Патриотическое воспитание на уроках немецкого языка.
«Учить и воспитывать – как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке».
(Е. Ильин)
Тема работы очень актуальна и необходима. Когда спорят о том, какую роль играет иностранный язык как учебный предмет в учебном заведении, все доводы в пользу иностранного языка сводятся обычно к тому, что каждый образованный человек должен знать хотя бы один иностранный язык. А еще говорят, что иностранный язык необходим для будущей профессии, что знание иностранного языка развивает, ибо позволяет узнавать много нового и т.п. Все это, разумеется, так. Но основное достоинство иностранного языка как учебного предмета заключается, на мой взгляд, не только в этом. Главная ценность иностранного языка заключается в его воспитательном потенциале. А потенциал этот просто огромен! Можно без преувеличения сказать, что вряд ли какой из других учебных предметов может в этом плане сравниться с иностранным языком. Именно по этой причине воспитательный потенциал является специфической чертой урока иностранного языка.
В стандартах второго поколения в системе базовых ценностей прописано, что важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства — воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
«Развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Вспомним в связи с этим, какие материалы (тексты, темы, проблемы и т. п.) включены в учебник и используются на уроке. Это и рассказы о Родине и ее истории, и о жизни выдающихся деятелей науки и культуры, и о беззаветном героизме людей в годы войны, и о природе, и о родном городе, музеях, музыке… Трудно сказать, что не является предметом нашего обсуждения на уроках иностранного языка. Очень важно донести до ребёнка, что чужая культура—не хуже и не лучше нашей - она просто другая, и нужно терпимо и с пониманием относиться к этим различиям, но прежде всего, нужно научить детей любить свою страну, уважать свою историю и культуру.
Исходя из своего опыта, считаю, что одним из важнейших средств воспитания гражданственности на уроках иностранного языка является использование технологии диалога культур.
Например, тема: «Nation» (Нация)
Ученики пишут портрет типичного немца:
Ich meine, daß ein Deutscher pünktlich, diszipliniert, ordentlich, sauber, zuverlässig ist. Ich denke, daß er freundlich ist. Deutsche erkennt man im Ausland an Taktgefühl und Eleganz. Ein Deutscher hat blaue Augen und blonde Haare.
Заполняют анкету:
Что для вас является типично русским?
Как бы вы описали Россию иностранцам?
Какие символы России вы знаете?
Как вы узнаёте русских за рубежом?
Когда вы испытываете чувство гордости за то, что вы русский?
- Типичным для русских является терпимость.
- Для меня Россия – лучшая в мире страна. Это моя Родина. Здесь живут очень приветливые люди, которые очень гостеприимны и отзывчивы, готовы помочь. Здесь имеется много достопримечательностей, особенно в Москве и Санкт-Петербурге.
Сравниваем список типичных черт:
Typisch Deutsch | Typisch Russisch |
Pflichtbewusstsein – чувство долга Zuverlässigkeit - надёжность Pünktlichkeit - пунктуальность Disziplin - дисциплина Ordnungsliebe – любовь к порядку | Gastfreundschaft - гостеприимство Geduld - терпение Gegenseitige Hilfe - взаимопомощь Zuverlässigkeit - надёжность Zielstrebigkeit - целеустремлённость |
Таким образом, мы учимся использовать лексику для решения коммуникативных задач – выражения своих впечатлений о национальных особенностях европейцев, сопоставляя их с русскими национальными особенностями.
Или тема: «Ausländer» (Иностранцы)
Ученики знакомятся, что каждый тринадцатый житель в ФРГ является иностранцем по происхождению. Число иностранных рабочих в Германии составляет 8,4 %. Для многих Германия стала новой родиной. Многие иностранцы многое сделали для немецкой культуры, политики, экономики. Немцы всегда помнят об этом и высоко ценят это.
Таким образом, учимся на этих уроках выражать своё мнение о жизни иностранцев в Германии, об их проблемах. Мы знакомимся с менталитетом людей из других стран, учимся быть толерантными.
В заключении мы говорим: «В гостях хорошо – а дома лучше», резюмируем, что для нас значит родина?
Was bedeutet für Sie der Begriff „Heimat“?
Der Begriff „Heimat“ ist für mich mein Haus, meine Eltern, meine Stadt, meine Straße, meine Schule, meine Freunde, unsere Natur, unsere Jahreszeiten. Die Heimat bedeutet für mich sehr viel. Meine Heimat ist Russland. Das ist das beste Land für mich.
(Что значит для Вас понятие «Родина»? Понятие «Родина» для меня означает мой дом, мой город, мою улицу, мою школу, моих друзей, нашу природу, наши времена года. Родина для меня значит очень многое. Моя Родина – Россия. для меня это лучшая страна).
При прохождении темы «Музыка», мы изучаем не только немецких композиторов и их творчество, но и известных композиторов и певцов нашей страны. На уроках звучит не только музыка Баха, Моцарта, Штрауса, но и Чайковского, Шостаковича, а также песни немецкого ансамбля, который поет песни российских немцев.
Помимо прочего, при изучении темы «Литература» знакомлю учащихся не только с творчеством выдающихся немецких поэтов и писателей, но и с переводами стихов русских поэтов на немецкий язык, а также сравниваем переводы стихов с немецкого на русский разных авторов. При прохождении темы Спорт» мы говорим об известных спортсменах нашей страны, области, района. Здесь же я использую материалы из старых учебников об Олимпиаде – 80, делимся впечатлениями о последней Сочинской Олимпиаде.
В своей работе я широко применяю различные активные формы уроков, но особенно люблю готовить и проводить уроки – праздники с использованием технологии диалога культур. При проведении уроков – праздников особое внимание уделяю сопоставлению культурных традиций народов различных стран, подчёркиваю, что народы создали свои праздники, прежде всего для того, чтобы отдать дань уважения своими близким, своей стране, своим религиозным и культурным традициям, что сложившиеся веками обряды и ритуалы подчеркивают ценность человека и уважительное отношение к нему.
Наиболее эффективным в реализации задач гражданско-патриотического воспитания является метод проектов. В процессе подготовки и проведения любого проекта решаются интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры нашей страны и страны изучаемого языка и, по возможности, на основе межкультурного взаимодействия.
Привлечение в учебно-воспитательный процесс материалов культуры резко повышает мотивацию учения, что чрезвычайно важно, так как учёба без мотивации неэффективна. Не секрет, что приобщение к материалам культуры содействует познавательной мотивации. Ученики не только осваивают программный материал, но и знакомятся с неизвестными фактами культуры, что, несомненно, вызывает их интерес. Поэтому процесс обучения становится наиболее эффективным.
Очень важна для всестороннего развития учащихся внеурочная воспитательная работа по предмету.
В самом начале декабря ежегодно в нашей школе проходит неделя немецкого языка. В ней принимают участие обучающиеся 2 – 11 классов, которым предлагаются самые разнообразные по форме проведения и по содержанию внеклассные мероприятия.
Цель проведения недели :
- усилить мотивацию к изучению иностранного языка;
-познакомить с культурой и традициями немецкого народа.
В прошлом учебном году особую заинтересованность учащиеся проявили к проведению единого литературного проекта по немецкому языку «Читаем вместе». Этот проект был нацелен на популяризацию чтения на немецком языке документально – исторической литературы. В его основе – идея совмещения печатной литературы с видеосъемкой. Проект состоял из трех этапов. Для участия в проекте нужно было выполнить задания каждого этапа. На первом этапе учащиеся читали на немецком языке
В своей работе я широко применяю различные активные формы уроков, но особенно люблю готовить и проводить уроки – праздники с использованием технологии диалога культур. При проведении уроков – праздников особое внимание уделяю сопоставлению культурных традиций народов различных стран, подчёркиваю, что народы создали свои праздники, прежде всего для того, чтобы отдать дань уважения своими близким, своей стране, своим религиозным и культурным традициям, что сложившиеся веками обряды и ритуалы подчеркивают ценность человека и уважительное отношение к нему.
Наиболее эффективным в реализации задач гражданско-патриотического воспитания является метод проектов. В процессе подготовки и проведения любого проекта решаются интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры нашей страны и страны изучаемого языка и, по возможности, на основе межкультурного взаимодействия.
Привлечение в учебно-воспитательный процесс материалов культуры резко повышает мотивацию учения, что чрезвычайно важно, так как учёба без мотивации неэффективна. Не секрет, что приобщение к материалам культуры содействует познавательной мотивации. Ученики не только осваивают программный материал, но и знакомятся с неизвестными фактами культуры, что, несомненно, вызывает их интерес. Поэтому процесс обучения становится наиболее эффективным.
В прошлом учебном году особую заинтересованность учащиеся проявили к проведению единого литературного проекта по немецкому языку «Читаем вместе». Этот проект был нацелен на популяризацию чтения на немецком языке документально – исторической литературы. В его основе – идея совмещения печатной литературы с видеосъемкой. Проект состоял из трех этапов. Для участия в проекте нужно было выполнить задания каждого этапа. На первом этапе учащиеся читали на немецком языке историко – документальный текст «Красная капелла», после чего отвечали на вопросы специальной викторины, основанной на содержании прочитанной книги.
Затем учащиеся создавали рекламу для прочитанной книги с целью привлечения к ней внимания других участников проекта. Реклама создавалась в виде презентации на немецком или русском языках учащимися 7 и 8 классов, а учащиеся среднего звена участвовали в конкурсе на лучшую историко – документальный текст «Красная капелла», после чего отвечали на вопросы специальной викторины, основанной на содержании прочитанной книги.
Затем учащиеся создавали рекламу для прочитанной книги с целью привлечения к ней внимания других участников проекта. Реклама создавалась в виде презентации на немецком или русском языках учащимися 7 и 8 классов, а учащиеся среднего звена участвовали в конкурсе на лучшую обложку для прочитанного текста
В ходе второго этапа проекта представители каждой школы зачитывали свой отрывок текста и записывали его прочтение на видео.
В ходе третьего этапа проекта прочитанные отрывки текста объединяются и распространяются среди школ – участниц проекта « Читаем вместе». Дальнейшее применение видеозаписи текста состоит в использовании данной записи на уроках немецкого языка, внеурочных мероприятиях и т.д.
Проведение единого литературного проекта по немецкому языку «Читаем вместе» способствовал повышению престижа книги и чтения, развитию читательской культуры и творческого потенциала читателей для пропаганды чтения и книги.
Кроме этого, в ходе недели немецкого языка учащиеся активно готовятся к районному фонетическому конкурсу «Немецкий легко и весело».
Большую роль в патриотическом воспитании школьников играет использование краеведческого материала. Обращение к материалам краеведческого характера приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся, позволяет им оперировать в учебной беседе теми фактами и сведениями, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Эффективными формами воспитания патриотизма применительно к уроку немецкого языка является знакомство с материалами о героическом прошлом страны, о мужестве ее народа. Быть патриотом своей Родины, прежде всего, означает быть патриотом своей семьи, знать свои корни.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине.
При прохождении темы « В селе есть тоже много интересного» в 7 классе я обязательно использую краеведческий материал, вырезки из газет разных лет Во время прохождения темы «Город» я обязательно провожу занятие «Наш Волгоград», где мы говорим не только о достопримечательностях города, но и о его героическом прошлом.
При изучении любой темы я стараюсь связать материал с нашей страной, с нашими людьми, воспитывая в детях чувство гордости за нашу Родину, за наш народ.
Таким образом, только регулярная, содержательная и разнообразная работа по формированию патриотизма и гражданственности, которая органически сочетает в себе развитие интеллектуально-эмоционального и поведенческого компонентов в деятельности учащихся, позволяет добиваться эффективных результатов в их воспитании.
Воспитание патриотизма на уроках иностранного языка - целенаправленный процесс включения учащихся в различные виды учебной и внеурочной работы. Задача педагога — найти такие формы работы с учениками, которые бы позволили им самим соприкоснуться с историей и культурой малой и большой родины.
В своей работе я широко применяю различные активные формы уроков, но особенно люблю готовить и проводить уроки – праздники с использованием технологии диалога культур. При проведении уроков – праздников особое внимание уделяю сопоставлению культурных традиций народов различных стран, подчёркиваю, что народы создали свои праздники, прежде всего для того, чтобы отдать дань уважения своими близким, своей стране, своим религиозным и культурным традициям, что сложившиеся веками обряды и ритуалы подчеркивают ценность человека и уважительное отношение к нему.
Наиболее эффективным в реализации задач гражданско-патриотического воспитания является метод проектов. В процессе подготовки и проведения любого проекта решаются интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры нашей страны и страны изучаемого языка и, по возможности, на основе межкультурного взаимодействия.
Урок иностранного языка – это мощный механизм личностного развития ученика через реализацию его воспитательного потенциала. В настоящее время расширяется возможность международных контактов, общение с иностранцами становится реальностью, поэтому диалог в учебной ситуации позволяет отработать приёмы речевого этикета, овладевать умениями, необходимыми в межличностном общении. Иными словами, содействует воспитанию школьников в контексте "диалога культур”.
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Важно отметить , что именно через деятельность происходит формирование ценностных отношений.
Проживая отношения в процессе деятельности, личность приобретает способность к самопознанию, самооценке, самопроектированию и самореализации. Основная задача учителя-профессионала - помочь школьнику в формирование своего «я» в этом мире, своей высокой оценки и своего достоинства как ученика через успех в деятельности. Только педагогика успеха приносит хорошие результаты, именно она создает плодотворную почву для высокого интеллектуального и социокультурного уровня развития учащихся.