СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно – методическая статья «Основные принципы обучения немецкому языку в 9 классе»

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном году обучения используется определенное количество новых слов. Они не являются обязательными для усвоения. Однако, этот элемент новизны может сыграть свою положительную роль в плане стимулирования учащихся с высоким уровнем обученности и обеспечить дифференциацию обучения.

Просмотр содержимого документа
«Научно – методическая статья «Основные принципы обучения немецкому языку в 9 классе»»

Научно – методическая статья

«Основные принципы обучения немецкому языку в 9 классе»

Работа на данном году обучения строится с учетом принципов (дидактических и частнометодических), действовавших ранее. К последним относятся:

  1. Подчинение всего учебно – воспитательного процесса комплексной реализации практических, образовательных и воспитательных целей. Значимость последних на старшем этапе обучения особенно возрастает.

  2. Все обучение должно быть коммуникативно направлено. Отсутствие нового языкового материала, подлежащего обязательному усвоению, а также предполагаемый уровень сформированности иноязычных знаний, навыков и умений и возрастные особенности учащихся дают возможность перейти от структивно – функционального коммуникативно ориентированного подхода к собственно коммуникативному. Это делает необходимым учет целого ряда дополнительных принципов.

  3. В качестве планируемого полезного результата по-прежнему должны выступать основные виды речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение. Однако, удельный вес чтения увеличивается, в частности, совершенствуются механизмы чтения на основе специальных упражнений по формированию рецептивных грамматических навыков и умений. Основное же внимание уделяется приему и переработке извлеченной из текста информации и ее обсуждению.

  4. Обучение всем видам речевой деятельности должно осуществляться, как и прежде, в тесной взаимосвязи, но при дифференцированном подходе к формированию каждого из них. Последнее осуществляется с помощью специальных упражнений для развития каждого вида речевой деятельности, отвечающих его специфике.

  5. Вся организация учебно – воспитательного процесса должна содействовать повышению качества владения учащимися основными видами иноязычной речевой деятельности, развивать их способность осуществлять иноязычное общение непосредственно (в устной форме) и опосредованно (через книгу).

Последнее реализуется с помощью целого ряда дополнительных принципов, обеспечивающих коммуникативность обучения и приобретающих особое значение на старшей ступени.

  1. Дифференцированный подход к учащимся. В каждом классе , как правило, имеются учащиеся, которые находятся на трех уровнях обученности. Это учащиеся с так называемым низким, средним и высоким уровнем обученности. Проведение урока в этих условиях представляет для учителя большие трудности.

Поэтому учителю нужно построить уроки таким образом , чтобы дать возможность дифференцированно подходить к выполнению упражнений и оценке результатов работы разных учащихся. Это означает, что в каждой теме имеются задания, объем метериала и уровень которых соответствуют тому или иному уровню учащихся. Так, например, если ученик усвоил материал темы, выполнил задание, связанное с обильной зрительной опорой и затратил на это больше положенного времени, он заслуживает положительной оценки. Если он овладел лексическими единицами данной темы, укладывается во временные рамки чтения текстов и ориентируется в них при выполнении «поисковых» упражнений, то это значит, что он заслуживает хорошей оценки. Отличной оценки заслуживает ученик, который справляется со всеми заданиями урока, укладываясь в отведенное для них время, владеет всем речевым материалом.

Владение дополнительной лексикой, используемой по необходимости в текстах, не является обязательным для учащихся. Кроме того, в целях дифференциации обучения к некоторым урокам домашнее задание дано в двух частях, и учащиеся могут выбрать любую из них или выполнить обе.

Выбор предоставлен учащимся также и в домашнем чтении, материал которого после каждого параграфа дан небольшими порциями, что позволяет дозировать его в зависимости от уровня подготовленности обучения.

  1. Самостоятельность учащихся. Обучение в старших классах требует повышения уровня самостоятельности учащихся, что связано с их возрастными особенностями. Имеется в виду более сознательное отношение к тому, что делается на уроке и как это следует делать, как должна быть организована работа над домашними заданиями. Именно осознание всего этого и сможет повысить уровень самостоятельности учащихся в овладении материалом, без чего успех вряд ли достижим.

В учебнике продолжается использование памяток, которые обучают учеников выполнять различные виды упражнений. Эти памятки указывают конкретные операции, которые должен совершить ученик, чтобы успешно выполнить каждое данное задание. В целом они призваны развивать умение учиться. Без этого умения невозможна самостоятельная работа ученика.

  1. Ситуативность в обучении. Ситуативность понимается обычно как связь, соотнесенность высказывания с ситуацией общения. Роль ситуативности в обучении уже достаточно хорошо осознана учителями и в лишних аргументах не нуждается. Ситуативность проявляется и при обучении чтению Когда мы в этом случае говорим о ситуативности, мы имеем в виду и то, что можно было бы назвать достоверностью, подлинностью. Достоверность выражается в том, что все материалы для чтения и аудирования рассказывают о подлинных делах подлинных людей, почти исключительно сверстников учеников 9 класса, о мыслях, которые они выразили в своих высказываниях, предназначенных воображаемому собеседнику. Такая подлинность создает ту самую достоверность, которая является одной из основ заинтересованного отношения учащихся к содержанию предлагаемого им материала.

  2. Функциональность в обучении. Понятие «функциональность» очень широкое, объемное, многогранное. Здесь будут упомянуты только те его грани, которое нашли непосредственное воплощение в учебнике для данного года обучения.

Прежде всего, это различные функции, которое выполняет чтение как вид речевой деятельности. В жизни человек обращается к печатной продукции и читает что-то в тех случаях, когда он хочет узнать нечто новое, убедиться в чем-то, ознакомиться с чем-то подробнее вплоть до тех случаев, когда он хочет просто отдохнуть. Поэтому, установки на чтение звучат в учебнике соответственно: перед чтением ставится какая-либо коммуникативная задача. Но она не возникает сама собой, к ней нужно как-то подвести, поэтому перед рассказами для чтения большей частью есть небольшое введение, позволяющее мотивировать учащихся к выполнению задачи. В связи с этим, нужно заметить, что человек по-разному читает, одно он читает очень внимательно и тщательно, другое – только извлекая основные мысли.

Таким образом, функциональность в обучении любому виду речевой деятельности, в использовании любого задания, в усвоении любого материала заключается в выдвижении на передний план функциональной стороны явления и в том, что оно пронизывает весь учебный процесс.

  1. Индивидуальность обучения. Дифференциация обучения, будучи очень важным условием, не в состоянии решить многих задач обучения. Она вызывается с помощью личностной индивидуализацией. Человек как личность всегда характеризуется определенным жизненным опытом и контекстом деятельности, интересами и мировоззрением, эмоциями, чувствами и статусом личности в коллективе. Все эти компоненты приобретают в процессе обучения иноязычной речи особое значение , ибо безликой речи не бывает, речь всегда мотивирована ими, питается ими и окрашена ими.

Вот почему нельзя эффективно обучать , пока не изучены ученики каждого данного класса. Учет их личных характеристик позволит создать заинтересованность в совместной учебной деятельности.

  1. Новизна. Подавляющее большинство текстов для чтения и аудирования, на основе которых происходит обучение чтению, построены на метериалах, связанных со странами изучаемого языка., что само по себе придает им информативность. При обучении говорению принцип новизны заключается в том, что ни одно задание, ни одна ситуация не повторяется дважды в том же виды. Новизну организации урока придает тот факт, что все его компоненты связаны логически. Новизна как фактор построения учебника и соответственно учебного процесса методически значима главным образом потому, что она воплощается в постоянном повторении наиболее важного материала при постоянном его комбинировании. Кроме того, на данном году обучения используется определенное количество новых слов. Они не являются обязательными для усвоения. Однако, этот элемент новизны может сыграть свою положительную роль в плане стимулирования учащихся с высоким уровнем обученности и обеспечить дифференциацию обучения.