СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательский проект " Влияние почвы на рост растений"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно-исследовательский проект " Влияние почвы на рост растений"

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательский проект " Влияние почвы на рост растений"»


муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Сарыбалыкская СОШ

МКОУ ДО ДДТ Здвинского района



Номинация «Юные исследователи»

Научно-исследовательский проект



Работу выполнила:

Ольховая Надежда Николаевна

ученица 5 класса

Руководитель:

Толкушкина Надежда Яковлевна

2017 год































































Оглавление

1. Введение стр.4

2. Актуальность стр.4-5

3. Тема исследования стр.5

4.Объект исследования стр.5

5. Проблемный вопрос стр.5

6. Цель исследования стр.5

7. Задачи исследования стр.5

8. Гипотеза исследования стр.5

9.Практическое значение стр.5

10.Часть первая .Изучение состава почвы стр.6-7

11. Часть вторая. Посадка растений в различную почву

и наблюдение за ростом растений стр.8-10

12.Результат исследования стр.11

13. Список литературы стр.11

13. Приложение

№1Памятка для садоводов и огородников стр.12-16

№2 Памятка «Как готовить почву для цветов и других

комнатных растений. Стр.17-18

















Введение

Почва - самый поверхностный слой суши земного шара, возникший в результате изменения горных пород под воздействием живых и мертвых организмов (растительности, животных, микроорганизмов), солнечного тепла и атмосферных осадков. Почва представляет собой совершенно особое природное образование, обладающее только ей присущим строением, составом и свойствами.
Почвы играют для растений крайне важное значение. Во-первых, в большинстве случаев почвы являются тем субстратом, в котором происходит механическое закрепление растений. Во-вторых, именно почвы обеспечивают водоснабжение и минеральное питание растений. В третьих, через почвы осуществляются многие типы взаимодействий растений друг с другом, а также с другими организмами (почвенными микроорганизмами, грибами, животными). Как всякое природное тело, почва обладает суммой внешних, так называемых морфологических признаков, которые являются результатом процессов ее формирования и поэтому отражают происхождение (генезис) почв, историю их развития, их физические и химические свойства. В качестве основных морфологических признаков почвы выделяют: почвенный профиль, окраску и цвет почв, почвенную структуру, гранулометрический состав почв, сложение почв, новообразования и включения.
Механический состав почвы - это совокупность механических фракций. Фракции образуются из частиц сходного размера. Частицы или механические элементы образуются при выветривании камней и горных пород. Это долгий процесс, в результате, которого образуется рыхлая масса. Как правило, почва представляет собой смесь частиц разного размера, которые группируют по фракциям. Почвы характеризуются рядом физико-химических характеристик, имеющих существенное значение для роста и развития растений, а также для формирования того или иного типа растительного сообщества.

Актуальность

В нашей школе есть участок, где мы выращиваем овощи и цветы. Каждую весну ученики вскапывают почву на клумбах, сеют семена цветов, высаживают рассаду. В этом году весной мы посеяли семена петунии на рассаду в лоток, но она не взошла. Мы огорчились, ведь мы её добросовестно поливали и почву в магазине покупали. Я решила провести эксперимент и выяснить, будут ли расти на этой почве другие растения? А также я решила выяснить, на какой почве растения будут развиваться лучше активнее?
Ответы на поставленные вопросы я постараюсь получить с помощью наблюдения и опытов, которые проведу в ходе исследовательского проекта.

Тема исследования: влияние почвы на рост растений

Объект исследования: почва разного состава

Предмет исследования: влияние почвы на рост разного состава на рост растений

Проблемный вопрос

Почему на разных почвах растения развиваются и растут неодинаково?



Цель исследования:

Вырастить растения на разных почвах

Задачи исследования:

  • собрать и изучить информацию о почве.

  • изучить состав почвы

  • провести наблюдение за ростом растений в почвах различного состава.

  • изучить условия роста растений в различных почвах

  • проанализировать полученные результаты и сделать самостоятельные выводы.

    Гипотеза исследования: предположим, что растения в почвах различных по составу растут и развиваются неодинаково.
     

Практическое значение: использование на уроках биологии, географии, во внеклассных мероприятиях, на занятиях кружка, ознакомление с технологией проведения опытов с почвой, с необходимостью бережного отношения к почве родного края.

Срок выполнения :2 месяца

Материально-технические ресурсы:

почва, семена редиса, репчатый лук, емкости для выращивания растений.





Часть 1



Изучение состава почвы.
В школе подобрала оборудование для проведения опытов. Подготовила образцы почвы, взяла естественную природную почву .
Опыт 1.     

                   
Бросила комочек сухой почвы в колбу с водой. Из почвы начали появляться пузырьки.
Спустя час стенки колбы покрылись мелкими пузырьками.
Значит, в состав почвы входит воздух.
 
Опыт 2.

Насыпала немного почвы на лоток и накрыла крышкой.
крышка запотела, а через час на нем появились капельки воды.
Следовательно, в почве есть вода.
 
Опыт 3.   

Нагрела почву на плитке.
Появился лёгкий дымок и неприятный запах, это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных.
Перегной придаёт почве тёмный цвет, влияет на плодородие почвы.

Опыт 4.  

Слегка прокалённую почву, в которой перегной частично выгорел, насыпала в колбу с водой и размешала.
Вода стала мутной. Когда усели частички почвы,  я рассмотрела различные её слои.
На дне видны песчинки песка и глины , сверху – перегной, пепел серого цвет усел поверх всех слоёв. 
Можно сделать вывод, что в состав почвы входят песок и глина.

Опыт 5.       

Несколько капель раствора  поместила на пластиковую крышку. Оставила на некоторое время у батареи центрального отопления.
Вода испарилась, а на стекле остался белый налёт, это минеральные соли.
Данный опыт показывает, что в почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде.
Проведенные опыты наглядно доказали, что в состав почвы входят: воздух, вода, перегной, песок и глина, минеральный соли. Данные составляющие необходимы для жизни растений. Значит можно сделать вывод, что растениям для жизни нужен не только солнечный свет и вода, но и что-то такое, что находится и почве и отсутствует в песке. Это - питательные вещества. Тот самый перегной, слой которого я видела в самом верху, когда изучала строение почвы.

Часть 2. Посадка растений в различную почву и наблюдение за ростом растений

Чтобы проследить за ростом растений, я провела опыты на занятиях кружка . «Аленький цветочек».

Опыты с почвой проводила осенью в сентябре.

Луковицы предварительно замочила в воде – 8 сентября


Подготовила для эксперимента почвы разных видов: почву со школьного огорода, удобренную почву с клумбы и использованную почву на которой не взошла петуния.



Семена посеяла в лоточки, а луковицы в баночки - 11 сентября





Результаты эксперимента

13 сентября

В баночке с почвой взятой с клумбы №1 появилось перо у лука, а

во второй баночке с почвой взятой с огорода № 2, и в третьей баночке№3 с использованной почвой купленной в магазине ничего пока нет.








Наблюдаю за ростом редиса

В лотках №1 с почвой взятой с клумбы, и лотке№2 почвой взятой с огорода появились первые всходы, а лотке №3 с использованной почвой пока ничего нет



19 сентября.

Лук подрос в баночке №1, а в других баночках лук не растет.



28 сентября редис подрос в лотке №1 и №2 (длина растения 5-6 см ), а в лотке №3 появились первые всходы






3 октября

Лук в баночке №1 растет плохо концы пера стали желтеть, а в баночке №2 №3 так ничего нет.











Редис в лотке №1 и №2 вырос до 7-8 см



Лук плохо стал расти. Я решила проверить, какая корневая система у лука и вот что я увидела .



Корневая система у всех луковиц погибла, потому что почва солонец в лотках №1 и №2, а внесенные удобрения весной не улучшили её качества.

Вывод:

Подведу итог экспериментов. Для растения необходима рыхлая, богатая минеральными солями, влажная почва. Только тогда они будут чувствовать себя хорошо. При недостатке какого-либо компонента растение хуже растёт, а иногда и погибает. Корневая система засыхает, гниет.

На плодородной почве растения лучше растут.. Если человек не будет ухаживать за почвой, вносить удобрения, бороться с сорняками, оберегать её от разрушения, то урожаи будут скудными.

Чтобы понять, как заботиться о почве, я постаралась узнать о ней как можно больше, изучила литературу по теме исследования и пришла к следующим выводам:

  • в состав почвы входят: воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина;

  • состав почвы влияет на рост растений;

  • при благоприятных условиях: высадке в богатую питательными веществами почву растения дают дружные всходы, хорошо и быстро растут;

  • растения нуждаются в почве разного состава: одни хорошо растут в чернозёмной почве, другие - в песчаной;

  • всем растениям нужна вода и воздух, содержащиеся в почве;

  • при неблагоприятных условиях, неправильном подборе почвы, условий содержания, растения слабеют, а иногда и погибают;

  • несмотря на то, что глина входит в состав почвы, она плохо пропускает воду, содержит мало воздуха, растения в глинистых почвах растут плохо;

  • на солонцах растения плохо растут, а чаще всего погибают, поэтому на пришкольном участке лук не растет, морковь и свекла вырастают небольшого размера.

  • почва подвержена разрушению, а восстанавливается очень медленно.




Результат исследования


Результатом исследовательской работы считаю и то, что:

  • я научилась работать с интернет- ресурсами с научной литературой, периодической печатью

  • освоила правила и приёмы проведения опытов с почвой;

  • провела наблюдения за ростом растений в почвах разного состава;

  • обсудила с одноклассниками проблему сохранения почв своего края, улучшения состава почв пришкольного участка



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  • Большая Русская энциклопедия Москва. Научное издательство.2005 год

  • Воробьева А.А Лук.Россельхозиздат.1980год

  • Журнал «Приусадебное хозяйство»№2 2007, №4 2008 года

  • Онегов А. Школа юннатов Москва. Детская литература.1982год

  • Плешаков А.А. «Окружающий мир» 3 класс 2012года

  • Д. Кудрявцев « Как вырастить цветы».Москва. Просвещение 1993год

  • Энциклопедический словарь юного земледельца. Москва. Педагогика.1983 год















Приложение №1

ПАМЯТКА ДЛЯ САДОВОДОВ И ОГОРОДНИКОВ

Лук

- Перед посадкой: 1 ст.ложка соли на 1 литр воды залить на 3 часа.

- После соли: темный раствор марганцовки на 2 часа. Обязательно промыть. - От луковой мухи:

1. Появился первый листочек 1) Проливаем водой. 2) Полив 2 ст.ложки нашатырный спирт на ведро воды (3 лейки на 6п.м.грядки) 3) Проливаем водой.

2. Через 10-14 дней. По той же схеме полив 1ст.ложка соли на 1 литр воды 3. Через 10 дней. По той же схеме полив крепким р-ром марганцовки. - Подкормки: Любит дрожжевой настой: 100гр. дрожжей на 1 ведро 1 час настоять, пролить, подкормить, пролить.

- Прореживай шалот, не жалей.

- Заканчивай поливать, разгреби земельку.

- Прожарь на солнышке на грядке, не тащи на чердак.

Огурец

- Перед посевом за 5-6 дней землю пролить горячей водой и 1 ст.ложка медного купороса на ведро воды, закрой пленкой. - Полив только теплой водой вечером.

- Подкормки: любят дрожжи, 100гр. дрожжей на 1 ведро, 1 час настоять, пролить, подкормить 1 стакан настоя на кустик, пролить. Лучшая покормка: крапива с золой, вот ее и поставь в теплицу. - Сделай каркас для плетей по верху

. - Не рыхлить, подсыпай землю.

- Поставь ведро с навозной жижей или травой.

- Опрыскивание от болезни 1 литр обезжиренного молока + 20 капель иода на ведро воды. Как профилактика 1 раз в две недели, можно добавить зеленого мыла.. Можно слабым раствором марганцовки.



Томаты

- Перед посевом за 5-6 дней землю пролить горячей водой и 1 ст.ложка медного купороса на ведро воды, закрой пленкой.

- Посади: в теплицу и на грядку настурция - от белокрылки, базилик - от болезни и просто любит соседство, намажь вазелином желтую бумажку.

- Держи теплицу открытой, не закрывай.

- Мульчируй, когда земля прогреется травой, сеном.

- Полив под мульчу.

- Сделай пару раз пропаривание: закрой теплицу на полдня, потом хорошенько проветри.

- Опрыскивание от болезни 1 литр обезжиренного молока + 20 капель иода на ведро воды. Как профилактика 1 раз в две недели, можно добавить зеленого мыла. Можно слабым раствором марганцовки.

- Проткни стволы медной проволокой или зубочисткой. - Наруби ботву, заправь в землю.

- Профилактика фитофтороза: через пять дней после высадки рассады 1г. CuSO4 в 4 литрах дождевой мягкой воды - опрыскать. Через пять дней после первой обработки из лейки: 40гр. сухого хвоща залить водой, кипятить 15 мин, отвар слить и сохранить. Осадок залить и кипятить 10 мин. Отвары соединить, довести до 5 литров.

- Через пять дней после предыдущей обработки. 0,5литра обезжиренного молока + 50 капель йода на 5 литров воды.

- Через 7-10 дней после предыдущей обработки 1 мл. Эпина на 5 литров воды.

Малина

- Не развязывай малину пока не проведешь обработку.

- Начеренкуй крупноплодную и желтую. На неделю во влажный мох в сарай, на 1-3дня на веранду, потом сади в стаканчики под пленку.

- Первая обработка - бордосская жидкость веничком.

- Вторая через неделю - 3 горсти мочевины на ведро воды из лейки.

- От малинового жука и долгоносика по бутончикам - актеллик, фуфанон, карбофос. Запомни при +13 градусах он уже вышел на охоту. Попробуй пару раз опрыскать в конце мая до бутончиков, чтоб побеги не загибались.

- Народное средство от долгоносика 1 столовая ложка горчицы на 1 литр теплой воды так же по бутонам, отвар полыни горькой. Разложи полынь под малиной и по клубнике.

- Поливай, поливай и еще раз поливай.

- Прополоть, обрезать, пригнуть.

Гладиолус

- Закрой черной пленкой для прогрева.

Подкормки:

- 2 лист - 1 ст.ложка мочевины + 1,5ст.ложка сульфата калия на ведро воду на 1м2, опрыскай цирконом для образования корней.

- 3-4 лист - то же + внекорневая подкормка микроудобрением + 2гр. (чуть меньше половины чайной ложки) борной кислоты на ведро воды.

- 5-6 листьев -1 ст. ложки мочевины + 2 ст.ложка сульфата калия + 0,5 ложки суперфосфата.

- Выброс цветоноса - 2ст. ложки нитрофоски + 2гр.(чуть меньше половины чайной ложки) борной кислоты на ведро воды.

- После цветения 1,5ст. ложка суперфосфата + 1,5 ст. ложка сульфата калия. В это же время 0,5 чайной ложки KMnO4 на ведро воды по листьям. В сентябре кончай кормить.

- Кормить лучше при поливе 1 раз в неделю.

- От болезней и вредителей: 100 гр чеснока на 10 литров воды, 30-40гр. ХОМа на ведро воды, фитоспорин, Актеллик, фуфанон, карбофос, фитоверм.

- Запомни, трисы обновляются каждые десять дней и привыкают к фунгициду, меняй и обрабатывай.

- Замульчируй хвоей, не торопись, подсыпай помаленьку, пусть земля прогреется.

- Посади вдоль грядки настурцию и бархотки.

- Выкопала, промыла, карбофос (децис), через 4-5 дней Максим и месяц-два (пока не просохнет) у печки (20-25град) в один слой.

Ирис

Подкормки:

- ранней весной

- подкормка из азота фосфора и калия в отношении соответственно 1 :1:1;

- в период формирования бутонов

– подкормка из азота, фосфора и калия в отношении соответственно 0,5:1:3; - через месяц после цветения

– подкормка из фосфора и калия в отношении 1:1.

Актинидия

- Растения не рыхлить, а присыпатьперегноем, так как корни расположены близко к поверхности.

- Удобрения - ранней весной комплексное минеральное удобрение, осенью - суперфосфат, сернокислый калий, золу.

- Защити от котов.

- Основная масса корней растения находится в поверхностном слое почвы. Поэтому в жару требуются ежедневные поливы. Проводить их лучше ближе к вечеру, орошая крону и приствольный круг.

- Не вздумай обрезать весной - уплачится, не оклемается.

- Осенью, после окончания вегетации, вырезают поломанные, слаборазвитые и загущающие крону ветви. Все однолетние побеги обрезают на 50-70 см, так как все плодовые почки у растения раполагаются в пределах этой длины. Имейте в виду, что весной обрезать актинидию нельзя. Иначе она горько “заплачет”, то есть из ранок потечет сок.

Клематис

- Почва должна быть водопроницаемой, суглинистой, слабощелочной (карбонатной) или нейтральной, плодородной, хорошо удобренной и рыхлой. - На дно посадочной ямы (размером 60х60х60 см) положить для дренажа слой щебня в 10–15 см, перлита. Полностью заменить плодородной землёй с добавлением перегноя или компоста). Добавь 150 г суперфосфата и 200 г извести,

- Подходящей подкормкой является вода, в которой мылось несолёное мясо или рыба.

- Закрой ноги цветочками 50-6-см.

- Каждую весну поливай клематисы известковым молоком (доломитовой мукой, мелом) и раствором, содержащим медь (одна столовая ложка на ведро воды).

- Хорошие результаты даёт припудривание древесной золой нижней части лиан после дождя

- это предотвращает увядание побегов







































Приложение №2

Как готовить почву для цветов и других комнатных растений.

Почвенная смесь (субстрат) должена быть питательной, водо- и воздухопроницаемой. Субстрат для каждой культуры иметь определенную кислотность. Большинство комнатных растений предпочитает субстрат со слабокислой или нейтральной реакцией .

Готовый субстрат можно приобрести в магазинах.  Такие  субстраты как: « Роза», «Бегония», «Пальма»,  «Азалия»  с высоким содержанием гумуса и слабокислой или нейтральной средой, применяют для полной замены грунта при пересадке растений, частичного смешивания или поверхностной подсыпки.

Такие растения, как гортензия, азалия, гардения, нуждаются в более кислом субстрате.

Можно приготовить субстрат самостоятельно, используя следующие компоненты.

Дерновая земля, которая входит с состав почвенных смесей чаще всего. Ее готовят в течение 1.5-2 лет из дерна, взятого на лугах или в полях. Она слабощелочная .

Песок (речной или озерный) добавляют во все смеси для улучшения структуры субстрата. В чистом виде его чаще всего используют  для улучшения дренажа.

Листовая земля легкая и питательная, добавляется для улучшения питательных свойств почвы, применяется при  выращивании примулы, бегоний, цикламенов и др.  Эту почву берут в лиственных лесах и вносят в состав почвенных смесей не ранее чем через два года.

Вересковая земля - это легкий, достаточно рыхлый грунт, который берут в зарослях вереска. Он зреет не менее 2 лет, добавляется в смеси при выращивании орхидей, азалий и др.

Перегнойная земля, очень  богата органическими веществами, получается из перегнившего навоза и широко применяется в самых различных  почвенных смесях.

Торфяную землю готовят из верхового бурого или переходного торфа. Это рыхлая, легкая земля,  входящая во все смеси. Готовится около трех лет и используется в смеси с другими компонентами.

Мох (для эпифитных растений необходим сфагновый)  обладает большой влагоемкостью . Высушенный и нарубленный мох  придает субстратам  рыхлость и легкость.

Почвенные смеси делятся на легкие, средние, тяжелые. Для увеличения влагопроницаемости в смесь   добавляют крупнозернистый песок или мелкий гравий, а для удержания влаги перлит.

Примерный состав легкой смеси – 40 % листовой земли, 20%- парниковой, 20%- дерновой,20% -крупнозернистого песка.

Средняя смесь –  по 30% листовой земли, перегнойной, глинисто-дерновой земли, 10% крупнозернистого песка или его заменителей (пенопластовая крошка, вермикулит, керамзит и др.)

Тяжелая смесь 50%- глинисто-дерновой земли, по 10% -торфа и речного песка или его заменителя, по 15% - листовой и парниковой земли.

Перед применением необходимо провести стерилизацию всех  подготавливаемых  смесей.
















16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!