СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно исследовательская работа учащегося 5 класса "Сколько вёрст от слова к делу? "

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащийся изучает историюразвития мер длины, проверяет и сравнивает их удобность применения с современными мерами длины.

Просмотр содержимого документа
«Лексина»


«Мои первые исследования»

направление

Физико-математические науки

Полное название темы работы

Сколько верст от слова к делу?

Фамилия, имя, отчество

Лексина Надежда Алексеевна

Место учебы

МКОУ СОШ №4

Класс

5Бкласс, 17.06.2006

Место выполнения работы

МКОУ СОШ №4

Руководитель

Богданова Анна Николаевна,учитель математики

E-mail

Контактный телефон

8(960)7727335



















Содержание

Введение..........................................................................................3

1. Теоретическая часть..................................................................4

1.1.

1.2.

1.3.

1.4. 2. Практическая часть....................................................................8

Заключение .................................................................................... 7

Список литературы......................................................................... 8





















































Введение

Я случайно услышала пословицу "От слова до дела -целая верста". Мне показалось незнакомым слово "верста". И я решила спросить у учителя. Учитель посоветовал найти информацию о старинных мерах длины. Изучая геометрический материал на уроке математики, мы измеряем, сравниваем и переводим меры длины. Я обратила внимание, что измерения нужны и на других предметах. Меня заинтересовали меры длины и я решила узнать а как мерили раньше, какие меры длины были в древности у разных народов и у россиян. В древности человеку приходилось постепенно постигать не только искусство счета, но и измерений. Когда древний человек, уже мыслящий, попытался найти для себя пещеру, он вынужден был соразмерить длину, ширину и высоту своего будущего жилища с собственным ростом. А ведь это и есть измерение.

Актуальность работы заключается в том, что измерения - одно из важнейших дел в современной жизни. Но не всегда так было. И разные народы измеряли по разном, а живя вместе нужна была одна мера длины. Каким же образом это произошло?

Цель: Изучение возникновения и развития единиц длины.

Задачи:

1. Узнать причины возникновения мер длины.

2. Изучить исторические меры длины.

3.Измерить рост членов семьи старинными мерами длины.

4. Донести полученную информацию до одноклассников.

Гипотеза: Я предполагаю, что в разные исторические эпохи меры длины были разные.

Предмет исследования: Особенности измерения длины в разные исторические эпохи.

Объект исследования: Меры длины.

Используемые методы:

  • Изучение литературы

  • Обобщение найденного материала

Практическая направленность: Работу могут использовать учителя на уроках математики.











Основное содержание

Когда древний человек что то делал для себя, то и мерить ничего не надо было. Все делалось на глаз, так как подсказывает чутье мастера. Позднее люди стали жить большими группами. Начался обмен товаром. Возникли первые государства. Вот тогда и появилась нужда в измерениях. Когда начали строить корабли, нужно было заранее наметить правильные размеры: иначе корабль бы затонул. И уж, конечно, не могли обойтись без измерений древние строители пирамид, дворцов и храмов, до сих пор поражающих нас своей соразмерностью и красотой.

Длина одно из самых первых геометрических понятий, введеных человеком. Первые единицы для измерения величин были не слишком точными, они были естественными. Например, расстояния измеряли шагами. Конечно у разных людей величина шага различна, но брали некоторую среднюю величину.Верста- старорусская путевая мера (её раннее название - ''поприще''). Этим словом, первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Два названия долгое время употреблялись параллельно, как синонимы. "Верстой" также назывался верстовой столб на дороге. Для больших расстояний в Древнем Риме служила миля - так называли путь в тысячу двойных шагов. А еще большие расстояния измеряли переходами - днями передвижения. Действительно, в газетах можно было прочесть такие фразы: "Избушка находилась от поселка на расстоянии двух дневных переходов. Эстонские моряки мерили расстояние трубками - путь за то время, пока курится набитая табаком трубка. В Испании такой же мерой расстояния служила сигара, а в Японии -лошадиный башмак. У многих народов была мера расстояния стрела - дальность полета стрелы.

Однако шаги, мили, переходы - все это было хорошо для измерений расстояний на земле. Ни рост человека, ни рулон ткани шагами не измеришь. Здесь применяли иные единицы меры, в ход пошли те измерительные приборы, которые всегда были при себе. Но насколько удобными они были, настолько и неточными, ведь у разных людей эти единицы различны. Одной из самых распространенных единиц длины был локоть -расстояние от локтя до конца среднего пальца.

рис1.

Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку. Локтями также измеряли высоту дерева срубленного на постройку дома. Очень распространенной единицей длины была сажень- расстояние от подошвы до концов пальцев поднятой вверх руки. В России долгое время существовало множество различных саженей: маховая, косая.

рис 2рис 3

Для измерения меньших расстояний употреблялась ладонь - ширина кисти руки. Для измерения меньших длин применяли пядь – расстояние между концами расставленных большого и указательного пальцев.

рис4

Еще меньшей единицей длины является дюйм - длина сустава большого пальца.

рис 5. рис 6.

Фут -длина ступни человека.

Иногда случайная длина могла быть принята за меру. Англичане в обиходе применяли ярд-расстояние от носа короля до конца среднего пальца вытянутой руки. Как только сменился король, ярд удлинился, так как новый монарх был более крупного телосложения. Такие изменения длины вносили большую путаницу, поэтому король Генрих 1 узаконил постоянный ярд и приказал изготовить из вяза эталон. Этим ярдом в Англии пользуются до сих пор.

рис 7

В 1-2 веках нашей эры римляне овладели почти всем известным тогда миром и ввели во всех заваеваных странах свою систему мер. Но через несколько столетий Рим был заваеван германцами и империя распалась на множество государств. В каждом государстве была своя система мер. Это вызывало затруднения в торговых делах и в развитии промышленности. В России в разных месностях почти все меры имели различные значения. Потребности практики требовали начать поиски единой системы мер. Ученые выдвигали разные идеи.

В 1791 г. во Франции было принято решение создать десятичную метрическую систему мер. Основными величинами в этой системе были выбраны длина и масса.

Комиссия предложила принять за единицу длины 1 /40000000 часть длины меридиана , проходящего через Париж .Измерить длину меридиана было поручено астрономам Мешену и Деламберу . Работа продолжалась 6 лет На основании их данных из платины был изготовлен эталон новой единицы . Эту единицу называли метром – от греческого слова «метрон», что значит «мера». Закон 1795 года установив временный метр указывает, что работы комиссии будут продолжены. Измерительные работы были закончены лишь к осени 1798года и дали окончательную длину метра.

В 1869 г. Петербургская академия наук обратилась к научным учреждениям всего мира с призывом сделать предложенную французскими учеными десятичную метрическую систему мер международной Но так как немыслимо было после каждого измерения меридиана менять длину метра, то Петербургская академия наук предложила принять метр, хранившийся во французском архиве ( архивный метр), за прототип- первый образец и изготовить из него возможно точные и устойчивые копии для разных стран, сделав этим метрическую систему мер международной.

Окончательное решение вопрос о метрической системе в России получил уже после Великой Октябрьской революции. 14 сентября 1918г. Советом Народных Комиссаров РСФСР было издано постановление, в котором говорилось : «Положить в основу всех измерений международную метрическую систему мер с десятичными подразделениями и производными». Принять за единицу длины - метр. В настоящее время единицы длины определяются иначе.


Современные единицы измерения длины:


Единицы измерения длины

обозначение

Миллиметр

мм

Сантиметр

см

Дециметр

дм

Метр

м

километр

км


1см=10мм

1дм=10см=100мм

1м=10дм=100см=1000мм

1км=1000м

1 локоть = 45 см

1 фут = 30,48 см

1 дюйм = 2,54 см

1 пядь = 17,78 см

1 аршин = 71,12 см

1 сажень = 213,4 см

1 косая сажень = 2,48м

1 маховая сажень=1,76 м

1 локоть = 6 ладоней

1 ладонь = 10,16 см

1 верста = 1 0 66,8 м

Практическая часть



Я решила измерить рост родственников с помощью старинных мер длины. Результаты представила в таблице.

таблица №1


рост

Пядь(16см)

Ладонь(17см)

Дюйм(3см)

Мама Александра

162

10

23

54

Сестра Виолетта

175

11

25

58

Надя(я)

152

9

22

51



































ВЫВОДЫ:

1.В результате выполнения работы я узнала причины возникновения мер длины.

2. Изучила исторические меры длины.

3. Измерила рост членов семьи старинными мерами длины и сделала вывод, что это очень неудобно.

4.Донесена полученная информация до одноклассников. Это доказывает практическую направленность работы.

Моя гипотеза подтвердилась, действительно, у разных народов и в разные эпохи меры длины были разные.

















































Литература

1. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. "За страницами учебника математики", -М 1989.

2. Энциклопедия Кирилла и Мефодия

3. Хинн О.Г. Я познаю мир. Математика.М, 1998

4. Картинки из интернета.











7


Просмотр содержимого презентации
«Презентация1»