СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно - исследовательская работа реферативного характера ученицы 6 класса Говяжовой Софии "Значение вирусологии для жизни и здоровья человечества"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель исследуемой темы: выяснить значение вирусологии для жизни и здоровья человечества.

Задачи проекта:

  1. Рассмотреть строение вирусов;
  2. Изучить историю открытия вирусов;
  3. Уточнить вирусные заболевания человека, их опасность и способы передачи вирусных инфекций;
  4. Выяснить наиболее эффективные медицинские меры против вирусных инфекций;
  5. Провести анкетирование среди учащихся 1- 6 классов с целью выяснения практического значения прививки от гриппа;

Рассмотреть пути развития вирусологии и уточнить важнейшие задачи, стоящие перед вирусологией.

Просмотр содержимого документа
«Научно - исследовательская работа реферативного характера ученицы 6 класса Говяжовой Софии "Значение вирусологии для жизни и здоровья человечества"»

Муниципальное казённое образовательное учреждение

средняя школа № 1 г. Приволжска

155550, г. Приволжск, ул. Социалистическая, 4, тел/факс (49 339) 3-14-02

e-mail: [email protected]



Значение вирусологии для жизни и здоровья человечества











Работа ученицы 6 «А» класса

МКОУ СШ №1 г. Приволжска

Говяжовой Софьи Александровны



Руководитель: Тевризова Татьяна Александровна

учитель биологии и химии

МКОУ СШ №1 г. Приволжска













2017

Содержание


Введение 3

Обзор литературы 4

Выводы 13

Список источников 14



Введение

Бытует мнение, что животные, растения и человек численностью преобладают на планете Земля. Но это на самом деле не так. В мире существует бесчисленное количество микроорганизмов. И вирусы являются одними из самых опасных, так как могут стать причиной различных заболеваний человека, животных, растений и даже представляют смертельную опасность для человека.

Характер эпидемий, повторяющихся из года в год, носит вирусную природу. К опасным вирусным заболеваниям относятся грипп, гепатит, краснуха, свинка, полиомиелит, клещевой энцефалит, бешенство, жёлтая лихорадка и др. Вирусы могут быть причиной доброкачественных и злокачествен­ных опухолей, а также заболеваний крови (лейкозов).

Цель исследуемой темы: выяснить значение вирусологии для жизни и здоровья человечества.

Задачи проекта:

  1. Рассмотреть строение вирусов;

  2. Изучить историю открытия вирусов;

  3. Уточнить вирусные заболевания человека, их опасность и способы передачи вирусных инфекций;

  4. Выяснить наиболее эффективные медицинские меры против вирусных инфекций;

  5. Провести анкетирование среди учащихся 1- 6 классов с целью выяснения практического значения прививки от гриппа;

  6. Рассмотреть пути развития вирусологии и уточнить важнейшие задачи, стоящие перед вирусологией.

Обзор литературы

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИРУСОВ

Вирусы – это клеточные паразиты, они могут жить и размножаться только в живых клетках, метаболизм которых после заражения перестраивается на воспроизводство вирусных, а не клеточных компонентов. Вирусы являются мельчайшими возбудителями инфекционных болезней. Симптомы вирусного заболевания – это следствие повреждения вирусами отдельных клеток.

Если вирусы выделить в чистом виде, то они существуют в форме кристаллов (у них нет собственного обмена веществ, размножения и других свойств живого). Из-за этого многие ученые считают вирусы промежуточной стадией между живыми и неживыми объектами. Так же вирусы, не относятся ни к каким царствам. Они имеют неклеточное строение [8,9].

Величина вирусов варьирует от 20 до 300 нм. Практически все вирусы по своим размерам мельче, чем бактерии. Однако наиболее крупные вирусы, например, вирус коровьей оспы, имеют такие же размеры, как и наиболее мелкие бактерии (хламидии), которые тоже являются паразитами и размножаются только в живых клетках. Поэтому отличительными чертами вирусов по сравнению с другими микроскопическими возбудителями инфекций служат не размеры или обязательный паразитизм, а особенности строения и уникальные механизмы репликации (воспроизведения самих себя). [4]

СТРОЕНИЕ

Как говорилось ранее, вирусы не имеют клеточного строения. Каждая вирусная частица состоит из расположенного в центре носителя генетической информации и оболочки. Генетический материал представляет собой короткую молекулу нуклеиновой кислоты, это образует сердцевину вируса. Нуклеиновая кислота у разных вирусов может быть представлена ДНК или РНК, причем эти молекулы могут иметь необычное строение: встречается однонитчатая ДНК и двух нитчатая РНК. [2,3,4]

Оболочка называется капсид и выполняет несколько функций:

1) Защита генетического материала (ДНК или РНК) вируса от механических и химических повреждений.

2) Определение потенциала к заражению клетки.

3) На начальных стадиях заражения клетки: прикрепление к клеточной мембране, разрыв мембраны и внедрение в клетку генетического материала вируса.

Оболочка образована субъединицами – капсомерами, каждый из которых состоит из одной или двух белковых молекул. Число капсомеров для каждого вируса постоянно (в капсиде вируса полиомиелита их 60, а у вируса табачной мозаики – 2130). Иногда нуклеиновая кислота вместе с капсидом называется нуклеокапсидом. Если вирусная частица кроме капсида, больше не имеет оболочки, её называют простым вирусом, если имеется ещё одна – наружная, вирус называется сложным. [2,3,4]

Рис. 1. Схематичное изображение строения вируса

У каждого вируса капсомеры капсида располагаются в строго определённом порядке, благодаря чему возникает определённый тип симметрии. При спиральной симметрии капсид приобретает трубчатую (вирус табачной мозаики) или сферическую (РНК-содержащие вирусы животных) форму. При кубической симметрии капсид имеет форму икосаэдра (двадцатигранника), такой симметрией обладают изометрические вирусы. В случае комбинированной симметрии капсид обладает кубической формой, а расположенная внутри нуклеиновая кислота уложена спирально. Правильная геометрия капсида даже позволяет вирусным частицам совместно образовывать кристаллические структуры. [3,10]



а) б) в) г)

Рис. 2. Схематичное изображение расположения капсомеров в капсиде вирусов.

Спиральный тип симметрии имеет вирус гриппа - а. Кубический тип симметрии у вирусов: герпеса - б, аденовируса - в, полиомиелита - г.



ОТКРЫТИЕ ВИРУСОВ

Изучая научную литературу, мы выяснили, что основоположником вирусологии стал русский ботаник Дмитрий Иосифович Ивановский (28 октября [9 ноября] 1864, с. Низы, Петербургская губерния — 20 апреля 1920, Ростов-на-Дону).

Ещё, будучи студентом, Ивановский интересовался болезнями растений и изучал распространение заболевания, уничтожавшего урожаи табака. В первые годы работы он установил, что табак поражается двумя болезнями совершенно различной приро­ды. Одна из них вызывается мельчайшим паразитическим грибком, и ее распространение связано с климатическими условиями. Эту болезнь Ивановский назвал «рябухой». За другой, появляющейся иногда на той же самой плантации и уже давно известной табаководам Голландии, он сохранил название «мозаичной болезни». Такое название она получила потому, что у больного растения некоторые участки листа теряли хлорофилл, а другие, наоборот, накапливали его так энергично, что лист становится пятнистым. Но сама природа заразного начала оставалась совершенно неясной.

Наблюдая за листьями табака, пораженными мозаичной болезнью, Ивановский выделил сок из больных лис­тьев и профильтровал его через бактериальные фильтры, которые задерживали все видимые в микроскоп бактерии. Но когда капли этой чистой и абсолютно прозрачной жидкости ученый нанес на здоровые листья, на них через некоторое время появились пятна неравномерной окраски, и вскоре развилась мозаичная болезнь. Ивановский обратил внимание на то, что заболевание листа табака происходит через несколько дней. А это означало, что существует некий скрытый инкубационный период, присущий всякому инфекционному заболеванию, во время которого бактерии размножаются, заражая здоровые клетки. В ре­зультате опыта Ивановский пришел к выводу, что в прозрачной жидкости имелись некие бактерии, по-видимому, в тысячи раз меньше тех, которые известны нам. Поэтому «микроб» мозаичной болезни листьев табака и прошел через бактериальный фильтр. Возможно, в этих мельчайших бактериях отсутствовала и клеточная структура. Значит, открыты были новые бактерии — фильтрующиеся вирусы. Ивановский, строгий и требовательный к себе исследователь, проделал много проверочных опытов. Прежде всего, следовало выяснить такой вопрос: не может ли мозаичная болезнь вызываться микробным ядом? Но в этом случае яд, как неживое вещество, вызывал бы у одного или другого растения болезнь, а дальше прекращал бы свое действие. Сотни раз повторяя опыт с заражением здоровых листьев фильтратом сока больных, Ивановский убедился в закономерности полученных результатов. Сила вируса, как установил ученый, не слабеет, значит, фильтрующийся вирус мозаичной болезни табака является живым существом — микробом, который раз­множается и поражает растение.

Ивановский обнаружил, что вирусы способны жить и размножаться только в клетках живых организмов, на питательной среде получить их не удалось.

















Рис. 3. Русский физиолог растений и микробиолог Д.И. Ивановский

14 февраля 1892 г. в Академии наук он сделал доклад «О двух болезнях табака». Эта дата в мировой науке считается днем рождения учения о фильтрующихся вирусах, или, как их теперь просто называют, вирусах. Мир не сразу признал это важнейшее и поистине великое научное открытие конца XIX века. Причиной было то, что ни сам Ивановский, ни те, кто повторил его опыты, не могли увидеть возбудителя мозаичной болезни листьев табачных растений. Д. И. Ивановский доказывал микробную природу данной болезни косвенным путем.

Ученый продолжал упорно работать. Он хотел, во что бы то ни стало увидеть «его». Изучая клетки листьев табака, пораженные мозаикой, он нашел в них скопления нерастворимых кристаллов. Ученый рассматривал это явление как одно из свойств вирусов мозаичной болезни. Тщательно проверяя свое наблюдение, он описал кристаллизацию вирусов табачной мозаики как закономерность. Но это открытие оставалось непонятым современниками. И только в 1935 г., когда знаменитый вирусолог У. Стэнли выделил вирус мозаичной болезни листьев табака в кристаллическом виде и доказал свойство ряда вирусов образовывать настоящие кристаллы и существовать в кристаллическом виде, вспомнили и об открытии Ивановского. История увековечила это открытие, и термин «кристаллы Ивановского» прочно вошел в обиход вирусологии [1].


ВИРУСНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Мы выяснили, что вирусные заболевания встречаются не только у людей, но и у животных, и у растений.

Так, например, вирусные болезни наносят большой ущерб животноводству. Например, вирус ящура, распространяясь со скоростью цепной реакции, способен разрушить животно­водство в масштабе целой страны.

У растений же вирусное заражение вызывает опухолевые разрастания, за­держку роста, морщинистость и карликовость побегов и листьев. Вирусные болезни картофеля, огурцов, томатов, ячменя, гороха и других растений существенно снижают их урожайность [7, 8, 9].

Безусловно, проблемы вирусного распространения среди животных и растений, представляют не меньший интерес, но все же, мы в данном проекте рассматриваем вирусные заболевания, опасные для человека.

Наиболее распространенным вирусом является вирус гриппа. Грипп — это заразное вирусное заболевание дыхательной системы, опасное своими осложнениями. Болезнь поражает людей независимо от возраста. Чем слабее иммунная система человека, тем больше вероятность развития заболевания и его тяжесть [2,6].

Вирус грипп периодически распространяется в виде эпидемий и пандемий. В настоящее время выявлено более 2000 вариантов вируса гриппа, классифицирующихся по трём серотипам А, В, С. Группа вируса из серотипа А разделённая на штаммы (H1N1, H2N2, H3N2 и т. д.) является наиболее опасной для человека. Эпидемии гриппа, вызванные серотипом А, возникают примерно каждые 2—3 года, а вызванные серотипом В — каждые 4—6 лет. Серотип С не вызывает эпидемий, только единичные вспышки у детей и ослабленных людей.

Все вирусы гриппа передаются от человека к человеку воздушно-капельным путём (при чихании и кашле). Больной заразен с первых часов заболевания и до 5—7-го дня болезни.

От заражения до развития полной картины болезни проходит от нескольких часов до 3 дней. Для гриппа характерно резкое начало: поднимается температура (до 39-40°С), возникает слабость, человека бьет озноб, появляются головные боли и боли в мышцах.

Впоследствии появляется заложенность носа и небольшое отделяемое из него, сухость, першение и боли в горле, сухой кашель. Возможно расстройство кишечника, связанное с интоксикацией.

Рис.4. Симптомы, лечение и профилактика гриппа.

Если грипп протекает без осложнений, болезнь заканчивается в течение 5-7 дней, но ещё 2-3 недели может сохраняться мышечная слабость, головные боли, утомляемость.

Сам по себе грипп не настолько опасен, насколько опасны его осложнения. Возникают они из-за того, что вирусы гриппа специфически действуют на организм:

  • повреждают мелкие сосуды (повышается их проницаемость и ломкость) и тем самым нарушают микроциркуляцию;

  • разрушают тканевые барьеры (поэтому токсины могут из крови свободно проникать в органы);

  • угнетают местный и общий иммунитет, поэтому дают возможность активизироваться патогенной и условно-патогенной флоре.

Тяжелое и осложненное течение гриппа особенно характерно для детей, а также пожилых лиц, страдающих хроническими заболеваниями легких и сердца.

Ранние осложнения гриппа встречаются редко, но протекают очень тяжело. К ним относят: отек легких, менингит (воспаление оболочек мозга), энцефалит (воспаление мозга), отек мозга и т.д. [5,6]

Большинство «поздних» осложнений связаны с присоединением бактериальной инфекции: бронхит и пневмония (воспаление бронхов и легких), синусит (воспаление околоносовых пазух), отит (воспаление уха), миозит (воспаление мышц), пиелоцистит (воспаление мочевого пузыря и почечных лоханок), миокардит и перикардит (воспаление сердечной мышцы и оболочки сердца).

После гриппа часто наблюдаются обострения хронических заболеваний, таких как бронхиальная астма и хронический бронхит, сахарный диабет, сердечно - сосудистые заболевания, нарушения обмена веществ, заболевания почек и другие.

Рис.5. Осложнения после гриппа.

Диагноз «Грипп» врачам без анализов поставить очень сложно (такие исследования проводят в редких случаях), поэтому в медицинских карточках до объявления эпидемии чаще всего можно увидеть диагноз «ОРВИ».

Грипп — вирусное заболевание, поэтому антибиотиками его вылечить нельзя. Для лечения гриппа применяют:

  1. специфические противовирусные средства, к ним относят:

  • Осельтамивир (Тамифлу),

  • Римантадин (по данным ВОЗ он менее эффективен в отношении «современных» вирусов гриппа);

  1. постельный режим (до нормализации температуры тела). Грипп относится к тем заболеваниям, которые необходимо «перележать»;

  2. обильное питье (горячий чай, клюквенный или брусничный морс, щелочные минеральные воды), направленное на «промывание» организма и выведение из него токсинов и т.п.;

  3. жаропонижающие средства: парацетамол, ибупрофен и т.д. применяют только в случае повышения температуры более 38°С, или если повышенная температура плохо переносится пациентом;

  4. мази для носа: оксолиновая и др.;

  5. при сухом кашле могут быть назначены противокашлевые средства;

  6. при влажном кашле применяют средства для разжижения и облегчения отхождения мокроты (отхаркивающие);

  7. аскорбиновая кислота, поливитамины;

  8. при насморке — сосудосуживающие капли в нос. [2,5,6,8]

Самый эффективный способом профилактики гриппа – это поддержание собственного иммунитета в тонусе круглый год. Существуют разные способы укрепления иммунитета, к ним относят: закаливание, активный образ жизни, правильное и сбалансированное питание и др.

Основным медицинским методом профилактики является вакцинация. Любая вакцина от гриппа содержит в себе белки, к которым иммунная система вырабатывает защитные антитела. Её начинают проводить за 2-3 месяца до основного сезона заболеваемости (обычно – в октябре-ноябре) вакциной против определённого штамма вируса, эпидемию которого ожидают. После прививки человек считается защищенным от гриппа в среднем на 6-8 месяцев. На следующий год вакцинацию необходимо проводить повторно уже новым по составу препаратом. [6]

Рекомендуется в обязательном порядке проводить вакцинацию от гриппа следующим категориям населения:

  • Маленьким детям (вакцинация разрешается с шестимесячного возраста).

  • Беременным женщинам.

  • Людям старше 65 лет.

  • Больным хроническими заболеваниями (сахарным диабетом, бронхиальной астмой, аденоидами, сердечными недугами, патологиями крови, иммунодефицитами и т.д.).

Выделение именно таких групп объясняется просто: все эти категории населения обычно тяжело переносят грипп, у них чаще развиваются осложнения (воспаления бронхов, легких, внутреннего уха, околоносовых пазух и т.д.). Помимо этого, у людей, страдающих хроническими патологиями, грипп может усугубить течение основного недуга.

Лицам, которые контактируют с вышеперечисленными категориями населения, чтобы максимально обезопасить своего близкого или подопечного, также желательно привиться. Родители маленьких детей, не желающие делать прививку от гриппа своему ребенку, могут вакцинироваться сами.

Помимо этого, ежегодно иммунизироваться от гриппа должны учащиеся школ, студенты, медики, транспортные работники, учителя, воспитатели, преподаватели ВУЗов и представители других подобных профессий.

Хочется подчеркнуть, что эффективность и безопасность прививок от гриппа, за и против которых вправе быть каждый человек, – это не миф, а подтвержденный наукой факт.

Продолжая исследовать цель проекта, хочется остановиться на способах передачи вирусных инфекций.

  • Воздушно-капельный путь (капельная инфекция). При кашле и чихании в воздух выбрасываются миллионы крошечных капелек жидкости (слизи и слюны). Эти капли вместе с находящимися в них живыми микроорганизмами могут вдохнуть другие люди, особенно в местах большого скопления народа, к тому же еще и плохо вентилируемых. Стандартные гигиенические приемы для защиты от капельной инфекции - правильное пользование носовыми платками и проветривание комнат. Так распространяются такие заболевания как грипп (см. выше), корь, полимиелит и другие.

  • Пищеварительный тракт, кишечник. Некоторые вирусы проникают в организм с пищей и водой (вирус гепатита А).

  • Непосредственный контакт (контагиозная передача). В результате непосредственного физического контакта с больными людьми или животными передаются сравнительно немногие болезни. К контагиозным вирусным болезням относится трахома (болезнь глаз, очень распространенная в тропических странах), обычные бородавки и обыкновенный герпес - "лихорадка" на губах.

  • Половой контакт. Некоторыми вирусами можно заразиться при половом контакте, таким способом распространяются такие заболевания как ВИЧ или гепатит В.

  • Через кровь. Люди, получающие препараты крови или цельную кровь в лечебных целях, подвержены риску заражения инфекцией, передаваемой с кровью (например, гепатит В) [4,5].

Изучая литературу и познавая механизм действия вирусных заболеваний, мы делаем вывод, что защита от вирусов и их уничтожение — это главная задача медицины и человечества.

Наиболее эффективными медицинскими мерами против вирусных инфекций, как мы уже отмечали выше на примере вируса гриппа, являются вакцинации, создающие иммунитет к инфекции, и противовирусные препараты, избирательно подавляющие репликацию вирусов.

Вакцины содержат убитых или живых, но ослабленных возбудителей болезни, в ответ на введение которых в организме человека и вырабатываются защитные вещества - антитела. Вакцины могут вводиться внутрикожно (против туберкулеза), подкожно (брюшнотифозная), внутримышечно (коклюшно-дифтерино-столбнячная), через рот (полиомиелитная), через нос (гриппозная). Активный иммунитет возникает через 1-3 недели, и сохраняется месяцами и годами [5].

Создать лекарства, избирательно подавляющие вирус, но не наносящие вреда организму, – задача чрезвычайно трудная. Поэтому, противовирусные средства – препараты, обладающие малой широтой терапевтического действия. Максимальной эффективности можно достигнуть при их использовании с профилактической целью или местно, когда удается создать высокую концентрацию.

По принципу действия противовирусные препараты подразделяются на две группы: стимулирующие иммунную системы атаковать вирусы, и атакующие вирусы напрямую. Препараты второй группы различаются по этапу жизненного цикла вируса, на котором они активны: препятствующие проникновению вируса в клетку, препятствующие размножению вируса внутри клетки, и препятствующие выходу копий вируса из клетки [2,4,5].



В ходе работы было проведено анкетирование школьников 5 – 10 классов МКОУ СШ  №1. Цель анкетирования: выявить отношение социума к выбранной теме и обосновать её актуальность. В анкетировании приняли участие 155 учащихся.

Результаты анкетирования:

В ходе анкетирования были заданы два вопроса.

Вопрос №1. Вам в этом учебном году делали прививку от гриппа?


Вопрос №2. Вы болели гриппом в этом учебном году?







Таким образом, результаты анкетирования показали, что прививку от гриппа сделали 12 учащимся (8% опрошенных учащихся). Болели гриппом 58 человек (37% опрошенных). Хочется отметить, что среди тех, кому была сделана прививка, заболели гриппом 7 человек (58%). Прививка у большинства (8 человек из 12) была сделана за месяц до основного сезона заболеваемости, а надо – за 2-3 месяца.

ЗАДАЧИ ВИРУСОЛОГИИ

Перед вирусологией в настоящее время стоит много ещё нерешённых задач. Первоочередная задача среди них — найти доступные (дешёвые и массовые) и эффективные средства борьбы с такими особо слож­ными и опасными вирусными заболеваниями, как СПИД, лейкозы и рак чело­века, а также с вирусными болезнями у растений и животных, например, ви­русным «птичьим гриппом».

Другая чрезвычайно важная задача, стоящая перед вирусологией, — создать препараты, защищающие организм от инфекции, причём длительно­го профилактического действия. Эта задача не столь проста, как кажется, поскольку вирусы, будучи живыми существами, подвержены постоянной наследственной изменчивости и эволюции. Следовательно, то, что стало защищающим средством, спустя некоторое время из-за изменчивости данно­го вируса оказывается бессильным, и вместо заготовленной заранее вакцины нужно срочно создавать новую.

Третья задача, не менее значимая, чем первые, — это выяснение роли скрытых вирусных инфекций и вирусоносительства. Известно, что некоторые вирусы инфицируют клетки хозяина и размножаются в нём без признаков заболевания. Такие скрытые вирусные инфекции широко распространены среди многих групп вирусов, в том числе и оспы. Распознание действия виру­соносительства очень важно и для самого инфицированного организма, и для окружающих.

Большое научное и практическое значение имеет ещё одна проблема вирусологии, непосредственно связанная с биотехнологией. Это использова­ние некоторых видов вирусов для решения задач генной инженерии, где виру­сы применяются с целью создания in vitro новых комбинаций генетического материала, способного размножаться в клетке хозяина и синтезировать в ней нужные человеку продукты обмена. Также необходимой является разработка всё более совершенных методов исследования природы вирусов и методов массового производства средств защиты от вирусных инфекций.

Решение этих важных научных и практических задач может идти более успешно, если вирусология расширит поиск новых видов вирусов, продолжит исследо­вание молекулярной эволюции вирусов, уточнит системы видов, родов и семейств царства вирусов и т. д. Всё это имеет большое значение для жиз­ни и здоровья человечества и природы в целом. [7]



Выводы:



  1. Вирусы – клеточные паразиты, не имеют клеточного строения, состоят из генетического материала, расположенного в центре, внутренней области и правильной геометрической оболочки – капсида, образованной капсомерами, состоящими из белковых молекул.

  2. Основоположником вирусологии стал русский ботаник Д.И. Ивановский в конце 19-го века.

  3. К опасным вирусным заболеваниям человека относятся грипп, гепатит, краснуха, свинка, полиомиелит, клещевой энцефалит, бешенство, жёлтая лихорадка и др. Вирусы могут быть причиной доброкачественных и злокачествен­ных опухолей, а также заболеваний крови (лейкозов).

  4. Способы передачи вирусных инфекций: воздушно-капельный, пищеварительный, непосредственный, половой контакты и через кровь.

  5. К основным мерам борьбы против вирусных инфекций относятся: повышение собственного иммунитета, прием профилактических противовирусных препаратов, вакцинация.

  6. 8% (12 человек) опрошенных учащихся была сделана прививка от гриппа. Из них заболели гриппом 7 человек (58%). Прививка у большинства была сделана за месяц до основного сезона заболеваемости.

  7. Важнейшие задачи, стоящие перед вирусологией: нахождение доступных и эффективных средств борьбы с особо сложными и опасными вирусными заболеваниями; создание профилактического препарата длительного действия; распознание скрытого вирусоносительства; дальнейшее уточнение природы вирусов.

Список источников
  1. Биографии знаменитых людей. Ивановский Дмитрий Иосифович http://biography-peoples.ru/index.php/i/item/277-ivanovskij-dmitrij-iosifovich

  2. Википедия (свободная энциклопедия) https://ru.wikipedia.org

  3. Вирусы, их строение и функционирование http://www.yaklass.ru/materiali?mode=cht&chtid=59

  4. Вирусология. Под редакцией Филдса Б., Найта Д., тт. 1–3, М., 1989 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/533857ca-5aaf-1a4d-3f37-c13b43dbecd4/1003570A.htm

  5. Вирусные заболевания живых организмов http://studentbank.ru/view.php?id=7018&p=1

  6. Грипп: симптомы, лечение, осложнения и профилактика. Зубкова Ольга Сергеевна, медицинский обозреватель, врач-эпидемиолог http://okeydoc.ru/gripp-simptomy-lechenie-oslozhneniya-i-profilaktika/

  7. Доклады и рефераты. Биология. Микробиология. Вирусология. http://doklad-referat.ru/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F:%D0%92%D0%B8%D1%80%D1%83%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

  8. Общая биология: Учебное пособие для 11-го класса 11-летней общеобразовательной школы, для базового и повышенного уровней. Н.Д. Лисов, Л.В. Камлюк, Н.А. Лемеза и др. Под ред. Н.Д. Лисова.- Мн.: Беларусь, 2002.- 279 с https://slovo.ws/urok/biology/11/01/txt/34.html

  9. Общая характеристика вирусов. Поздняков Дмитрий http://bio-faq.ru/bio/bio104.html

  10. Строение и квалификация вирусов http://schools.keldysh.ru/school1413/bio/vilegzh/str4.htm