СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательский доклад на тему: " Проблема эвтаназии: юридический и этический аспект."

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью настоящей работы является изучение морально-правовых проблем, связанных с эвтаназией, разъяснение, что такое эвтаназия и ее принципы, а также попытка выработки своей точки зрения. Проблема эвтаназии имеет не только юридическую, но и ярко выраженную нравственную сторону.

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательский доклад на тему: " Проблема эвтаназии: юридический и этический аспект."»

Климентьева О. А.

ГАПОУ СО «Вольский медицинский

колледж им. З.И. Маресевой»

Министерства здравоохранения Саратовской области

Преподаватель истории

Проблема эвтаназии: юридический и этический аспект.

С рождения каждый человек обладает правом на жизнь. А есть ли у него право на смерть? Как писал Мишель де Монтень, «природа назначила нам лишь один путь появления на свет, но указала тысячи способов, как уйти из жизни».1 Одним из таких способов в современном обществе и стала эвтаназия. Проблема эвтаназии имеет не только юридическую, но и ярко выраженную нравственную сторону. Ее разрешение имеет огромное практическое значение, позволяя обеспечить соблюдение прав и законных интересов граждан.

Вопрос эвтаназии обсуждался и обсуждается многими отечественными и зарубежными юристами, философами и мыслителями, которые напрямую связывали ее с темой смерти. Особое внимание современные отечественные мыслители уделяют юридически - правовым и этическим проблемам отношения к смерти и смертности, выделяя такие аспекты, как смерть и самоубийство (Л .Трегубов, Ю.Вагин), эвтаназия и право на смерть (В.И.Акопов, С.М.Вульф, А.П.Громов, А.П.Зильбер, Ю.А.Конюшкина и др.). В настоящее время тематика эвтаназии широко обсуждается в сравнительной новой науке - биоэтике (А.Огурцов, И.Фролов, А.Громов, Б.Юдин и др.). Изучению проблем эвтаназии за рубежом посвятили свои труды: М.Дженис, С.Гроф, О.Минойс, Дж.Рейгелс, А.Э.Уолкер и др.

Таким образом, проблематика данной темы весьма актуальна, поскольку она связана с самым дорогим, что есть у человека, с его жизнью и является предметом широкого обсуждения, не только в медицинской и в юридической сфере, но и во всем обществе.

Целью настоящей работы является изучение морально-правовых проблем, связанных с эвтаназией, разъяснение, что такое эвтаназия и ее принципы, а также попытка выработки своей точки зрения.

Четкого унифицированного международного определения эвтаназии до сих пор не существует. Сам термин «эвтаназия» ввел в XVII веке английский философ Френсис Бэкон для обозначения легкой безболезненной смерти, то есть спокойной смерти без мучений и страданий. В «Новом словаре иностранных слов» эвтаназия (от греч. euthanasia, eu – хорошо, thanatos – смерть) переводится как лёгкая безболезненная смерть.2

Говоря об эвтаназии, крайне важно проводить различие между нравственным, медицинским и правовым определениями эвтаназии, т. к. в первом случае следует говорить о внутреннем смысле эвтаназии, во втором - о процедуре проведения эвтаназии, а в третьем - об установлении ответственности за данное деяние.

Эвтаназия — неоднозначное действие. Прежде всего, различают активную и пассивную эвтаназию. Активная эвтаназия — это введение врачом летальной дозы препарата. При пассивной эвтаназии прекращается оказание медицинской помощи с целью ускорения наступления естественной смерти. От активной эвтаназии оно отличается формой участия врача. «Поддерживаемое самоубийство» — это содействие врача наступлению смерти или информацией (например, о летальной дозе назначаемого снотворного). Кроме этого, вводится градация «добровольной», «недобровольной» и «непреднамеренной» (невольной) эвтаназии.

Добровольная эвтаназия осуществляется по просьбе компетентного пациента. При этом под компетентностью понимается способность пациента, осознать и понимать ситуацию, принимать решение. Недобровольная эвтаназия проводится с некомпетентным пациентом на основании решения родственников, опекунов и т. п. Непреднамеренная эвтаназия совершается без согласования с компетентным лицом.

Комбинируя эти формы эвтаназии, я получила четыре способа эвтаназии: добровольной и активной; добровольной и пассивной, недобровольной и активной; недобровольной и пассивной.

Рассматривая проблему эвтаназии, я выяснила, что по поводу первой ситуации (добровольная и активная эвтаназия) и четвертой (недобровольная и пассивная) специалисты высказываются как «за», так и «против». По поводу третьей ситуации (недобровольная и активная эвтаназия) мнения, естественно, чаще всего бывают отрицательными. Те, кто высказывается в пользу эвтаназии, как правило, имеют в виду вторую ситуацию, когда эвтаназия является добровольной со стороны больного и пассивной со стороны врача.

Говоря об эвтаназии, возникает два вопроса: моральный («Что можно сказать о характере человека, совершающего подобные действия?») и юридический («Должны ли подобные действия быть запрещены законом?»). Некоторые утверждают, что, хотя эвтаназия является безнравственной, ее не следует запрещать в законодательном порядке. Другие утверждают, что, хотя, эвтаназия не во всех случаях неправильна, она не должна быть разрешена законом и прежде всего, потому что это противоречит принципам гуманизма и предназначениям медицины. Ценность человеческой жизни побуждает бороться за нее даже вопреки объективным медицинским законам и в самых безнадежных ситуациях, поскольку медицинская наука и практика богаты случаями исцеления самых безнадежных больных.

Церковь также полностью осуждает эвтаназию. Осуждение касается всякого посягательства на человеческую жизнь — как аборта, так и эвтаназии. Христианство культивирует отношение к смерти не как к окончательной стадии бытия, а к переходу к высшему смыслу, соединению с Богом. Христианская биоэтика отвергает активную эвтаназию как намеренное прерывание жизни, а добровольную эвтаназию расценивает как самоубийство.

Анализируя создавшееся положение, я пришла к выводу, что правы те, кто считает, что сейчас актуальным является вопрос не о том, разрешать или не разрешать врачам применение эвтаназии, а о том, когда и при каких условиях ее допускать и как при этом организовать контроль над правомерностью ее осуществления.

Принятие законодательства об эвтаназии является одной из актуальных и проблемных вопросов на современном этапе в России. К нормативно-правовым актам, содержащим нормы об эвтаназии, прежде всего, следует отнести международные нормативные правовые акты, поскольку общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ согласно п.4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России.

В российском законодательстве право на жизнь впервые провозглашено в 1991 году в Декларации прав и свобод человека и гражданина. В ст. 20 Конституции РФ сказано, что «каждый имеет право на жизнь».3 Жизнь человека заняла особое место и в числе объектов уголовно-правовой охраны. Но признание права человека на жизнь логически означает и признание его права на смерть. В УК РФ нет специальной нормы об ответственности за совершение эвтаназии. Уголовный закон рассматривает ее как обычное убийство, по ст. 105 УК РФ.

В отношении эвтаназии ситуация сложилась самая, что ни на есть парадоксальная. Запрет на осуществление эвтаназии закреплен в статье 45 Федерального Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года, где говорится, что «медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии...».

Аналогичный запрет содержится и в тексте клятвы врача в статье 71 Федерального Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» 2011 года: «Получая высокое звание врача..., я торжественно клянусь... проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии».4

Обязывая врача идти до конца в борьбе с болезнью пациента, закон в то же время предоставил право больному отказаться по собственному усмотрению от медицинской помощи.

Итак, в одном и том же документе, и запрещается, и разрешается эвтаназия. Получается следующее, по закону карается только эвтаназия активная, которая идентифицируется со ст. 105 УК «умышленное убийство», за которое определяется соответствующее наказание сроком лишения свободы от 5 и более лет. А за пассивную эвтаназию, когда медработник просто не оказывает помощь больному, пусть даже по его собственному желанию, не попадает ни под какую статью.

Таким образом, России как никогда нужно разностороннее и четкое законодательство об эвтаназии. Не думаю, что необходимо легализовать активную эвтаназию, но фактически существующую пассивную «хорошую смерть» просто жизненно необходимо оформить юридически.

Для рассмотрения специфики отношения к феномену эвтаназии среди различных групп населения мною было проведено исследование по теме «Эвтаназия в социокультурном пространстве современного общества». В качестве методов социологического исследования был использован массовый опрос и анкетирование. Всем предлагалось ответить на 5 вопросов (см. Приложение).

Подводя итог работы, хотелось бы отметить следующее. Понятие эвтаназии носит крайне противоречивый характер. Решение ее — задача общая — врачей и юристов, философов и богословов, одним словом, ученых всего мира, в том числе и российских. Последнее же слово всегда должно оставаться за законом.

Проанализировав заинтересовавшую меня проблему, я до сих пор не могу однозначно ответить на вопрос о возможности эвтаназии. Но, сопоставляя доводы ее противников и сторонников, могу сделать вывод о том, что безусловно, необходимо законодательно ограничить акты эвтаназии, которые были бы морально и юридически недопустимы.

Список использованной литературы:
  1.  Конституция Российской Федерации: [принята всенар. голосованием 12.12.1993г.] (с изм. от 30.12.2008 г.) - Саратов, 2013. – С. 10

  2. Уголовный Кодекс Российской Федерации: - ФЗ от 13.06.1996 г. №63-ФЗ (в ред. ФЗ от 07.04.2010 г. №81-ФЗ)

  3. Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Гл. 9 ст.71.

Эл. ресурсhttp://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/

  1. Капинос О.С. Теоретические основы определения эвтаназии// Эл. ресурс http://tanat.info/teoreticheskie-osnovy-opredelenija-yevtanazii-15-04-2014.html, 15.04.2014г.

  2. Крылова Н. Е. Уголовно-правовая оценка эвтаназии // Современное право. 2007. № 1. С. 20.

  3. Право человека на смерть проблема эвтаназии в современном мире.

Эл. ресурс http://referat.niv.ru/view/referat-state/98/97094.htm

7. Эл. ресурс http://www.newreferat.com/ref-10700-5.html







1 «Мишель Монтень. Опыты. Избранные произведения в 3-х томах»: Голос; Москва; 1992

Эл. Ресурс http://www.isidor.ru/author/14426/books/62653/monten_mishel/opyityi

2 Новый словарь иностранных слов. 

Эл. ресурс 2012https://slovar.cc/rus/inostr-nov/1433834.html

3 Конституция Российской Федерации. (с изм. от 30.12.2008 г.) Саратов 2013. С.10

4 Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Гл. 9 ст.71. Эл. ресурс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/