Научно-практическая конференция исследовательских работ обучающихся
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Основная общеобразовательная школа № 2»
«Шаг в науку. Открытия юных»
Секция: искусство и культурология
Исследовательская работа
Влияние музыки на человека
Пономаренко Софья
обучающаяся 2а класса
МБОУ «ООШ № 2»г. Таштагол
Научный руководитель
Ротару М.В.
учитель начальных классов
МБОУ «ООШ № 2»г. Таштагол
2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………….2
Основная часть:
2.1 Музыка – это универсальный язык………………………………………….3
2.2 Влияние музыки на развитие детей………………………………………..4
2.3 Влияние музыки на организм человека……………………………………6
2.4 Эксперименты, доказывающие различное влияние музыки……………..8
Заключение………………………………………………………………… 10
Список литературы……………………………………………………… .. 11
Приложения……………………………………………………………12-17
ВВЕДЕНИЕ
Цель моего исследования – выяснить, как музыка влияет на человека.
Задачи:
Изучить информацию о влиянии музыки на человека.
Провести социологический опрос жителей города, учеников нашей школы.
Сделать выводы.
Гипотеза:
Музыка влияет на человека: на его организм, чувства, психическое состояние.
Предмет исследования: влияние музыки на человека.
Объект исследования: человек.
Актуальность:
Нет ни одного дня, чтобы в нашей жизни не звучала музыка в любой форме. Почему это происходит? Как музыка влияет на человека так, что мы совершенно не можем обходиться без неё?!
Новизна:
Моей работы заключается в том, что данные исследования никогда не проводились в нашей школе.
Практическая значимость:
Привлечение детей к изучению, слушанию музыки, вызвать желание целенаправленно заниматься изучением музыки, пению, танцам и так далее.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Музыка - это универсальный язык.
Спасибо, музыка, за светлые леса…
Они звучат под осень, как оркестры,
Мы всё ещё не верим в чудеса,
А ты творишь их запросто и честно…
(А.Козловский)
Поэты, писатели и сами музыканты воспевают музыку, трепетно к ней относятся. Моя мама учит меня играть на фортепиано и мне тоже нравится заниматься музыкой: воспроизводить её, петь, слушать ... Нет ни одного дня, чтобы в нашей жизни не звучала музыка в любой форме. Почему это происходит? Как музыка влияет на человека так, что мы совершенно не можем обходиться без неё?! (Приложение Фото 1-2)
Музыка - это универсальный язык. Она обращается ко всем, она наше общее достояние. Раньше музыка была доступна преимущественно привилегированным классам и культурным центрам. Сегодня, благодаря радио, телевидению, интернету музыка входит в наши дома, независимо от того, как далеко мы живем от больших городов. Язык музыки понятен каждому человеку - мужчине, женщине, ребёнку - богатому или бедному, счастливому или несчастному,- каждому, кто способен воспринимать её могучий зов.
(Приложение Фото 3)
Я изучила различную литературу и узнала, что было проведено множество интересных исследований влияния музыки на человека.
2.2 Влияние музыки на развитие детей.
Сегодня ученые утверждают, что уже плод, находящийся в утробе матери, начинает слышать звуки, начиная с девятнадцатой недели. С этого времени рекомендуется на час в день прикладывать к животу беременной женщины наушники, в которых звучит негромкая спокойная музыка, желательно классика – Чайковский, Моцарт, Бетховен… Другой способ – самой будущей маме слушать любимую музыку. (Приложение Фото 4-5)
Специалисты доказали, что чем больше мозг ребенка получает информации в раннем возрасте, тем более развитым он будет. Звуки являются одним из основных источников информации для ребенка. Малыши прекрасно усваивает звуковую информацию и из всех музыкальных произведений особенно ценят классические произведения.
Особого внимания заслуживает музыка Моцарта. Доказано, что она обладает терапевтическим и расслабляющим эффектом, причем это чувствует даже еще не рожденный младенец – от звуков музыки этого композитора плод затихает, как - бы «прислушиваясь», а после рождения такие дети отличаются более спокойным нравом. (Приложение Фото 6-7-8)
Если малыш капризничает, плачет, успокоить его поможет опять же музыка. Звуки природы в сочетании с красивой, спокойной музыкой справляются с этим лучше всего.
Музыка влияет и на развитие личности ребёнка. Посещение музыкальной школы – это не только развитие музыкальных способностей детей. Занятия музыкой приучают ребенка к ежедневному систематическому труду, усидчивости, прививают ему терпение. Постоянное прослушивание и воспроизведение талантливых музыкальных произведений делает внутренний мир ребенка ярче, богаче, а самого ребенка – счастливее.
Если ваш ребенок несколько лет прилежно посещал музыкальную школу, а в восьмом или девятом классе вдруг начал проявлять способности к математике – не удивляйтесь: это – благодаря музыке. Именно музыка позволяет развиться пространственному представлению и образному
мышлению человека.
Развитие музыкальных способностей детей способствует и развитию грамотности. Не удивляйтесь – это, в самом деле, так. Умение писать без ошибок зависит не только от прилежного заучивания правил. Играя на музыкальном инструменте, ваш ребенок отлично тренирует пальчики – а ведь только тренированные пальцы справятся в первом классе с правильным написанием непослушных букв и цифр. Кроме того, игра на музыкальном инструменте – прекрасный способ развить чувство ритма, наладить прекрасную координацию между слухом и моторикой рук.
(Приложение Фото 9-10)
Из этого следует, что музыка развивает все виды восприятия и все виды памяти (зрительную, слуховую, моторную, ассоциативную).
2.3 Влияние музыки на организм человека.
Учёные рекомендуют использовать музыку и для лечения некоторых заболеваний: (Приложение Фото 11)
Опыт лечебного применения музыки имеет многовековую историю. Аристотель считал музыку средством лечения тела и очищения души. Выдающийся врач Авиценна уже тысячу лет тому назад исцелял музыкой нервнобольных. (Приложение Фото 12)
В Китае уже много веков назад музыка использовалась как лекарство.
Гармоничные мелодии благотворно влияют на человека, например:
• Скрипка – лечит душу, помогает самопознанию, вызывает сострадание, очень благотворно действует на меланхоликов.
• Орган – приводит ум в порядок.
• Пианино – воздействует на почки, мочевой пузырь, очищает щитовидную железу.
• Барабан – восстанавливает ритм сердца, стимулирует кровеносную систему.
• Флейта – очищает бронхолегочную систему, лечит несчастную любовь, снимает раздраженность и озлобленность.
• Баян, аккордеон – активизирует работу брюшной полости.
• Арфа и струнные инструменты гармонизируют работу сердца, лечат истерию, кровяное давление.
• Кларнет, флейта-пикколо – подавляет уныние, улучшает кровообращение.
• Контрабас, виолончель, гитара – воздействуют на сердце и тонкую кишку, лечат почки.
• Балалайка – лечит органы пищеварения.
• Труба – лечит радикулит.
Еще в Древней Греции ученые обнаружили, что прослушивание определенных музыкальных композиций помогает быстрее выздоравливать и способствует улучшению самочувствия больных.
Также, музыка оказывает сильнейшее влияние на психическое состояние человека. Интересно, что знаменитый греческий ученый Пифагор начинал и заканчивал день пением: утром – чтобы очистить ум ото сна и взбодриться, а вечером – успокоиться и настроиться на отдых.
2.4 Эксперименты учёных, доказывающих различное влияние музыки.
Но всякая ли музыка одинаково полезна?
Швейцарский ученый Ханс Йенни изучал воздействие звука на воду. Под воздействием звука капелька воды, вибрируя, принимала форму трёхмерной звезды или двойного четырехгранника в кругах. Чем выше была частота вибрации, тем сложнее были формы. Но как только звук стихал, красивейшие образования снова становились по форме капелькой воды.
Японский учёный профессор Эмото Масару проводил эксперименты по воздействию на воду различной музыки, положительных и негативных высказываний.
Его опыты показали, что результатом воздействия духовной и классической музыки и слов, несущих положительную энергетику, является образование в обычной воде снежинок поразительной красоты.
Напротив, при воздействии рок музыки, тяжёлого рока или слов, несущих отрицательную энергетику, в обычной воде кристаллическая структура не образовывалась вовсе, а предварительно хорошо сформированная кристаллическая структура воды разрушалась.
Дистиллированная вода под влиянием классической музыки строит утонченные, симметричные формы. (Приложение Фото 13)
Под влиянием музыки Тяжелого Металла образцы воды вообще не образовали кристаллов, а лишь хаотичные, фрагментарные структуры.
(Приложение Фото 14)
Если же мы вспомним, что человеческое тело на 70% процентов состоит из воды, мы можем понять, что организм человека даже на физиологическом уровне реагирует на то, что мы думаем, ощущаем, что мы говорим и что слышим вокруг себя.
Все живое предпочитает гармоничную музыку. Так акулы, услышав классическую музыку, собираются, чуть ли не со всего океанского побережья. (Приложение Фото 15)
В 70-е гг. группа учёных провела эксперимент, результаты которого стали настоящей сенсацией. Она выращивала различные садовые растения под звуки классической музыки и под музыку в стиле рок. Там, где звучала классика, были супер-урожаи, а там, где звучал рок, все растения погибли.
(Приложение 1 Фото 14-15)
Я провела социологический опрос учеников нашей школы. 100% учащихся отметили, что любят слушать музыку, петь и танцевать. 85% предпочитают весёлую и спокойную, добрую и энергичную музыку. Только 15% предпочитают рок - музыку. Во время опроса на лицах детей появлялась улыбка, они оживлялись, некоторые начинали припевать.
(Приложение Фото 16)
Заключение.
Таким образом, выдвинутая мною гипотеза о том, что музыка влияет на человека, полностью подтвердилась.
Из приведённых примеров и опытов, мы видим, что музыка непосредственно влияет на эмоциональное, душевное состояние человека, и более того, даже на его здоровье. Она может успокаивать и возбуждать, смягчать и ожесточать, вызывать воспоминания, снимать боль, усиливать агрессию.
Музыка снимает стресс и повышает иммунитет. Она поднимает силу духа. Музыка способна вдохновить на творчество. Музыка изменяет восприятие времени и пространства. Музыка помогает понять глубокий смысл жизни. (Приложение 1 Фото 17-18)
Моя мама заметила, что благодаря занятиям музыкой, я стала лучше и быстрее усваивать учебный материал, мне легче стало учить английский язык, у меня развилось воображение, появились творческие способности. Я стала более рассудительной, ответственной и серьёзной.
Я хотела бы посоветовать родителям, больше слушать самим и давать слушать своим детям музыку, особенно классическую.
Ещё я хотела бы предложить попробовать в школах на переменах включать классическую музыку.
ВОЛШЕБНИЦА МУЗЫКА
У старика спросил поэт:
– Что музыка такое, дед?
– Воспоминание она.
В ней юность давняя слышна.
Был задан девочке вопрос,
Она ответила всерьез:
– Похожа музыка на луч,
Окно пробивший из-за туч.
А юноша ответил так:
– Без музыки нельзя никак.
Душа без музыки грустит,
В простор волшебный не летит.
А девушка, пожав плечом,
Сказала: «Музыка – наш дом,
В ней – все родное, все свое.
Во всем дыхание ее».
– Вы правы все, – сказал поэт,
Прекрасен каждый ваш ответ.
Одно хочу я повторить –
Нас учит музыка любить.
(А. Лопатина, М. Скребцова)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Васина – Гроссман В. А. Книга о музыке и великих музыкантах:
Маленькая энциклопедия. – М.: Дет. лит., 1986
2.Даттель Е. Л. Музыкальное путешествие. Книга для юношества о
музыкантах. «Просвещение», 1969
3. Зильберквит М. А. Мир музыки. М.: «Детская литература», 1988
4. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства / А.Н. Сохор. – М., 1970.
5.Панкевич Г.И. Искусство музыки. - М.: Знание, 1987.
Интернет – источники:
6. 900igr.net›kartinki/muzyka/vlijanie…na-cheloveka…
7. yandex.ru/images
8. www.muszone.ru/articles/
9. https://youtu.be/i5oJxea-BAo
Приложение

Фото 1
Фото 2
Фото 4
Фото 3

Фото 5



Фото 6 Фото 7 Фото 8

Фото 9

Фото 10

Фото 11

Фото 12

Фото 13 Кристаллы, образованные под влиянием одного из произведений Шопена

Фото 14 Результат влияния на воду музыки Тяжелого Металла

Фото 15 Кристаллы воды

Фото 14

Фото 15
Фото 16

Фото 17
Фото 18
9