СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Научно-исследовательская деятельность школьников - путь к успешной социализации»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

в статье идет речь о формировании у обучающихся навыков научно-исследовательской работы, которые помогут современному выпускнику в успешной социализации. Один из ключевых тезисов статьи заключается в утверждении, что навыки исследовательской работы помогают  сформировать у обучающихся умения, необходимые для успешной социализации. К таковым можем отнести следующие навыки: умение работать с информацией, сотрудничать и взаимодействовать, рассуждать и выдвигать гипотезы, решать жизненные задачи и проекты, формулировать выводы и заключения. Автор освещает практику применения элементов научной и исследовательской деятельности во внеурочной работе.

Просмотр содержимого документа
««Научно-исследовательская деятельность школьников - путь к успешной социализации»»

«Научно-исследовательская деятельность школьников - путь к успешной социализации»

Чайка Людмила Николаевна учитель черчения МБОУ «СОШ № 26» г. Чита, Забайкальский край

Аннотация: в статье идет речь о формировании у обучающихся навыков научно-исследовательской работы, которые помогут современному выпускнику в успешной социализации. Один из ключевых тезисов статьи заключается в утверждении, что навыки исследовательской работы помогают сформировать у обучающихся умения, необходимые для успешной социализации. К таковым можем отнести следующие навыки: умение работать с информацией, сотрудничать и взаимодействовать, рассуждать и выдвигать гипотезы, решать жизненные задачи и проекты, формулировать выводы и заключения. Автор освещает практику применения элементов научной и исследовательской деятельности во внеурочной работе.

Ключевые слова: школьное научное общество, исследовательская работа, научная деятельность, сотрудничество, здоровье.

В связи с тем, что в настоящее время в обществе повышается престиж профессионализма, важно ответить на вопрос, какие качества специалистов востребованы сегодня, практически во всех основных сферах общественной деятельности? Основным качеством востребованности выступает творчество (творческий подход). [9]

Таким образом, современному выпускнику для успешной социализации необходимо получить не только достаточный объем знаний, но и определенные навыки. А именно: иметь аналитические способности, навыки наблюдения, уметь проявить инициативу, формулировать и вносить свои предложения, нести ответственность за принятые решения. А это значит, что школа должна сформировать у обучающихся навыки исследовательской работы, а также умения работать с информацией, сотрудничать и взаимодействовать, рассуждать и выдвигать гипотезы, решать жизненные задачи и проекты, формулировать выводы и заключения. Человек-творец и человек-исследователь востребован в современном обществе. А исследовательская практика это «важнейший инструмент развития и саморазвития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка». [7, с. 31–38]

Исследовательская работа способствует развитию у школьников творческих способностей. Единая педагогическая система, ориентированная на формирование новой культурной личности, с потребностями развития проинновационных, креативно-ориентированных направлений в обучении – это фундамент, на котором строится здоровое обучение школьника.

Насколько успешным будет достижение цели зависит от методов обучения, реализации творческого потенциала, навыков работы в коллективе и т.д. В соответствии с направлениями и принципами учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, социальное) у нас в школе сложилась определенная система организации учебного исследования. Исследовательская работа способствует развитию у школьников творческих способностей, и совсем необязательно, что они станут учеными. Задача состоит в другом, научиться трудиться творчески с учетом обстановки и условий, применять формы и методы самостоятельного, активного познания явлений, предметов, уметь использовать рекомендации науки, внедрять её достижения в практику. Такая работа школьника является своего рода первым шагом в науку и подготовкой для обучения в высших учебных заведениях. Научная работа является той исследовательской деятельностью, которая строится на сложных мыслительных процессах, раскрывая структуру мыслительных действий, операций и заключается в обучении методам творческой деятельности. [2] Мы представим опыт работы во внеурочной деятельности. Исследовательская деятельность осуществляется в рамках работы научного общества учащихся. На факультативных занятиях и в рамках учебных программ школьники приобретают знания и навыки по оформлению и проведению научно-практических исследований. Наше школьное научное общество учащихся «Эврика» (ШНОУ «Эврика») МБОУ СОШ №26 г. Читы является добровольным объединением учащихся образовательной организации, заинтересованных и проявляющих способности к научно-исследовательской деятельности в различных областях.

Начинаем занятия с юными исследователями с общих положений и актуальных вопросов: правильной речи, грамотного письма и общения.

В наше время речь нужна для обогащения своих знаний, обмена мыслями, для организации совместной работы и т.д. Культура слова – имеет огромное значение для научно-исследовательской деятельности. По речи человека можно определить степень его культуры, которая неразрывно связана с искусством, литературой, историей, с наукой.  Основа языковой культуры юного исследователя – это грамотность, соблюдение общепринятых литературных норм в пользовании лексическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и стилистическими средствами языка. Речь исследователя должна быть не только правильной, но и лексически богатой, синтаксически разнообразной. Для этого, нужно вслушаться в живую речь, уметь пользоваться словарями, вдумчиво читать научную литературу, обращая при этом внимание на употребление отдельных слов, на удачные высказывания, на построение предложений. “…без уважения, без любви к родному слову не может быть ни всесторонней человеческой воспитанности, ни духовной культуры”, сказал Василий Александрович Сухомлинский. [8, с.77] Мы ориентируемся на активное развитие своей речи, учимся устно и письменно излагать собственные мысли, правильно строить предложения, искать удачные и самые нужные варианты высказывания. Также важное значение в культуре речи имеет тон разговора, умение своевременно и уместно поддержать тему, ответить на вопросы, умение выслушать другого.

В рамках работы школьного научного общества учащихся «Эврика» сформирована группа «Юные исследователи», которая занимается исследованием проблемы сохранения здоровья школьников МБОУ СОШ №26 г.Чита.

На занятиях группы «Юные исследователи», мы проводим исследование по проблеме здоровья школьников МБОУ СОШ №26 г.Чита. Любое исследование предполагает описание общепринятых методологических параметров: проблемы, темы, объекта и предмета исследования, цели, задач, гипотезы и защищаемых положений. Постановка научной проблемы заключается в особом видении вопроса, требующего изучения, т.е. это поиск вопросов, которые приблизят исследователя от неизвестного к известному и является особо важным моментом в постановке проблемы. Исследовательская проблема выражает потребность в изучении определенной области социума для разрешения имеющихся противоречий, таким образом, от разрешения проблемы зависит прогресс научного познания. Для того, чтобы приступить к научно-исследовательской работе, мы с учащимися разобрали ряд проблем и вопросов частного характера, обсуждение которых привело нас к определению общей проблемы, с которой мы и начали свою исследовательскую работу: как сохранить здоровье школьников? Для выявления проблемы здоровья учащихся выясним, что можно назвать здоровьем? В предисловии к Уставу Всемирной Организации Здравоохранения определение здоровья звучит так: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия при отсутствии болезни или немощи, включая способность вести социально и экономически продуктивную жизнь». [4, с.1] Здоровье является универсальной ценностью, без него невозможно всестороннее и гармоничное развитие личности. В современном обществе проблема здоровья школьников, является архиважной. Годы взросления приходятся на период пребывания ребенка в образовательных учреждениях и оказываются периодом, в течение которого происходит существенное ухудшение здоровья.

Формулирование проблемы влечет за собой выбор объекта исследования (т.е. та область или пространство, которое порождает проблемную ситуацию, где содержится то, что будет изучаться). Объект дает ответ на вопрос: «Что рассматривается?». Мы определили, что объектом исследования является среда (пространство) МБОУ СОШ №26. Соответственно предмет исследования: либо аспект проблемы, либо часть, особенность объекта, которая дает ответ на вопрос: «Как рассматривается?». Предмет исследования - отношение школьников к своему здоровью. Далее ставим цель работы: исследование отношения учащихся школы МБОУ СОШ №26 к своему здоровью, для того, чтобы дать конкретные рекомендации ответственного отношения к здоровью и организации здорового образа жизни. Решение проблемы, обычно и составляет цель исследования. И в соответствии с пошаговым достижением заданной цели, определяем исследовательские задачи. Постановка задач направлена на проверку гипотезы. Для достижения данной цели предполагается решить следующие задачи:

1. изучить научную литературу по избранной проблеме;

2. провести анкетирование, проанализировать и исследовать отношение учащихся к собственному здоровью в процессе обучения;

3. обобщить опыт, полученный при исследовании;

4. разработать рекомендации.

Гипотеза исследования является предположением, которое несет в себе возможный ответ на поставленный вопрос. Так как формулировка гипотезы исследования будет ориентировать нас в дальнейшей работе на поиск нужных источников и определенной информации, мы сформулировали гипотезу исследования следующим образом – если в процессе всего обучения в школе учащиеся будут систематически и последовательно формировать отношение к собственному здоровью как к ценности, стараться выявлять и разрешать противоречия между инициируемой ценностью и реальным поведением, то уровень сформированности ответственного отношения к здоровью будет наиболее высоким, что приведет к здоровому образу жизни. Этапы исследования:

 поисково-теоретический (анализ литературы, изучение проблемы);

 анализ статистических данных

 эмпирическое исследование (анкетирование, опрос);

 заключительно-обобщающий (систематизация материалов исследования, обобщение результатов, формулирование выводов и рекомендаций).

Процесс исследовательской деятельности направлен на формирование у учащихся следующих умений: планировать свою работу, просчитывая возможные варианты; использовать различные источники информации; самостоятельно отбирать и накапливать материал; анализировать анкеты, интервью, беседы; аргументировать мнение; устанавливать контакты; создавать «конечный продукт»; представлять созданное перед аудиторией. На начальном этапе обучения в школе руководитель разъясняет и прививает ученику навыки научного исследования. [3] Выбирая методы и приёмы научного исследования, мы решили, что будем использовать следующие методы исследования:

1. сбор и обобщение литературы;

2. метод изучения, описания, анализа научной литературы, взятой из Интернет- ресурсов;

3. беседа со школьниками по данной теме;

4. опрос; анкетирование;

5. метод обобщения полученных сведений.

6. обработка результатов.

Спланировали теоретическую часть:

 Определить термин «здоровье», как понятие.

 Определить критерии проявления ценностного отношения к здоровью у детей и подростков в российских школах, по данным критериям дать анализ отношения к своему здоровью.

Спланировали практическую часть:

 Провести анализ статистических данных: о состоянии здоровья школьников по данным исследования за 2012-2013у.г. и за 2013-2014у.г. в МБОУ СОШ №26 г. Чита;

 Провести эмпирическое исследование, в ходе которого применить опросник «Отношение к здоровью» (Р. А. Березовская), для изучения характера ценностного отношения к здоровью у школьников МБОУ СОШ №26;

 На основании выделенного компонента субъективного отношения к своему здоровью провести диагностику отношения подростков к собственному здоровью.

 Провести исследование возможностей формирования у подростков потребности и привычки осознанного отношения к своему здоровью. В работе проанализированы проблемы, касающиеся здоровья учащихся МБОУ СОШ № 26, а также отношения к здоровому образу жизни.

Из отчета о заболеваемости детей, посещающих МБОУ СОШ №26 г. Чита (за 2013 - 2015 годы) выявлена структура заболеваемости (абсолютное число заболеваний, количество случаев в %):

За 2013 год-1428 учащихся:

1 место - 143 - 10% - болезни костно-мышечной системы;

2 место - 205 - 14% - болезни глаз;

3 место - 188 - 13% - болезни органов дыхания;

4 место - 140 - 9 % - болезни нервной системы.

За 2014год - 1394 учащихся:

1 место - 210 - 15% - болезни костно-мышечной системы;

2 место - 174 - 13 % - болезни нервной системы;

3 место - 158 - 12% - болезни глаз;

4 место - 156 - 11% - болезни органов дыхания.

За 2015год - 1384 учащихся:

1 место - 244 - 18% - болезни костно-мышечной системы;

2 место - 174 - 14 % - болезни нервной системы;

3 место - 163 - 13% - болезни глаз;

4 место - 157 - 12% - болезни органов дыхания.


Анализируя данные о состоянии здоровья школьников за три предыдущих года, можно предположить тенденцию стабильности болезней костно-мышечной системы с процентным увеличением с 10% до 18% и увеличения процента болезни нервной системы с 9% до 14%. За 2013 год 52% учащихся имеют ослабленное здоровье, за 2014 год- 54% учащихся, а за 2015 год ослабленное здоровье имеют 57% учащихся. Итого, более половины учащихся имеют ослабленное здоровье, что подтверждает общую картину нездоровья российских школьников. Выборочную совокупность данного исследования (анкетирования) составили 300 учащихся МБОУ СОШ № 26 г. Чита 5 классов, 8 классов, 11классов. Возраст испытуемых – от 11 до 17 лет. Все испытуемые прошли тестирование, которое было направлено на изучение особенностей отношения к своему здоровью учащихся МБОУ СОШ №26. В работе мы использовали опросник «Отношение к здоровью» [с. 102-104], состоящий из 10 вопросов.

Вывод: анализируя результаты проведенного анкетирования, выявлено противоречие между теми ценностными установками, которые декларируют учащиеся и реальными стратегиями их поведения. Обобщение данных проведенного исследования позволяет сделать вывод о том, что отношение учащихся МБОУ СОШ № 26 к собственному здоровью, как к ценности, сформировано недостаточно.

Практическая значимость исследования состоит в том, что проанализированы изменения здоровья школьников, которые происходят под влиянием процессов идущих в СОШ №26, разработаны некоторые рекомендации для побуждения школьников к ценностно-ориентированной деятельности по здоровьесбережению и здоровому образу жизни, а также возможность применить их как в школьной, так и в дальнейшей жизни.

Стоит отметить, что школьники 9-11 классов – будущие студенты средних и высших учебных заведений. Таким образом, за период обучения в школе выпускники должны получить качественные знания, умения и навыки использования программ здоровья. Так как здоровье является универсальной ценностью, без него невозможно всестороннее и гармоническое развитие личности. Несоблюдение школьниками правил здорового образа жизни приводят учащихся к переутомлению, физическому недомоганию, дезадаптации в обучении, появлению различных заболеваний.

Исследовательская работа способствует развитию у школьников творческих способностей. Единая педагогическая система, ориентированная на формирование новой культурной личности, с потребностями развития проинновационных, креативно-ориентированных направлений в обучении – это фундамент, на котором должно строиться здоровое обучение школьника.



Список литературы

  1. Березовская Р.А. Психологический практикум СПб.: Речь, 2011. 950 с.

  2. Гликман И. З./Управление самостоятельной работы студента.– М., 2002. - 24с.

  3. Козлова 2 Н.И. Методология научного педагогического исследования: учеб.-метод. пособие / Н.И. Козлова; Забайкал. гос.ун- т. - Чита: ЗабГУ. 2014. - 143 с.

  4. Министерство здравоохранения. Изд.: Медицина, ВОЗ, Женева, 1968. 56 с.

  5. Обухов А.С. Оценка эффективности применения проектной и исследовательской деятельности в обучении // Исследовательская работа школьников. 2006. № 1. С. 100–107.

  6. Поддьяков 3А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности// Школ.технол.-2006.-№3. - с.85-91.4

  7. Савенков А.И. Истоки практики исследовательского обучения// Исследовательская работа школьников. 2005. №4. С.29–39.

  8. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. К.: Рад. Шк//1985. C.77

  9. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Бюллетень Высшей аттестационной комиссии Мин. обр. и науки РФ. 2010. № 4. С. 20–22.

  10. Фельдштейн Д.И. Современное Детство: проблемы и пути их решения // Вестник практической психологии. 2009. № 2. С. 28–32.  

  11. Чайка Л.Н. Исследовательская работа учащихся // Вторые педагогические чтения «Развитие идей педагогов-новаторов второй половины XX века в современном образовательном пространстве». Сборник статей 1-й международной научной конференции, Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2015. С. 116-121