СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская деятельность учащихся выпускных классов начальной школы и среднего звена как средство развития творческих способностей и успешной социализации

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование у детей умения самостоятельно получать и применять знания, чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах, быть открытыми для диалога – залог успешной реализации творческого потенциала ученика.

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская деятельность учащихся выпускных классов начальной школы и среднего звена как средство развития творческих способностей и успешной социализации»

Научно- исследовательская деятельность учащихся выпускных классов начальной школы и среднего звена как средство развития творческих способностей и успешной социализации


Когда родитель приводит ребенка в школу, он хочет, чтобы ребенок вышел из школы самостоятельным, инициативным, уверенным в себе, успешным в будущем, чтобы у него было много друзей, чтобы он смог стать лидером, умел формулировать задачи, определять приоритеты и добиваться поставленных целей.

На это ориентируют нас и новые стандарты образования, где школа ответственна не только за знания, но и за формирование и развитие личности, за то, чтобы ребенок, выйдя из школы, уже был готов к жизненному, личностному и профессиональному самоопределению.

К самоопределению относится: умение ставить цели, планировать деятельность, оценивать ее, достигать определенного результата.

Это требует новых педагогических технологий, позволяющих развивать у обучающихся творчество, инициативу, самостоятельность. Теперь учитель по-новому организовывает образовательную деятельность, и исследовательская деятельность школьников становится важнейшей её частью.

Формирование у детей умения самостоятельно получать и применять знания, чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах, быть открытыми для диалога – залог успешной реализации творческого потенциала ученика.

Организацией исследовательской работы я занимаюсь 7-ой год и хочу поделиться некоторым опытом.

Участие в подобных мероприятиях требует серьёзной подготовки и профессиональной помощи педагогов. Педагог должен не только увлечь детей, но и помочь в корректировке темы, выполнении эксперимента и обработке его результатов. Только учитель знает возможности своих учеников.

Организация исследовательской работы для обучающихся в начальной школе требует учитывать психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста и их природную любознательность.

Исследовательская деятельность обучающихся предполагает наличие основных этапов:

  1. постановка проблемы, интересующей школьника;

  2. выбор темы исследования;

  3. изучение теории, посвящённой данной теме;

  4. подбор методик исследования и практическое овладение ими;

  5. сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научные комментарии, выводы;

  6. оформление результатов исследования (доклад, презентация, буклет);

  7. подведение итогов, возможность развития и продолжения темы.

Проблема исследования должна обеспечивать мотивацию включения в самостоятельную работу. Важно вместе с детьми ставить цели исследования, формировать вопросы и планировать действия.

Вопрос выбора темы. «Как яхту назовёшь, так она и поплывёт» - эти знаменитые слова о многом говорят. Только на первый взгляд, выбрать тему легко и просто. Школьнику, в большинстве случаев трудно учесть все аспекты темы: актуальность, правильность формулировки темы, подборку литературы и источников.

Рекомендую придерживаться следующих правил:

  • тема должна быть интересна не только сегодня, но и в ближайшем будущем;

  • тема должна быть конкретной (не очень обширной);

  • тема должна быть актуальной;

  • тема должна быть реализуема в имеющихся условиях.


В качестве примера приведу темы, с которыми работали мои ученики:

  • «Численная зависимость периметра и площади прямоугольников»;

  • «Некоторые свойства числовых рядов»;

  • «Магические квадраты»;

  • «Лента Мёбиуса»;

  • «Техника быстрых вычислений»;

  • «Круги Эйлера»;

  • «Интересные свойства числовых последовательностей».

Целесообразно в процессе работы над темой включать работу с различными текстовыми источниками информации (использовать библиотечную информацию, а также сведения из интернета). Приведу пример списка используемой литературы в ходе работы над темой «Техника быстрых вычислений»:

  1. Баврин И.И. Сельский учитель С.А.Рачинский и его задачи для умственного счета. 2003г.

  2. Гольдштейн Д.Н. Приёмы быстрых вычислений. – Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, М., 1948

  3. Занимательные задачи для маленьких. – М., Омега, 1994.

  4. Перельман Я.И. Быстрый счет. 1941г.

  5. Перельман Я.И. Загадки и диковинки в мире чисел. – М.: АСТ: Москва: Астрель, 2009.

Интернет-ресурсы:

http://all-fizika.com/article/index.php?id_article=224

http://festival.1september.ru/subjects/1/

Практическая работа в ходе исследования проводится в обязательном порядке. Также необходима предварительная презентация (с приглашением одноклассников, кружковцев, старшеклассников, родителей и педагогов), включающую дальнейшую дискуссию.

Например, в работе «Лента Мёбиуса»:

  • демонстрирует, как изготовить модель ленты Мёбиуса;

  • разрезает лист Мёбиуса различными способами.

Все эти опыты сначала ученик проводит сам, а потом с одноклассниками, результаты оформляет в виде таблицы и делает выводы.


Варианты ответов

Количество учащихся

Верный ответ

Сколько сторон у ленты Мёбиуса?

две стороны

34

22

одна сторона

22

Что получится, если разрезать «ленту» по средней линии?

она распадётся

30

26

получится одно дважды перекрученное кольцо

26

Что получится, если ленту Мёбиуса разрезать по диаметру, отступив одну третью часть всей ширины ленты от края?

получатся 2 ленты Мёбиуса, скрепленные неразрывными кольцами, но одна из них маленькая, а вторая в два раза длиннее.

27

27

распадётся на 3 части

29

Что получится, если ленту Мёбиуса разрезать на четыре части?

получится два дважды перекрученных кольца, сцепленных между собой.

16

16

распадётся

40


В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростков выходит цель – освоение коммуникативных навыков. Поэтому изучение теории необходимо организовывать в группах.

Из моего опыта результативна работа по 2-3 человека кружковцев из разных классов одной параллели. Например, в работе «Круги Эйлера» сначала учатся решать задачи с помощью кругов Эйлера, затем составляют вопросы для анкетирования (какую учебную литературу вы любите читать, какие учебные предметы вам нравятся, ваши увлечения?).

Обрабатывают данные и на их основе составляют и решают свои собственные задачи.

Задача №1.

В 4 «А» классе любят читать книги о приключениях 12 человек, о природе – 15 человек. Сколько человек любят читать и о природе и приключениях, если всего в классе 22 человека?








Задача №2.

В 4 «В» классе 11 человек увлекаются спортом, 8 человек – музыкой, 6 человек увлекаются театром. Известно, что 5 человек увлекаются и спортом и музыкой, 4 человека увлекаются и спортом и театром, 3 человека увлекаются и театром и музыкой, все три увлечения есть у 2 человек. Сколько человек в классе имеют ровно одно увлечение?





















Задача №3.

В «Б» классе всего 25 человек. Русским языком увлекаются 14 человек, математикой - 12 человек, иностранным языком – 13 человек. Только русским языком увлекается 4 человека, математикой – 5 человек, иностранным языком – 1 человек. Математикой и иностранным языком увлекаются 6 человек, а математикой, иностранным языком и русским языком – 3 человека. Сколько человек в классе не увлекается этими предметами и сколько человек увлекается только двумя предметами?















И, наконец, перед выступлением на конференции вместе с учителем учащиеся согласовывают, кто будет основным выступающим, а кто будет осуществлять компьютерную поддержку (материалом владеют одинаково хорошо).














Результатом исследовательской деятельности учащихся является участие в различных конкурсах или конференциях исследовательских работ школьников. При этом учитель должен иметь в виду реальные сроки проведения школьных, районных, городских мероприятий для представления результатов исследования, чтобы соответствующим образом спланировать завершение работ обучающихся и дать им возможность публично заявить о себе и своей работе, получить подтверждение в развитии личностных качеств и исследовательской компетентности.

Главным смыслом исследования в школе есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а неполучение нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является открытие новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимися навыка исследования, развитии способностей, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.

В условиях конкурсов и конференций встречаются требования практической значимости, применимости результатов исследования, характеристики социального эффекта исследования. Как бы это не называлось организаторами, преследуются цели – социализации, т. е. наработка социальной практики средствами исследовательской деятельности.

Понимание учителем того, что к исследовательской работе нужно готовить не только учеников, но и профессионально готовиться самому – обязательное условие успешности такой деятельности.

Главное – помнить, мы растим наше будущее!