СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа "Эта загадочная пыль"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня я хочу представить очередную призовую работу по исследовательской деятельности. Её выполнила ученица 4 класс Скорлыгина Оксана. Она провела исследования, в которых выяснила  на сколько грязно в  нашей школе. Составила правила, ознакомила с ними всех учащихся школы, затем представила сою работу на районной  НПК "Мир открытий -2016" и получила диплом III степини.

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа "Эта загадочная пыль"»

Научно-практическая конференция

«Мир открытий»






















Выполнила ученица 4 класса

МБОУ «Металлплощадская СОШ»

Скорлыгина Оксана

Руководитель: учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Козлова Елена Борисовна









Кемеровский район – 2016г.


ВВЕДЕНИЕ

 «Здоровье - бесценный дар природы.

Оно даётся, увы, не навечно, его надо беречь».

И. П. Павлов 


Чистый  воздух  является  залогом  здоровья  человека.  Особенно  важна  чистота воздуха внутри помещения, поскольку именно в нем человек проводит в  среднем  10-14  часов,  а   мы – дети  и  пожилые  люди  20-22  часа  в  сутки.

Я  и  заинтересовалась  вопросами:

·     Насколько  чист  воздух  в  различных  помещениях  школы?

·     Что  нужно  делать  для  того,  чтобы  воздух  был  чище?

·     Каково  мнение  ученых  и  врачей  по  этому  вопросу? 

·     Знают ли мои сверстники о влиянии пыли на организм человека  и  способах борьбы с пылью?  Все это подтолкнуло меня к проведению исследовательской работы   «Эта загадочная пыль».

Цель работы: определение уровня запылённости помещений школы, влияние пыли на здоровье школьников.

В ходе исследования решались следующие задачи

- узнать: что такое пыль, из чего она состоит, и чем мы дышим;

- узнать, как образуется пыль в помещениях;

- провести исследовательскую работу;

- рассмотреть влияние пыли на здоровье школьников;

- познакомиться со способами борьбы с пылью;

- разработать рекомендации образовательным учреждениям по улучшению санитарно-гигиенических норм.

Гипотеза: Пыль влияет на организм школьников; если не уделять должного внимания охране чистоты воздуха, то со временем им будет сложно дышать без последствий, связанных со здоровьем.

Объект исследования: экологическое пространство помещений школы.

Предмет исследования: степень запылённости школьного пространства.

Актуальность работы: пыль – загадочная штука. Сколько не убирай ее, она все равно накапливается. Это исследование имеет практическую ценность для обеспечения чистоты в помещениях школы.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

    1. . Пыль, ее источники.

По прогнозам Всемирной Организации Здравоохранения в начале 21 века самыми распространенными заболеваниями человека являются аллергические заболевания, бронхиальная астма, сердечнососудистые. Считается, что в ближайшие годы процент больных астмой может повыситься в России до 30%. Причем эти заболевания настигают людей везде: на улицах, в помещениях. Оказывается, пыль может содержать в своем составе частицы, вызывающие аллергические реакции у людей, предрасположенных к этому.

Что же такое пыль? Пыль это мелкие частицы, попадающие в помещение снаружи (занесенные ветром частицы почвы, цветочная пыльца, дым) или образующиеся внутри, остаются в воздухе длительное время, и их видно в лучах солнца или при попадании на темные поверхности. Они возвращаются с поверхностей обратно в воздух при движении людей или потоков воздуха в помещении.

Источников пыли - множество. Их можно разделить на две большие группы: природная пыль и пыль, производимая человеком. Первая категория заключает в себе 70% всей пыли, а на долю нашей с вами жизнедеятельности приходится 30%.

Основным природным источником пыли на нашей планете является почва. Ветер годами поднимает в воздух тоны пыли, разрушая горы и выдувая мельчайшие частицы отовсюду, откуда можно. Второе место по "производству" пыли занимают моря и океаны. Всем известный процесс круговорота воды в природе поднимает в атмосферу капельки солёной океанской волы. Жидкость испаряется, а кристаллики соли остаются и переносятся на сотни тысяч километров.

Лесные пожары и вулканическая активность замыкают тройку лидеров, а почётное четвёртое место отдано пустыням. Эти четыре источника пыли формируют основную массу пыли атмосферной.

Ученые также установили, что в пыли обитает множество видов клещей, которые не видны невооруженным глазом, практически безвредны для человека и питаются чешуйками кожи, отшелушенной с человека. Обитают они в матрасах, подушках, одеялах и чем старее постельные принадлежности, тем больше паразитов в них находится. Несмотря на то, что эти существа не таят опасности для человека, соседство с пылевыми клещами мало кому придется по душе.


    1. Состав пыли.

В состав пыли входит множество компонентов, однако перечислить их все учёные пока не могут.

Так, одной из составляющих домашней пыли называют соль, ту самую, что содержится в морях и океанах. Учёные считают, что волны, которые так живописно бьются о скалы, становятся лёгкими частицами соли, причём таких частиц образуются миллиарды. Ветер разносит их по всей Земле, и часть из них попадает в наши дома и квартиры.

Другим компонентом пыли считают вулканическую пыль, состоящую из микроскопических частичек горной породы, также разносящихся по планете с помощью ветра.

Самый интересный компонент – звёздная пыль, выпадающая на поверхность нашей планеты из космоса: пыль далёких планет, комет и астероидов. Такой пыли появляется немного – примерно 10 тонн каждый год, но если учесть, что она выпадает на нашу планету уже миллионы лет, то картина станет совсем другой.

Семья из 3-х человек производит около 1кг пыли в месяц. В пыль входит частички омертвевшей человеческой кожи. В среднем человек сбрасывает до 450г. кожи в год. Эта мертвая ткань собирается на полу, в кроватях и в мягкой мебели и является основной пищей для пылевых клещей и плесневых грибков.

Постоянная уборка в жилище сокращает количество пищи для этих насекомых и пагубно сказывается на их размножении. Омертвевшие клетки кожи человека, входящие в состав пыли, легко убираются всеми пылесосами, оснащенными бумажными пылесборниками.

Лучший способ уменьшить запыленность квартиры - сквозняк.


    1. Влияние пыли на организм.

"Эликсира жизни" человечество пока не придумало.

На первый взгляд, пыль может показаться безобидными частичками, которые просто летают в воздухе, но это не совсем так.

Воздействие пылинок зависит от некоторых факторов: их формы, ее размеров частицы, и её химического состава. Размер пыли, является основным показателем в отношении гигиены. Это значит, на сколько долго эти частицы могут находится в воздухе в летучем состоянии, на сколько глубоко они проникают в дыхательные пути.

То есть существует прямая зависимость размера частицы и продолжительности её нахождения во взвешенном состоянии в спокойном воздушном пространстве (то есть без ветра), и вредностью этой частицы для человека. Крупные частицы в основном оседают на стенках дыхательных путей, более мелкие проникают вовнутрь, легки еще мельче, размером 0,5 мкм могут выводиться из легких вместе с выдыхаемым воздухом.

Бороться с пылью можно, только непрерывно поглощая новую пыль. И делать это лучше не лёгкими. Но достаточно ли только очистить воздух комнаты от бытовых и промышленных загрязнений, т.е. учитывать только его химический состав? Эта задача давно и успешно решена простым фильтрованием. Однако, ещё на этапе массового внедрения кондиционеров, медики столкнулись с непонятным явлением. Люди, проводившие весь день в кондиционированном, т.е. фильтрованном воздухе, жаловались на головную боль, усталость, сонливость.


    1. Способы борьбы с пылью.

Бороться с пылью невозможно. А вот уменьшить ее накопление в помещении можно. Для этого надо выполнять нехитрые правила. 1.Наводить порядок в шкафах, чтобы минимизировать накопление грязи и пыли. Шкафы являются настоящим раем для пыли и сборщиком мельчайших волокон с одежды, книг, журналов и т.д.  2. Использовать правильные моющие средства. Качество уборки помещения далеко не всегда зависит от количества и частоты её проведения. Здесь очень важно использовать правильные моющие средства, чтобы устранять пыль, а не распространять её по зданию. 3. Использовать правильный вакуумный пылесос 4. Выбивать ковры время от времен. Ковры – это самые настоящие пылесборники. На ковре пыль появляется с галактической скоростью, и согнать ее оттуда сложнее всего.  5. Пользовать очистителями воздуха.

Одним из достаточно эффективных способов борьбы с накоплением пыли и грязи считается установка очистителя воздуха в школе.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ


Чтобы узнать от чего зависит уровень запыленности в школе, решила провести практическую работу.

I этап. Определение уровня загрязнённости воздуха в помещениях школы.

Для исследования повесила листочки бумаги, смазанные вазелином в столовую, кабинет директора, кабинет медицинской сестры, кабинет начальных классов и коридор. При проведении данного эксперимента школьная жизнь шла своим чередом. Через неделю сняла эти листочки, рассмотрела полоски невооружённым взглядом и через лупу. На них я увидела прилипшие черные точки, волоски, загрязнение. Рассмотрев, распределила места по степени загрязнённости:

  1. коридор

  2. классная комната

  3. кабинет мед. работника

  4. кабинет директора

  5. столовая

II этап. Определение санитарных условий работы кабинета.

Было проведено анкетирование среди тех людей, которые непосредственно занимаются, проводят рабочий день в этих помещениях: учащиеся 4 класса, учителя, директор, работники столовой, технический персонал, медицинский работник (приложение 1).

Кабинеты

Кол-во уборок в день

Кол-во человек, занимающих помещение

Материалы, присутствующие в кабинете

Наличие второй обуви

Столовая

1

160

плитка

да

Директора

1

1

Дерево, текстиль

да

Класс

1

37

дерево

да

Коридор

1

200

планшеты

да

Медика

2

20

дерево, плитка

да


Из таблицы видно, что наиболее посещаемая комната – это столовая. Но, судя по полоске, это не самое загрязнённое помещение. Почему? Ответ прост: за кафельной плиткой легко ухаживать, да и все учащиеся приходят в столовую во второй обуви.

Кабинет директора посещает наименьшее количество людей, но это не самое чистое помещение в школе. Вероятно потому, что в обстановке присутствует текстиль (на полу лежит ковёр), который вбирает в себя пыль. Ухаживать за ним сложнее.

Класс на втором месте по загрязнённости. Это оттого что большую часть дня ученики проводят именно здесь, именно в классе содержится особенно большое количество разнообразных микроорганизмов, которые попадают в воздушную среду с частичками поднятой пыли.

Коридор на первом месте по загрязнённости, потому что не все обучающиеся имеют сменную обувь. Но и сменная обувь не всегда бывает чистой. На полу остаются следы, мусор, грязь.

В заключении я провели анкетирование среди учеников 4-х классов (приложение 1), попросив их ответить на вопрос «Влияет ли пыль на здоровье человека?» и выяснила: большинство ребят считает, что пыль оказывает влияние на наш организм.

Результаты анкетирования:

  1. 38% учащихся считают не нужным смену обуви.

  2. за проведение влажных уборок высказались лишь 29% опрошенных.

  3. 79% опрошенных учащихся считают пыль вредной для своего организма.

Поэтому-то и нужно постоянно следить за чистотой воздушного пространства нашего класса, нашей школы. Для этого нужна сменная обувь, постоянные влажные уборки, проветривание помещений и др.
























ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Великая Ф. Раневская как-то остроумно заметила, что пыль никому не мешает, если ее не трогать. Но беда в том, что трогаем-то мы ее постоянно. Так же постоянно, как она образуется. Это непрерывный процесс: вытираются ковровые покрытия и обивка мебели, осыпается краска со стен и потолков, приносится грязь с улицы на подошвах обуви и т. п.

Проводя исследование по данной теме, я изучила большой теоретический материал о пыли. Провела исследования и пришла к выводу, что моя гипотеза подтвердилась: пыль влияет на организм школьников.

Пыль обладает способностью оказывать влияние абсолютно на всё: на работу бытовой техники и всех существующих приборов, на состояние мебели и одежды, на качество воздуха в комнате, на здоровье обитателей помещения.

Каждому школьнику, каждому взрослому хочется жить в чистой, уютной комнате. Но одного желания мало. О чистоте и порядке надо постоянно заботиться, не жалея труда. Особое внимание в школе должно быть уделено борьбе с пылью:

  • Когда позволяет погода, форточки следует оставлять открытыми весь день. В холодную погоду проветривание классов проводится во время каждой перемены.

  • Перед входом в школу помещать скребки и деревянные решетки для очистки обуви от грязи. Обязательно иметь чистую сменную обувь.

  • Школьную мебель и оборудование протирать влажной тряпкой. Влажную уборку помещения школы проводить 2-3 раза за учебный процесс.

  • Особенно много пыли попадает в воздух при вытирании мела с доски сухой тряпкой. Поэтому твердо запомните правило: мел с доски надо стирать только влажной губкой, подушечкой или тряпкой.

Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем.

СОБЛЮДАЙТЕ ЧИСТОТУ!







ЛИТЕРАТУРА


    1. Авдеева,  Н.И.  и  др.  Развитие  исследовательских  умений  младших  школьников [текст] / Н.И. Авдеева. – М.:  Просвещение,  2011г.  – С.  46—69.

    2. Большая энциклопедия школьника, Москва «Махаон», 2007 г – 96с.

    3. Феоктистова,  В.А.  Исследовательская  и  проектная  деятельность  младших  школьников.  Рекомендации.  Проекты [текст] / В.А М. Феоктистова. – Издательство  «Учитель»,  2012г. – С.  59—133.

    4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология – М.:ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998-560с.

    5. Влияние  пыли  на  здоровье.  —  2012  г.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL: http://www.tribuna.ru/publications/domashnjaja-pyl.html





















Приложение 1.


Анкета для детей


1. Как вы считаете, влияет ли пыль на ваш организм? __________________

2. Если «да», то каким образом?______________________________________________________

_________________________________________________________________________________
3. Переобуваетесь ли Вы? ___________

4. Как вы считаете, зачем в школе сменная обувь? _____________________________________

_________________________________________________________________________________
5. Как вы считаете, нужно ли делать генеральную уборку в школе чаще 1 раза в 5 недель? ____

_________________________________________________________________________________



Анкета для взрослых


  1. Сколько раз в день в Вашем кабинете (помещении) проводится влажная уборка? ______

  2. Сколько человек в среднем посещает Ваш кабинет (помещении)? __________________

  3. Переобуваетесь ли вы? ___________

  4. Какие моющие средства используются в Вашем кабинете (помещении)? ______________________________________________________________


12