СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно - методическая статья "Система внеклассной работы по немецкому языку в средней школе"

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья раскрывает возможности системы внеклассной работы в решении коммуникативных, общеобразовательных и воспитательных задач и оказывает помощь учителю во внеклассной работе по иностранному языку.

Просмотр содержимого документа
«Научно - методическая статья "Система внеклассной работы по немецкому языку в средней школе"»

Научно- методическая статья

«Система внеклассной работы по немецкому языку

в средней школе»


Система внеклассной работы по немецкому языку в средней школе включает совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих организационных форм, методов и видов внеурочной деятельности, объединенных общими целями.

С точки зрения системного подхода к формированию личности неправомерно искусственное разграничение задач учебного и воспитательного процессов и их изолированное решение.

Поэтому каждая организационная форма должна быть многофункциональной, оказывать воздействие на многие стороны личности. Так, например, организуя работу над выразительным чтением стихов на изучаемом языке, учитель не может ограничиться только постановкой техники выразительного чтения. Он целенаправленно формирует коммуникативные умения и навыки, проявляет заботу о расширении кругозора детей, воспитывает эстетическое отношение к литературе страны изучаемого языка и к самому языку, развивает сценические способности, потребность в общении с прекрасным в углубленном изучении иностранного языка. Умело подбирая материалы для выразительного чтения, учитель формирует гражданскую позицию, идеалы и мировоззрение учащихся. При этом он уже опирается на уже сформированные в родном языке умения и навыки выразительного чтения, стремится осуществить их перенос в иноязычную деятельность в той мере, в какой это позволяет специфика предмета.

В создании системы важно учесть преемственность различных возрастных этапов и этапов овладения иноязычной коммуникативной деятельностью. Уровень языковой подготовки учащихся и их психофизиологические особенности определяют выбор содержания, форм и методов работы, а также характер взаимоотношений между учителем и учениками.

В планировании и проведении внеклассной работы по предмету необходимо принимать во внимание то, что она значима и эффективна в том случае, если каждое ее мероприятие органически вписывается в учебно-воспитательный процесс школы. В связи с этим все проводимые в рамках системы постоянно действующие и периодические формы работы должны координироваться администрацией школы и органически сочетаться с планами работы классных руководителей, деятельностью детских и молодежных организаций школы.

В создании любой педагогической системы существует сложнейшая зависимость между целями, содержанием, формами и методами учебно – воспитательного процесса. Конечные цели внеклассной работы по предмету: 1) расширить и углубить знания, умения и навыки в овладении в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью; 2) стимулировать интерес учащихся к изучению предмета;

3) способствовать всестороннему развитию личности. Они могут быть конкретизированы учителем в соответствии с построенной им моделью системы. При этом учитываются специфика и возможности предмета.

Цели внеклассной работы по иностранному языку направляют деятельность детей в том случае, если они совпадают с их личностными установками: «хочу научиться говорить на иностранном языке», «хочу больше узнать о стране изучаемого языка», «хочу использовать иностранный язык в своей будущей специальности» и т.д. В случае несовпадения целей внеклассной работы по иностранному языку на конкретном ее этапе с целями школьника, отсутствия у него мотивов деятельности вся система оказывается формальной, так как не воспринимается детьми и не воздействует на них. Добровольный характер внеклассной работы по иностранному языку, трудность в ее подготовке и проведении обусловливают необходимость разработки мер комплексной мотивации личности, соблюдения всех требований к содержанию, формам и методам. Ближайшие и частные цели системы внеклассной работы по предмету должны быть подчинены ее стратегическим целям. Постановка и реализация целей системы внеклассной работы определяются также личностью учителя, уровнем его педагогического мастерства, необходимостью учета его сильных сторон. Это не означает, что нужно заниматься только пением или декламацией, если учитель хорошо поет или декламирует, но планирование этих видов деятельности во внеклассной работе, умелое их использование в решении задач формирования личности вполне логично.

Содержание внеклассной работы по иностранному языку заключается в органическом единстве ее основных направлений: 1) прагматическом (формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков, некоторых доступных умений и навыков художественной деятельности, на старших этапах – организованных умений и навыков); 2) гносеологическом (сообщение учащимся сведений о стране изучаемого языка, о событиях в мире, о детских и молодежных организациях и т.д.); 3) аксиологическом (развитие у учащихся ценностных ориентаций и мотивов деятельности и т.д). Взаимодействие этих направлений обеспечивает гармоническое развитие личности в системе внеклассной работы по иностранному языку.

Логика педагогического процесса подсказывает, что любая самая хорошо продуманная и теоретически обоснованная система проведения внеклассной работы по иностранному языку оказывается нерезультативной, если в ее конкретном воплощении не будут учтены изменяющиеся условия жизни коллектива и отдельных его членов, актуальные события в жизни нашей страны и страны изучаемого языка, отношение учащихся к ним и другие факторы. События политической, культурной и экономической жизни, подготовка к празднику, фестивалю и другое, крупные достижения в науке и технике в нашей стране и за рубежом, а также события в жизни области, района, села, коллектива школы – все это должно находить отклик на внеклассных занятиях в содержании текстов для чтения и аудирования, в беседах, диалогах, монологических сообщениях и т.д К сожалению, в ряде школ еще наблюдаются случаи, когда вся внеклассная работа представлена только художественной самодеятельностью на изучаемом языке. Способом предупреждения такого одностороннего подхода является использование всего арсенала форм и методов внеклассной работы.

В планировании внеклассной работы по иностранному языку учитель очень часто сталкивается с проблемой – каким мероприятия и занятиям отдать предпочтение: тем, которые предполагают заучивание школьниками готового материала, творческую импровизацию или отчет о проделанной на данном этапе работы. Думается, что необходимо их разумное сочетание. В изучении иностранного языка не избежать заучивания наизусть и далеко не все может быть построено на творческой импровизации. Следовательно, важно позаботиться, чтобы любой предложенный учителем вид деятельности был привекательным для учащихся, не вызывал переутомления, не был однообразным.

В подготовке каждого запланированного мероприятия необходимо соблюдать ряд этапов, обеспечивающих его организационную четкость:

1) обсудить с учащимися характер и содержание мероприятия, время и место его проведения; 2) подобрать необходимый материал, составить сценарий и распределить среди учащихся роли, назначить ответственных за музыкальное и художественное оформление и т.д. Кроме тог, учитель должен провести соответствующую работу с языковым материалом, необходимым для понимания содержания мероприятия.

Одним из резервов интенсификации учебно-воспитательного процесса по иностранному языку является создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету. Опыт учителей свидетельствует о том, что изучение любой программной темы может быть продолжено во внеклассной работе. Внеклассные занятия обобщают изученный материал, дополняют его, демонстрируют учащимся результаты овладения языком и способствуют дальнейшему совершенствованию умений и навыков. Учителю важно выбрать те из них, которые наиболее полно помогают в решении практических, общеобразовательных и воспитательных задач и вместе с тем экономичны во времени, не громоздки, способствуют созданию мотивированных ситуаций речевого образца, отвечают интересам детского коллектива, удачно сочетаются со всей системой учебно – воспитательного процесса.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!