Образовательная программа по брейк- данс | 2003-2017 |
НАУЧНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
"Физиологическая" кривая занятия не растёт постепенно от движения к движению, а имеет волнообразный характер – интенсивные движения сменяются менее интенсивные (нагрузочные). В тоже время различные упражнения в зависимости от их координационной сложности, выразительного аспекта представляют различную психологическую трудность для учащихся. Поэтому сложные движения, требующие внимания, сосредоточенности, должны сменяться более простыми в координационном отношении. В отдельных фрагментах занятий рекомендуется сначала выполнять движения, несложные по своей структуре, постепенно повышая физическую трудность выполнения. Затем можно переходить к долее сложным движениям, которые вызывают большую степень напряжения и затрату физических сил, и, наконец давать наиболее сложные в координационном отношении, но позволяющие уменьшить физическую нагрузку.
Индивидуальные особенности учащихся
Учебный материал программы зависит от того, в каком возрасте начинают заниматься учащийся их психологические качества – смелость при выполнении незнакомых элементов, настойчивость при длительной отработке движений, способность быстро осваивать новые движения, выразительностью двигательных способностей, определяющая в дальнейшем композицию танца, ритмичность и рисунок движений, пластичность, динамичность, грациозность и изящество исполнения.
Необходимость в усиленной скоростно-силовой подготовке из-за особого состава тела большей, чем у юношей, % воды и жира и менее развитая мышечная масса.
С 8до 10 лет происходит равномерное повышение максимальной силы. Возраст 10-16
лет является наиболее благоприятным для её развития. К 16-17 годам завершается формирование топографии силы мышц, характерной для взрослых.
Наиболее высокий темп развития относительной силы наблюдается от 6 до 11 лет.
Необходимо следить за качеством силы - отстающих групп мышц: в 12 лет – разгибателей бедра, в 13 лет – разгибателей туловища.
Методика работы на этапе специализированной подготовки детей 9-10 лет
В возрасте 7— 10 лет происходит ускоренное развитие двигательного анализатора в коре головного мозга. В то же время вегетативные системы отстают в развитии от двигательной функции организма. По мере роста ребенка наблюдается экономизация работы сердечно - сосудистой и дыхательной систем.
Развитее в младшем и частично среднем школьном возрасте идет относительно равномерно, равномерно должны повышаться и тренировочные требования. Практически все сказанное о предыдущем возрасте имеет отношение и к этому, но есть и свои особенности. Для II- го этапа специализированной подготовки характерно увеличение объёма и интенсивности тренировочных нагрузок. До 10 лет мальчики и девочки растут примерно одинаково. Но рост мальчиков, начиная с 7 лет, увеличивается в большей мере за счёт длины ног, а девочек - за счёт длины туловища. В младшем школьном возрасте продолжается развитие скелета. Позвоночник сохраняет очень большую гибкость, особенно в грудном отделе. Характерные изгибы позвоночника в этот период продолжают формироваться.
Основной формой занятий остаётся обучающий тип, но появляются элементы занятия тренировочного типа занятия. Постепенно возрастает доля индивидуального подхода в развитии двигательных способностей, составлении танцевальных программ, в формировании личностных особенностей учащихся. Большее значение приобретает самостоятельная работа и домашние задания.
Важным становится воспитание любви к танцу, волевых качеств, самодисциплины и требовательности.
Несмотря на то, что сердце ребёнка и органы дыхания сравнительно легко приспосабливаются к нагрузкам и быстро восстанавливают свою работоспособность, непосильные физические движения могут стать причиной нарушения ритма сокращений сердца, изменения кровяного давления. Поэтому рациональные нагрузки, чередование их с отдыхом, постановка правильного ритмичного дыхания являются обязательными требованиями при проведении занятий по breaking.
Возрастные особенности | Методические особенности |
1. Существенно развиваются двигательные функции, по многим параметрам они достигают очень высокого уровня, создаются благоприятные предпосылки для обучения и развития двигательных способностей. | Необходимо эффективно использовать этот возрастной период для обучения новым, сложным движениям, и для развития основных физических способностей: координации, гибкости быстроты, прыгучести. |
2. Значительного развития достигает кора головного мозга и 2-я сигнальная система. | Все большее место должен приобретать словесный метод обучения. |
3. Силовая и статистическая нагрузки вызывают быстрое утомление. | Целесообразен скоростно - силовой режим занятий (максимум за определенное время), статические нагрузки давать в ограниченном объеме. |
Методика работы на этапе углубленной подготовки детей 11-13 лет
Возраст занимающихся на 3-м этапе совпадает с пубертатным периодом - подростковым возрастом: характеризуется интенсивным ростом, повышением обмена веществ, резким повышением деятельности желез внутренней секреции, перестройке практически всех органов и систем организма. Является очень ответственным периодом психического развития и формирования личности человека (интенсивно формируется самосознание, умение анализировать события). Подростки достаточно легко приспосабливаются к заданной работе, но сравнительно быстро утомляются, особенно, когда выполняют однообразные, монотонные операции. На нагрузку они отвечают более выраженными, чем у взрослых, реакциями.
Необходимо помнить о возможности отклонения биологического возраста от паспортного на 1-2 года в сторону опережения (акселерация или ретардация в развитии организма). Особенно строго следует дифференцировать учебно-тренировочный процесс с учётом биологического возраста с11 до 15 лет.
Происходит дальнейшее развитие функций нервной системы. Однако уравновешенность процессов возбуждения и торможения ещё далека от совершенства. У подростков часто наблюдается преобладание возбудительных процессов над тормозными. Важнейшая задача - воспитание «тормозов». Для этого необходима спокойная обстановка, доброжелательность, понимание, терпение, не снижая требовательности.
Следует знать, что подростки легче переносят нагрузку, характеризующуюся ритмичным выполнением работы, но частая смена темпа и ритма менее благоприятна для деятельности сердечно - сосудистой системы детского возраста.
Кроме этого, целесообразно проводить модельные занятия, учебные и подготовительные состязания.
Возрастные особенности | Методические особенности |
1.Наблюдается ускоренный рост длины и массы тела, происходит оформление фигуры. | Осторожное повышение нагрузок. |
2.Осуществляется перестройка в деятельности опорно - двигательного аппарата, незаметно ухудшается координация и другие физические способности. | Необходимо осваивать новые движения, совершенствовать ранее изученные и планомерно наращивать скоростно - силовую подготовку. |
3.Отставание в развитии сердечному диетой системы приводит к повышению давления, сердечного ритма, быстрой утомляемости. | Внимательно дозировать нагрузку, заботиться о восстановлении и отдыхе, регулярно осуществлять врачебный контроль. |
4. В поведении подростков отмечается преобладание возбуждения над "торможением. | Реакции по силе и характеру часто неадекватны раздражителю. |
Подростковый возраст - очень ответственный период психического развития и содействовать формированию личности человека. Именно в этом возрасте особенно интенсивно формируется самосознание, умение анализировать события, явления. При этом в психической сфере подростка часто проявляются признаки эмоциональной неустойчивости: необоснованных колебаниях настроения; сочетание повышенной чувствительности в отношении собственных переживаний с равнодушием к другим; застенчивости и подчёркнутой самоуверенности.
У девчонок в период ОМЦ - снижается работоспособность, угнетённость, снижается способности к освоению нового материала.
Прежде чем научить подростка ориентироваться во взрослом мире, необходимо научить его разбираться в себе, преодолевая страхи и комплексы.
Необходимо обратить особое внимание на закомплексованность детей их психологическую неуверенность перед чужим незнакомым человеком, детским сообществом. Ребята должны научиться расположить к себе человека, быть коммуникативными, уметь с уважением относиться к чужому мнению, то есть быть толерантными. Для этого использованы специальные психологические тренинги - занятия. Программа предполагает регулярные встречи с психологом, который даёт практические советы, для адаптации ребенка, подростка, в современном обществе.
Возраст 11 —14 лет благоприятен для развития физических качеств. Двигательная функция к 13—14 годам достигает высокого уровня развития, приобретая многие признаки, которые характерны для взрослого человека.
Содержание и методика работы с подростками на этапе 14 лет и старше
В психологическом отношении юноши более уравновешены по сравнению с подростками, они с пониманием относятся к требованиям педагога, они с однако строго оценивают его специальные знания и педагогическое мастерство. Юношеский возраст характерен для мужской половины гиперсексуальностью, которая начинается ещё в подростковом возрасте и продолжается в течение 2-3 лет после завершения созревания. Мальчишки в этот период отличаются повышенной возбудимостью и ростом эротических интересов и фантазий.
Юноши растут быстрее девушек, обгоняя их по всем показателям физического развития. Половое созревание завершается. Окостенение костного скелета почти завершено. Интенсивно развивается мышечная система. У юношей за два-три года мышечная масса увеличивается на 10—12%. Они способны выполнять силовые движения, требующие проявления значительных мышечных усилий. У девушек прирост мышечной массы по отношению к массе тела и увеличение силовых показателей выражены меньше, чем у юношей. Более всего у девушек развивается мускулатура тазового пояса.
1. Критическое отношение к своим танцевально- спортивным возможностям, сомнения в целесообразности продолжения напряженных занятий. | Четко определить задачи на предстоящий цикл занятий, ознакомить с календарным планом выступлений и др. мероприятий. |
2. Угнетает монотонность занятий как по содержанию, так и по нагрузкам. | Чередовать варианты разминок, менять место и условия занятий, участвовать в показательных выступлениях. |
3.Появляется психологическая усталость. | Больше практиковать отвлекающие мероприятия. |
4. Нередки нарушения менструального цикла. | Строить занятия с учетом ОМЦ. |
По строению тела и пропорциям юноши и девушки почти не отличаются от взрослых.
Для данного возраста характерна высокая степень функционального совершенства, поэтому именно в этом возрасте можно ожидать интеллектуальную и эмоциональную зрелость, пластичность, музыкальность, более главное в образном отношении исполнение, но и этот возраст имеет свои проблемы. Большое количество значимых фестивалей и необходимость стабильных выступлений требуют специальной психологической подготовки и реабилитационных - восстановительных мероприятий.
Свечкарёва Н.Ю. г. Зверево МОУ ДО ДДТ