НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ, КАК СРЕДСТВА ИХ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ
Канд. психологическич наук, ведущий научный сотрудник Центра социализации и неформального образования ФГАУ «ФИРО» Максимива Светланв Валентиновна.
Существуют стереотипные представления, что творческими способностями обладают только избранные, творчество существует в отдельных видах деятельности и его нельзя развить, научить и управлять творческим процессом.
Современные научные исследования показывают обратное. Все дети рождаются творческими и важно разглядеть в чём проявляется это творчество, поддержать и развить. Любой вид деятельности является творческим если человек относиться к нему с интересом, не стандартно, инициативно.
Основной механизм развития творческого потенциала это не обучение ремеслу, а осознание ребёнком себя с помощью взрослого творцом, поддержка его инициативы и направление её в рамки продуктивной деятельности.
Творчество в широком смысле слова - подход к решению жизненных задач.
Концепция актульности не адаптивности и адаптивности в творчестве личности (Творческаякой активности (ТА)):
Адаптивность выражается в согласовании, а неадаптивность — в рассогласовании целей и результатов.
Одно из необходимых качеств для успеха и выживания
ТА с 1 по 11 класс падает (5% «звёздочек среди выпускников)
Творческая нереализованность – одна из причин социальной дезадаптации (Социальная дезадаптация — это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды)
Задачи – поддержать ТА, направить на решение личностных проблем
Две составляющие ТА = НА+АА (НА - неадаптивная активность (способность порождению идей); АА - адаптивная активность (способность к реализации идей)
По степени развития ТА можно выделить 4 типа детей: звёздочки, исполнители, средние, проблемные.
Сценарий развития ребёнка зависит от того, как взрослые реагируют на проявления спонтанной активности.
Негативные установки блокируют ТА
Основной механизм творческого потенциала – осознание (совместное знание) ребёнком с помощью взрослого себя, реакция взрослого на спонтанную активность ребёнка, поддержка его инициативы и адекватная обратная связь
Портфолио явл. одним из инструментов осознания себя как творческой личности.
НА(неадептивная активность) - способность порождать идее
( творческий потенциал):
АА(адаптивная активность) – способность реализовывать идеи:
Современная система образования не развивает эти способности у детей а в определённой мере подавляет.
Все задания в современной системе образования направлены на развитие АА (дети выполняют задачи поставленные взрослыми) и не развивается способность к самостоятельному порождению идей. Творческий потенциал не реализуется.
Поэтому развитие творческой активности детей является одной из главных ценностей современного общества и приоритетом задач образования.
Одним из инструментов измерения ТА детей является методика «Аальбом с замаскированными изображениями»
Перед ребёнком открывается шанс для приобретения нового опыта познаний но на прямую такая задача не ставиться если ребёнок самопроизвольно использует эту возможность, даже когда это не требуется это говорит о проявлении его НА(Неадаптивной а.). Это позволило выявить творческий потенциал детей, которые не смогли проявить его в продуктивной деятельности.
Методика диагностики ТА «Альбом с замаскированными изображениями» В.А.Петровский
С дошкольниками с 3 лет.
С помощью данной диагностики выявляется степень развития творческой активности у ребёнка.
Степень развития | Высокая НА | Низкая НА |
Высокая АА | звёздочки | исполнители |
Низеая АА | проблемные | средние |
В чём выражается каждая степень развития ТА
Звёздочки - дети с высоким творческим потенциалом и способные к его реализации (являются наиболее успешными в школе)
Исполнители – способные выполнить задание, но сами активности не проявляют (первое место по успешности в школе – хорошо справляются с поставленными задачами, но не способные к самостоятельной постановке задач, в условиях современного мира успешность им не гарантирована.)
Средние – дети с низким уровнем НА, АА,( педагоги относятся к ним снисходительно не способные, но и не доставляющие проблем).
Проблемные - много идей, образов, но они не способны их реализовать в рамках целенаправленной деятельности,
что становиться источником и причиной их дополнительных проблем - дети группы риска на которых следует обратить особое внимание.
Способность к порождению идей у них выше, чем у звёздочек, но воплотить идеи в продуктивной деятельности они не могут, поэтому выражают свою активность в хулиганстве, в неадекватном поведении. Педагоги оценивают их не как творческих, а как не воспитанных, больных, тем самым усугубляют их проблемы. Нереализованный творческий потенциал может являться причиной социальной дезадептации.
«Альтернатива чёткая - творить или уничтожать»
Э. ФРОМ
Чаще всего становятся жертвами психологической зависимости.
Творческая акт зависит от того как взрослые реагируют на проявление спонтанной активности детей
У звёздочек взр шли за идеей детей, принимали все идеиисп в прод деят
У исполнителей реагировали с точки зрения требований и адекватности, предложения кажущиеся нелепыми отбрасывались. Таким образом давали понять. Что идеям детей нет цены, а ценното, что соответствует требованиям.
У средних родители вообще игнорировали ТА детей, не замечали
У проблемных- реакция такая же,как у у исполнителей, но более жёская( что придумываешь,вечно от тебя проблемы. Вечно придумываешь что то нетто)
Стиль взаимодействия родителей с детьми и проявление ТА
Звёздочки - поддержка. Это мы придумали, вотэто да! | Исполнители- рассудительный запрет Не занимайся ерундой. Займись делом. Это не серьёзно (предписание- не будь ребёнком) |
Проблемные -резкий запрет Кто это наделал? Что ты натворил? От тебя одни неприятности! Ты только всё портишь. (предписание - не делай, не прявляйся) | Средние- отсутствие реакции (игнорирование) |
Рекомендации по работе с разными группами детей
Звёздочки – задействовать сильные стироны, успехи, подключить к западающим характеристикам развития поддержать
Проблемные – помочь инициативы, склонности реализовать в творческом продукте направить в мирное русло
Исполнители –поощрение инициативы, снятие страха ошибок активизироват.
Средние –исправление проблем, таже работа, что и со звёздочками
Условия для развития ТА детей в системе образования.
Понимание педагогами ценности и психологических механизмов развития ТА детей
Умение педагогов отслеживать проявления ТА и адекватно реагировать на них. Направлять в русло созидательной деятельности (проектная деятельность или портфолио)
Владение навыками развивающего взаимодействия
Осознание и преодоление личностных ограничений в развитии собственного творческого потенциала
Принципы развития ТА:
Баланс неадаптивной и адаптивной активности
Принцип открывающейся перспективы- создаётся такая ситуация. В которой не даётся чёткая инструкция, что надо делать, но открывается возможность для самостоятельного открытия новых знаний, способов деятельности, собственных возможностей
Построение обучения на основе детских инициатив и интересов.(основн пед метод наблюдение. Умение заметить
Принцип проблемности (даються не готовые задания, а организуються такие условия в которых он сам добывает знания-исследовательская, проектная деятельность, оценивание работ детей(обоснуй позицию, проверь)
Принцип субъектности -предоставление выбора, самостоятельности, осознанности
Партнёрское взаимодействие, смена стилей
Позитивная обратная связь
Принцип индивидуальности
Задачи
Побудить к порождению идей
Заметить и дать обратную связь
Помочь их реализовать
Помочь осознать себя субьектом творческой деятельности(автором)
Отрефлексировать (создать ситуацию успеха)
Т.есть замотивировать создать атмосферу игры, раскрепащённости, проблемных ситуаций. Основной педагогический метод наблюдение, умение заметить проявление ТА ребёнка и поддержать его
ПРОЯВЛЕНИЯ ТА РЕБЁНКА:
Стремление задавать вопросы, всё подвергать сомнению
Стремление к поиску и решению противоречий
Способность видеть проблемы, выдвигать гипотезы
Наблюдательность, умение подмечать мелкие детали
Эмоциональная отзывчивость, чувствительность к конфликтам
Интерес к новому, необычному, стремление выходить за рамки стереотипов
Стремление к обобщению, выявлению закономерностей
Стремление к самопознанию через творчество
Инициативность в общении, исследование границ в общении (могу, не могу)
Выход за рамки требований
Склонность к риску
Желание сделать не так, как все
Определённость и устойчивость желаний и интересов и д.р.
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ
СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДАТЕЙ:
Приём активного слушания - ПАРАФРАЗ- повторение за ребёнком его слов.
Поддержка спонтанной активности (Включить инициативу ребёнка в свой план)
Обращение к ребёнку по имени (полное имя)
Предоставление ребёнку выбора (ставить ему задачу выбора)
Развитие рефлексии (озвучивать что будем делать на каждом этапе, подвести итог этапа)
Комментирование действий ребёнка
Развитие позитивной самооценки Развить веру ребёнка в себя(молодец, получилось; ты сегодня лучше сделал…; мне знаешь что сегодня понравилось?)
Я-высказывания (Мне не нравиться, я не довольна результатом; когда ты так делаешь, я злюсь)
Научить ребёнка самого отслеживать и регулировать своё состояние (что нужно организму: ты не устал? У тебя что-то болит?)
Юмор (снимает барьеры, снимает страх ошибки, снимает агрессию и другие негативные чувства,
Паузы (задал вопрос дай возможность ребёнку подумать над вопросом,
Обращение к личному опыту
Обратная связь (у ребёнка происходит осознание себя; я заметила…., у тебя здорово получается…)
Положение в пространстве (партнёрские отношения – педагог и ребёнок на одном уровне; положение через стол создают барьер- умесно в начале общения если ребёнок зажат; лучше рядом или через угол стола; хорошо когда положение меняется.)
Телесный контакт ( для поддержания ребёнка)
Смена стилей общения (важны партнёрский стиль общения; предложение ребёнку выбора; предложить самому разобраться в ошибке; высказывание мнений; изменить тон, громкость, поменяться ролями)
Контроль негативных установок
Творческие способности ребёнка проявляються и развиваются в деятельности. Поэтому важно строить обучение и развитие ребёнка на основе собственной активности ребёнка, исходя из его особенностей и предпочтений, подчёркивая его индивидуальность, поддерживая его инициативы и идеи.
Развитие ТА способствуют:
в подаче материала акцентирование противоречий
столкновение противоречий мнений, различных точек зрения
поощрение высказывания своей точки мнения
подчёркивание оригинальности, индивидуальных особенностей ребёнка
побуждение к сравнению, обобщению, анализу
постановка задач с недостаточными или избыточными данными, неопределённостью, противоречивыми данными, ошипками, на преодоление инерции
постановка открытых вопросов
создание ситуации незавершённости (неожиданности, конфликт, предположение, опровержение, несоответствие, неопределённость, проблемность информации)
поощрение вопросов
стимулирование ответственности и независимости
поощрение самостоятельности, наблюдательности, чувствительности к противоречиям
внимание к интересам детей
отсутствие регламентированности, образца
наличие позитивного образца творческого поведения
подчёркивание ценности творчества
Побуждение к критичности и лояльности
Дифференцированный подход
Предоставление выбора
КАРТА АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ
ФИО педагога
Дата………………….. тема……………….
Параметры оценки
Организация занятия
Цель
Заключение
Смена действий
Отдых
Применение новых методов, пособий
Смена организации пространства
Динамика занятия
Работа в группах, в парах
Решение воспитательных задач
11