Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сухановская средняя общеобразовательная школа»
Окружающий мир
Научно – исследовательский проект
«Как стать космонавтом?»
Выполнила:
Снигирева Дарья
учащаяся 3 класса МБОУ «Сухановская СОШ»
Руководитель:
Снигирева Татьяна Юрьевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Сухановская СОШ»
2022 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическая часть………………………………………………...…….5
-
Из истории освоения космического пространства………………………...…5
-
Первые «космонавты»………………………………………………………….6
-
«Поехали!»………………………………………………………………………8
-
Влияние человека на космос…………………………………………….……10
1.5 Необходимость изучения космоса……………………………………….......12
Глава 2. Практически – экспериментальная часть……………………………12
2.1. Выявление осведомленности учеников начальной школы в вопросах исследования космоса………………………………………………………………...…12
2.2. Исследование и сравнение требований к кандидатам в космонавты……...12
Заключение……………………………………………………………………...……15
Список использованной литературы………………………………………….….16
Приложение 1…………………………………………………………………...……17
Приложение 2…………………………………………………………………….…..18
Приложение 3………………………………………………………………………...20
Введение.
Профессия космонавта остается такой же мечтой для многих девчонок и мальчишек сегодня, как она была в 1961 году, когда Юрий Гагарин впервые отправился в космос. К сожалению, большинство детей понятия не имеют, где и как учат этой профессии, как начать подготовку к достижению своей мечты уже в начальной школе. Поэтому актуальность моего исследования о том, как стать космонавтом, не вызывает сомнения.
Цель исследования – составить рекомендации для школьников начальной школы для получения определенных навыков, умений и знаний, необходимых для получения профессии космонавта в будущем.
Объект исследования – школьник младшего школьного возраста (6-10 лет)
Предмет исследования – навыки, умения и знания, необходимые для профессии космонавта и доступные для учащихся начальной школы.
Гипотеза исследования: начать готовиться к получению профессии можно и нужно уже в начальной школе.
В соответствии с темой, целью и гипотезой исследования ставились следующие задачи:
-
Провести анкетирование школьников начальной школы (6-10 лет) для определения, интересует ли их профессия космонавта и как много они знают про космос в целом
-
Выявить необходимые требования к кандидатам в космонавты
-
Составить список рекомендаций для школьника начальной школы для освоения необходимых в профессии космонавта умений и навыков.
При выполнении исследования использовались следующие методы исследования:
- эмпирического уровня:
- теоретического уровня:
- опытно-экспериментального уровня:
- личный опыт.
В результате исследования были проанализованы несколько официальных документов, касающихся профессии космонавта, составлены рекомендации для младших школьников по получению необходимых знаний, навыков и умений.
Теоретическая часть
1.1 Из истории освоения космического пространства. Изучение космоса началось еще с самых древних времен, когда человек только учился считать по звездам, выделяя созвездия. И только всего четыреста лет назад, после изобретения телескопа, астрономия начала стремительно развиваться принося в науку все новые открытия.
С глубокой древности люди мечтали летать, как птицы. Прошли века, и люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах и дирижаблях, позже стали бороздить воздушный океан на самолетах и вертолетах.
Но человечество мечтало о полетах не только в воздушном, но и в космическом пространстве, о котором великий русский ученый и поэт Михаил Васильевич Ломоносов сказал так:
-Открылась бездна Звезд полна, Звездам числа нет, Бездне — дна!
Таинственная звездная бездна космоса притягивала людей, звала заглянуть в нее, разгадать ее загадки!
Когда-то великий ученый, основатель науки космонавтики — Константин Эдуардович Циолковский, говорил: «Человечество не останется на Земле, оно завоюет себе околосолнечное пространство».
«Но человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума», — добавлял к сказанному ученый.
Циолковский доказал, что освоить космическое пространство можно только с помощью ракеты! Он разработал теорию аппарата ракеты, предложил использовать для него жидкое топливо, продумал устройство конструкции и вывел основную формулу ее движения.
Этот замечательный ученый ярко нарисовал в воображении всю картину космического полета. Он предположил, что люди скоро запустят в космос спутники Земли, а космические корабли полетят к другим планетам Солнечной системы. Кроме того, он предсказал, что в космическом пространстве будет постоянно находиться настоящий космический дом, где космонавты станут подолгу жить, занимаясь исследованиями.
Все идеи ученого воплотились в жизнь! Вокруг Земли вращаются искусственные спутники, созданы орбитальные космические станции, где живут и работают космонавты, люди изучают другие планеты: Луну, Марс, Венеру... Послушайте, как Циолковский представлял состояние невесомости ь в кабине космического корабля:
«Все неприкрепленные к ракете предметы сошли со своих мест и висят в воздухе, ни к чему не прикасаясь. Сами мы тоже не касаемся пола и принимаем любое положение: стоим и на полу, и на потолке, и на стене.
Масло, вытряхнутое из бутылки, принимает форму шара; разбиваем его на части и получаем группу из мелких шариков».
Когда читаешь эти сроки, то кажется, что ученый сам побывал в - космосе и испытал состояние невесомости! Однажды повидаться с ученым приехал будущий знаменитый конструктор межпланетных кораблей Сергей Павлович Королёв. Королёв с увлечением читал работы Циолковского, мечтал о создании межпланетной ракеты. Сергей был еще совсем молод, ему шёл всего лишь двадцать четвертый год. Циолковский радушно принял юношу. Сергей Павлович сказал, что цель его жизни — «пробиться к звездам». Циолковский улыбнулся и ответил так: «Это очень трудное дело, молодой человек, поверьте мне, старику. Оно потребует знаний, настойчивости и многих лет, может быть, целой жизни...».
Позже Королёв писал: «Я ушел от него с одной мыслью — строить ракеты и летать на них. Всем смыслом моей жизни стало одно — пробиться к звездам». И ему это блестяще удалось! Королёвым был создан Реактивный научно-исследовательский институт, в котором создавались проекты межпланетных летательных аппаратов. Под его руководством здесь строили мощные ракеты для запуска искусственных спутников.
Сергей Павлович Королёв, которого многие годы называли просто Главным конструктором, сумел воплотить в жизнь идеи Циолковского.
В 1957 г. 4 октября произошло событие, которое потрясло весь мир, — был запущен первый искусственный спутник Земли.
-
2 Первые «космонавты»
Первые корабли были беспилотными. На них отрабатывался сход с орбиты, а также изучалось поведение подопытных собак.
Это был первый, сотворенный человеком, объект, который не упал на Землю, а стал вращаться вокруг нее.
Что же представлял собой спутник Земли?
Это был небольшой шар диаметром около 60 см, снабженный радиопередатчиком и четырьмя антеннами.
Все радио- и телекомпании мира прервали свои передачи, чтобы услышать его сигналы, идущие из далекого космоса на Землю!
С тех пор русское слово «спутник» вошло в словари многих народов.
Ученые мечтали о полете человека в космос. Но прежде они решили проверить безопасность полетов на наших верных четвероногих помощниках — собаках.
Для пробных полетов выбрали не породистых собак, а обыкновенных дворняжек — ведь они и выносливы, и неприхотливы, и очей смышлены.
Сначала будущих четвероногих космонавтов долго тренировали. Для этого инженеры сконструировали специальную камеру.
Самых первых собак, поднявшихся в ракете на высоту 110 км, звали Цыган и Дезик. Оба «космонавта» благополучно приземлились. Королёв очень радовался удаче, ласкал собачек, угощал их вкусненьким.
Многие собаки не раз летали в космос. Они привыкали, что их одевают в комбинезоны, прикрепляют ремнями к кабине.
Большинство собак были храбрые, но однажды в космическое пространство поднялся пес-трусишка, а вот кличка у него как раз была — Смелый!
Во второй раз отправиться в космос Смелый побоялся. Вечером перед полетом собачек как всегда вывели прогуляться. Только лаборант отстегнул поводок, как Смелый кинулся прочь. Он убежал далеко в степь и на зов не откликался, будто чувствовал, что завтра утром ему предстоит полет.
Что было делать?
Пришлось выбрать из собак, всегда гулявших около столовой, одного небольшого песика. Его покормили, помыли, подстригли шерсть и нарядили в комбинезончик.
Запуск прошел нормально, и пес благополучно вернулся на Землю.
Но Главный конструктор все же заметил подмену и спросил, как зовут эту собаку.
Сотрудники ему ответили: «Зиб!»
— Какая странная кличка! — удивился Королёв. Тогда ему объяснили, что расшифровывается она так: «Запасной исчезнувшего бобика». ( Когда полет завершился, хитрый пес Смелый вернулся в отряд, как ни в чем не бывало!
Испытания продолжались. Для собак изготовили специальные скафандры из прорезиненной ткани и шлемы из прозрачной пластмассы.
Стали готовить собак к длительному полету в космическое пространство. Нужно было создать для четвероногих космонавтов питательную смесь, обеспечить кабину воздухом.
«Раз в сутки из-под лотка, в котором лежала собака, выдвигалась коробка, наполненная специально приготовленной тестообразнойсмесью: это и еда и питье. Собаки были заранее приучены такими продуктами питаться и утолять жажду» (А. Добровольский).
В 1960 г. 19 августа стартовал космический корабль «Восток» с двумя четвероногими космонавтами — Белкой и Стрелкой. Эти небольшие симпатичные собачки провели в космосе 22 часа. За это время космический корабль облетел вокруг Земли 18 раз.
Кроме собак на борту корабля были мыши и крысы, семена растений.
Все благополучно вернулись на Землю. А в марте 1961 г. в космический полет отправились другие путешественники — собаки Чернушкаи Звездочка.
Фотографии всех этих смелых собачек облетели весь мир.
Наконец все было подготовлено для полета в космос человека.
В 1961 г. 12 апреля на околоземную орбиту был выведен космический корабль «Восток». Его пилотировал первый в мире космонавт.
- Знаете ли вы его имя?
Правильно! Самый первый космонавт Земли — Юрий Алексеевич Гагарин.
Этот отважный молодой человек первым из всех живущих на планете людей увидел Землю из космоса.
И она показалась ему прекрасной!
-
«Поехали!»
Летчик Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 г. на Смоленщине. В 1941 г мальчик пошел в школу, но война прервала его учебу. Послушай те рассказ писателя Юрия Нагибина о первом школьном дне Юрия Гагарина.
После войны Гагарины поселились в городе Гжатске. Семья была дружная, трудолюбивая.
Юра отлично учился, был способным, старательным и исполнительным мальчиком.
В юности он увлекся спортом, занимался в аэроклубе, изучал устройство самолетов, прыгал с парашютом.
Небо влекло к себе талантливого юношу! Он закончил авиационное училище и стал военным летчиком. Уже в это время Юрий мечтал о полетах в космос. Когда он узнал, что создается отряд космонавтов, то написал заявление с просьбой принять его в этот отряд.
Скоро Юрий Гагарин был принят в отряд космонавтов. Начались долгие и трудные тренировки.
Космонавт должен быть смелым, тренированным, иметь крепко! здоровье и сильную волю, отличаться умом и трудолюбием.
Все эти качества у Юрия Гагарина были!
Очевидцы вспоминают, что «когда первый космонавт после полета ехал по улицам Москвы в открытой машине, встречать его вышли тысячи и тысячи людей. Всюду было веселье и ликование, радостные возгласы и сердечные объятия».
Вспоминали люди, что от Юрия Гагарина «шли какие-то волны жизнерадостности и творческого оптимизма».
Как же проходил полет Юрия Гагарина?
Вес корабля «Восток», на котором проходил полет, составлял 4730 кг Полет начался утром — в 9 ч 7 мин и проходил на высоте около 200 км над Землей. На стартовую площадку будущего космонавта провожали инженеры, конструкторы, врачи, друзья.
Очень волновался Главный конструктор — Сергей Павлович Королёв. Ведь он любил Юрия, как родного сына!
Прежде чем шагнуть к ракете, Юрий воскликнул: «Ребята! Один за всех и все за одного!»
А когда ракета рванулась в небо, Юрий Гагарин крикнул слово, ставшее знаменитым: «По-е-ха-ли!»
«Он увидел в иллюминаторе голубую Землю и совершенно черное небо. Яркие немигающие звезды смотрели на него. Этого никогда не видел ни один житель Земли» — написал о полете Гагарина журналист Ярослав Голованов.
Вот как описал сам Юрий Алексеевич свой полет: «Двигатели ракеты были включены в 9 ч 07 мин. Я буквально был вдавлен в кресло. Как только "Восток" пробил плотные слои атмосферы, я увидел Землю. Корабль пролетал над широкой сибирской рекой. Отчетливо были видны островки на ней и освещенные солнцем лесистые берега. Смотрел то в небо, то на Землю. Четко различались горные хребты, крупные озера. Самым красивым зрелищем был горизонт — окрашенная всеми цветами радуги полоса, разделяющая Землю в свете солнечных лучей от черного неба.
Была заметна выпуклость, округлость Земли. Казалось, что вся она опоясана ореолом нежно-голубого цвета, который через бирюзовый, синий и фиолетовый переходит к иссиня-черному...».
Юрий Гагарин принес славу нашей Родине. Мы с вами, дорогие ребята, можем гордиться им.
Первым космонавтом, вышедшим в открытый космос, стал Алексей Леонов. Под впечатлением своего полета он нарисовал замечательные картины, на которых изображал Землю и космическое пространство. С помощью спутников можно предсказывать погоду, осуществлять телевизионную, телефонную связь.
За 50 лет космической эры было запущено более 3000 искусственных спутников Земли.
Создали ученые и такие космические аппараты, которые совершают дальние полеты без участия людей. Обычно их называют автоматическими станциями. Такие станции исследовали Луну, Марс, Венеру, Меркурий и другие планеты.
-
4 Влияние человека на космос.
Космос оказывал влияние на человека на протяжении всего его развития. Большое значение он имел и для экосистемы Земли. Так падение большого космического объекта привело к тому, что вымерли динозавры. Ледниковые периоды на планете, предполагается, зависят от того, что наша галактика попадает в пылевое облако. Выдвигается мнение, что за нами давно и до сих пор наблюдают более развитые космические существа – пришельцы. Факт их существования до сих пор не подтвержден, но показания многих очевидцев нельзя сбрасывать со счетов.
Невесомость, радиация и практически полное отсутствие движения ослабляет все системы организма и может вызвать «космическую болезнь». Симптомы - тошнота, головокружение, зрительные иллюзии и дезориентация. И страдает от нее по статистике – каждый второй космонавт.
Огромное влияние на человечество оказывает и Солнце. Солнечный ветер и вспышки приводят к появлению северного сияния и магнитных бурь. Не стоит забывать и о параде планет, последствием которого является гравитационное воздействие на человечество.
-
5 Необходимость изучения космоса.
Прошло уже более полувека с 1961 года, как человек активно начал исследовать космос. К сожалению, исследование космоса – это очень дорогостоящее мероприятия и доступно только сверхдержавам. Некоторые задаются вопросом, а надо ли действительно исследовать космос и тратить на это такое количество сил, ресурсов и внимания. Они предлагают направить все эти усилия на решение проблем на Земле. Однако, есть целый ряд причин, по которым изучение космоса должно продолжаться.
II.Практически – экспериментальная часть.
2.1. Выявление осведомленности учеников начальной школы в вопросах исследования космоса.
Мною был проведен опрос учащихся начальной школы, возраст 6-10 лет. Всего было опрошено 10 человек. Анкета включала вопросы на знание истории исследования космоса, а также выявляла желание учеников связать свою жизнь с космосом в будущем. По результатам диаграмм мне стало понятно, что тема выбрана правильно и учащимся, познакомившимся с нашим проектом, будет интересно познакомиться с профессией космонавт (Приложение 3)
Как видно из диаграммы, почти половина всех опрошенных хотели бы стать в будущем космонавтами, но даже те, кто не хотят, не сомневаются в том, что космос изучать нужно.
В связи с этим, мне кажется, что несмотря на большое желание знать о космосе, и даже, возможно, когда-то работать в космической должности, ученики начальной школы мало себе представляют, где этому учиться, какие требования предъявляются космонавтам, и где больше узнать про космос.
2.2. Исследование и сравнение требований к кандидатам в космонавты
Изучив необходимую информацию в различных источниках, мною была составлена таблица, в которую я внесла основные требования к кандидатам в космонавты. Далее были проведены исследования моего кандидата (папы).
Данные приведены в таблице № 1
Основные требования к кандидатам в космонавты | Космонавт | (Кандидат папа) |
Российское гражданство | + | + |
Возраст до 35 лет | + | 32 |
Высшее образование по инженерным, научным или летным специальностям (специалист/магистр) | + | - |
Опыт работы по специальности – не менее 3 лет | + | - |
Знание английского языка | + | - |
Хорошая физическая подготовка | + | - |
Отсутствие хронических заболеваний | + | + |
Необходимые психологические качества | + | + |
По результатам исследования можно сделать вывод, что мой кандидат не проходит сразу по нескольким параметрам. (См. в табл № 1)
В газете «Комсомольская правда» мною была обнаружена статья: «Из чего состоят экзамены для космонавтов» по возможности я постараюсь проверить моего кандидата по этим параметрам.
Таблица № 2 Экзамен для будущих космонавтов
Упражнения на выносливость: |
Космонавт | Бег на 1 км – не более 3 мин 35 сек | Или лыжная гонка 5 км – не более 21 мин | Плавание вольным стилем 800 м – не более 19 мин | |
Наш кандидат | 10 мин | 35 мин | 22 мин | |
Упражнения на оценку силы: |
Космонавт | Подтягивание – не менее 14 раз | Сгибание-разгибание рук в упоре на брусьях – не менее 20 раз | Угол в упоре на брусьях – не менее 15 сек | Отжимание |
Наш кандидат | 5 | 10 | 7 | 10 |
Упражнения на скорость |
Космонавт | Бег 60 м – не более 8,5 сек | Челночный бег 10х10 м – не более 26 сек | Прыжки в длину с места – не менее 2 м 30 см | Плавание 25 м - не более 19 сек |
Наш кандидат | 10.7 сек | 32 сек | 2м 20см | 25 сек |
Упражнения на ловкость |
Космонавт | Прыжки на батуте - успеть развернуться на 360 градусов, высота прыжка не менее 60 см | Прыжки в воду с трамплина вниз головой высота 3 м Ныряние в длину – не менее 20 м | | |
Наш кандидат | Не пройдено | Не пройдено | | |
Оценка работы с тренажерами на борту космической станции: Бег на беговой дорожке – 11 мин Работа на велоэргометре – 5 мин с небольшой нагрузкой, 3 мин отдых, 5 мин с максимальной нагрузкой |
Наш кандидат | Не пройдено | Не пройдено | | |
Подводя итоги по данной таблице можно сказать, что из-за того что в домашних условиях нет возможности проверить моего кандидата по некоторым параметрам можно считать экзамен не пройден.
К тому же измерение давление показало 144/86. Это высокое давление для космонавта.
Кроме того, можно посещать специализированные курсы и тренинги, которые помогают развивать эти качества. (Приложение 2)
В настоящее время в России существует огромное количество возможностей узнать больше про космос и профессию космонавта. Россия – лидер в области космических исследований и достижений, поэтому именно в России можно получить всю информацию из «первых рук».
Безусловно, помощь в изучении и понимании космоса оказывают и книги. Их существует огромное множество.
Заключение.
Профессия космонавта в настоящее время является привлекательной для большинства школьников начальной школы. Практически все школьники уже в младшей школе уверены в необходимости изучения космоса. Начинать развивать навыки и приобретать умения и знания, необходимые для работы космонавтом, можно и нужно уже в начальной школе.
В России, и в Москве особенно, есть большое количество мест и возможностей для развития навыков и приобретения умений и знаний, необходимых для работы космонавтом, включая обсерватории, музеи, кружки и т.п.
Список использованной литературы
Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С. А. Кузнецов.
Первое издание: СПб.: Норинт, 1998.
В.Л.Горьков. Космическая азбука. Книга о космосе– Детская литература, 1994 г.
Г.В. Железняк «Космос» Серия «Вопрос-ответ», Москва 2008 г.
И. Павловой, Т. Парфеновой, В. Дородницына «Иллюстрированная энцеклопедия для мальчиков, Москва 2007 г.
Т. А.Шорыгина Детям о космосе. - Сфера, 2013 г.
Н.И.Гордиенко Космонавтика. Иллюстрированная энциклопедия. – Эксмо. Наше слово
https://tass.ru/spec/stat_kosmonavtom.
http://www.gctc.ru/ ФГБУ "Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина",
. http://www.gazeta.ru/lifestyle/education
http://www.lawinrussia.ru/node/
http://earth-chronicles.ru/news
http://top-antropos.com/history
http://www.outer-space.ru/human/
http://ru.wikipedia.org/wik
Приложение №1
Анкета
-
Знаете ли вы, что такое космос? Да/Нет/Не знаю
______________________________________________________________
2. Известна ли вам наука изучающая космос? Да/Нет/Не знаю
______________________________________________________________
3.Хотели ли вы полететь в космос? Да/Нет/Не знаю
________________________________________________________________________
4. Знаете ли вы, кто такой космонавт? Да/Нет/Не знаю
______________________________________________________________
5. Известно ли вам, что космонавт это профессия? Да/Нет/Не знаю
Приложение 2
Тренинг «Я-лидер: лидерство и работа в команде». Есть группы для детей 9-11 лет. Подробная информация находится по ссылке https://tren-kot.ru/course/ya-lider-razvitiye-navykov-raboty-v-komande/
«Школа лидерства и саморазвития». Подробную информацию можно найти по ссылке http://school-leadership.ru/#out
Следующее умение, необходимое для того, чтобы стать космонавтом - это «умение пользоваться персональным компьютером на продвинутом уровне»:
- слепая печать:
https://www.ratatype.ru/, https://ergosolo.ru/, http://klavogonki.ru/;
-участие в школьных проектах;
- прохождение курсов на образовательных платформах:
https://www.lektorium.tv/ , https://universarium.org/ , https://foxford.ru/
Во-первых, в Москве есть несколько музеев, которые посвящены космосу и космонавтике:
Музей космонавтики- https://kosmo-museum.ru/; Астрофизическая школа- https://www.astroschool.space/, Институт астрономии РАН http://www.inasan.ru/education/noc/for_children/
«Космос. 4D энциклопедия с дополненной реальностью» Автор: Ликсо Вячеслав Владимирович.
Приложение 3
Диаграмма 1
1. Знаете ли вы, что такое космос? Да/Нет/Не знаю
Диаграмма 2
2. Известна ли вам наука изучающая космос? Да/Нет/Не знаю
Диаграмма 3
3.Хотели ли вы полететь в космос? Да/Нет/Не знаю
Диаграмма 4
4. Знаете ли вы, кто такой космонавт? Да/Нет/Не знаю
Диаграмма 5
1. Известно ли вам, что космонавт это профессия? Да/Нет/Не знаю