ГУ «Славянская средняя школа отдела образования акимата Карабалыкского района»
Тема: Значение обуви в нашей жизни
Направление: Здоровая природная среда – основа реализации стратегии «Казахстан – 2030»
Секция: биология
Выполнила: Пузанова Е.
Научный руководитель: Бержикеева Г.Т.
Содержание
Введение…………………………………………………………………...2
1. История возникновения обуви…………………………………………3
2.Как обувь влияет на здоровье человека?………………………………6
3.Роль обуви в жизни современного подростка.………………………..7
Заключение ………………………………………………………………..9
Список использованной литературы……………………………………12
ТЕМА: Значение обуви в нашей жизни
Цель исследования: обувь и ее значения в нашей жизни:
1)Познакомиться с историей возникновения обуви;
Задачи:
2) Выяснить как влияет обувь на наше здоровье;
Разработать рекомендации по выбору обуви .
Гипотеза исследования: Если обувь играет одну из главных ролей в жизни людей, то, какое значение она приобретает в жизни современного человека. Всегда ли наша повседневная обувь полезна?
Предмет исследования - обувь.
Методы исследования – наблюдение, исторический, статистические.
Новизна исследования заключается в том, что создание современной обуви не всегда несет пользу здоровью и молодежи и их родителя и исследование это доказывает.
Область практического использования: результаты исследования полезны для родителей и подростков, так как прямо связано со здоровьем.
ВВЕДЕНИЕ:
Я выбрала эту тему так как, я считаю, что эта тема на данный момент актуальна. Обувь – это одна из основ нашего образа. Достаточно сложно представить современного человека, будь то мужчина или женщина, подростков идеально одетого, но босиком.
Часто обувь выступает основой при формировании полного образа. Так сложилось, что современная молодежь выбирает обувь стильную, модную и этим они хотят быть в тренде, когда они выбирают обувь и не смотрят на качество обуви и на то что, их модная обувь может принести вред здоровью.
В нашей школе ….. учащихся носят «вредную» обувь для своего здоровья, не подозревая этого, ведь обувь может привести огромный ущерб опорно-двигательной системе человека.
Родители и дети обратите внимание какую обувь вы носите. Вы носите огромное количество разновидностей спортивной обуви, и среди них есть
и вредная обувь (кеды), и относительно безобидная. Общая беда кроссовок – недостаточно жесткий задник. Даже в самых удобных кроссовках нельзя ходить более 2 часов в сутки так как, нет достаточной амортизации пятки, и это ведет к микротравмам скелета в целом. Недостаточная фиксация стопы и отсутствие супинации вызывает деформацию костей стопы.
Балетки- аккуратная и стильная женская обувь, характерными особенностями которой являются отсутствие каблука и закругленный носок. Для нас балетки повседневная и удобная обувь, но наша симпатия к ним может привести к болям в ногах, повреждениям голени, «стрельбе» в спине и даже артриту .

1. История возникновения обуви
История обуви насчитывает не одно тысячелетие. Наши предки довольно быстро приспособились к суровой действительности, поняли, что исповедовать нудизм хорошо лишь в тепличных условиях и догадались сшить себе одежду и обувь из шкур. Существует мнение, что обувь появилась 26-30 тыс. лет назад на западе Евразии.
Обувь появилась еще на ранней стадии развития человечества. Самой примитивной обувью был кусок шкуры животного, которым человек обертывал стопу и закреплял в нескольких местах с помощью жил или корней и стеблей растений. Шкура, обработанная дымом и жиром, меньше загнивала, но была жесткой. Стремление уменьшить жесткость кожи и предохранить ее от гниения привело к появлению различных способов ее выделки; для верха обуви стали применять более мягкие кожи, для низа — более жесткие.
Обувь в Египте:
Сведения о том, какую обувь носили в Древнем Египте, более достоверны: сандалии из пальмовых листьев или папируса прикреплялись к ноге кожаными ремешками. Родовитые египтяне украшали ремешки изысканными рисунками и драгоценными камнями. В храмах и дворце фараона было принято ходить босиком, обувь оставляли за порогом. 
Греческая обувь:
У римлян существовало два вида обуви: calceus - туфли, закрывающие всю ногу и завязывающиеся спереди ленточкой или шнурком и solea - сандалии, прикрывающие только подошву ноги и прикрепляющийся к стопе ремешками. Женская обувь была в основном белого цвета, мужская - черного. В особо торжественных случаях римляне надевали пурпурные или алые туфли, украшенные вышивками и жемчугом. Патриции прикрепляли свою обувь четырьмя ремнями, а плебеи одним.
Римская обувь:
Средневековая Европа отвергла классические сандалии, отдав предпочтение претенциозным туфлям с длинными, загнутыми вверх носами, которые, по моде того времени, украшались колокольчиками или бубенцами. Французский король Филипп IV даже издал специальный закон, согласно которому вся знать должна была носить только такую обувь. В ХIV веке длина туфель отражала знатность их владельца: рядовым дворянам разрешалось покупать обувь на полтора, баронам - на два, князьям - на три сантиметра больше истинного размера ноги. Чтобы не спотыкаться, князья нередко привязывали загнутый кончик туфли к ноге бечевкой.
XV век принес модникам заметное облегчение: туфли стали короче и шире.
3) Роль обуви в жизни литературных героев :Современный аналитический психолог Кларисса Пинкола Эстес говорит об обуви в сказках как о метафоре защиты своих основ («одежда для ног»), а также подвижности и свободы, т.е. обладать уверенностью в своих убеждениях и действиях. Этот подход кажется, достаточно однобоким и в широкой среде психологов склонны говорить о символе обуви как знаки и определения судьбы человека. Женские туфельки (или башмачки) имеют важное значение в таких известных и запоминающихся сказках, как «Золушка» Ш. Перро,
«Красные башмачки» в варианте Х.-К. Андерсена,

«А вот еще несколько примеров сказок, в которых обувь изменила жизнь героев. 1. «Кот в сапогах» – хозяин кота, после того как дал сапоги коту, стал богатым. 2. «Волшебник изумрудного города» – Эли, стукнув каблучком туфли, очутилась дома. 3. «Золушка» – она потеряла туфельку, а принц ее нашел и они поженились. 4. «Карлик нос» – получив башмачки-скороходы от злой колдуньи, карлик стал главным бегуном у короля. 5. «Сапоги-скороходы» — надевший сапоги получает способность передвигаться с большой скоростью: каждый сделанный шаг переносит владельца сапог на значительное расстояние. 6. «Новые туфельки» – полив старые башмачки зельем, собранным из 3-х шишек и двух шкур ящериц, главный герой (девочка) стала выше всех прыгать. Обувь как подарок или как собственноручно сотворенный объект для нас в сказочном фольклоре — это форма новой судьбы героя
С обувью мы встречаемся ежедневно и уже не представляем себе жизни без нее. Она настолько плотно поселилась в наших жизнях, что часто встречается в пословицах и поговорках, например:
"Два сапога пара"
"Хорошие туфли и жмут приятно"
"Сесть в галошу"
"Лыко не вяжет"
"Туфли могут изменить всю твою жизнь. Спросите у Золушки!" и т.д.
Сапоги, ботинки, балетки, лоферы , макасины , лодочки, босоножки, туфли, испадрильи , ботильоны , и т.д. И это все обувь!
2.Как обувь влияет на здоровье человека?
Обувь придумана человеком для защиты своих ног от воздействий среды. Но современная обувь совершенно отличается от своих далеких предков. Сегодня обувь – это не просто защита от воздействий среды, а отдельный предмет гардероба, который выбирается даже тщательнее чем верхняя одежда. Но мы часто при выборе даже не задумываемся, как обувь влияет на здоровье человека.
В нынешнем летнем сезоне очень популярны были аккуратные женские тапочки. Дамы, которые предпочитают высокие каблуки весьма неохотно переобувались в балетки, но все же делали это. А вот врачи не рекомендовали бы совершать такой опрометчивый шаг. Многие уверены, что плоская подошва не наносит такого большого вреда осанке и суставам, как пресловутая шпилька.
Но, как выяснили ученые, резкий переход с туфель на тапочки подвергает наше здоровье большому риску. Врачи утверждают, что тем самым мы подвергаем организм серьезному стрессу, что ведет за собой серьезную опасность здоровью человека.
Известный врач физиотерапевт Сэмми Марго рассказывает в своих публикациях о том, чем опасен переход от спортивной обуви к туфлям на каблуки и наоборот. Так, например, вы постоянно носили кроссовки. Эта обувь отличается специальной системой поддержки ноги и отлично амортизирует и распределяет нагрузку по всей ступне равномерно. И вот вы резко переходите на обувь на высоком каблуке. К этой обуви нога совершенно не привыкла. Такой стресс для организма равносилен травме средней тяжести. Эта же ситуация повторяется и при обратном переходе.
Безопасные на первый взгляд балетки и сандалии не мене опасны для здоровья. Не секрет, что у обуви такого типа очень тонкая подошва. А из-за этого такая обувь практически не защищает ногу от ударов и нагрузки. Практически при каждом шаге мы получаем ушиб пяточной части ступни.
Еще большую опасность представляют босоножки на каблуке. Этот вид женской обуви не поддерживает стопу при ходьбе и не обеспечивает амортизации при ударе. Поэтому часто нога проскальзывает в колодке, а в это время каблук «гуляет» из стороны в сторону. Часто любительницы босоножек страдают от подошвенного фасцита. Это заболевание характеризуется постоянными болями в ногах.
Если вам кажется, что безвредна платформа, то и сейчас вы ошибаетесь. При ходьбе в обуви на платформе не происходит перекатывание с пятки на носок, которое стимулирует работу многих внутренних органов человека. Не происходит так же сокращения и расслабления мышц и связок, которые поддерживают свод стопы
3. Роль обуви в жизни современного подростка.
Обувь играет большую роль в жизни человека. Обувь подчеркивает ноги, делает походку необыкновенной и заставляет чувствовать себя королевой или королем. Если обувь удобная, то и походка в ней становится летящей и загадочной. Именно обувь наполняет вашу походку достоинством. Обувь может приносить массу неудобств, если она неправильно подобрана. Если устают ноги от того, что обувь слишком тяжелая, то от нее лучше отказаться. Обувь должна быть легкой, удобной и красивой. Эти три составляющих вы должны помнить всегда при примерке. Подросток должен ходить, бегать, играть… И всегда ему должно быть удобно. Наша обувь способствует правильному физическому и моторному развитию ребенка и помогает ему расти и развиваться. В подростковом возрасте остро чувствуются малейшие насмешки, и задевает любое несоответствие своему окружению. Так, стараясь модно одеваться, создается свой образ, в который помимо одежды включены и популярные бренды обуви. Подростковая обувь отличается взрослым дизайном, да и размеры приближены максимально к взрослым. Подростки внутренне чувствуют себя уже почти состоявшейся личностью, почти что взрослыми. Соответственно, их волнует, какое впечатление их внешний вид производит на противоположный пол. Ведь не секрет, что каждому приятно нравиться окружающим нас людям. И подростки – не исключение. К счастью, сегодня огромный выбор обуви для подростков ведущих брендов, создатели которой старались учитывать как физические, так и эмоциональные потребности данной категории клиентов. Поэтому, продуманная обувь для подростков так полюбилась всем, кому довелось хоть раз купить ее. Выбрать обувь для подростков всегда было сложно. Нужно и размер правильно подобрать, и фасон, и учесть рекомендации ортопедов. Кроме всего вышеперечисленного нужно еще и получить согласие самого ребенка. А ему часто нравится те модели, которые никак нельзя назвать ортопедической обувью для подростков. И проблема выбора обуви становится причиной очередного разногласия между поколениями. Поэтому родителям для начала нужно посоветоваться со своим ребенком, какую бы обувь он хотел себе приобрести. Если вы ограниченны в финансовых возможностях, то не покупайте много пар обуви одного функционального назначения. Нога подростка быстро растет, и из обуви он вырастает, как правило, раньше, чем она изнашивается. Поэтому оптимально иметь по одной паре обуви для каждого случая. В качестве спортивной обуви для подростков могут подойти кеды и кроссовки для мальчиков, или мокасины для девочек. При выборе подростковой спортивной обуви, проследите за наличием амортизирующих подушек, которые уменьшают нагрузку на позвоночник при ходьбе и беге. Особое внимание уделите школьной обуви для подростка. Он будет ходить в ней в течение всего учебного дня, поэтому стильная обувь в этом случае для подростков не подходит. Для школы лучше всего выбрать обувь из натуральных материалов и легкую по весу. Многие интересуются, подходит ли для подростков обувь на каблуке. Отвечаем. Подходит! И причем не только для девочек, но и для мальчиков. Небольшой каблук имеется практически во всей подростковой ортопедической обуви, а значит, каблук в такой обуви допускается. Другой вопрос конечно высота этого каблука. При выборе руководствуйтесь простым правилом: «Чем меньше – тем лучше». Да и практически вся подростковая обувь, даже модная, идет с маленьким каблучком. Девочке-подростку можно одевать обувь и на высоком каблуке. Но прежде следует объяснить ей, что такая обувь обувается только в особенных случаях (на праздник, например), и ходить в ней каждый день нельзя. Это вредно для кровообращения органов малого таза. Зимняя обувь должна быть на резиновой подошве, с хорошими протекторами. Это убережет вашего ребенка от падения на льду и получения травм.
6) В ходе исследования я провела анкетирование среди учеников школы . В опросе участвовали учащиеся 8-11 классов: количество обуви у девочек достигает от 5 – 8 пар, у мальчиков 2-4. Были предложены вопросы: «Сколько у тебя пар обуви?» И«Как ты подбираешь обувь в своем гардеробе?» «Какую роль играет обувь в твоей жизни?» «Какая обувь тебе нравится?» «С кем ты покупаешь обувь?» Проанализировав полученные результаты первого вопроса, я сделала вывод, что только у 16% опрошенных мною учеников есть три пары обуви, и ни один из опрашиваемых не имеет по одной паре обуви. Во втором вопросе большинство учеников ответили, что они выбирают обувь по сезонности и к своему костюму. В третьем вопросе большинство учеников ответили, что обувь для них очень важна. И только 5 % безразлично, что надето на ноги. По результатам четвертого вопроса я сделала вывод, что большинство предпочитает спортивную обувь. Также можно отметить, что некоторые из подростков выбирали по два варианта ответов. В пятом вопросе были получены следующие результаты: в основном все подростки покупают обувь с мамой и 34% выбирают сами.

Заключение:
Обувь – неотъемлемая часть нашего гардероба и она всегда нужна людям. Покупка и подбор гардероба на то или иное время года – очень трудоемкий и ответственный процесс. Данная работа имеет практическую значимость – рекомендации, как подбирать правильно обувь по возрасту, стилю одежды, ухаживать за ней. В ходе исследования я не только изучила различные виды обуви и ее назначения, провела анализ спроса и предложений обувной продукции, но и сопоставила роль обуви в жизни современного подростка и литературных героев и сделала анализ роли обуви в жизни литературных и киногероев. Изучая литературу по теме, я могу сделать следующий вывод: обувь появилась еще на ранней стадии развития человечества, выполняя функции: защита, поддержка, комфорт, стойкость к воздействию внешней среды, внешняя привлекательность.
И только с изобретением и освоением во второй половине XIX в. обувных машин (швейной, доппельной, затяжной, обтяжной и др.) происходит коренное изменение формы и конструкции обуви. Механизация производства обуви способствовала не только резкому повышению производительности труда, увеличению выпуска обуви, расширению ее ассортимента, но и появлению особого вида производственной деятельности — промышленного конструирования. Изучая спрос и предложение моделей обуви, можно сделать вывод, что мы можем подобрать обувь на любой вкус, возраст и сезонность. Я доказала, что обувь играет большую роль в жизни человека. Обувь подчеркивает ноги, делает походку необыкновенной и заставляет чувствовать себя королевой или королем. Если обувь удобная, то и походка в ней становится летящей и загадочной. Именно обувь наполняет вашу походку достоинством. Обувь может приносить массу неудобств, если она неправильно подобрана. Если устают ноги от того, что обувь слишком тяжелая, то от нее лучше отказаться. Обувь должна быть легкой, удобной и красивой. И поэтому считаю, что подробная рекомендация по выбору обуви, будет очень важна для подростков и не только. В ходе исследования, я свою гипотезу подтвердила: обувь важна и играет огромную роль в жизни современного человека. Но все таки современная молодежь носит обувь не по назначению. Злоупотребляет обувью спортивной. Девушки носят в основном балетки. Что негативно скажется в дальнейшем. Я считаю надо проводить беседы по выбору обуви и учиться выбирать с пользой для здоровья.
По завершению своей исследовательской работы, я пришла к выводу, что она не является конечной и предполагаю дальнейшее ее развитие.
Рекомендации «Учимся выбирать обувь»
Покупать обувь желательно во второй половине дня, поскольку стопа имеет особенность немного расширяться в течение дня.
Желательно при примерке стоять, а не сидеть.
Оставляйте около 0.5 см между большим пальцем и носком обуви, когда стоите. Это позволит вашей стопе свободное сгибаться при ходьбе или беге.
Примерять обувь надо сразу на обе ноги. У всех людей одна нога немного больше другой, поэтому обувь должна быть одинаково комфортна для обеих ног
Когда примеряете обувь — старайтесь походить на ковре и на твердом покрытии, это будет симулировать ходьбу или бег
Убедитесь, что пятка плотно прилегает и не хлюпает при ходьбе
Свод стопы должен удобно лежать на стельке, но не давить на супинатор
Ось каблука должна быть строго перпендикулярна горизонтали
ВАЖНО:
Выбирайте обувь с широким каблуком
Для повседневной носки ортопеды рекомендуют обувь достаточно жесткую, чтобы стопа не съезжала, но удобную, чтобы не натирала. Каблук — не выше 3 — 5 см и широкий, устойчивый. Нос — не узкий, чтобы пальцам было комфортно.
Модельную обувь с узкими носами и высоким каблуком старайтесь носить не больше 3 часов в день. А после того как снимите ее, побалуйте ножки ванночкой с морской солью. Она улучшит кровообращение и снимет усталость.
!!! Не носите обувь на плоской подошве постоянно и не злоупотребляйте высокими каблуками. Идеальный размер каблука должен быть не более дюйма (примерно 2,5 см). Надо носить обувь по назначению. Кеды, мокасины, кроссовки предназначены для спорта, и не менее 2 часов.
Список использованной литературы:
Ресурсы интернет
Ефимова Е.С. Быт, традиции, фольклор.
Тайны пола: Мужчина и женщина в зеркале эволюции.
Отзыв научного руководителя Бержикеевой Г.Т. о выполненной исследовательской работе Пузановой Е. по теме «Значение обуви в нашей жизни»
Актуальность темы заключается в том, что в школе и в повседневной жизни молодые люди, дети носят обувь, но не задумываются, на сколько он полезен и безопасен. И проведение бесед с родителями и с детьми важен по данной теме.
Научный проект состоял из основных трех частей: изучение возникновения обуви, влияния обуви на здоровье человека, и исследование современной обуви и их параметры, негативного влияния их.
Работа доступна и представляет интерес с его ознакомлением детей с младших классов и старших, которая позволит увидеть проблемы и угрозу повседневной обуви для здоровья. Так как больше сейчас обращается на внешнюю привлекательность и не задумываются о назначении обуви.
При проведения исследования Екатерина обратила внимание учащихся на актуальность темы и важности выбора правильной обуви и ношения их по назначению.
При наблюдении и исследовании сделала вывод, что небольшое количество учащихся носят обувь нужную и полезную. В основном ученики отдают предпочтение спортивной обуви и балеткам.
Рекомендации: продолжить над практической частью обуви, больше изучить нормативы правильной обуви.
10