Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 2 города Поронайска
НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
БУФЫ: СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД
Работу выполнила:
ученица 10 класса Б Карина
Научный руководитель:
Жерякова Асия Маратовна,
учитель технологии
Поронайск,
2016
Рецензия педагога консультанта
на исследовательскую работу Степанюк Карины «Буфы: современный взгляд». Тема исследовательской работы является актуальной, т.к. умея выполнять буфы, можно разработать много современных интересных моделей одежды и предметов обихода в дизайнерском исполнении.
Данный исследовательский проект содержит все необходимые структурные элементы для подобных работ, а именно - введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложения. Причем основная часть включает теоретический аспект – история возникновения и развития буф в мире, и практическая часть исследования – расчёт коэффициента сжатия, апробация тканей, изготовление макета и подушки. В работе четко обозначены цель и задачи. Акцентировано внимание на актуальности. Данная исследовательская работа имеет большую практическую значимость, а именно может использоваться в качестве учебного пособия на уроках технологии, истории моды.
Рецензент: Жерякова Асия Маратовна, учитель технологии.
Оглавление
Введение ------------------------------------------------------------------ 4
Глава I. Из истории возникновения буф----------------------- 6
Глава II. Исследование техники буф--------------------------- 21
Заключение------------------------------------------------------------- 27
Список литературы-------------------------------------------------- 28
Приложение 1----------------------------------------------------------- 29
ВВЕДЕНИЕ
Слово «буфы» произошло от французского слова «bouffer», которое на русский переводится как «надуваться» или «топорщиться». В рукоделии этим словом обозначаются складки на юбках, рукавах и других деталях одежды.
Техника буфов подразумевает выполнение строчек, закрепляющих ткань в виде объемных сборок. Строчки выполняются по особым схемам. Используются буфы зачастую для украшения одежды, обшивки подушек, покрывал, мягкой мебели, сумок и других украшений интерьера.
Смотря телевизор, листая журналы, мы, в первую очередь, обращаем внимание на моду. Нас интересуют модные вещи, их цвет и фасон, геометрические линии и отделка. На мой взгляд, мода интересует многих людей, хотят они этого или нет, они поддаются её течению.
С раннего детства я учусь в художественной школе. Меня восхищает живопись, а особенно портреты молодых женщин в красивых платьях. Я увидела буфы в европейских костюмах в эпоху Возрождения, в костюмах XIX, XX веков. Мне стало интересно, как в древние времена умели достигать фактурной поверхности в тканях?
Приведу пример гоголевского описания дам с талиями «никак не толще бутылочной шейки» очень точно передает пропорции дамских платьев тех лет: «А какие встретите вы дамские рукава на Невском проспекте! Ах, какая прелесть! Они несколько похожи на два воздухоплавательных шара, так что дама вдруг бы поднялась на воздух, если бы не поддерживал ее мужчина; потому что даму так же легко и приятно поднять на воздух, как подносимый ко рту бокал, наполненный шампанским» (Н. В. Гоголь, Невский проспект, 1835).
Появившись еще в эпоху Возрождения, буфы почти потеряли популярность к концу двадцатого века. Но несколько лет назад они вновь стали востребованы. Разнообразие фактур, которые дают различные способы сборки буфов и их комбинирование, возможность подчеркнуть красоту и скрыть недостатки фигуры, создать женственный и романтичный образ, роскошь и нарядность, придаваемые буфами любой вещи были по достоинству оценены дизайнерами всего мира, таких как Dolce&Gabbana, Louis Vuitton, Валентин Юдашкин.
Я знаю моду не только по глянцевым журналам. Мода – это составная часть моей будущей профессиональной деятельности. Я хочу стать дизайнером, и я хочу знать намного больше, ведь мода - это, как вселенная большая и загадочная. Все достаточно хорошо осведомлены, что мода развивается по спирали. Другими словами, всё то, что так восхищает нас сегодня, уже когда-то кого-то приводило в восторг. Поэтому тема буфы в современной моде всегда будет актуальной.
Цель работы:
Собрать материал по выполнению буф. Выяснить, область применения буф в современном мире.
Задачи исследования:
Изучить историю возникновения буф в одежде;
Собрать информацию о свойствах и видах тканей;
Выяснить коэффициент сжатия ткани;
Методы исследования: изучение теоретического материала; сбор информации; анализ и синтез полученных данных; изготовление образцов по различным схемам и на разных видах тканей.
Гипотеза: Если использовать знания закладывания буф и свойства различных тканей при проектировании изделий, то можно разработать много современных интересных моделей одежды и предметов обихода в дизайнерском исполнении.
Объект исследования: буфы в одежде, интерьере и в предметах быта.
База научно – исследовательской работы – МБОУ СОШ № 2 города Поронайска.
Глава I. Из истории возникновения буф.
Мода на протяжении всей своей истории колеблется на грани гармонии и гротеска. Каждая новая тенденция в силуэтах или деталях может всего за пару сезонов принять совершенно абсурдный, кричащий вид. Это естественное следствие модных процессов – жажда к избыточности. Эта жажда в 19 столетии делала кринолины шире, талии тоньше, а рукава объемнее. Рукава-буфы или «жиго» (бараний окорок) лишали барышень естественной тонкости линий, делали хрупкие плечи широкими и массивными, но, тем е менее, с завидной регулярностью появлялись в истории костюма и моды. Интересно отследить историю явления рукавов «жиго» в дамском костюме.
Впервые, рукав, напоминающий окорок, появляется в костюме в середине шестнадцатого столетия в аристократической среде центральной и северной Италии. На тот период, флорентийский двор, один из самых богатых в мире, задавал тон европейскому стилю; Екатерина Медичи, представительница главного Флорентийского дома, став супругой французского короля, вывозит в Париж свой двор и, конечно же, туалеты. Из Парижа моды расходились по всей Европе. Примечательно, что некоторые французские силуэты конца шестнадцатого века будут практически полностью повторены в доме Ворта на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Таково придворное платье времен последних Валуа — забранная складками вышитая юбка колоколом, без каркаса, на подъюбниках, тонкая талия, воротник стойкой, расширенная линия плеч и рукав – жиго — предмет моего исследования.

ЕЛИЗАВЕТА ТЮДОР

ЕКАТЕРИНА МЕДИЧИ

К семнадцатому столетию рукав расширяется со всех сторон и из бараньей ноги превращается в полноценный, массивный буф на всю руку; мы можем видеть эти объемы на французских картинах и гравюрах времен Генриха IV и Людовика XIII.


Костюм резко меняет вектор с приходом к власти короля-солнца – Людовика XIV. Мода на рукава-буфы ушла на полтора века, акцент сменился.
Рукав вновь начнет расти лишь в десятые годы XIX века. Тогда, за двадцать лет, костюм пройдет интереснейший путь: от голой моды раннего ампира, где рукава вообще практически не было, до грузной мещанской избыточности.
Согласно модным журналам начала XIX века, прямой и узкий ампирный рукав начинает расширяться в 1806 году. На цветных литографиях французского журнала ‘le Bon Genr’ за 1811 год, мы видим появление увеличенного объема рукава у проймы. Такой пышный у плеча рукав, пока еще не «баранья нога», в таком скромном виде просуществует еще десять лет, до начала 1820х. Мода всегда исторически оправдана, 1810е годы не отличались роскошью, Европа отходила от Наполеоновских войн и реставрации монархии.

Объемы платья, и, соответственно рукава, начнут расти, как на дрожжах с 1822 года. Снова утвердившаяся аристократия крепла, росло и богатело мещанское сословие, особенно в германских странах. Мещане, стремясь походить на аристократов заказывали все более дорогую одежду, те, в свою очередь, стараясь подчеркнуть внешним видом свое превосходство вкладывают в костюмы все больше средств, принуждая портных делать юбки шире, а кружев использовать больше. На отделку платьев шло огромное количество материала, вне всякой меры. Даже аристократы в итоге поддались пришедшему из мещанской среды мнению о том, что чем больше бантов, рюш, дорогих кружев и лент, нашито на платье, тем лучше. Что бы разместить все эти украшения, увеличивали объемы платья, прежде всего юбки, а за ними и рукава. От небольшой пышности у плеча в 1810х, в 1830х рукав превратился в огромный буф, доходивший до полутора метра в объеме.

Жиго вернется в костюм в 1889 году, когда мода уже обрела имена и лица. Силуэтам 1890х, которым присущи исследуемые мной рукава, мир обязан дому Чарльза Фредерика Ворта – отца института моды, как такового и первого кутюрье.



Жиго появились резко, стихийно, и закрепились на десять лет. На цветных модных литографиях 1888 года мы видим узкий рукав, лишь на дневных платьях и пальто он чуть шире, но уже в следующем сезоне, летом 1889 года модные журналы пестрят иллюстрациями дам в платьях с большими поднятыми вверх и сужающимися к локтю рукавами.

Мода начала меняться стремительно; современная быстрота смены тенденций была заложена еще в конце XIX века.
1890-1913 – последняя эпоха аристократической элегантности, и в то же время, последняя эпоха, в которой мог властвовать покупатель со своим подспудным стремлением к гротеску (страстное желание переплюнуть, перещеголять). Начиная с Пуаре и Шанель – власть над модой возьмут дизайнеры, которые до сих определяют судьбы образов.
Стремясь прослыть самой модной, самой красивой и стильной, модницы конца XIX века доходили до крайностей. Именно в этот период дамы до истеричной тонкости затягивают корсеты (талии в корсете доходят до 40 см., барышня с талией в 60 см. считалась полной) и расширяют рукава. В данном случае туго затянутый корсет и рукав неразрывно связаны. В моде странный силуэт с низко посаженной грудью, широкими плечами и тончайшей талией, юбку дамы носят без каркаса. Рукава увеличивали, что бы подчеркнуть тонкость талии и расширить линию плеч. К 1895 году объем рукава достиг метра, это была высшая точка, с 1896 года рукав постепенно уменьшается, окончательно мода на него уходит в начале ХХ века. Новые люди, такие как Поль Пуаре и Коко Шанель изменили лицо моды, а исторические события и войны, перевернувшие мир, изменили самую ее суть.
Рукава жиго — силуэтно напоминающие окорок в истории моды больше не появлялись, однако в 1980х в моде были рукава-буфы – ближайшие родственники жиго. Главным образцом платья с рукавами-буфами тех лет конечно же стоит считать свадебное платье принцессы Дианы от Дэвида и Элизабет Эммануэль. В середине-конце 80х платья и жакеты с такими рукавами стали постоянными участниками показов мод. Рукава буфы появляются в коллекциях Лакруа и Сен Лорана.
Мода с 16 века до нашего времени набрала большую скорость, тенденции не задерживаются надолго. Огромные пышные рукава появлялись в истории европейского костюма всего четыре раза, каждый раз ставя точку в очередном периоде. Объемный рукав служил символом достатка эпохи и некой внешней социальной стабильности. Каждый раз дамы доходили до крайности, делая рукав несуразно-огромным окороком, так, что через пять лет предыдущая мода казалось смешной. Пожалуй, это свойство моды, доводить тенденции до гротеска, что бы резко их оттолкнуть, смотреть назад с презрением и бежать вперед в поиске нового.
Сегодня мода на этот элегантный, женственный элемент возвращается, как и многое хорошо забытое старое. Буф способен подчеркнуть женственность и романтичность образа, скрыть недостатки фигуры и, конечно, придать любой вещи торжественность и нарядность.
Заблуждение, что таким способом могут декорироваться только рукава – не верно, объемно задрапированные и специальным образом уложенные рядами (и скрепленные нитями) элементы одежды используются сейчас самым широким образом.
Давайте полюбуемся современными дизайнерскими находками в данном направлении:
Глава II. Исследование техники буф
Техника буфов подразумевает выполнение строчек, закрепляющих ткань в виде объемных сборок. Строчки выполняются по особым схемам. Используются буфы зачастую для украшения одежды, обшивки подушек, мягкой мебели.
Благодаря тому, что существует достаточное количество схем буф, можно создавать ламбрекены буфы различного фасона. Изготавливая подушки буфы, можно комбинировать различные схемы и получать изделия еще более разнообразные. Таким образом, забытое ранее направление, возвращается и позволяет вносить разнообразие не только в дизайне одежды, но и других направлениях текстильного дизайна, в том числе и украшении интерьера помещений.
В процессе эксперимента удалось установить наиболее удачное сочетание таких составляющих как схема сборки, величина модуля и материал. Их комбинации дают различные результат. Как наиболее удачные и часто используемые величины модуля приняты размеры 2 см и 3 см. Модульные сетки с единицей модуля 1х1 см нецелесообразно использовать из-за большой потери времени на сборку, а единица модуля 4х4 см даёт рыхлую фактуру поверхности на мягких, пластичных материалах.
При выборе материалов на изделие учитывают эстетические, эксплуатационные, технологические свойства материалов. Установлено, что использование метода буфов предполагает подбор материалов с определенными свойствами:
По способу выполнения различают буфы ручные и машинные.
Схемы сборок буфов представляют собой стандартные прямоугольные сетки, в которых последовательное соединение определенных точек и их многократный повтор влечет за собой появление фактурной поверхности. Разнообразие форм достигается величиной и формой модуля, последовательностью соединения точек, свойствами материалов.
Используя технику буфов для декорирования одежды и выбирая их местоположение необходимо учитывать следующие факторы:
телосложение человека, так как буфы придают дополнительный объем;
участки изделия, оформленные буфами должны иметь опорную поверхность, для того чтобы сохранялась и не искажалась полученная фактура;
точечно закреплять большие участки изделия с буфами к подкладу для предотвращения нежелательного провисания и растяжения материала.
Для применения метода буфов, необходимо вычислить коэффициент сокращения материала в продольном и поперечном направлениях.
В процессе эксперимента удалось установить наиболее удачное сочетание таких составляющих как схема сборки, величина модуля и материал. Наиболее удачными и часто используемыми величинами модуля приняты размеры 2х2 см и 3х3 см. Модульные сетки с единицей модуля 1х1 см нецелесообразно использовать из-за большой потери времени на сборку, а единица модуля 4х4 см не создает четкой фактурной поверхности и может быть рекомендована только для «сухих» тканей или толстых материалов.
Коэффициент сокращения можно вычислить по формуле:
К=В/А,
где: К — коэффициент сокращения,
В — размер образца после сборки в поперечном/продольном направлении,
А — начальный размер образца в поперечном/продольном направлении.
Таким образом, зная коэффициент сокращения можно рассчитать необходимые величины материала для получения определенных размеров фактурной поверхности.
Коэффициенты сокращения материала по длине (Кд) и ширине (Кш) для различных видов буфов представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Значение коэффициентов сокращения материала по длине и ширине для различных видов буфов
Вид буфов | Коэффициент сокращения материала по ширине, Кш | Коэффициент сокращения материала по длине, Кд |
модуль сборки 2х2 см | модуль сборки 3х3 см | модуль сборки 2х2 см | Модуль сборки 3х3 см |
волна | 0,5 | 0,6 | 0,8 | 0,9 |
цветочек | 0,35 | 0,45 | 0,35 | 0,55 |
вафельные | 0,55 | 0,4 | 0,65 | 0,5 |
колос | 0,5 | 0,6 | 0,8 | 0,9 |
| | | | |
плетёнка | 0,45 | 0,5 | 0,65 | 0,35 |
Буфы волна
Буфы цветочные
Буфы вафельные
Буфы колос
Буфы плетёнка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе исследования в целях подтверждения теоретических аспектов рассматриваемых вопросов мною были выполнены модели, макеты с применением буф. Благодаря практическим и теоретическим знаниям по изготовлению буф мы можем разнообразить предметы быта и свою одежду, делая её эксклюзивной, красивой, разнообразной и модной. Исследовательская работа имеет теоретическую и практическую значимость. На основе анализа теоретических и практических материалов, экспериментального исследования выявлены зависимость между свойствами тканей и моделями одежды, использование коэффициента сжатия ткани при раскрое и при конструировании и моделировании изделий.
Всем известно, что математика, физика, история очень важные предметы, но к этим предметам можете добавить еще и технологию. В настоящее время технология – это сложный комплекс знаний ноу-хау, полученных порою дорогостоящих исследований.
Буфы снова актуальны. Остается только выбирать и правильно подбирать. Закончив проект, можно сказать, что всё задуманное удалось. Я подтверждаю предположение, что если использовать знания закладывания буф и свойства различных тканей при проектировании изделий, то можно разработать много современных интересных моделей одежды и предметов обихода в дизайнерском исполнении.
Я поняла, что технология пригодится практически во всей будущей профессиональной деятельности. Чтобы идти в ногу со временем, надо знать технологию!
Список литературы:
История моды с XVIII по ХХ век. Коллекция Института костюма Киото, 2008.
Ноэль Паломо-Ловински. Мода и модельеры, 2011.
История костюма: От античности до современности, Рипол Классик, 2005г., 306 страниц.
Электронные ресурсы:
Экономический словарь [Электронный ресурс]. 2005—2014. URL.: http://ekslovar.ru/
Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. В 2-х томах. Том 2. (П-Я): Пер. с англ. Н. Н. Марчук. — М.: Вече, ACT, 1999. — 528 с.
Интернет ресурсы:
1. http://home-sweet.ru/archives/6929
2. www.liveinternet.ru/showjournal
3. http://stranamasterov.ru/node/170498