ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С УЧИТЕЛЯМИ ПРЕДМЕТНИКАМИ.
Названную тему не назовешь новой или вызывающий живой непосредственный отклик у учителей. Хотя всем известно, что значительная часть работников школы совмещает обязанности учителя предметника и классного руководителя.
В ходе управления воспитательным процессом класса, классному руководителю приходится сотрудничать не только с детьми и родителями, но и со своими коллегами по ремеслу.
Эффективность этой работы во многом зависит от согласованности действий всех участников образовательного процесса, от единства целей, задач и требований, предъявляемых ученикам конкретного класса.
В чем же сущность взаимодействия классного руководителя и учителей предметников?
• изучение личностных особенностей педагогов, их возможностей в организации воспитательной работы с детьми;
• изучение особенностей преподавательской деятельности учителя, его контактов, отношений с детьми;
• регулирование отношений между учителями класса, между учителями и детьми, между педагогами и родителями;
• определение общих целей, организация совместной деятельности по их достижению;
• педагогически целесообразное использование возможностей педагогов в организации воспитательной работы с детьми и родителями.
Основу взаимодействия классного руководителя и учителей класса составляют:
• взаимная информированность о детях, их взаимоотношениях, об организации и результатах учебно-воспитательного процесса;
• взаимопомощь, взаимная поддержка в решении сложных проблем;
• заинтересованность в успешной работе класса и каждого ученика;
• совместный поиск путей решения педагогических проблем, совместные усилия, совместная работа по реализации намеченных задач;
• совместный анализ проведенной работы, решаемых педагогических проблем, полученных результатов;
• совместное определение перспектив в работе с классным коллективом, отдельными учащимися.
Классный руководитель на этапе перспективного планирования, поиска идей и конкретных форм их реализации может предложить учителям ответить на следующие вопросы:
1. Какие проблемы в классе требуют первоочередного решения?
2. Какие мероприятия целесообразно провести с целью решения этих проблем?
3. Какие дела, формы работы могут быть организованы с вашим участием?
4. Какая внеучебная работа по вашему предмету может быть проведена с учащимися?
5.Какие проблемы целесообразно обсудить с родителями детей?
Материалы, полученные в процессе обсуждения этих вопросов, классный руководитель использует при коллективном планировании, стремится согласовывать предложения учителей с детскими интересами, ненавязчиво привлечь внимание учащихся к предложениям педагогов.
Это могут быть познавательные мероприятия, общественные смотры знаний, родительские собрания и лектории. Каждый период совместной работы (совместное мероприятие, четверть, учебный год) завершается подведением итогов и анализом. Особенно полезно привлечь учителей к коллективному анализу в классе.
Классный руководитель изучает стиль, основные методы и приемы работы своих коллег с учащимися, выявляет успехи, проблемы, достижения, эффективные способы работы учителей со школьниками и родителями, организует обмен опытом педагогической работы, поддерживает, стимулирует стремление учителей оказать педагогическую поддержку ребенку, установить сотруднические отношения с родителями. В то же время он заинтересованно принимает предложения учителей, проявление их инициативы, реагирует на замечания, поставленные проблемы.
Особое внимание необходимо уделить новым педагогам, которых важно познакомить с особенностями классного коллектива, отдельных учеников, требованиями, предъявляемыми предыдущим учителем и педагогами класса.
Какими могут быть формы взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников?
В начале учебного года классный руководитель должен познакомить учащихся класса с теми требованиями, которые предъявляются к учащимся для успешного изучения предмета. Для этого учителя предметники могут подготовить для учащихся памятки по учебным предметам. Памятки ребята могут иметь дома и всегда воспользоваться ими при подготовке домашних заданий, что, естественно, повысит результативность учебной деятельности, обеспечит контроль учебной деятельности учащихся со стороны родителей, поможет наладить сотрудничество родителей, педагогов и учащихся. Такие памятки очень полезны особенно для учащихся 5-6 классов, которые испытывают трудности при переходе из начальной школы.
Классный руководитель должен обращаться с просьбой к учителям-предметникам - познакомить учащихся со структурой школьного учебника, требованиями педагога к работе с учебником. И классному руководителю и учителю очень полезно изучение отношения учащихся к учебному предмету. Учителям-предметникам, работающим в классе, можно использовать для этого следующие вопросы:
1. Какую учебную тему мы закончили изучать?
2. Какие понятия являются главными в этой теме?
3. Какие уроки данной темы были самыми интересными?
4. Как ты можешь оценить свою активность на уроках по теме?
5. Какие отметки, полученные тобой по данной теме, ты хотел бы
исправить?
6.Какие вопросы данной темы остались тебе непонятными?
В конце каждой учебной четверти классный руководитель должен выяснить, чем объясняется ухудшение учебных результатов учащихся по учебным предметам и организовать помощь педагогов учащимся, если проблемы связаны с тем, что ребенок долго болел или не усвоил учебный материал в силу каких-то других обстоятельств.
К формам совместной работы могут быть отнесены различные конкурсы по предметам. Учитель заинтересован в развитии интереса к предмету, поднятии его престижа, поэтому проведение мероприятий в интересной и увлекательной форме во внеучебное время с участием педагога-предметника будет способствовать решению образовательных и воспитательных задач. Осуществляя совместную работу, классный руководитель и учитель должны четко обозначить свои функции, распределить обязанности, договориться о единых требованиях. Учитель помогает отобрать содержание материала и определяет роль каждого учащегося в зависимости от его интереса к предмету и способностей. Классный руководитель обеспечивает привлечение учащихся к планированию мероприятия, организует подготовительную работу, совместно с учителем контролирует ход подготовки. Педагоги помогают каждому найти свое место в коллективной работе.
Покажем организацию совместной работы классного руководителя при проведении общественного смотра знаний, суть которого заключается в следующем.
Особое внимание классный руководитель должен уделить сотрудничеству с учителями-предметниками, которые готовят учащихся к предметным олимпиадам и научным конференциям. Ребята должны иметь возможность дополнительных занятий с педагогом, консультаций и факультативов.
Особая забота классного руководителя - проблемные дети и дети, у которых по некоторым предметам констатируется стойкий неуспех. В самом начале учебного года классный руководитель должен обратить самое серьезное внимание учителей-предметников на учащихся, у которых есть проблемы, связанные с поведением. Эти проблемы могут быть связаны:
- с трудной семейной ситуацией;
- с болезнью ребенка;
- с проблемами в общении;
- с особенностями характера.
Классный руководитель может подготовить и провести совместно с администрацией школы мини-педсовет по теме «Проблемные учащиеся моего класса». Цель данного мини-педсовета, на котором присутствуют педагоги класса, классный руководитель и администрация школы - обсуждение путей решения проблемы трудностей в поведении учащихся и в их учении, а также конкретные и конструктивные пути выхода из трудной ситуации отдельных учащихся.
Решение малого педсовета по классу или отдельным учащимся обсуждается через некоторое время еще раз для того, чтобы убедиться, какие изменения произошли в поведении учащихся.
Малый педсовет может дать следующие рекомендации:
- пригласить родителей учащихся класса на тематическую и индивидуальную консультацию;
- посетить учащихся на дому, проанализировать бытовые условия учащихся, атмосферу семьи;
- организовать дополнительные занятий для учащихся, консультацию учителей-предметников, помощь учащихся класса;
- привлекать учащихся к участию в работе кружков, факультативов;
- привлекать учащихся к участию в подготовке предметных вечеров, дней творчества;
- организовать самоотчеты учащихся по результатам учебной деятельности
Формы взаимодействия классного руководителя с учителями могут быть самыми разнообразными. Многое зависит от личных контактов, заинтересованности в успехе обеих взаимодействующих сторон.
Таким образом, только сотрудничество всех участников образовательного процесса поможет ученикам найти свое место в классном и школьном коллективе, определить направление учебной и общественной деятельности, в полной мере удовлетворить собственные потребности и стать разносторонне развитой личностью.