СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-методическая статья "Обобщение педагогического опыта"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье "Обобщение педагогического опыта" даётся понятие,что такое педагогический опыт. Что значит обобщить? Что такое обобщение педагогического опыта?

Просмотр содержимого документа
«Научно-методическая статья "Обобщение педагогического опыта"»

МОУ «СОШ им.Р.Г.Карманова» с.Усть-Нем

2013-2014 уч.год


Научно-методическая статья

«Систематическая работа по обобщению собственного педагогического опыта в любой письменной форме».


Автор-учитель

коми языка и литературы

высшей категории

Нестерова Е.Ф.


Педагогический опыт – это совокупность практически усвоенных знаний, умений и навыков, полученное в результате активного практического взаимодействия с объективным миром отражение в сознании людей законов этого мира и общественной практики (словарь С.И.Ожегова).

Педагогический опыт - целостная характеристика практики решения учителем педагогических задач и проблем, в которой отражаются устойчивые закономерности; способы, условия и личностные предпосылки получения тех или иных результатов.

Что значит обобщить? Это значит сделать выводы; выразить основные результаты в общем положении (на основе изучения) - словарь С.И.Ожегова.

Обобщение опыта - это формирование его теоретических оснований, а значит более глубокое и полное осмысление учителем достигнутого и выявление перспектив для дальнейшего развития.

Обобщить свой собственный опыт — это значит увидеть в частном общее и таким образом объяснить с научной точки зрения, каким образом достигаются педагогом положительные результаты в учебно - воспитательном процессе. Для обобщения собственного опыта необходимо постараться увидеть свою деятельность как бы со стороны, то есть встать в позицию внешнего эксперта. 

При обобщении и описании опыта необходимо ответить на вопросы:

1. Что я делаю? (предмет деятельности)

2. Для чего я это делаю? (какова цель?)

3. Как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы)

4. Какой это дает результат?

5. За счет чего этот результат достигнут?

Требованияпредъявляемые к описанию опыта:

1. Ясность изложения;

2. Точность словоупотребления;

3. Лаконизм;

4. Строгое соблюдение научной терминологии;

5. Последовательность изложения позиций;

6. Логичность;

7. Взаимность положений.

Критерии оценки педагогического опыта.

1. Актуальность (степень соответствия современным тенденциям развития образования).

2. Концептуальность

a) Своеобразие и новизна опыта;

б) Обоснованность выдвигаемых педагогических принципов и подходов.

З. Целостность

a) Необходимость и достаточность материала

б) Логическая завершенность

4. Результативность

a) Ориентированность успеха на конкретный результат

б) Успехи и достижения обучаемых

Критерии оценки предоставления опыта педагогической деятельности (теоретический тур).

1 . Обоснование актуальности педагогической проблемы, умение выделить и сформулировать ведущие идеи опыта.

2. Теоретическая интерпретация опыта (опора на психолого-педагогические теории; культура использования научной литературы).

3. Аргументированность преобразований в сфере организации образовательного процесса, в выборе педагогического инструментария.

  1. Раскрытие путей реализации педагогического опыта.

  2. Обоснование использования предлагаемых технологий, их описание, показатели результативности в сравнении с традиционными методиками обучения (воспитания).

  3. Своеобразие и новизна предлагаемого опыта работы.

7. Приложения, иллюстрирующие педагогический опыт (разработки уроков, занятий, мероприятий, дидактический материал, методические рекомендации).

8. Культура представления материала (грамотность, структурирование материала).

Алгоритм осмысления и описания личного педагогического опыта.

- Вычленить противоречия, которые побудили пересмотреть взгляды и выстроить иную иерархию целей, задач и условий по сравнению с традиционной, предлагаемой в существующих программах и методиках.

- Определить и сформулировать сущность своего опыта (новаторского или традиционного), ведущую идею.

- Описать «теоретическую интерпретацию опыта» с отражением следующих составляющих: сущность опыта, результативность, трудоемкость осуществления, возможность и условия освоения.

 - Описать каждую составную часть концепции, факторы успешности.

 - Описать условия обеспечения успешной деятельности учащихся, воспитанников.

Обобщение педагогического опыта (один из вариантов на основе методики А.Капитанской)

1. Сформулируйте, какие цели и задачи обучения, воспитания Вы решаете в своей педагогической деятельности.

2. Выделите (сформулируйте) основные противоречия, решаемые в Вашем опыте, и определите пути их решения (проблема).

3. Выделите ведущую идею (идеи) своего опыта, если возможно, разделите на составные части и выстройте их в иерархической последовательности.

4. Приведите теоретические (научные) источники обоснования Вашего опыта.

5. Какие, на Ваш взгляд, факторы успешности содержатся в системе Вашей работы? К примеру:

1)постановка целей (задач) обучения, воспитания;

2)формирование у учащихся положительной мотивации, создание комфортных условий обучения;

3)применение эффективной методики объяснения (закрепления, отработки и т.д.) нового материала, контроля знаний учащихся и т. д.;

4)методы, приемы, формы, средства системы Вашей педагогической деятельности;

5)педагогические технологии, применяемые в образовательном процессе;

6)другие факторы.

6. Опишите факторы успешности в следующем порядке:

  • название фактора успешности;

  • состав (структура: основные компоненты);

  • с какой целью Вы их применяете, в какой последовательности;

  • какой результат дает применение этого фактора (факторов);

  • за счет чего (именно каких элементов, условий) Вы получаете высокие результаты?

7. Проанализируйте результаты Вашей педагогической деятельности, соотнесите их с целями и задачами.

8. Опишите трудоемкость осуществления на практике Ваших идей (для учителя и учащихся), возможность и условия тиражирования.

9. Отредактируйте текст, удалив из него малоэффективные рассуждения, повторы, сократив громоздкие словосочетания, обратив внимание на соответствие основной идее, принципам его реализации, содержанию и технологичности изложения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!