СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская и проектная деятельность в школе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал поможет организовать научно-исследовательскую и проектную деятельность в классе, школе

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская и проектная деятельность в школе»

Научно-исследовательская и проектная деятельность в школе

А. Волков как-то сказал: «Обучение в современной школе часто напоминает поездку по скоростной автостраде, где усердный ученик мчится мимо фактов к выводам и дальше без остановки – вперёд, в следующий параграф, к новым выводам, которые порой даже не остаются в его памяти в виде обобщений, законов. … Сделать бы остановку, пройтись неспешно от одного факта к другому! А у некоторых – и постоять бы…Ведь факты приводят ученика к цели – к выводу, который он сделает».

Ни для кого не секрет, что современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

  • анализировать свои действия;

  • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

  • отличаться мобильностью;

  • быть способным к сотрудничеству;

  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое развитие.

Жизнь устроена так, что нам постоянно, ежедневно, а порой и ежечасно приходится решать те или иные проблемы. А учит ли этому школа? Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?»Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания)Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет. А что сегодня даёт школа обучающимся? Готовит ли она ребёнка к решению проблем? Рассмотрим структуру современного урока:

1. Учитель проверяет д/з учеников

2. Учитель объявляет новую тему

3. Учитель объясняет новую тему

4. Учитель организует закрепление знаний учениками.

Как мы видим, традиционная система урока не даёт возможности учащимся самостоятельно принимать решение, не готовит их к ситуации, когда ему самому придётся решать проблему.

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где не смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».

Новой школе – новые стандарты, при которых бы изменилась сама организация деятельности учителя и учащихся.

Основалюбой технологии урок.Еслимы его хорошо рассчитаем, лучше к нему подготовимся, будем предвидеть результаты и их последствия, топродуктивность возрастет.

Традиционная дидактика предполагает такую организацию урока, при которой деятельность учителя составляет 80%, а деятельность ученика, в лучшем случае, 20%.Новая дидактика предполагает совместную деятельность учителя и ученика.

ФГОС на вопрос: каким образом можно получить новый результат, отвечает: - Нужно организовать деятельность учеников так, чтобы развивать у них способность решать учебные задачи, развивать способность к самоорганизации в решении учебныхзадач и, как следствие, наблюдается прогресс в личностном развитии. Всё это могут обеспечить современные образовательные технологии

Основными базовыми технологиями стандартов второго поколения становятся:

  • Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение)

  • Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира)

  • Технология, основанная на реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности

  • Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения

Повторюсь, это основные технологии, это, конечно же, не полный их перечень.

Как вы можете видеть, одной из основных технологий является технология проектной и учебно-исследовательской деятельности.

А.Н. Колмогоров как-то сказал, что не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. Исходя из этого, можно сделать вывод, что основная педагогическая задача – создание и организация условий,инициирующих детское действие

Организация исследовательской и проектной деятельности школьников для современного учителя – относительно новый вид деятельности, поэтому при построении учебно-исследовательской работы учителю важно учесть следующие моменты:

  • тема исследования должна быть на самом деле интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя;

  • необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы;

  • организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимопомощи учителя и ученика;

  • раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уж потом науке.

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в  научной сфере.

Ещё К.Д. Ушинский говорил: «Дети, по возможности, должны трудиться самостоятельно, а учитель должен руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал».

В этом и заключается основная суть учебно-исследовательской и проектной деятельности. Оба эти вида организации работы имеют как общие, так и специфические черты.

Давайте рассмотрим их. Что же объединяет эти виды работы на уроке?

  • практически значимые цели и задачи;

  • структура проектной и учебно-исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты;

  • творческая активность обучающихся;

  • целеустремлённость, высокая мотивация;

  • средства и результат организации;

  • формирование умения сотрудничать в коллективе;

Различия

Проектная деятельность

  • проект направлен на получение конкретного запланированного результата;

  • результат должен быть соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в замысле

Учебно-исследовательская деятельность

  • организуется поиск в какой-то области;

  • формулируются характеристика итогов работ;

  • отрицательный результат есть тоже результат;

  • более сложная организация работы

Процесс проектной и учебно-исследовательской деятельности на протяжении всей основной школы проходит несколько стадий. Начиная с 5 класса, учащимся предлагается решить какую-либо проектную задачу. К концу 5 класса и в 6 классе им уже даётся система проектных задач по конкретной теме или конкретному предмету. 7-9 классы – это уже проектная деятельность, предполагающая частично исследовательскую работу с привлечением всевозможных источников, информационных ресурсов. А вот уже ступень старшей школы – это уже научно-исследовательская деятельность, включающая в себя и поиск в какой-то конкретной учебной области, и конкретное видение результатов своей работы.

Естественно, организация научно-исследовательской учебной деятельности - это трудоёмкий и длительный процесс. Естественно, здесь есть и свои проблемы и трудности. Во-первых, выполнение исследовательской работы – это очень трудоёмкое дело, требующее огромных затрат как обучающихся, так и учителя, который курирует данную работу.

Во-вторых, практическое использование полученных результатов. Как показывает практика, научно-исследовательские работы обучающихся, в лучшем случае, озвучиваются и защищаются на городских научно-практических конференциях, а дальше у них нет никакого применения, они не становятся известны широкому кругу педагогической общественности даже в пределах одного города, не то что региона, у этих работ нет практического применения, они никак не используются и никак не работают.

И в-третьих, это соблюдение авторских прав на результаты исследовательских работ

Так же этот вид работы требует и большей отдачи от учителя и предъявляет особые требования:

  • Педагог должен сам быть творческой личностью

  • Педагог должен постоянно заниматься самообразованием

  • Должен занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности

  • Должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося

  • Должен уметь налаживать деловые формы общения с учащимися, уметь диагностировать творческие способности учащихся в определенной области


Но, как бы не было тяжело и трудно, современный учитель должен включать этот вид деятельности в свою работу с детьми. Ведь творческая научная деятельность учащихся способствует достижению одной их главных целей современной школы – воспитанию творческой, способной к саморазвитию личности ученика. Такая работа должна стать обязательным элементом учебного процесса в школе.

Ведь именноучитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования. И если учитель хочет быть нужным в 21 веке, он должен перестроиться на новые требования






Список литературы:

  • Егоров Л.В. Основы организации научно-исследовательской работы // Русский язык в школе. – 1999. - №6.

  • Наймушин А.И., Наймушин А.А. Методы научных исследований. Материалы для изучения. Электронный вариант. - Уфа, ЛОТ УТИС. 2000.

  • Ушинский К.Д Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии, Том 1. - 1871

  • ФЗ № 273 от 29.12.2013г.Закон «Об образовании».

  • http://www.irsh.redu.ru/links.html Журнал "Исследователь/Researcher".





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!