МОУ «СОШ им.Р.Г.Карманова» с.Усть-Нем
2013-2014 уч.год
Научно-методическая статья
«Систематическая работа по обобщению собственного педагогического опыта в любой письменной форме».
Автор-учитель
коми языка и литературы
высшей категории
Нестерова Е.Ф.
Педагогический опыт – это совокупность практически усвоенных знаний, умений и навыков, полученное в результате активного практического взаимодействия с объективным миром отражение в сознании людей законов этого мира и общественной практики (словарь С.И.Ожегова).
Педагогический опыт - целостная характеристика практики решения учителем педагогических задач и проблем, в которой отражаются устойчивые закономерности; способы, условия и личностные предпосылки получения тех или иных результатов.
Что значит обобщить? Это значит сделать выводы; выразить основные результаты в общем положении (на основе изучения) - словарь С.И.Ожегова.
Обобщение опыта - это формирование его теоретических оснований, а значит более глубокое и полное осмысление учителем достигнутого и выявление перспектив для дальнейшего развития.
Обобщить свой собственный опыт — это значит увидеть в частном общее и таким образом объяснить с научной точки зрения, каким образом достигаются педагогом положительные результаты в учебно - воспитательном процессе. Для обобщения собственного опыта необходимо постараться увидеть свою деятельность как бы со стороны, то есть встать в позицию внешнего эксперта.
При обобщении и описании опыта необходимо ответить на вопросы:
1. Что я делаю? (предмет деятельности)
2. Для чего я это делаю? (какова цель?)
3. Как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы)
4. Какой это дает результат?
5. За счет чего этот результат достигнут?
Требования, предъявляемые к описанию опыта:
1. Ясность изложения;
2. Точность словоупотребления;
3. Лаконизм;
4. Строгое соблюдение научной терминологии;
5. Последовательность изложения позиций;
6. Логичность;
7. Взаимность положений.
Критерии оценки педагогического опыта.
1. Актуальность (степень соответствия современным тенденциям развития образования).
2. Концептуальность
a) Своеобразие и новизна опыта;
б) Обоснованность выдвигаемых педагогических принципов и подходов.
З. Целостность
a) Необходимость и достаточность материала
б) Логическая завершенность
4. Результативность
a) Ориентированность успеха на конкретный результат
б) Успехи и достижения обучаемых
Критерии оценки предоставления опыта педагогической деятельности (теоретический тур).
1 . Обоснование актуальности педагогической проблемы, умение выделить и сформулировать ведущие идеи опыта.
2. Теоретическая интерпретация опыта (опора на психолого-педагогические теории; культура использования научной литературы).
3. Аргументированность преобразований в сфере организации образовательного процесса, в выборе педагогического инструментария.
Раскрытие путей реализации педагогического опыта.
Обоснование использования предлагаемых технологий, их описание, показатели результативности в сравнении с традиционными методиками обучения (воспитания).
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта работы.
7. Приложения, иллюстрирующие педагогический опыт (разработки уроков, занятий, мероприятий, дидактический материал, методические рекомендации).
8. Культура представления материала (грамотность, структурирование материала).
Алгоритм осмысления и описания личного педагогического опыта.
- Вычленить противоречия, которые побудили пересмотреть взгляды и выстроить иную иерархию целей, задач и условий по сравнению с традиционной, предлагаемой в существующих программах и методиках.
- Определить и сформулировать сущность своего опыта (новаторского или традиционного), ведущую идею.
- Описать «теоретическую интерпретацию опыта» с отражением следующих составляющих: сущность опыта, результативность, трудоемкость осуществления, возможность и условия освоения.
- Описать каждую составную часть концепции, факторы успешности.
- Описать условия обеспечения успешной деятельности учащихся, воспитанников.
Обобщение педагогического опыта (один из вариантов на основе методики А.Капитанской)
1. Сформулируйте, какие цели и задачи обучения, воспитания Вы решаете в своей педагогической деятельности.
2. Выделите (сформулируйте) основные противоречия, решаемые в Вашем опыте, и определите пути их решения (проблема).
3. Выделите ведущую идею (идеи) своего опыта, если возможно, разделите на составные части и выстройте их в иерархической последовательности.
4. Приведите теоретические (научные) источники обоснования Вашего опыта.
5. Какие, на Ваш взгляд, факторы успешности содержатся в системе Вашей работы? К примеру:
1)постановка целей (задач) обучения, воспитания;
2)формирование у учащихся положительной мотивации, создание комфортных условий обучения;
3)применение эффективной методики объяснения (закрепления, отработки и т.д.) нового материала, контроля знаний учащихся и т. д.;
4)методы, приемы, формы, средства системы Вашей педагогической деятельности;
5)педагогические технологии, применяемые в образовательном процессе;
6)другие факторы.
6. Опишите факторы успешности в следующем порядке:
название фактора успешности;
состав (структура: основные компоненты);
с какой целью Вы их применяете, в какой последовательности;
какой результат дает применение этого фактора (факторов);
за счет чего (именно каких элементов, условий) Вы получаете высокие результаты?
7. Проанализируйте результаты Вашей педагогической деятельности, соотнесите их с целями и задачами.
8. Опишите трудоемкость осуществления на практике Ваших идей (для учителя и учащихся), возможность и условия тиражирования.
9. Отредактируйте текст, удалив из него малоэффективные рассуждения, повторы, сократив громоздкие словосочетания, обратив внимание на соответствие основной идее, принципам его реализации, содержанию и технологичности изложения.