Научно- исследовательская деятельность учащихся выпускных классов начальной школы и среднего звена как средство развития творческих способностей и успешной социализации
Когда родитель приводит ребенка в школу, он хочет, чтобы ребенок вышел из школы самостоятельным, инициативным, уверенным в себе, успешным в будущем, чтобы у него было много друзей, чтобы он смог стать лидером, умел формулировать задачи, определять приоритеты и добиваться поставленных целей.
На это ориентируют нас и новые стандарты образования, где школа ответственна не только за знания, но и за формирование и развитие личности, за то, чтобы ребенок, выйдя из школы, уже был готов к жизненному, личностному и профессиональному самоопределению.
К самоопределению относится: умение ставить цели, планировать деятельность, оценивать ее, достигать определенного результата.
Это требует новых педагогических технологий, позволяющих развивать у обучающихся творчество, инициативу, самостоятельность. Теперь учитель по-новому организовывает образовательную деятельность, и исследовательская деятельность школьников становится важнейшей её частью.
Формирование у детей умения самостоятельно получать и применять знания, чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах, быть открытыми для диалога – залог успешной реализации творческого потенциала ученика.
Организацией исследовательской работы я занимаюсь 7-ой год и хочу поделиться некоторым опытом.
Участие в подобных мероприятиях требует серьёзной подготовки и профессиональной помощи педагогов. Педагог должен не только увлечь детей, но и помочь в корректировке темы, выполнении эксперимента и обработке его результатов. Только учитель знает возможности своих учеников.
Организация исследовательской работы для обучающихся в начальной школе требует учитывать психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста и их природную любознательность.
Исследовательская деятельность обучающихся предполагает наличие основных этапов:
постановка проблемы, интересующей школьника;
выбор темы исследования;
изучение теории, посвящённой данной теме;
подбор методик исследования и практическое овладение ими;
сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научные комментарии, выводы;
оформление результатов исследования (доклад, презентация, буклет);
подведение итогов, возможность развития и продолжения темы.
Проблема исследования должна обеспечивать мотивацию включения в самостоятельную работу. Важно вместе с детьми ставить цели исследования, формировать вопросы и планировать действия.
Вопрос выбора темы. «Как яхту назовёшь, так она и поплывёт» - эти знаменитые слова о многом говорят. Только на первый взгляд, выбрать тему легко и просто. Школьнику, в большинстве случаев трудно учесть все аспекты темы: актуальность, правильность формулировки темы, подборку литературы и источников.
Рекомендую придерживаться следующих правил:
тема должна быть интересна не только сегодня, но и в ближайшем будущем;
тема должна быть конкретной (не очень обширной);
тема должна быть актуальной;
тема должна быть реализуема в имеющихся условиях.
В качестве примера приведу темы, с которыми работали мои ученики:
«Численная зависимость периметра и площади прямоугольников»;
«Некоторые свойства числовых рядов»;
«Магические квадраты»;
«Лента Мёбиуса»;
«Техника быстрых вычислений»;
«Круги Эйлера»;
«Интересные свойства числовых последовательностей».
Целесообразно в процессе работы над темой включать работу с различными текстовыми источниками информации (использовать библиотечную информацию, а также сведения из интернета). Приведу пример списка используемой литературы в ходе работы над темой «Техника быстрых вычислений»:
Баврин И.И. Сельский учитель С.А.Рачинский и его задачи для умственного счета. 2003г.
Гольдштейн Д.Н. Приёмы быстрых вычислений. – Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, М., 1948
Занимательные задачи для маленьких. – М., Омега, 1994.
Перельман Я.И. Быстрый счет. 1941г.
Перельман Я.И. Загадки и диковинки в мире чисел. – М.: АСТ: Москва: Астрель, 2009.
Интернет-ресурсы:
http://all-fizika.com/article/index.php?id_article=224
http://festival.1september.ru/subjects/1/
Практическая работа в ходе исследования проводится в обязательном порядке. Также необходима предварительная презентация (с приглашением одноклассников, кружковцев, старшеклассников, родителей и педагогов), включающую дальнейшую дискуссию.
Например, в работе «Лента Мёбиуса»:
Все эти опыты сначала ученик проводит сам, а потом с одноклассниками, результаты оформляет в виде таблицы и делает выводы.
| Варианты ответов | Количество учащихся | Верный ответ |
Сколько сторон у ленты Мёбиуса? | две стороны | 34 | 22 |
одна сторона | 22 |
Что получится, если разрезать «ленту» по средней линии? | она распадётся | 30 | 26 |
получится одно дважды перекрученное кольцо | 26 |
Что получится, если ленту Мёбиуса разрезать по диаметру, отступив одну третью часть всей ширины ленты от края? | получатся 2 ленты Мёбиуса, скрепленные неразрывными кольцами, но одна из них маленькая, а вторая в два раза длиннее. | 27 | 27 |
распадётся на 3 части | 29 |
Что получится, если ленту Мёбиуса разрезать на четыре части? | получится два дважды перекрученных кольца, сцепленных между собой. | 16 | 16 |
распадётся | 40 |
В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростков выходит цель – освоение коммуникативных навыков. Поэтому изучение теории необходимо организовывать в группах.
Из моего опыта результативна работа по 2-3 человека кружковцев из разных классов одной параллели. Например, в работе «Круги Эйлера» сначала учатся решать задачи с помощью кругов Эйлера, затем составляют вопросы для анкетирования (какую учебную литературу вы любите читать, какие учебные предметы вам нравятся, ваши увлечения?).
Обрабатывают данные и на их основе составляют и решают свои собственные задачи.
Задача №1.
В
4 «А» классе любят читать книги о приключениях 12 человек, о природе – 15 человек. Сколько человек любят читать и о природе и приключениях, если всего в классе 22 человека?
Задача №2.
В 4 «В» классе 11 человек увлекаются спортом, 8 человек – музыкой, 6 человек увлекаются театром. Известно, что 5 человек увлекаются и спортом и музыкой, 4 человека увлекаются и спортом и театром, 3 человека увлекаются и театром и музыкой, все три увлечения есть у 2 человек. Сколько человек в классе имеют ровно одно увлечение?

Задача №3.
В «Б» классе всего 25 человек. Русским языком увлекаются 14 человек, математикой - 12 человек, иностранным языком – 13 человек. Только русским языком увлекается 4 человека, математикой – 5 человек, иностранным языком – 1 человек. Математикой и иностранным языком увлекаются 6 человек, а математикой, иностранным языком и русским языком – 3 человека. Сколько человек в классе не увлекается этими предметами и сколько человек увлекается только двумя предметами?

И, наконец, перед выступлением на конференции вместе с учителем учащиеся согласовывают, кто будет основным выступающим, а кто будет осуществлять компьютерную поддержку (материалом владеют одинаково хорошо).

Результатом исследовательской деятельности учащихся является участие в различных конкурсах или конференциях исследовательских работ школьников. При этом учитель должен иметь в виду реальные сроки проведения школьных, районных, городских мероприятий для представления результатов исследования, чтобы соответствующим образом спланировать завершение работ обучающихся и дать им возможность публично заявить о себе и своей работе, получить подтверждение в развитии личностных качеств и исследовательской компетентности.
Главным смыслом исследования в школе есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а неполучение нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является открытие новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимися навыка исследования, развитии способностей, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.
В условиях конкурсов и конференций встречаются требования практической значимости, применимости результатов исследования, характеристики социального эффекта исследования. Как бы это не называлось организаторами, преследуются цели – социализации, т. е. наработка социальной практики средствами исследовательской деятельности.
Понимание учителем того, что к исследовательской работе нужно готовить не только учеников, но и профессионально готовиться самому – обязательное условие успешности такой деятельности.
Главное – помнить, мы растим наше будущее!