ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В РАМКАХ СЕМЕЙНО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
Цегельнюк Татьяна Михайловна
Учитель начальных классов, ГУО «Средняя школа № 16 г. Пинска»
Воспитывая себя, ты воспитываешь
своего ребёнка, утверждаешь свое
человеческое достоинство.
В.А. Сухомлинский
Взаимоотношения в семье являются извечной проблемой всех времён и поколений. Тема остаётся востребованной и не до конца изученной в современном мире. Этот проблемный вопрос волновал и на данном этапе не оставляет в покое человечество. Изучив материалы по исследованиям педагогики, культурологии, напрашивается вывод: за последние 20 лет произошли глобальные изменения в ценностях основной ячейки общества – семье. Мы можем наблюдать за преобразованиями семейных отношений, требованиях к членам семьи, традициях, предпочтениях. Зачастую в воспитании детей родители опираются не только на свой опыт, а также на опыт близких им людей. Такой подход имеет ограниченное применение, так как не учитывается индивидуальность ребенка. Важно отметить, что сейчас дети воспитываются в узком кругу родителями, а не среде большой семьи, как было принято ранее, что само по себе значительно ограничивает возможности процесса воспитания. К тому же современные семьи совсем не похожи, у каждой семьи свои проблемы, они также имеют свой взгляд на процесс семейного воспитания. Часто во взаимоотношениях между поколениями появляются сложности, несмотря на то, что в мире современных технологий огромное количество помощников: изобилие психолого-педагогической литературы, информация из просторов Интернета, семинары, вебинары, тренинги психологов, представителей помогающих профессий. Система образования переживает глобальные реформы, что является причиной неосведомлённости родителей об изменениях в учебно-воспитательной деятельности. Они полагаются на свой жизненный опыт, который отстаёт от уже усовершенствованных требований. А ведь именно глядя на своих родителей как на эталон, у детей формируется отношение к миру, к жизни, формируются человеческие отношения. Поэтому назревает вопрос о совершенствовании взаимодействия школы и семьи. Есть необходимость в повышении педагогической культуры родителей, культуры такого уровня, которая даст им возможность сделать воспитание в семье успешным процессом, решит задачи развития и воспитания ребенка в единстве с учреждением образования. Если говорить о компетенции родителей высокого уровня, то она характеризуется следующими параметрами:
- осознанность целей и задач, а также способах их достижения (знаю, как добиться того чего хочу);
- Ожидание реальных результатов от собственных трудов (делать то, что надо делать, а не то, что могу);
- Владение закономерностями развития ребёнка (знаю, что с моим ребёнком, помню себя в детстве в таком возрасте);
- Осознание степени вмешательства в ситуацию (мой ребёнок на такой, каким я его себе представлял, но он имеет право быть другим).
Если говорить о семьях с низким уровнем педагогической компетентности, то следует заметить, что родители не горят желанием сотрудничать со школой, закономерным следствием является не только отсутствие активности, но и высокая степень конфликтности, а также безответственность.
Общественные деятели, прогрессивные педагоги говорят о необходимости помощи родителям в воспитании детей, о повышении их педагогической компетенции.
Изжитыми и неэффективными формами работы мы можем считать такие формы, как лекции, доклады, так как отсутствует обратная связь.
На помощь приходят новые активные формы работы, которые дают возможность родителям в процессе развивать, обучать и познавать своих детей. Появляется потребность в формировании педагогической компетентности родителей, это грамотное руководство, организация и методическое сопровождение партнерского взаимодействия школы и семьи, основанные на профессионализме педагогов; использование активных форм и методов формирования родительской компетентности, направленных на повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития и воспитания детей.
В основе формирования педагогической культуры лежит:
дискуссия;
анализ педагогического опыта;
психологические тренинги;
индивидуальное консультирование родителей;
тематическое консультирование;
деловые игры;
просвещение через Интернет.
Изучив проблемы, проанализировав сложившуюся ситуацию, напрашивается вывод, что рекомендации и консультации необходимы каждой семье, принимая в счёт повышающихся требований общества. Актуальность воспитания родителей это прежде всего:
1) Поддержка родителей
2) Ребёнок нуждается в образованных родителях
3) Взаимосвязь домашнего воспитания и социальных проблем
В понятие «воспитание родителей» вложено воздействие семьи на формирование личности ребенка, на его развитие, а также вопросы отношения семьи к обществу.
Целью воспитания родителей является создание перспектив, в которых они нуждаются как воспитатели.
Прежде всего воспитание родителей должно дать возможность почувствовать ответственность за своих детей, обрести уверенность.
Современная педагогика, в рамках повышения педагогической компетентности родителей, предлагает прежде всего информационно-просветительский подход. С одной стороны, она предполагает подготовку воспитуемых к семейной жизни, с другой - проведение просвещения родителей по широкому кругу вопросов.
Для рассмотрения и изучения ряда вопросов используются различные формы повышения компетентности: семейный клуб, консультации, родительские собрания, родительские конференции, тренинги, круглые столы, открытый показ учебной деятельности и методов ее организации, мастер-классы, детско-родительское игровое взаимодействие, совместная проектная деятельность детей и родителей, деловые игры, опосредованные формы (интервью с детьми с последующим освещением их содержания для родителей), дистанционные формы общения с родителями (буклеты, сайт, электронная библиотека педагогической и психологической литературы) и т.д.
Основательную базу развития родительской компетентности создает совокупность владения теорией с их закреплением в жизненном опыте семейного воспитания посредством дискуссий и практикумов, которые направлены на выявление реальных трудностей. Для закрепления полученного материала их проводят после бесед, с целью закрепления, для связи с опытом семейного воспитания.
Отмечены эффективные формы, широко применяемые при формировании педагогической культуры родителей:
- коллективные дискуссии,
- индивидуальная работа с семьёй.
Традиционной формой взаимодействия школы и семьи являются родительские собрания, где решаются организационные вопросы класса, оценивается опыт в семейном воспитании, совместно ставятся новые воспитательные задачи, углубляются знания родителей в области педагогики, создаются условия для внедрения единого образовательного пространства «школа – семья».
Современной формой являются родительские конференции. Тематика для таких выступлений должна быть подобрана на интересующие родителей вопросы, предусматривающие обмен мнениями. Периодичность подобных конференций не чаще 1—2 раз в год.
Успешность повышения педагогической культуры родителей будет зависеть от того, как будут реализованы следующие принципы:
гуманистическая ориентация;
обеспечение субъектной позиции участников процесса;
дифференциация целей, задач, направленных на воспитание и развитие детей;
управление взаимоотношениями детей и родителей;
многообразие форм работы;
стимулирование родителей;
принцип добровольности;
принцип конфиденциальности.
Все методы и формы ставят перед собой единую цель - сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь. Обобщив, напрашивается вывод, что от семьи зависит успех ребенка, его будущее, поэтому важно чтобы педагогическая культура родителей была на достаточно высоком уровне, и родители были компетентны во всех вопросах и имели определённую базу, которая поможет им в воспитании своего поколения.
Литература
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? 6-е изд. / Ю.Б. Гиппенрейтер - М.: АСТ. Астрель. 2008. – 240 с.
2.Дюльдина, Ж. Ошибки семейного воспитания и их влияние на формирование у ребенка системы ценностей [Текст] / Дюльдина Ж. // Воспитание школьников, 2009. - №1. - 70 с
3.Кочетова A.A.От ребенка и семьи к совместному сотрудничеству: аспекты взаимодействия семьи и школы//Народное образование, 2005, №8, С. 196 202.
4.Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен. М., 2006. –257с.
5.Fugelova T.A.DIALOGUE METHOD IN THE PROCESS TEACHING //The Unity of Science: International Scientific Periodical Journal. 2016.№31. С. 5356.
6.Fugelova T.A.THE REALIZATION OF DIALOGUE INVOLVEMENT METHOD IN THE PROCESS OF PSYCHOLOGICALPEDAGOGICAL SUBJECTS TEACHING//In the World of Scientific Discoveries, Series A. 2014. Т. 2.№2. С. 1621.