СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 06.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно - исследовательский проект "Как стать космонавтом?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная проектная разработка позволяет составить рекомендации для школьников начальной школы для получения определенных навыков, умений и знаний, необходимых для получения профессии космонавта в будущем.

Просмотр содержимого документа
«Научно - исследовательский проект "Как стать космонавтом?"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сухановская средняя общеобразовательная школа»

Окружающий мир





Научно – исследовательский проект

«Как стать космонавтом?»










Выполнила:

Снигирева Дарья

учащаяся 3 класса МБОУ «Сухановская СОШ»

Руководитель:

Снигирева Татьяна Юрьевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Сухановская СОШ»






2022 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретическая часть………………………………………………...…….5

    1. Из истории освоения космического пространства………………………...…5

    2. Первые «космонавты»………………………………………………………….6

    3. «Поехали!»………………………………………………………………………8

    4. Влияние человека на космос…………………………………………….……10

1.5 Необходимость изучения космоса……………………………………….......12

Глава 2. Практически – экспериментальная часть……………………………12

2.1. Выявление осведомленности учеников начальной школы в вопросах исследования космоса………………………………………………………………...…12

2.2. Исследование и сравнение требований к кандидатам в космонавты……...12



Заключение……………………………………………………………………...……15

Список использованной литературы………………………………………….….16

Приложение 1…………………………………………………………………...……17

Приложение 2…………………………………………………………………….…..18

Приложение 3………………………………………………………………………...20










Введение.

Профессия космонавта остается такой же мечтой для многих девчонок и мальчишек сегодня, как она была в 1961 году, когда Юрий Гагарин впервые отправился в космос. К сожалению, большинство детей понятия не имеют, где и как учат этой профессии, как начать подготовку к достижению своей мечты уже в начальной школе. Поэтому актуальность моего исследования о том, как стать космонавтом, не вызывает сомнения.

Цель исследования – составить рекомендации для школьников начальной школы для получения определенных навыков, умений и знаний, необходимых для получения профессии космонавта в будущем.

Объект исследования – школьник младшего школьного возраста (6-10 лет)

Предмет исследования – навыки, умения и знания, необходимые для профессии космонавта и доступные для учащихся начальной школы.

Гипотеза исследования: начать готовиться к получению профессии можно и нужно уже в начальной школе.

В соответствии с темой, целью и гипотезой исследования ставились следующие задачи:

  1. Провести анкетирование школьников начальной школы (6-10 лет) для определения, интересует ли их профессия космонавта и как много они знают про космос в целом

  2. Выявить необходимые требования к кандидатам в космонавты

  3. Составить список рекомендаций для школьника начальной школы для освоения необходимых в профессии космонавта умений и навыков.

При выполнении исследования использовались следующие методы исследования:

- эмпирического уровня:

- теоретического уровня:

- опытно-экспериментального уровня:

- личный опыт.

В результате исследования были проанализованы несколько официальных документов, касающихся профессии космонавта, составлены рекомендации для младших школьников по получению необходимых знаний, навыков и умений.




























Теоретическая часть

1.1 Из истории освоения космического пространства. Изучение космоса началось еще с самых древних времен, когда человек только учился считать по звездам, выделяя созвездия. И только всего четыреста лет назад, после изобретения телескопа, астрономия начала стремительно развиваться принося в науку все новые открытия.

С глубокой древности люди мечтали летать, как птицы. Прошли века, и люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах и дирижаблях, позже стали бороздить воздушный океан на самолетах и вертолетах.

 Но человечество мечтало о полетах не только в воз­душном, но и в космическом пространстве, о котором великий русский ученый и поэт Михаил Васильевич Ломоносов сказал так:

-Открылась бездна Звезд полна, Звездам числа нет, Бездне — дна!

Таинственная звездная бездна космоса притягивала людей, звала заглянуть в нее, разгадать ее загадки!

      Когда-то великий ученый, основатель науки космо­навтики — Константин Эдуардович Циолковский, го­ворил: «Человечество не останется на Земле, оно завоюет себе околосолнечное пространство».

«Но человек полетит, опираясь не на силу своих мус­кулов, а на силу своего разума», — добавлял к сказан­ному ученый.

Циолковский доказал, что освоить космическое пространство можно только с помощью ракеты! Он разработал теорию аппара­та ракеты, предложил использовать для него жидкое топливо, про­думал устройство конструкции и вывел основную формулу ее дви­жения.

       Этот замечательный ученый ярко нарисовал в воображении всю картину космического полета. Он предположил, что люди скоро запустят в космос спутники Земли, а космические корабли поле­тят к другим планетам Солнечной системы. Кроме того, он предсказал, что в космическом пространстве бу­дет постоянно находиться настоящий космический дом, где космо­навты станут подолгу жить, занимаясь исследованиями.

Все идеи ученого воплотились в жизнь! Вокруг Земли вращаются искусственные спутники, созданы ор­битальные космические станции, где живут и работают космонавты, люди изучают другие планеты: Луну, Марс, Венеру...  Послушайте, как Циолковский представлял состояние невесомости ь в кабине космического корабля:

       «Все неприкрепленные к ракете предметы сошли со своих мест  и висят в воздухе, ни к чему не прикасаясь. Сами мы тоже не касаемся пола и принимаем любое положение: стоим и на полу, и на потолке, и на стене.

       Масло, вытряхнутое из бутылки, принимает форму шара; разбиваем его на части и получаем группу из мелких шариков».

       Когда читаешь эти сроки, то кажется, что ученый сам побывал в - космосе и испытал состояние невесомости! Однажды повидаться с ученым приехал будущий знаменитый конструктор межпланетных кораблей Сергей Павлович Королёв. Королёв с увлечением читал работы Циолковского, мечтал о  создании межпланетной ракеты. Сергей был еще совсем молод, ему шёл всего лишь двадцать четвертый год. Циолковский радушно принял юношу. Сергей Павлович сказал, что цель его жизни — «пробиться к звездам». Циолковский улыбнулся и ответил так: «Это очень трудное дело, молодой человек, поверьте мне, старику. Оно потребует знаний, настойчивости и многих лет, может быть, целой жизни...».

       Позже Королёв писал: «Я ушел от него с одной мыслью — строить ракеты и летать на них. Всем смыслом моей жизни стало одно — пробиться к звездам». И ему это блестяще удалось! Королёвым был создан Реактивный научно-исследовательский институт, в котором создавались проекты межпланетных летатель­ных аппаратов. Под его руководством здесь строили мощные ракеты для запуска искусственных спутников.

       Сергей Павлович Королёв, которого многие годы называли просто Главным конструктором, сумел воплотить в жизнь идеи Циолковского.

       В 1957 г. 4 октября произошло событие, которое потрясло весь мир, — был запущен первый искусственный спутник Земли.

  1. 2 Первые «космонавты»

Первые корабли были беспилотными. На них отрабатывался сход с орбиты, а также изучалось поведение подопытных собак.

Это был первый, сотворенный человеком, объект, который не упал на Землю, а стал вращаться вокруг нее.

       Что же представлял собой спутник Земли?

       Это был небольшой шар диаметром около 60 см, снабженный радиопередатчиком и четырьмя антеннами.

       Все радио- и телекомпании мира прервали свои передачи, чтобы услышать его сигналы, идущие из далекого космоса на Землю!

       С тех пор русское слово «спутник» вошло в словари многих народов.

       Ученые мечтали о полете человека в космос. Но прежде они ре­шили проверить безопасность полетов на наших верных четвероногих помощниках — собаках.

       Для пробных полетов выбрали не породистых собак, а обыкно­венных дворняжек — ведь они и выносливы, и неприхотливы, и очей смышлены.

       Сначала будущих четвероногих космонавтов долго тренировали. Для этого инженеры сконструировали специальную камеру.

       Самых первых собак, поднявшихся в ракете на высоту 110 км, звали Цыган и Дезик. Оба «космонавта» благополучно приземли­лись. Королёв очень радовался удаче, ласкал собачек, угощал их вкусненьким.

       Многие собаки не раз летали в космос. Они привыкали, что их одевают в комбинезоны, прикрепляют ремнями к кабине.

       Большинство собак были храбрые, но однажды в космическое пространство поднялся пес-трусишка, а вот кличка у него как раз была — Смелый!

       Во второй раз отправиться в космос Смелый побоялся. Вечером перед полетом собачек как всегда вывели прогуляться. Только лаборант отстегнул поводок, как Смелый кинулся прочь. Он убежал далеко в степь и на зов не откликался, будто чувствовал, что завт­ра утром ему предстоит полет.

       Что было делать?

       Пришлось выбрать из собак, всегда гулявших около столовой, одного небольшого песика. Его покормили, помыли, подстригли шерсть и нарядили в комбинезончик.

       Запуск прошел нормально, и пес благополучно вернулся на Зем­лю.

       Но Главный конструктор все же заметил подмену и спросил, как зовут эту собаку.

       Сотрудники ему ответили: «Зиб!»

       — Какая странная кличка! — удивился Королёв. Тогда ему объяснили, что расшифровывается она так: «Запасной исчезнувшего бобика». ( Когда полет завершился, хитрый пес Смелый вернулся в отряд,  как ни в чем не бывало!

       Испытания продолжались. Для собак изготовили специальные  скафандры из прорезиненной ткани и шлемы из прозрачной пла­стмассы.

       Стали готовить собак к длительному полету в космическое пространство. Нужно было создать для четвероногих космонавтов питательную смесь, обеспечить кабину воздухом.

       «Раз в сутки из-под лотка, в котором лежала собака, выдвигалась коробка, наполненная специально приготовленной тестообразнойсмесью: это и еда и питье. Собаки были заранее приучены такими продуктами питаться и утолять жажду» (А. Добровольский).

       В 1960 г. 19 августа стартовал космический корабль «Восток» с двумя четвероногими космонавтами — Белкой и Стрелкой. Эти небольшие симпатичные собачки провели в космосе 22 часа. За это время космический корабль облетел вокруг Земли 18 раз.

       Кроме собак на борту корабля были мыши и крысы, семена растений.

       Все благополучно вернулись на Землю. А в марте 1961 г. в космический полет отправились другие пу­тешественники — собаки Чернушкаи Звездочка.

Фотографии всех этих смелых собачек облетели весь мир.

       Наконец все было подготовлено для полета в космос человека.

       В 1961 г. 12 апреля на околоземную орбиту был выведен косми­ческий корабль «Восток». Его пилотировал первый в мире космо­навт.

       - Знаете ли вы его имя?

       Правильно! Самый первый космонавт Земли — Юрий Алексее­вич Гагарин.

 Этот отважный молодой человек первым из всех живущих на планете людей увидел Землю из космоса.

       И она показалась ему прекрасной!

    1. «Поехали!»

Летчик Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 г. на Смоленщине. В 1941 г мальчик пошел в школу, но война прервала его учебу. Послушай те рассказ писателя Юрия Нагибина о первом школьном дне Юрия Гагарина.

       После войны Гагарины поселились в городе Гжатске. Семья была дружная, трудолюбивая.

       Юра отлично учился, был способным, старательным и исполни­тельным мальчиком.

       В юности он увлекся спортом, занимался в аэроклубе, изучал устройство самолетов, прыгал с парашютом.

       Небо влекло к себе талантливого юношу! Он закончил авиационное училище и стал военным летчиком. Уже в это время Юрий мечтал о полетах в космос. Когда он узнал, что создается отряд космонавтов, то написал заявление с просьбой принять его в этот отряд.

       Скоро Юрий Гагарин был принят в отряд космонавтов. Начались долгие и трудные тренировки.

       Космонавт должен быть смелым, тренированным, иметь крепко! здоровье и сильную волю, отличаться умом и трудолюбием.

       Все эти качества у Юрия Гагарина были!

       Очевидцы вспоминают, что «когда первый космонавт после по­лета ехал по улицам Москвы в открытой машине, встречать его вышли тысячи и тысячи людей. Всюду было веселье и ликование, радост­ные возгласы и сердечные объятия».

       Вспоминали люди, что от Юрия Гагарина «шли какие-то волны жизнерадостности и творческого оптимизма».

       Как же проходил полет Юрия Гагарина?

       Вес корабля «Восток», на котором проходил полет, составлял 4730 кг Полет начался утром — в 9 ч 7 мин и проходил на высоте около 200 км над Землей. На стартовую площадку будущего космонавта провожали инже­неры, конструкторы, врачи, друзья.

       Очень волновался Главный конструктор — Сергей Павлович Королёв. Ведь он любил Юрия, как родного сына!

       Прежде чем шагнуть к ракете, Юрий воскликнул: «Ребята! Один за всех и все за одного!»

       А когда ракета рванулась в небо, Юрий Гагарин крикнул слово, ставшее знаменитым: «По-е-ха-ли!»

       «Он увидел в иллюминаторе голубую Землю и совершенно черное небо. Яркие немигающие звезды смотрели на него. Этого никогда не видел ни один житель Земли» — написал о полете Гагарина журналист Ярослав Голованов.

       Вот как описал сам Юрий Алексеевич свой полет: «Двигатели ракеты были включены в 9 ч 07 мин. Я буквально был вдавлен в кресло. Как только "Восток" пробил плотные слои атмосферы, я увидел Землю. Корабль пролетал над широкой сибирской рекой. Отчетливо были видны островки на ней и освещенные солнцем лесистые берега. Смотрел то в небо, то на Землю. Четко различались горные хребты, крупные озера. Самым красивым зрелищем был горизонт — окрашенная всеми цветами радуги полоса, разделяющая Землю в свете солнечных лучей от черного неба.

       Была заметна выпуклость, округлость Земли. Казалось, что вся она опоясана ореолом нежно-голубого цвета, который через бирюзовый, синий и фиолетовый переходит к иссиня-черному...».

       Юрий Гагарин принес славу нашей Родине. Мы с вами, дорогие ребята, можем гордиться им.

Первым космонавтом, вышедшим в открытый космос, стал Алексей Леонов. Под впечатлением своего полета он нарисовал замечательные картины, на которых изображал Землю и космическое пространство. С помощью спутников можно предсказывать погоду, осуществ­лять телевизионную, телефонную связь.

      За 50 лет космической эры было запущено более 3000 искусст­венных спутников Земли.

       Создали ученые и такие космические аппараты, которые совершают дальние полеты без участия людей. Обычно их называют автома­тическими станциями. Такие станции исследовали Луну, Марс, Ве­неру, Меркурий и другие планеты.

  1. 4 Влияние человека на космос.

Космос оказывал влияние на человека на протяжении всего его развития. Большое значение он имел и для экосистемы Земли. Так падение большого космического объекта привело к тому, что вымерли динозавры. Ледниковые периоды на планете, предполагается, зависят от того, что наша галактика попадает в пылевое облако. Выдвигается мнение, что за нами давно и до сих пор наблюдают более развитые космические существа – пришельцы. Факт их существования до сих пор не подтвержден, но показания многих очевидцев нельзя сбрасывать со счетов.

Невесомость, радиация и практически полное отсутствие движения ослабляет все системы организма и может вызвать «космическую болезнь». Симптомы - тошнота, головокружение, зрительные иллюзии и дезориентация. И страдает от нее по статистике – каждый второй космонавт.  

Огромное влияние на человечество оказывает и Солнце. Солнечный ветер и вспышки приводят к появлению северного сияния и магнитных бурь. Не стоит забывать и о параде планет, последствием которого является гравитационное воздействие на человечество.

  1. 5 Необходимость изучения космоса.

Прошло уже более полувека с 1961 года, как человек активно начал исследовать космос. К сожалению, исследование космоса – это очень дорогостоящее мероприятия и доступно только сверхдержавам. Некоторые задаются вопросом, а надо ли действительно исследовать космос и тратить на это такое количество сил, ресурсов и внимания. Они предлагают направить все эти усилия на решение проблем на Земле. Однако, есть целый ряд причин, по которым изучение космоса должно продолжаться.





II.Практически – экспериментальная часть.

2.1. Выявление осведомленности учеников начальной школы в вопросах исследования космоса.

Мною был проведен опрос учащихся начальной школы, возраст 6-10 лет. Всего было опрошено 10 человек. Анкета включала вопросы на знание истории исследования космоса, а также выявляла желание учеников связать свою жизнь с космосом в будущем. По результатам диаграмм мне стало понятно, что тема выбрана правильно и учащимся, познакомившимся с нашим проектом, будет интересно познакомиться с профессией космонавт (Приложение 3)

Как видно из диаграммы, почти половина всех опрошенных хотели бы стать в будущем космонавтами, но даже те, кто не хотят, не сомневаются в том, что космос изучать нужно.

В связи с этим, мне кажется, что несмотря на большое желание знать о космосе, и даже, возможно, когда-то работать в космической должности, ученики начальной школы мало себе представляют, где этому учиться, какие требования предъявляются космонавтам, и где больше узнать про космос.

2.2. Исследование и сравнение требований к кандидатам в космонавты

Изучив необходимую информацию в различных источниках, мною была составлена таблица, в которую я внесла основные требования к кандидатам в космонавты. Далее были проведены исследования моего кандидата (папы).

Данные приведены в таблице № 1

Основные требования к кандидатам в космонавты

Космонавт


(Кандидат папа)

Российское гражданство

+

+

Возраст до 35 лет

+

32

Высшее образование по инженерным, научным или летным специальностям (специалист/магистр)

+

-

Опыт работы по специальности – не менее 3 лет

+

-

Знание английского языка

+

-

Хорошая физическая подготовка

+

-

Отсутствие хронических заболеваний

+

+

Необходимые психологические качества

+

+

По результатам исследования можно сделать вывод, что мой кандидат не проходит сразу по нескольким параметрам. (См. в табл № 1)

В газете «Комсомольская правда» мною была обнаружена статья: «Из чего состоят экзамены для космонавтов» по возможности я постараюсь проверить моего кандидата по этим параметрам.

Таблица № 2 Экзамен для будущих космонавтов

Упражнения на выносливость:


Космонавт

Бег на 1 км – не более 3 мин 35 сек


Или лыжная гонка 5 км – не более 21 мин


Плавание вольным стилем 800 м – не более 19 мин



Наш кандидат

10 мин

35 мин

22 мин


Упражнения на оценку силы:

Космонавт

Подтягивание – не менее 14 раз

Сгибание-разгибание рук в упоре на брусьях – не менее 20 раз

Угол в упоре на брусьях – не менее 15 сек

Отжимание

Наш кандидат

5

10

7

10

Упражнения на скорость

Космонавт

Бег 60 м – не более 8,5 сек


Челночный бег 10х10 м – не более 26 сек


Прыжки в длину с места – не менее 2 м 30 см


Плавание 25 м - не более 19 сек


Наш кандидат

10.7 сек

32 сек

2м 20см

25 сек

Упражнения на ловкость

Космонавт

Прыжки на батуте - успеть развернуться на 360 градусов, высота прыжка не менее 60 см


Прыжки в воду с трамплина вниз головой высота 3 м

Ныряние в длину – не менее 20 м



Наш кандидат

Не пройдено

Не пройдено



Оценка работы с тренажерами на борту космической станции:

Бег на беговой дорожке – 11 мин

Работа на велоэргометре – 5 мин с небольшой нагрузкой, 3 мин отдых, 5 мин с максимальной нагрузкой

Наш кандидат

Не пройдено

Не пройдено



Подводя итоги по данной таблице можно сказать, что из-за того что в домашних условиях нет возможности проверить моего кандидата по некоторым параметрам можно считать экзамен не пройден.

К тому же измерение давление показало 144/86. Это высокое давление для космонавта.

Кроме того, можно посещать специализированные курсы и тренинги, которые помогают развивать эти качества. (Приложение 2)

В настоящее время в России существует огромное количество возможностей узнать больше про космос и профессию космонавта. Россия – лидер в области космических исследований и достижений, поэтому именно в России можно получить всю информацию из «первых рук».

Безусловно, помощь в изучении и понимании космоса оказывают и книги. Их существует огромное множество.







Заключение.

Профессия космонавта в настоящее время является привлекательной для большинства школьников начальной школы. Практически все школьники уже в младшей школе уверены в необходимости изучения космоса. Начинать развивать навыки и приобретать умения и знания, необходимые для работы космонавтом, можно и нужно уже в начальной школе.

В России, и в Москве особенно, есть большое количество мест и возможностей для развития навыков и приобретения умений и знаний, необходимых для работы космонавтом, включая обсерватории, музеи, кружки и т.п.











































Список использованной литературы

Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С. А. Кузнецов.

Первое издание: СПб.: Норинт, 1998.

В.Л.Горьков. Космическая азбука. Книга о космосе– Детская литература, 1994 г.

Г.В. Железняк «Космос» Серия «Вопрос-ответ», Москва 2008 г.

И. Павловой, Т. Парфеновой, В. Дородницына «Иллюстрированная энцеклопедия для мальчиков, Москва 2007 г.

Т. А.Шорыгина Детям о космосе.   - Сфера, 2013 г.

Н.И.Гордиенко Космонавтика. Иллюстрированная энциклопедия. – Эксмо. Наше слово

https://tass.ru/spec/stat_kosmonavtom.

http://www.gctc.ru/ ФГБУ "Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина",

http://www.gazeta.ru/lifestyle/education

http://www.lawinrussia.ru/node/

http://earth-chronicles.ru/news

http://top-antropos.com/history

http://www.outer-space.ru/human/

http://ru.wikipedia.org/wik

















Приложение №1

Анкета

  1. Знаете ли вы, что такое космос? Да/Нет/Не знаю

______________________________________________________________

2. Известна ли вам наука изучающая космос? Да/Нет/Не знаю

______________________________________________________________

3.Хотели ли вы полететь в космос? Да/Нет/Не знаю

________________________________________________________________________

4. Знаете ли вы, кто такой космонавт? Да/Нет/Не знаю

______________________________________________________________

5. Известно ли вам, что космонавт это профессия? Да/Нет/Не знаю







































Приложение 2

Тренинг «Я-лидер: лидерство и работа в команде». Есть группы для детей 9-11 лет. Подробная информация находится по ссылке https://tren-kot.ru/course/ya-lider-razvitiye-navykov-raboty-v-komande/

«Школа лидерства и саморазвития». Подробную информацию можно найти по ссылке http://school-leadership.ru/#out

Следующее умение, необходимое для того, чтобы стать космонавтом - это «умение пользоваться персональным компьютером на продвинутом уровне»:

- слепая печать:

https://www.ratatype.ru/, https://ergosolo.ru/, http://klavogonki.ru/;

-участие в школьных проектах;

- прохождение курсов на образовательных платформах:

https://www.lektorium.tv/ , https://universarium.org/ , https://foxford.ru/

Во-первых, в Москве есть несколько музеев, которые посвящены космосу и космонавтике:

Музей космонавтики- https://kosmo-museum.ru/; Астрофизическая школа- https://www.astroschool.space/, Институт астрономии РАН http://www.inasan.ru/education/noc/for_children/

«Космос. 4D энциклопедия с дополненной реальностью» Автор: Ликсо Вячеслав Владимирович.

































Приложение 3

Диаграмма 1

1. Знаете ли вы, что такое космос? Да/Нет/Не знаю

Диаграмма 2

2. Известна ли вам наука изучающая космос? Да/Нет/Не знаю

Диаграмма 3

3.Хотели ли вы полететь в космос? Да/Нет/Не знаю

Диаграмма 4

4. Знаете ли вы, кто такой космонавт? Да/Нет/Не знаю

Диаграмма 5

1. Известно ли вам, что космонавт это профессия? Да/Нет/Не знаю











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!