительном образовании детей [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.koiro.edu.ru/centers/tsentr-nepreryvnogo-obrazovaniya/metodicheskaya-kopilka/materialy-dlya-rukovoditeley-oragnizatsiy-dopolnitelnogo-obrazovaniya/normativnye dokumenty/ped.tehnologii_v_DOD.pdf - (дата обращения 10.03.2024)
Крившенко, Л. П. Педагогика: учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева. – 2004
Савинков А. Проект, проектирование и «проектное обучение» в современном образовании / А. Савинков // Школьный психолог. – 2007. – №23. – С. 6-10
Новые информационные технологии обучения в дополнительном образовании детей [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://s-ba.ru/conf-posts-2022-04/tpost/for72ephp1-novie-informatsionnie-tehnologii-obuchen - (дата обращения 20.04.2024)
Использование здоровьесберегающих технологий в дополнительном образовании [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://s-ba.ru/conf-posts-2022-10/tpost/9387azmmm1-ispolzovanie-zdorovesberegayuschih-tehno - (дата обращения 10.04.2024)
Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в дополнительном образовании [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.prodlenka.org/seminary/dopolnitelnoe-obrazovanie-detej/ispolzovanie-zdorovesberegajuschih-tehnologij- - (дата обращения 29.04.2024)
Бродецкая Е.В. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2015/01/14/sovremennye-pedagogicheskie-tekhnologii-v - (дата обращения 09.03.2024)
Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004