СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно -познавательгная игра "Наум-Грамотник"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие посвящено Науму -Грамотнику.Оно помогает детям  узнать историю образования школ,познакомиться жизнью своих предков и их традициями

Просмотр содержимого документа
«Научно -познавательгная игра "Наум-Грамотник"»

Ход праздника

В зале покрытый скатертью стол, за которым сидит дед и вырезает трубку. Недалеко от него расположилась бабушка. Она плетет из мочала куклу и рассказывает внуку сказку. Ведущий ходит по сцене.

Ведущий. В некотором царстве, в некотором государстве..., нет, не так. Жили-были... Что-то мне и это не нравится... Стоял посреди деревни дом, справный, большой да удобный. Жила в нем большая крестьянская семья.

Главою той семьи был дед. (Показывает на деда и бабушку.) Однажды и рассказала внуку бабушка про Наума.

Сцена 1.

Бабушка. Расскажу тебе сегодня про старца Наума. Наум жил затворником, никого не принимал, ни с кем не разговаривал. Только знали люди, что великого ума тот Наум был. Все на свете знал — помнил. Мог такой совет дать, что сразу человеку облегченье выходило. Да вот однажды присоветовал он одной хозяйке, как заболевшей корове молоко вернуть, да что-то баба перепутала. Стала по деревне ходить, да Наума срамить: ничего, мол, не знает он, а только хвастает. После этого Наум и стал затворником. Из дома редко выходит, ни с кем не беседует, никому ничего не говорит, видать обиделся на людей за несправедливость.

Ваня. Бабушка, где тот Наум живет?

Бабушка. А зачем тебе это, сердечко мое?

Ваня. Он больших не принимает, а меня — сироту, небось, не прогнал бы, я бы ему про мамушку рассказал, как она плачет, убивается. Да совета бы у него спросил, как мне мамушке помочь, чем подсобить?

Бабушка. Ах, ты мой сердечный! Добрая душа! На краю деревни он в старой избенке живет, да только вряд ли он поможет. Он, наверное, и разговаривать-то уже разучился — сколько времени один бирюком живет.

Ведущий. Наутро все дети на двор, а Ванюшка краюху хлеба у бабушки выпросил, лапти поправил и по сугробам пошел к дому Наума. Дом-то весь в снегу, но нашел Ваня дверь, постучал и крикнул.

Ваня. Наум? Дедушка Наум?

Ведущий. Дверь отворилась, старец с длинной бородой махнул Ване рукой, приглашая войти. Показал куда сесть и сам сел, всем своим видом показывая, что мальчика готов выслушать. Осмелел Ваня и поведал про свою беду.

Ваня. Дед Наум, подскажи, как нам жить, тятя наш умер, а мамушка плачет - убивается, не знает, как нас прокормить.

Ведущий. Старец подумал, походил вокруг Вани, погладил его по голове и подал ему горшочек с медом.

Ваня. (думая, что пожалел его Наум, поэтому он медом и потчует). 

Спасибо, дедушка!

Ведущий. Вспомнил Ваня про хлеб, протянул горбушку старцу, тот не отказался. А мальчик побежал домой. Пришел домой и рассказал деду, как дело было. Дед думал, думал, в затылке чесал да на внучонка все время поглядывал. А потом слово свое молвил.

Дед. Славное дело тебе Наум подсказал. Разные мастера в нашем деле имеются: 

дядька Ефим — бондарь, бочки мастерит; дядька Сергей — плотник славный; 

дядька Захар — мастер за скотиной ходить; дядька Анисим — конюх справный;

дядька Богдан — портной; дядька Василий — скорняк, мастер шкурки выделывать да шапки делать; дядька Николай — лучший в округе; отец твой, Федор, отличный был кровельщик, царство ему небесное. А вот пчеловодов у нас, отродясь, не было. Вот и велел дед Наум пчеловодством тебе заняться, видно сжалился над сиротою, вот и присоветовал, чем в жизни тебе заняться… 

Ба! Да ведь нынче его именины – Наумов день, 14 декабря. Вот почему он Ванюшку не прогнал. Не зря люди говорят: «Наум - наведи меня на ум!»


Ведущий. Наумов день... Еще одна страничка народного календаря открывается для нас сегодня. Она очень важна для нас, потому что школьную жизнь вряд ли можно представить без учебы, без постижения мира знаний. Не зря обучение в школе называют путешествием в страну знаний. Насколько это путешествие будет интересным и полезным, во многом зависит как от учителя, так и от учеников. Путь постижения знания, накопленного человечеством, легким не назовешь. Но пусть он окажется интересным и важным для всех, кто на нем находится и движется к избранной цели. Давайте продолжим наше совместное путешествие.


Ведущий. Ребята, поиграем?


Предлагаю провести игру-цепочку, в ходе которой мы вместе постараемся вспомнить и назвать пословицы и поговорки об уме, учебе, занятиях интеллектуальным трудом.

Я начну первым, а затем каждый, кто захочет стать звеном нашей цепочки знаний, может вспомнить и назвать поговорку и пословицу. Выиграет тот, кто станет заключительным звеном этой цепочки.

Итак, начинаю: голова без ума, что фонарь без свечи.


Ученики, классный руководитель называют пословицы и поговорки.

1. Умная голова сто голов кормит. Худая и себя не прокормит.

2. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

3. Идти в науку — терпеть муку.

4. Без муки — нет науки.

5. Корень учения горек, да плод его сладок.

6. Красна птица пером, а человек ученьем.

7. Ученье свет, а неученье тьма.

8. Ученье в счастье украшает, а в ненастье утешает.

9. Учиться всегда пригодится.

10. Не учась, и лаптя не сплетешь.

11. Учи сына, пока поперек лавки лежит. А как вдоль ляжет — тогда поздно учить.

12. К мягкому воску печать, а к юну ученье.

13. Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать.

14. Учиться никогда не поздно.

15. Век живи, век учись.

16. Недоученный и переученный хуже неученого.

17. Азбука — наука, а ребятам — мука.


Ведущий благодарит детей и взрослых за активное участие в конкурсе и награждает ученика, ставшего заключительным звеном игры-цепочки, т.е. победителем.


Ведущий. Предлагаем принять участие в «загадочном» состязании, в котором надо постараться найти ответы на следующие загадки.


1. Голову срезали, сердце вынули.

Долой пить, велят говорить. (перо)


2. Семя плоско, поле гладко,

Кто умеет, тот сеет.

Семя не выходит,

а плод приносит. (письмо)


3. Ни небо, ни земля, ведением бела.

Трое по ней ходят, одною водят, 

Два поглядают, один повелевает. 

(Бумага, пальцы, перо, глаза, ум.)


4. В деревянной рубашке черная душа. (Карандаш.)


5. Черный Ивашка, деревянная рубашка, 

Где не пройдет, везде след оставляет. (Карандаш.)


6. Какая водица только для грамотного годится? (Чернила.)


7. Хорошо видит, а слепой. (Неграмотный.)


8. Черные, кривые, от природы все немые, 

Станут вряд, все заговорят. (Буквы.)


9. Жалованья не получаю, а учу днем и ночью. (Книга.) 


10. Не куст, а с кисточками.

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает. (Книга.)

Ведущий 1-й. А теперь давайте посмотрим, как в старину детей отдавали в учение, как встречали и благодарили учителя.

Ведущий2-й. По давно заведенному обычаю с Наумова детей начинали учить грамоте. Более удобного времени для овладения азами чтения и счета крестьянину не найти, к тому же сам покровитель этого дня (показывает на плакат) напрямую связан с ученьем.

Ведущий1-й. Для этого заранее договаривались с церковным дьячком, отставным солдатом или учителем. Все члены семьи отправлялись в церковь, где после обедни служили молебен, испрашая благословения на отрока. А потом в дом родителей являлся учитель, где его встречали с почетом и уважением.

Сцена 2.

Раздается стук в двери. Отец и открывает, и в чем входит учитель.

Отец. Проходите, проходите Пожалуйста. Садитесь, устраивайтесь, Вот отрок наш, возьмите его в ученье, а что не так – тумаками, розгами его.

Мать. (плачет, причитает). Маленький, маленький он еще для ученья.

Учитель (гладит отрока по голове, раскрывает азбуку). Повторяй за нами. Аз. (Глядя в зал.)

Отрок. Аз — били меня не раз (в сторону, чтобы слышали в зале).

Учитель. Аз, буки.

Отрок. Аз, буки — беру указку в руки.

Учитель. Аз, буки, веди.

Отрок. Аз, буки, веди — страшат, что медведи.

Учитель. Аз, буки, верендеи.

Отрок. Аз, буки, верендеи — мухи в квас залетели.

Учитель. Ижица.

Отрок. Ижица — плетка близится.

Учитель довольно гладит отрока по голове, а он тянется к хлебу.

Учитель. Во время ученья нельзя жевать, а то заешь выученное; если учишь по книге, то, окончив, должен закрыть ее, иначе все позабудешь.


Мать: Да, пора настала, надо ему малость ума набраться. 

(Снимает теплый платок?)

Учитель: Верное дело. Ученый человек - дело хорошее, не зря говорят: «За одного грамотного двух неграмотных дают». | 

Мать. Только сомневаюсь я - не трудное ли это дело, гра­мотой заниматься. Сумеет ли мой сынок с этим справиться? 

Сын. Зачем это вообще надо - грамоте учиться? 

Учитель. А давай учеников моих спросим. 

Монтаж по стихотворению М. А. Давыдовой. 

1-й ученик. Пока грамоты не знал, не мог книжек я читать.

А как буквы я осилил, стал слова я разбирать. 

2-й ученик. Книгу в руки ты возьмешь и листы листаешь,

Буквы старые найдешь, новые узнаешь. 

3-й ученик. Смотрит в книгу человек - точки да крючочки,

А для грамотных ребят встают буквы в строчки. 

4-й ученик. Прочитаешь ты слова, книжку одолеешь.

Коль научишься читать, в жизни все сумеешь. 

Мать. Хвалят, учитель, твои ученики грамоту. А какая еще польза от нее грамотному человеку?

Учитель. Коли человек грамотный, он из книг такого ума набе­рется, что только сердце радуется. Ведь в книгах про все на свете написано. И какие где есть города да страны, и какие люди в них живут, и какие цветы цветут, и какие звери водятся. А есть книги шуточные. В них стихи да прибаутки смешные напечатаны. А ну, ребятня, посмеемся вместе со всеми.

1-й ученик. Мы расскажем вам стихи-небывальщины.

Небывальщины да неслыхальщины. 

2-й ученик. Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота. 

3-й ученик. Вышла вдруг дубинка с мальчиком в руках,

А за ним тулупчик с бабой на плечах. 

4-й ученик. Деревня закричала: «Мужики горят!», 

Сарафаны с бабами на пожар спешат. 

Сын. Ой, какие смешные стихи в ваших книжках напечатаны. 

А про что еще вы в них читали?

Ведущий 1-й. А еще есть книги с прекрасными русскими сказка­ми. 

(Показывает книгу.) Про Ивана-царевича да про ковер-самолет.

Ведущий 2-й (показывает книгу).

Про Василису Прекрасную да про царевну-лягушку.

Ведущий 1-й (показывает книгу). 

Про Кощея Бессмертного да богатырей русских.


Ведущий 2-й (показывает книгу).

Про девочку Снегурочку да добрых волшебников.

Сын (маме). Мама, мама, и я хочу учиться. Хочу прочитать книжки про все на свете.

Мать. Да я уж теперь и сама вижу, что от учебы и польза большая, и развлечение доброе.

Учитель. Не зря говорят: чтение - вот лучшее учение. 

Коли че­ловек добрый да удалый вырастает, то помяни мое слово: это зна­чит, что в детстве он любил хорошие книжки читать.

Мать. А, может, трудно это - азбуке учиться, может, мо­ему сынку не по плечу наука такая?

Учитель. Как так - не по плечу? Люди вон сами грамоту осили­вают, никто их не учит. А тут - учитель объясняет да дружки-приятели. 

Посмотрите, сколько детворы смотрит наше представление. И все эти ребята хорошо знают, что учиться чтению надо непремен­но. А чтобы вы убедились в этом, послушайте, как зрители еще и загадки умеют отгадывать. Отгадки у них будут не простые, а с подвохом. Прежде - подумать надо, уж потом отвечать одним сло­вом - да или нет. Только не попадите впросак.

Учитель и ученики загадывают зрителям загадки с подвохами.

Рассекая гладь пруда, 

Умеют гуси плавать? (Да.) 

А крокодил собрать букет 

Из белых лилий может? (Нет.)

Из моря глядя на рассвет,

Поет ли кит усатый? (Нет.)

Верблюд способен, дай ответ,

Идти три дня без пищи? (Да.) 

А тех, кто трудится всегда,

В народе уважают? (Да.)

Мать. Мне совершенно ясно, что учиться надо обязательно. 

Сын. И мне это ясно. Я тоже хочу стать учеником.

Ведущий 1. Вот, оказывается, какой это знаменательный день -Наума Грамотника. В этот день в стародавние времена начинали знакомить всех ребят с азбукой.

Ведущий 2. Теперь и наши современные ребята запомнят этот день и то, почему так важно быть грамотным. Грамотник Наум Всем велит браться за ум!

Ведущий 1. Грамотный человек и живет по-умному, и развлека­ется по-веселому.

Выходят все участники представления и исполняют песню про
Наума Грамотника на стихи М.А.Давыдовой


(мотив произвольный).


1. Если грамоте учен,
То всегда ты весел,

И в запасе много есть 

Развеселых песен.

Припев: Будешь грамоте учиться,

Всегда в жизни пригодится.

Много добрых светлых дум

Дарит грамотей Наум.

2. Если грамоте учен,

В жизни много знаешь, 

И всегда своим друзьям

В жизни помогаешь.


Ведущий и ведущая (все участники вместе). С днем грамотных ребят вас!