РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С НОДА СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ Т. Э. ТЮТЮННИКОВОЙ
Куликова Ирина Юрьевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка
Наш детский сад является учреждением компенсирующего вида и на протяжении нескольких лет наряду с другими категориями детей с ОВЗ, его посещают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА). Такие дети имеют особенности психического и физического развития. Среди них – неустойчивость внимания, трудность при ориентации в пространстве, недостаточная скоординированность движений, недостаточное развитие познавательной деятельности и др.
Музыкально-ритмическая деятельность у дошкольников с НОДА ограничена, что обусловлено высокой степенью выраженности нарушений опорно-двигательной системы. Одним из эффективных средств решения этой проблемы является использование технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование». Музыка успешно снимает мышечное напряжение, раскрепощает и увлекает своими образами.
Элементарное музицирование – это творческая деятельность, в которой неразрывно соединены музыка, речь и движение на основе импровизационного подхода. Это игровая педагогика: с детьми играют, но они при этом не осознают, что их учат. Особенность такой методики – она может применяться в разных сферах, в том числе и в коррекционной деятельности.
Использование технологии Т. Э. Тютюнниковой в музыкально-ритмической деятельности позволяет решить следующие задачи музыкально – ритмического и психического развития:
Обучение умению осознавать свое тело (лучше им управлять), т.е. перевести неосознанные, хаотичные движения в осознаваемые, регулируемые, управляемые;
овладение определенными видами двигательно-моторной деятельности;
развитие мышечного чувства, снятие мышечного напряжения;
развитие психических процессов (память, внимание, мышление);
активизация потенциальных творческих способностей, побуждая детей к инициативе, импровизации;
формирование коммуникативных навыков.
Развитие двигательных способностей у детей с НОДА осуществляем в следующих видах музыкальной деятельности: речевое музицирование, танец, импровизированное движение, озвучивание жестами стихов и сказок.
Работа с особенными детьми предполагает качественно иные подходы организации музыкально-ритмической деятельности.
Музыке дети должны учиться легко и приятно. На занятиях по данной технологии создается атмосфера игрового общения, где каждый ребенок наравне с взрослым может проявить свою индивидуальность.
Занятие должно быть эмоционально разнообразным и основываться вначале на непроизвольном внимании детей, так как оно более активно, плодотворно, способствует более легкому усвоению материала.
Учитывая ограниченные двигательные возможности детей, играем музыку в более медленном темпе, упрощаем движения, исключаем бег, поскоки, а иногда исполняем статичные двигательные упражнения. Это дает возможность доставить радость от участия всем детям.
Методика обучения дошкольников языку танцевальных движений во многом зависит от выбора «единиц» этого языка, с которым предполагается познакомить детей. Мы отобрали простые, доступные детям с НОДа движения и составили «Словарь танцевальных движений»..
Совместные формы музицирования мы начинаем с использования музыкально-двигательных, танцевальных, речевых игр, которые развивают идею точного повторения. Например, игровая песня «Как у дедушки Трифона», двигательные игры «Зеркало», «Делай как я».
Начинаем подобные упражнения сидя на стульях или стоя возле них. Рядом с ребенком, имеющим тяжелое двигательное нарушение, обязательно находится взрослый, который поддерживает его, помогает выполнить движение. Дети имитируют самые простые движения разных частей тела: рук, ног, головы, пальцев рук, коленей и т.д. Каждое движение повторяется несколько раз, пока все не начнут делать его легко и весело. Дети могут подражать походке или повадкам различных животных, кукол и механизмов. Необходимо повторение движений без пауз, однако ритм и темп движений могут меняться. Дети воспринимают это с энтузиазмом, и спустя время с удовольствием показывают их сами. Игры удобно проводить под фонограмму, чтобы сам педагог оказывался участником музицирования.
На следующем этапе привлекаем воспитанников к двигательным упражнениям, в которых сначала педагог, а затем кто-либо из детей сопровождает импровизированные движения ритмическим аккомпанементом, например на ручном барабане, клавесах, ксилофоне. Чтобы вызвать желание прислушиваться к ритму музыки и двигаться в соответствии с ней, основную нагрузку даем на руки, при этом используем различные атрибуты (султанчики, ленты, цветы, листья, платочки и т.д.).
Как вариант: ведущий дает сигнал для движения в пространстве игрой на барабане, а игрой на тарелке – для движения на месте. Этот вид заданий доставляет детям море радости и одновременно развивает их слуховую восприимчивость и реакцию.
Если ребенок не может ходить, то даем ему отдельное задание: например, похлопать в ладоши или выполнять шлепки по коленям, пока остальные дети выполняют движения.
Весьма привлекательными для детей оказались упражнения с использованием «звучащих жестов»– это хлопки, шлепки, притопы, щелчки и т.д. Их использование способствует развитию ритмического чувства, движений и мышечных ощущений ребенка. Дети спонтанно сопровождают движениями ритмично декламируемые прибаутки, потешки, веселые стихи. Например, такую:
Под горою у реки
Живут гномы-старики.
У них колокол висит,
Позолоченный звонит:
Диг-диги, диги-дон –
Посмотри, откуда звон!
Таким образом, использование технологии Т.Э.Тютюнниковой, в работе по развитию двигательных способностей детей с ОВЗ, позволяет ребенку лучше ориентироваться в пространстве, чувствовать свое тело и его возможности, помогает понять и воспроизвести звуки природы с помощью «звучащих жестов, всесторонне развивать личность ребёнка, используя его природную потребность двигаться, петь, играть, музицировать и желание участвовать во всех этих видах деятельности одновременно. Раскрываются все сферы жизнедеятельности ребёнка – его эмоциональность, активность, индивидуальность, творческий потенциал, межличностные отношения, что в конечном итоге даёт основу для полноценного развития личности и успешности человека в будущем. Дети с ослабленным здоровьем и часто отстающие от сверстников в общем развитии, как никто другой, нуждаются в подобном творческом и эмоциональном «толчке» для более успешного преодоления нарушений развития.