Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с.Углезаводск
МО Городской округ «Долинский»
Личность и общество
ТЕМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
«Благотворительность: история развития в России и формирование чувства взаимопомощи через благотворительные акции МБОУ СОШ с. Углезаводск»
Составитель:
Сосновских Татьяна
10 класс
Научный руководитель:
Федотова Светлана Хамитовна
зам. директора по УВР, учитель истории
МБОУ СОШ с.Углезаводск
Южно-Сахалинск, 2017
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретическая часть…………………………………………………...4
История благотворительности в России.……………………………….4
Благотворительность современной России и ее проблемы……………5
Глава II. Практическая часть…………………………………………….………7
2.1. Благотворительные акции МБОУ СОШ с. Углезаводск………………..7
2.2. Анкетирование среди учащихся МБОУ СОШ с. Углезаводск…………8
Заключение………………………………………………………………………9
Список литературы………………………………………………………………10
Приложение ……………………………………………………………………12
Введение.
«Если бы каждый человек, проживающий в моем государстве, перевел мне на карту один рубль, то я купил бы квартиру без ипотечного кредитования», - простое сообщение, увиденное мною на просторах Интернета, заставило меня задуматься о том, почему люди в современном мире так тяжело помогают друг другу.
В связи с этим обозначилась цель моей работы – роль МБОУ СОШ с.Углезаводск в формировании чувства взаимопомощи у учащихся через благотворительные акции.
Задачи:
- проследить историю развития благотворительности в России;
- познакомить с благотворительной деятельностью современной России и обозначить ее проблемы;
- охарактеризовать благотворительные акции МБОУ СОШ с.Углезаводск;
- проанализировать мнение школьников к благотворительности по результатам анкетирования.
Актуальность данного исследования состоит в том, что перед современной Россией особенно остро стоят проблемы социальной помощи населению, а активное развитие благотворительности и спонсорства окажут смягчительное влияние на сложившуюся ситуацию.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Теоретическая часть
История благотворительности в России.
Благотворительность — это оказание помощи (безвозмездной или на льготных условиях) тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является добровольный выбор вида, времени и места, а также содержания помощи.
Зарождение благотворительности в России ведет еще с начала принятия христианства в Киевской Руси. Киевский князь Владимир наказал в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, как это отражено в уставе от 996 года, определив десятину на содержание монастырей, церквей и больниц. С того времени, в течение многих веков церковь и монастыри оставались главным источником для социальной помощи старым, убогим и больным. В IX в. значительное место принадлежало княжеской благотворительности. Начиная с царя Ивана Грозного, благотворительность стала носить государственный характер с принятием законов, которые были направлены на помощь всем нуждающимся. Создание сиротских домов относится к времени царствования Михаила Федоровича Романова. В петровскую эпоху началось преследование профессионального нищенства, но в то же время престарелым и увечным раздавали «кормовые» деньги. Продолжала политику благотворительности и Екатерина II, приняв законы о помощи больницам.
Царствование императоров Александра II, Александра III и Николая II – это "золотые годы" благотворительности и милосердия. С конца XVIII века открываются проявления благотворительности в виде меценатства – покровительства искусству, собирания больших библиотек, коллекций, создания художественных галерей, театров и т.д. В российскую историю вошли меценаты Третьяковы, Мамонтовы, Бахрушины, Морозовы и многие другие. Система государственной и частной благотворительности окончательно оформилась в XIX веке. Были изданы законы о благотворительной деятельности, а в сознании народа сложились правила благотворительности.
С приходом новой революционной власти традиция российской благотворительности была нарушена. Все средства общественных и частных благотворительных организаций были в короткие сроки национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами. В годы Великой Отечественной войны, русский народ активно участвовал в сборе средств для нужд фронта. Было собрано 200 миллионов рублей. В годы перестройки, руководство нашего государства признало необходимость предоставления возможности гражданам инициативно участвовать в социальной взаимопомощи, видя в этом не только путь к частичному освобождению государственного бюджета от расходов на социальные нужды, но и одно из средств формирования гражданского общества. Было провозглашено создание нескольких благотворительных по сути фондов, которые должны были охватывать своей деятельностью всю территорию государства: фонд культуры, детский фонд и фонд милосердия и здоровья.
Подводя итог истории благотворительности в России, можно отметить, что благотворительность существовала на всех этапах развития нашего общества.
Благотворительность современной России и ее проблемы.
Как мы выяснили, благотворительность как социокультурное явление существовало на всех этапах развития общества, реализовываясь через формы, адекватные отдельной эпохе. В советский период Россия утратила благотворительные ценности, и лишь с девяностых годов двадцатого столетия прослеживались тенденции возрождения дореволюционных традиций. В современных условиях мирового кризиса и нестабильности экономической ситуации в России благотворительность приобрела особую значимость. Однако в современном мире благотворительность претерпевает определенные трудности. Несмотря на то, что сегодня развивается государственная социальная политика, и социальное законодательство, и общественная благотворительность, решение социальных проблем, количество которых увеличивается, не стало лучше и эффективнее. При анализе источников были выявлены следующие причины: утерян ценный опыт и исконные традиции милосердия; произошло падение престижа благотворительности в обществе из-за недоверия к благотворительным организациям.
Одним из самых популярных благотворительных фондов в современной России является Русфонд (Российский фонд помощи), который создан в 1996 году. Задача данного фонда – это спасение тяжелобольных детей, содействие развитию гражданского общества, внедрению высоких медицинских технологий. Только в 2013 году почти 50 тыс. читателей Русфонда, свыше 750 компаний и организаций оплатили лечение 1486 детей из России и стран СНГ. Судебное разбирательство Русфонда в отношении родственников известной эстрадной певицы Жанны Фриске, вновь насторожило людей. Однако то, что, потраченные деньги Русфонда не по назначению, обязали вернуть , я думаю, вернуло доверие людей к данной благотворительной организации.
И все же для разрешения многих проблем, с которыми сегодня сталкивается благотворительность, необходимо популяризовать эту деятельность с помощью средств массовой информации. Государство, в свою очередь, должно способствовать развитию благотворительной деятельности, создавая, благоприятные политические, экономические, правовые и организационные условия для ее развития, и видеть в благотворительности основной рычаг управления социальными проблемами.
Таким образом, я пришла к выводу, что в современном обществе отводят малозначительную роль благотворительности, ожидая помощи только от государства. Но, я думаю, что при правильном подходе государства к развитию некоммерческих организаций, они могут стать немаловажным источником разрешения остро стоящих проблем.
Глава II. Практическая часть
Благотворительные акции МБОУ СОШ с. Углезаводск.
В МБОУ СОШ с. Углезаводск в течение сентября 2016 – октября 2017г. проходила работа, связанная с помощью своей родной школе и заботой о ближних, по трем основным направлениям:
«Забота». Ребята нашей школы оказывали посильную помощь всем нуждающимся. В школе были проведены классные часы и акции «Помоги собраться в школу», «Твори добро», «Час добра». Ежемесячно проводилась операция «Забота» - помощь одиноким пожилым людям: ходили в магазин за покупками, в аптеку за лекарством, очищали подъезды от снега. В канун праздника «День защитника Отечества» собрали посылки для ребят, проходящих службу в армии (Приложение №1).
«Творчество». В нашей школе были проведены праздники и акции «День учителя», «Новогодняя сказка», «Подарок для мамы своими руками», «День душевных поздравлений», «Снежная фигура – украшение школьного двора», в которых я и все ребята нашей школы принимали активное участие (Приложение №2).
«Школа - мой любимый дом». Администрацией школы был организован сбор урожая с пришкольного участка, где я принимала активное участие наряду со всеми учащимися нашей школы. В рамках этого направления были проведены экологические десанты по уборке мусора и опавшей листвы на пришкольном участке (Приложение №3).
Таким образом, я считаю, что все акции, проведенные в нашей школе, способствовали формированию у учащихся чувства гуманности и взаимопомощи. Дети, принимающие активное участие в данных акциях, просто не могут быть безразличными к проблемам окружающих. При проведении акций количество участников с первой акции и к последней значительно увеличилось. Лично для меня участие в данных акциях показало, насколько важно помогать окружающим меня людям.
2.2. Анкетирование среди учащихся МБОУ СОШ с.Углезаводск.
Однако для меня, участие учеников нашей школы в проведенных акциях, не дали бесспорного убеждения, что благотворительность – это важная проблема в нашей современной жизни. Поэтому среди учащихся нашей школы мной было проведено анкетирование по следующим вопросам (Приложение №4):
1. Считаете ли вы, что люди безучастны и равнодушны по отношению друг к другу, к природе, к животным?
2. Бывали ли в вашей жизни ситуации, когда вам требовалась помощь других людей?
3. Всегда ли окружающие вас люди оказывали вам необходимую помощь?
4. Помогаете ли вы сами другим людям в случаях необходимости?
5. Хотелось бы вам поучаствовать в Акции «Спеши делать добро», оказывая посильную помощь и заботу нуждающимся?
6. Важна ли для вас проблема, связанная с проявлением милосердия к окружающим?
Социологический опрос показал, что среди опрошенных школьников (приложение №4):
- 67 % считают, что люди равнодушны по отношению друг к другу, ко всему живому.
- у 56% опрошенных бывали в жизни ситуации, когда им требовалась помощь других людей,
- 34 % опрошенным не оказали помощь в нужный момент ,
- 49% оказывают помощь в случаях необходимости,
- 32% желают оказывать помощь нуждающимся,
- 65% считают проблему, связанную с проявлением милосердия важной для себя.
Таким образом, по результатам анкетирования, мы видим, что учащиеся моей школы готовы помогать нуждающимся.
Заключение
Можно с уверенностью сказать, что и в наше время много добрых людей, неравнодушных к проблемам окружающих. Однако, в повседневной жизни, суете больших городов, среди многообразия развлечений и собственных увлечений, человек забывает, а может и просто не замечает тех, кому нечего есть, носить, негде жить, а также тех, кто по копеечке собирает средства во имя спасения родного человека.
Чтобы как-то попытаться решить данную проблему благотворительные организации придумывают различные средства привлечения всеобщего внимания к нуждающимся в помощи людям, а именно: масштабные благотворительные проекты, акции, мероприятия, концерты, как правило, направленные на сбор денежных средств.
Во время написания работы и проведения исследования на тему «Благотворительность: история развития в России и формирование чувства взаимопомощи через благотворительные акции МБОУ СОШ с.Углезаводск» были выполнены поставленные задачи: прослежена история развития благотворительности в России; рассмотрена благотворительная деятельность современной России и обозначены ее проблемы; охарактеризованы благотворительные акции МБОУ СОШ с.Углезаводск; проанализировано отношение школьников к благотворительности по результатам анкетирования.
Подводя итог данной работе, мне хочется отметить, что взаимопомощь и неравнодушие к чужим проблемам окружающих нас людей необходимо воспитывать в человеке еще с детских лет, чем активно и занимается МБОУ СОШ с. Углезаводск, в которой я учусь.
Список литературы
1. Антонов Е.Н. Благотворительность в России: основные проблемы и пути решения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – №631. – С. 22
2. Благотворительность в России: вчера, сегодня, завтра // Центр научной и политической мысли и идеологии. – 2013 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rusrand.ru
3. Ковалева С.И. Проблемы становления и развития современной благотворительности: опыт истории [Электронный ресурс]. – Режим доступа: viperson.ru
4. ФЗ Российской Федерации «О рекламе». – 1995.
5. Чернышева А.И. Благотворительная деятельность в современной России/ А.И. Чернышева, О.А. Петровская // Студенческий научный форум: Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции. – 2014 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2014/523/2924
6. Щитова Н.Г. Благотворительность и меценатство как составляющие предпринимательского имиджа // Вестник МГУКИ. март-апрель. – 2012. – №2 (46).– С. 2016.
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Результаты анкетирования:
- 26 % обучающихся считают, что люди равнодушны по отношению друг к другу, ко всему живому;
- у 52% школьников бывали в жизни ситуации, когда им требовалась помощь других людей;
- 32 % опрошенным не оказали помощь в нужный момент;
- 78% оказывают помощь в случаях необходимости;
- 85 % - желают оказывать помощь нуждающимся;
- 85% - считают проблему, связанную с проявлением милосердия важной для себя.
![]()
Вопросы:
1. Считаете ли вы, что люди безучастны и равнодушны по отношению друг к другу, к природе, к животным?
2. Бывали ли в вашей жизни ситуации, когда вам требовалась помощь других людей?
3. Всегда ли окружающие вас люди оказывали вам необходимую помощь?
4. Помогаете ли вы сами другим людям в случаях необходимости?
5. Хотелось бы вам поучаствовать в Акции «Спеши делать добро», оказывая посильную помощь и заботу нуждающимся?
6. Важна ли для вас проблема, связанная с проявлением милосердия к окружающим?