СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно - методическое обеспечение программы

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

       "Физиологическая" кривая занятия не растёт постепенно от движения к движению, а имеет волнообразный характер – интенсивные движения сменяются менее интенсивные (нагрузочные).

Просмотр содержимого документа
«Научно - методическое обеспечение программы»

Образовательная программа по брейк- данс

2003-2017


НАУЧНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


"Физиологическая" кривая занятия не растёт постепенно от движения к движению, а имеет волнообразный характер – интенсивные движения сменяются менее интенсивные (нагрузочные). В тоже время различные упражнения в зависимости от их координационной сложности, выразительного аспекта представляют различную психологическую трудность для учащихся. Поэтому сложные движения, требующие внимания, сосредоточенности, должны сменяться более простыми в координационном отношении. В отдельных фрагментах занятий рекомендуется сначала выполнять движения, несложные по своей структуре, постепенно повышая физическую трудность выполнения. Затем можно переходить к долее сложным движениям, которые вызывают большую степень напряжения и затрату физических сил, и, наконец давать наиболее сложные в координационном отношении, но позволяющие уменьшить физическую нагрузку.

Индивидуальные особенности учащихся


Учебный материал программы зависит от того, в каком возрасте начинают заниматься учащийся их психологические качества – смелость при выполнении незнакомых элементов, настойчивость при длительной отработке движений, способность быстро осваивать новые движения, выразительностью двигательных способностей, определяющая в дальнейшем композицию танца, ритмичность и рисунок движений, пластичность, динамичность, грациозность и изящество исполнения.

Необходимость в усиленной скоростно-силовой подготовке из-за особого состава тела большей, чем у юношей, % воды и жира и менее развитая мышечная масса.

С 8до 10 лет происходит равномерное повышение максимальной силы. Возраст 10-16

лет является наиболее благоприятным для её развития. К 16-17 годам завершается формирование топографии силы мышц, характерной для взрослых.

Наиболее высокий темп развития относительной силы наблюдается от 6 до 11 лет.

Необходимо следить за качеством силы - отстающих групп мышц: в 12 лет – разгибателей бедра, в 13 лет – разгибателей туловища.



Методика работы на этапе специализированной подготовки детей 9-10 лет


В возрасте 7— 10 лет происходит ускоренное развитие двигатель­ного анализатора в коре головного мозга. В то же время вегетатив­ные системы отстают в развитии от двигательной функции организ­ма. По мере роста ребенка наблюдается экономизация работы сер­дечно - сосудистой и дыхательной систем.

Развитее в младшем и частично среднем школьном возрасте идет отно­сительно равномерно, равномерно должны повышаться и тренировочные требования. Практически все сказанное о предыдущем возрасте имеет от­ношение и к этому, но есть и свои особенности. Для II- го этапа специализированной подготовки характерно увеличение объёма и интенсивности тренировочных нагрузок. До 10 лет мальчики и девочки растут примерно одинаково. Но рост мальчиков, начиная с 7 лет, увеличивается в большей мере за счёт длины ног, а девочек - за счёт длины туловища. В младшем школьном возрасте продолжается развитие скелета. Позвоночник сохраняет очень большую гибкость, особенно в груд­ном отделе. Характерные изгибы позвоночника в этот период про­должают формироваться.

Основной формой занятий остаётся обучающий тип, но появляются элементы занятия тренировочного типа занятия. Постепенно возрастает доля индивидуального подхода в развитии дви­гательных способностей, составлении танцевальных программ, в фор­мировании личностных особенностей учащихся. Большее значение при­обретает самостоятельная работа и домашние задания.

Важным становится воспитание любви к танцу, волевых качеств, самодисциплины и требовательности.

Несмотря на то, что сердце ребёнка и органы дыхания сравни­тельно легко приспосабливаются к нагрузкам и быстро восстанав­ливают свою работоспособность, непосильные физические движения могут стать причиной нарушения ритма сокращений сердца, изменения кровяного давления. Поэтому рациональные нагрузки, чередование их с отдыхом, постановка правильного ритмичного дыхания являются обязательными требованиями при проведении занятий по breaking.


Возрастные особенности

Методические особенности

1. Существенно развиваются двигательные функции, по многим параметрам они достигают очень высокого уровня, создаются благоприятные предпосылки для обучения и развития двигательных способностей.

Необходимо эффективно использовать этот возрастной период для обучения новым, сложным движениям, и для развития основных физических способностей: координации, гибкости быстроты, прыгучести.

2. Значительного развития достигает кора головного мозга и 2-я сигнальная система.

Все большее место должен приобретать словесный метод обучения.

3. Силовая и статистическая нагрузки вызывают быстрое утомление.

Целесообразен скоростно - силовой режим занятий (максимум за определенное время), статические нагрузки давать в ограниченном объеме.


Методика работы на этапе углубленной подготовки детей 11-13 лет

Возраст занимающихся на 3-м этапе совпадает с пубертатным периодом - подростковым возрастом: характеризуется интенсивным ростом, повышением обмена веществ, резким повышением деятельности желез внутренней секреции, перестройке практически всех органов и систем организма. Является очень ответственным периодом психического развития и формирования личности человека (интенсивно формируется самосознание, умение анализировать события). Подростки достаточно легко приспосабливаются к заданной ра­боте, но сравнительно быстро утомляются, особенно, когда выполня­ют однообразные, монотонные операции. На нагрузку они отвеча­ют более выраженными, чем у взрослых, реакциями.

Необходимо помнить о возможности отклонения биологического возраста от паспортного на 1-2 года в сторону опережения (акселерация или ретардация в развитии организма). Особенно строго следует дифференцировать учебно-тренировочный процесс с учётом биологического возраста с11 до 15 лет.

Происходит дальнейшее развитие функций нервной системы. Однако уравновешенность процессов возбуждения и торможения ещё далека от совершенства. У подростков часто наблюдается пре­обладание возбудительных процессов над тормозными. Важнейшая задача - воспитание «тормо­зов». Для этого необходима спокойная обстановка, доброжелательность, понимание, терпение, не снижая требовательности.

Следует знать, что подростки легче переносят нагрузку, характеризующуюся ритмичным выполнением работы, но частая смена темпа и ритма менее благоприятна для деятельности сердечно - сосу­дистой системы детского возраста.

Кроме этого, целесообразно проводить модельные занятия, учебные и подготовительные состязания.


Возрастные особенности

Методические особенности

1.Наблюдается ускоренный рост длины и массы тела, происходит оформление фигуры.

Осторожное повышение нагрузок.

2.Осуществляется перестройка в деятельности опорно - двигательного аппарата, незаметно ухудшается координация и другие физические способности.

Необходимо осваивать новые движения, совершенствовать ранее изученные и планомерно

наращивать скоростно - силовую подготовку.

3.Отставание в развитии сердечно­му диетой системы приводит к повышению давления, сердечного ритма, быстрой утомляемости.

Внимательно дозировать нагрузку, заботиться о восстановлении и отдыхе, регулярно осуществлять врачебный контроль.

4. В поведении подростков отмечается преобладание возбуждения над "торможением.

Реакции по силе и характеру часто неадекватны раздражителю.

Подростковый возраст - очень ответственный период психического развития и содействовать формированию личности человека. Именно в этом возрасте особенно интенсивно формируется самосознание, умение анализировать события, явления. При этом в психической сфере подростка часто проявляются признаки эмоциональной неустойчивости: необоснованных колебаниях настроения; сочетание повышенной чувствительности в отношении собственных переживаний с равнодушием к другим; застенчивости и подчёркнутой самоуверенности.

У девчонок в период ОМЦ - снижается работоспособность, угнетённость, снижается способности к освоению нового материала.

Прежде чем научить подростка ориентироваться во взрослом мире, необходимо научить его разбираться в себе, преодолевая страхи и комплексы.

Необходимо обратить особое внимание на закомплексованность детей их психологическую неуверенность перед чужим незнакомым человеком, детским сообществом. Ребята должны научиться расположить к себе человека, быть коммуникативными, уметь с уважением относиться к чужому мнению, то есть быть толерантными. Для этого использованы специальные психологические тренинги - занятия. Программа предполагает регулярные встречи с психологом, который даёт практические советы, для адаптации ребенка, подростка, в современном обществе.

Возраст 11 —14 лет благоприятен для развития физических ка­честв. Двигательная функция к 13—14 годам достигает высокого уровня развития, приобретая многие признаки, которые характер­ны для взрослого человека.


Содержание и методика работы с подростками на этапе 14 лет и старше


В психологическом отношении юноши более уравновешены по сравнению с подростками, они с пониманием относятся к требованиям педагога, они с однако строго оценивают его специальные знания и педагогическое мастерство. Юношеский возраст характерен для мужской половины гиперсексуальностью, которая начинается ещё в подростковом возрасте и продолжается в течение 2-3 лет после завершения созревания. Мальчишки в этот период отличаются повышенной возбудимостью и ростом эротических интересов и фантазий.

Юноши растут быстрее девушек, обгоняя их по всем показателям физического развития. Половое созревание завершается. Окостенение костного скелета почти завершено. Интенсивно развивается мышечная система. У юношей за два-три года мышеч­ная масса увеличивается на 10—12%. Они способны выполнять силовые движения, требующие проявления значительных мы­шечных усилий. У девушек прирост мышечной массы по отношению к массе тела и увеличение силовых показателей выражены меньше, чем у юношей. Более всего у девушек развивается мускулатура тазового пояса.


1. Критическое отношение к своим танцевально- спортивным возможностям, сомнения в целесообразности продолжения напряженных занятий.

Четко определить задачи на предстоящий цикл занятий, ознакомить с календарным планом выступлений и др. мероприятий.

2. Угнетает монотонность занятий как

по содержанию, так и по нагрузкам.

Чередовать варианты разминок, менять место и условия занятий, участвовать в показательных выступлениях.

3.Появляется психологическая усталость.

Больше практиковать отвлекающие мероприятия.

4. Нередки нарушения менструального цикла.

Строить занятия с учетом ОМЦ.


По строению тела и пропорциям юноши и девушки почти не отличаются от взрослых.

Для данного возраста характерна высокая степень функционального совершенства, поэтому именно в этом возрасте можно ожидать интеллектуальную и эмоциональную зрелость, пластичность, музыкальность, более главное в образном отношении исполнение, но и этот возраст имеет свои проблемы. Большое количество значимых фестивалей и необходимость стабиль­ных выступлений требуют специальной психологической подготовки и реабилитационных - восстановительных мероприятий.


Свечкарёва Н.Ю. г. Зверево МОУ ДО ДДТ