Научно-практическая конференция
«Мир открытий»

Выполнила ученица 4 класса
МБОУ «Металлплощадская СОШ»
Скорлыгина Оксана
Руководитель: учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Козлова Елена Борисовна
Кемеровский район – 2016г.

ВВЕДЕНИЕ
«Здоровье - бесценный дар природы.
Оно даётся, увы, не навечно, его надо беречь».
И. П. Павлов
Чистый воздух является залогом здоровья человека. Особенно важна чистота воздуха внутри помещения, поскольку именно в нем человек проводит в среднем 10-14 часов, а мы – дети и пожилые люди 20-22 часа в сутки.
Я и заинтересовалась вопросами:
· Насколько чист воздух в различных помещениях школы?
· Что нужно делать для того, чтобы воздух был чище?
· Каково мнение ученых и врачей по этому вопросу?
· Знают ли мои сверстники о влиянии пыли на организм человека и способах борьбы с пылью? Все это подтолкнуло меня к проведению исследовательской работы «Эта загадочная пыль».
Цель работы: определение уровня запылённости помещений школы, влияние пыли на здоровье школьников.
В ходе исследования решались следующие задачи:
- узнать: что такое пыль, из чего она состоит, и чем мы дышим;
- узнать, как образуется пыль в помещениях;
- провести исследовательскую работу;
- рассмотреть влияние пыли на здоровье школьников;
- познакомиться со способами борьбы с пылью;
- разработать рекомендации образовательным учреждениям по улучшению санитарно-гигиенических норм.
Гипотеза: Пыль влияет на организм школьников; если не уделять должного внимания охране чистоты воздуха, то со временем им будет сложно дышать без последствий, связанных со здоровьем.
Объект исследования: экологическое пространство помещений школы.
Предмет исследования: степень запылённости школьного пространства.
Актуальность работы: пыль – загадочная штука. Сколько не убирай ее, она все равно накапливается. Это исследование имеет практическую ценность для обеспечения чистоты в помещениях школы.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
. Пыль, ее источники.
По прогнозам Всемирной Организации Здравоохранения в начале 21 века самыми распространенными заболеваниями человека являются аллергические заболевания, бронхиальная астма, сердечнососудистые. Считается, что в ближайшие годы процент больных астмой может повыситься в России до 30%. Причем эти заболевания настигают людей везде: на улицах, в помещениях. Оказывается, пыль может содержать в своем составе частицы, вызывающие аллергические реакции у людей, предрасположенных к этому.
Что же такое пыль? Пыль это мелкие частицы, попадающие в помещение снаружи (занесенные ветром частицы почвы, цветочная пыльца, дым) или образующиеся внутри, остаются в воздухе длительное время, и их видно в лучах солнца или при попадании на темные поверхности. Они возвращаются с поверхностей обратно в воздух при движении людей или потоков воздуха в помещении.
Источников пыли - множество. Их можно разделить на две большие группы: природная пыль и пыль, производимая человеком. Первая категория заключает в себе 70% всей пыли, а на долю нашей с вами жизнедеятельности приходится 30%.
Основным природным источником пыли на нашей планете является почва. Ветер годами поднимает в воздух тоны пыли, разрушая горы и выдувая мельчайшие частицы отовсюду, откуда можно. Второе место по "производству" пыли занимают моря и океаны. Всем известный процесс круговорота воды в природе поднимает в атмосферу капельки солёной океанской волы. Жидкость испаряется, а кристаллики соли остаются и переносятся на сотни тысяч километров.
Лесные пожары и вулканическая активность замыкают тройку лидеров, а почётное четвёртое место отдано пустыням. Эти четыре источника пыли формируют основную массу пыли атмосферной.
Ученые также установили, что в пыли обитает множество видов клещей, которые не видны невооруженным глазом, практически безвредны для человека и питаются чешуйками кожи, отшелушенной с человека. Обитают они в матрасах, подушках, одеялах и чем старее постельные принадлежности, тем больше паразитов в них находится. Несмотря на то, что эти существа не таят опасности для человека, соседство с пылевыми клещами мало кому придется по душе.
Состав пыли.
В состав пыли входит множество компонентов, однако перечислить их все учёные пока не могут.
Так, одной из составляющих домашней пыли называют соль, ту самую, что содержится в морях и океанах. Учёные считают, что волны, которые так живописно бьются о скалы, становятся лёгкими частицами соли, причём таких частиц образуются миллиарды. Ветер разносит их по всей Земле, и часть из них попадает в наши дома и квартиры.
Другим компонентом пыли считают вулканическую пыль, состоящую из микроскопических частичек горной породы, также разносящихся по планете с помощью ветра.
Самый интересный компонент – звёздная пыль, выпадающая на поверхность нашей планеты из космоса: пыль далёких планет, комет и астероидов. Такой пыли появляется немного – примерно 10 тонн каждый год, но если учесть, что она выпадает на нашу планету уже миллионы лет, то картина станет совсем другой.
Семья из 3-х человек производит около 1кг пыли в месяц. В пыль входит частички омертвевшей человеческой кожи. В среднем человек сбрасывает до 450г. кожи в год. Эта мертвая ткань собирается на полу, в кроватях и в мягкой мебели и является основной пищей для пылевых клещей и плесневых грибков.
Постоянная уборка в жилище сокращает количество пищи для этих насекомых и пагубно сказывается на их размножении. Омертвевшие клетки кожи человека, входящие в состав пыли, легко убираются всеми пылесосами, оснащенными бумажными пылесборниками.
Лучший способ уменьшить запыленность квартиры - сквозняк.
Влияние пыли на организм.
"Эликсира жизни" человечество пока не придумало.
На первый взгляд, пыль может показаться безобидными частичками, которые просто летают в воздухе, но это не совсем так.
Воздействие пылинок зависит от некоторых факторов: их формы, ее размеров частицы, и её химического состава. Размер пыли, является основным показателем в отношении гигиены. Это значит, на сколько долго эти частицы могут находится в воздухе в летучем состоянии, на сколько глубоко они проникают в дыхательные пути.
То есть существует прямая зависимость размера частицы и продолжительности её нахождения во взвешенном состоянии в спокойном воздушном пространстве (то есть без ветра), и вредностью этой частицы для человека. Крупные частицы в основном оседают на стенках дыхательных путей, более мелкие проникают вовнутрь, легки еще мельче, размером 0,5 мкм могут выводиться из легких вместе с выдыхаемым воздухом.
Бороться с пылью можно, только непрерывно поглощая новую пыль. И делать это лучше не лёгкими. Но достаточно ли только очистить воздух комнаты от бытовых и промышленных загрязнений, т.е. учитывать только его химический состав? Эта задача давно и успешно решена простым фильтрованием. Однако, ещё на этапе массового внедрения кондиционеров, медики столкнулись с непонятным явлением. Люди, проводившие весь день в кондиционированном, т.е. фильтрованном воздухе, жаловались на головную боль, усталость, сонливость.
Способы борьбы с пылью.
Бороться с пылью невозможно. А вот уменьшить ее накопление в помещении можно. Для этого надо выполнять нехитрые правила. 1.
Наводить порядок в шкафах, чтобы минимизировать накопление грязи и пыли. Шкафы являются настоящим раем для пыли и сборщиком мельчайших волокон с одежды, книг, журналов и т.д.
2. Использовать правильные моющие средства. Качество уборки помещения далеко не всегда зависит от количества и частоты её проведения. Здесь очень важно использовать правильные моющие средства, чтобы устранять пыль, а не распространять её по зданию. 3. Использовать правильный
вакуумный пылесос 4. Выбивать ковры время от времен. Ковры – это самые настоящие пылесборники. На ковре пыль появляется с галактической скоростью, и согнать ее оттуда сложнее всего.
5. Пользовать очистителями воздуха.
Одним из достаточно эффективных способов борьбы с накоплением пыли и грязи считается установка очистителя воздуха в школе.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Чтобы узнать от чего зависит уровень запыленности в школе, решила провести практическую работу.
I этап. Определение уровня загрязнённости воздуха в помещениях школы.
Для исследования повесила листочки бумаги, смазанные вазелином в столовую, кабинет директора, кабинет медицинской сестры, кабинет начальных классов и коридор. При проведении данного эксперимента школьная жизнь шла своим чередом. Через неделю сняла эти листочки, рассмотрела полоски невооружённым взглядом и через лупу. На них я увидела прилипшие черные точки, волоски, загрязнение. Рассмотрев, распределила места по степени загрязнённости:
коридор
классная комната
кабинет мед. работника
кабинет директора
столовая
II этап. Определение санитарных условий работы кабинета.
Было проведено анкетирование среди тех людей, которые непосредственно занимаются, проводят рабочий день в этих помещениях: учащиеся 4 класса, учителя, директор, работники столовой, технический персонал, медицинский работник (приложение 1).
Кабинеты | Кол-во уборок в день | Кол-во человек, занимающих помещение | Материалы, присутствующие в кабинете | Наличие второй обуви |
Столовая | 1 | 160 | плитка | да |
Директора | 1 | 1 | Дерево, текстиль | да |
Класс | 1 | 37 | дерево | да |
Коридор | 1 | 200 | планшеты | да |
Медика | 2 | 20 | дерево, плитка | да |
Из таблицы видно, что наиболее посещаемая комната – это столовая. Но, судя по полоске, это не самое загрязнённое помещение. Почему? Ответ прост: за кафельной плиткой легко ухаживать, да и все учащиеся приходят в столовую во второй обуви.
Кабинет директора посещает наименьшее количество людей, но это не самое чистое помещение в школе. Вероятно потому, что в обстановке присутствует текстиль (на полу лежит ковёр), который вбирает в себя пыль. Ухаживать за ним сложнее.
Класс на втором месте по загрязнённости. Это оттого что большую часть дня ученики проводят именно здесь, именно в классе содержится особенно большое количество разнообразных микроорганизмов, которые попадают в воздушную среду с частичками поднятой пыли.
Коридор на первом месте по загрязнённости, потому что не все обучающиеся имеют сменную обувь. Но и сменная обувь не всегда бывает чистой. На полу остаются следы, мусор, грязь.
В заключении я провели анкетирование среди учеников 4-х классов (приложение 1), попросив их ответить на вопрос «Влияет ли пыль на здоровье человека?» и выяснила: большинство ребят считает, что пыль оказывает влияние на наш организм.
Результаты анкетирования:
38% учащихся считают не нужным смену обуви.
за проведение влажных уборок высказались лишь 29% опрошенных.
79% опрошенных учащихся считают пыль вредной для своего организма.
Поэтому-то и нужно постоянно следить за чистотой воздушного пространства нашего класса, нашей школы. Для этого нужна сменная обувь, постоянные влажные уборки, проветривание помещений и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Великая Ф. Раневская как-то остроумно заметила, что пыль никому не мешает, если ее не трогать. Но беда в том, что трогаем-то мы ее постоянно. Так же постоянно, как она образуется. Это непрерывный процесс: вытираются ковровые покрытия и обивка мебели, осыпается краска со стен и потолков, приносится грязь с улицы на подошвах обуви и т. п.
Проводя исследование по данной теме, я изучила большой теоретический материал о пыли. Провела исследования и пришла к выводу, что моя гипотеза подтвердилась: пыль влияет на организм школьников.
Пыль обладает способностью оказывать влияние абсолютно на всё: на работу бытовой техники и всех существующих приборов, на состояние мебели и одежды, на качество воздуха в комнате, на здоровье обитателей помещения.
Каждому школьнику, каждому взрослому хочется жить в чистой, уютной комнате. Но одного желания мало. О чистоте и порядке надо постоянно заботиться, не жалея труда. Особое внимание в школе должно быть уделено борьбе с пылью:
Когда позволяет погода, форточки следует оставлять открытыми весь день. В холодную погоду проветривание классов проводится во время каждой перемены.
Перед входом в школу помещать скребки и деревянные решетки для очистки обуви от грязи. Обязательно иметь чистую сменную обувь.
Школьную мебель и оборудование протирать влажной тряпкой. Влажную уборку помещения школы проводить 2-3 раза за учебный процесс.
Особенно много пыли попадает в воздух при вытирании мела с доски сухой тряпкой. Поэтому твердо запомните правило: мел с доски надо стирать только влажной губкой, подушечкой или тряпкой.
Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем.
СОБЛЮДАЙТЕ ЧИСТОТУ!
ЛИТЕРАТУРА
Авдеева, Н.И. и др. Развитие исследовательских умений младших школьников [текст] / Н.И. Авдеева. – М.: Просвещение, 2011г. – С. 46—69.
Большая энциклопедия школьника, Москва «Махаон», 2007 г – 96с.
Феоктистова, В.А. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации. Проекты [текст] / В.А М. Феоктистова. – Издательство «Учитель», 2012г. – С. 59—133.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология – М.:ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998-560с.
Влияние пыли на здоровье. — 2012 г. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.tribuna.ru/publications/domashnjaja-pyl.html
Приложение 1.
Анкета для детей
1. Как вы считаете, влияет ли пыль на ваш организм? __________________
2. Если «да», то каким образом?______________________________________________________
_________________________________________________________________________________
3. Переобуваетесь ли Вы? ___________
4. Как вы считаете, зачем в школе сменная обувь? _____________________________________
_________________________________________________________________________________
5. Как вы считаете, нужно ли делать генеральную уборку в школе чаще 1 раза в 5 недель? ____
_________________________________________________________________________________
Анкета для взрослых
Сколько раз в день в Вашем кабинете (помещении) проводится влажная уборка? ______
Сколько человек в среднем посещает Ваш кабинет (помещении)? __________________
Переобуваетесь ли вы? ___________
Какие моющие средства используются в Вашем кабинете (помещении)? ______________________________________________________________
12