СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно- практическая конференция "Путешествуем и изучаем родной край"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Углубить знания о своем крае

Просмотр содержимого документа
«Научно- практическая конференция "Путешествуем и изучаем родной край"»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Дагестан

«Каспийское медицинское училище им.А.Алиева»




Доклад

Путешествуем и изучаем родной край

«Село Урахи,

Сергололинского района РД»


Для участия в региональной научно-практической конференции

«Этнокультура народов Дагестана»


Подготовила:

Студентка 2 курса МСО 9/2 Инивова Диана Имамитдиновна

Руководитель:

Преподаватель общественных дисциплин Ханбагандова Мариям Халаладзиевна



Тема: Путешествуем и изучаем родной край.

«Село Урахи Сергокалинский раон».

Цель: Развитие интересов студентов к культуре , традициям, истории родного края.Этнокультурное воспитание на основе духовного наследия, ценностей и традиций малой Родины.

Задачи: 1.Изучение студентами историю родного края.

2.Формирование чувства любви к Родине.

3. Побуждение студентов к научным исследованиям.

4. Развитие творческих способностей, повышение познавательной активности студентов.


План:

1: Введение.

2:Основная часть.

А. Краткие сведение о даргинцах.

Б. Краткая историческая география с. Урахи.

В. Природные ресурсы.

Г. Занятия населения.

Д. Административное управление.

Е. Урахи в конце ХIХ нач. ХХвв.

Ж.Просвещение и образование.

3. Заключение.

4. Список литературы.








Введение.

Известно, что в последнее время с связи с демократизацией общества, большими переменами, происходящими в нашей жизни, теми возможностями, которые появились перед исследователями, любителями истории вообще, у народов Дагестана значительно воз­рос интерес к прошлому - к истории края, его различных этнических групп и отдельных селений, к их происхождению и развитию, взаимоотношениям с другими народами и селами и т.д.

Этим объясняется в определенной мере появление в наши дни новых исследований не только по различным вопросам истории Дагестана, истории его народов, но и работ, освещающих прошлое и настоящее отдельных сел. Интересуются историей своего селения и урахинцы. Урахи - это одно из наиболее известных и крупных селений, внесший немалый вклад в историю и культуру Дагестана.В моей работе имеются разнообразные сведения по истории, географии, этнографии, образованию, медицине, культуре, спорту и т.д. Я поставила своей целью ознакомить слушателя с историей селения Урахи и ура­хинцев, внесших большой вклад в различные области народного хозяйства не только Дагестана, но и России. Это - ученые, рабочие, крестьяне, деятели культуры, учителя, врачи, писатели и поэты, уча­стники гражданской и Великой Отечественной войны, государствен­ные, партийные и общественные деятели, спортсмены и т.д.

У этих личностей мы учимся самоуважению и любви к ближ­нему, преклоняемся перед их мужеством, бесстрашием, трудолю­бием, преданностью своему делу. Их жизнь и их творчество - это и есть история Урахи.

Краткие сведения о даргинцах.

В Дагестане проживают 102 национальности, из них 30 - дагестанские народности, имеющие свои языки, относящиеся к ибе­рийско-кавказским языкам, и 15 из них, в их числе и даргинцы, имеют свою письменность, обучают детей на своём языке, имеют свои адаты, обычаи, традиции и обряды. Расположены они в центральном Дагестане. Племена даргинцев ещё в глубокую старину были объединены в союзы и общества. Отдельные крупные аулы собирали вокруг себя целые районы, поселения близких им со­племенников, говорящих на одном общем диалекте даргинского языка.

Восточных даргинцев объединял Урахи, западных Цудахар, средних - Акуша, верхнедаргинцев – Усиша, Уркарах, кайтагцев-уцми. Особняком стояли такие крупные аулы, как Губден, Кадар, Чираг.

Даргинцы проживают в районах: Сергокалинском (все дар­гинцы), Акушинском (4 сел. лакцев), Левашинском (40% аварцев), Дахадаевском (2 сел. лакцев), Кайтасгеком (20% кумыков), Каякентском (50% даргинцев), Карабудахкентском (5 сел. даргинцев), Буй­накском (4 сел. даргинцев), Агульском (3 сел. даргинцев).

Итак, Сергокалинский район - целиком даргинский район куда входит и село Урахи.

Краткая историческая география села Урахи.

Урахи расположено на высоте 700 м над уровнем океана в живописной Урахинской долине.

Вообразите себе широкую, четырёхугольную долину, окружён­ную со всех сторон высокими горами, одинаковыми совершенно по высоте, но различными по характеру. На востоке и западе она окаймлена тонкими и гладкими хребтами, вершины которых увен­чаны непрерывным рядом скал, будто гигантскою стеною. Вос­точный хребет покрыт сплошным лесом, а западный совершенно свободен от него, но покрыт восхитительной зеленью. В самой середине долины, и возвышается аул Урахи. Его по большей части двухэтажные каменные сакли расположе­ны террасами по склонам холма и на вершинной плоскости. Точно так же террасами расположены и посевы жителей, покрывавшие всю долину. Самые высокие горные вер­шины урахинцев - это Сирса дубурти (Горы инея), высотой около 1800-2000 м над уровнем океана.

Климат урахинских земель мягкий континентальный. Суровых зим почти не бывает. На всей территории урахинских земель те­кут мелкие речки. Имеются целебные воды: xlo ше иниз, къибла шин и т.д. Все эти воды используют для лечения кожных болезней и ревматизма.

По долинам рек имеются прекрасные фруктовые сады, в них яблоня, груша, слива, черешня, виноград и т.д.

Распространёнными травами на территории урахинцев являются: крапива , мята , чебрец , дикий лук и чеснок, тмин , базилик , щавель , подорожник, лопух , полынь , чистотел , клевер, зверобой и т.д.

Из домашних животных, содержащихся урахинцами, известны: буйволы, коровы, овцы, лошади, ослы, козы, мулы, собаки, кошки. Дикие животные: волк , лиса , шакал , медведь , барсук , куница , олень , ласка , дикая кошка , заяц , кабан , рысь и т.д.

Из птиц на территории урахинцев встречаются: скворец, дятел, ,куропатка , голубь , воробей , орёл , фазан , удод , сова , сокол , кукушка , ворона , ласточка , синица , цапля , утка , гусь , курица и т.д.

Из пресмыкающихся и грызунов встречаю : мышь , крыса, ящерица , змея.

Занятия населения.

Основными занятиями Урахинцев с древнейших времен является земледелие и скотоводство. Основными зерновыми культурами являлись: пшеница, ячмень, рожь, овес, конопля, лен. Сено косили косами, высушивали на сеновалах. Молотили хлеб осенью при помощи молотильных досок. Из огородных культур выращивали в небольшом количестве тыкву, лук, чеснок, горох. К середине 19в. стали выращивать картофель. Второй основной отраслью сельского хозяйства урахинцев было животноводство. Преобладало разведение крупного рогатого скота, что было связано с пашенным земледелием. Скот является рабочей силой для обработки пахотной земли и давал навоз для удобрения полей.

У урахинцев, издавна была развито домашнее производство. Основными видами кустарных промыслов были обработка шерсти, кожи, железа, камня. Домашние промысли развивались в рамках натурального хозяйств. Наиболее распространенным среди промыслов являлась обработка шерсти, как и конопли, производили паласы, сумахи, изготовлялись также платки, носки, перчатки, веревки. Сами шили себе из овчин шубы, папахи. Из кожи , которую выделывали из шкур крупного рогатого скота, урахинцы шили себе обувь, делали ремни. Из дерева изготовлялась посуда, детские люльки, кровати, мерки, лари для хранения зерна и муки.

Издавна урахинцы занимались металлообработкой. Изготовляли серпы, косы, лопаты, ножницы для стрижки овец, подковы, гвозди и т.д..

Административное управление.

Как повсеместно в Дагестане, низовая политическая структура- сельское общество- у урахинцев обозначалась арабским термином джамаат.

Каждый тухум имел своего главу,который следил за поведнием членов тухума, с ним советовались во всех важных случаях жизни: браках детей, недоразумениях,торговых сделках, и т.д. В Урахи Кадий вершил суд по шариату, а судьи- по адату. С присоединением к России Дагестана в Урахи стали назначать юзбаши. Они как правило были из местного населения. Юзбаши контролировал решение суда и наблюдал за правильным ходом дел в нём. К светским административным лицам относится и мангуш. Обязаностью мангуша было объявление криком приказаний и решение кадиев и старшин и приведение в исполнения их распоряжений

Для обсуждения наиболее важных вопросов созывалась народное собрание (джамаат). Решение принемалось голосованием которое выражалось или поднятием руки или же в отходе в разные стороны согласных и не согласных с принимаемым решением. Помимо народного схода в Урахи, как и в других местах,существовал совет стариков, который условно можно назвать малым сходом.На нем обсуждали вопросы, требующие не отложного решения.


Урахи в конце ХIХ начало ХХв.в.

В конце XIX – начале ХХ вв. от Урахи отпочковалось 12 хуторов, но Урахи оставалось крупным и влиятельным селением. В социальном развитии Урахи в конец ХIХв. начало ХХв. характеризуется тем, что на одном полюсе выделились зажиточная верхушка-кулачество, на другом-масса безземельных и мало земельных крестьян.

Вместе с другими дагестанцами добровольцами в русско-японской войне участвоали и урахинцы: Али Нурбагандов,Магомед Алибеков, Япун Магомед. Когда началась первая мировая война,дагестанцы вместе с народом Северного Кавказа организовали из добровольцев кавалерийскую бригаду и начали воевать на австро-германском фронте. Абдуманап Тувакаров-командир полка, полковник был награжден орденом Владимира I и II степени и орденом Св.Анны. Абдулазиз Далгат- военврач в чине генерал-майора активно участвовал в военных действиях. Али Нурбагандов-ветеран русско-японской войны,Георгивский кавалер и т.д. В первой мировой войне участвовали 30 урахинцев. После окончания первой мировой войны все они служили бойцами красной армии и в последствии стали участниками социалистического строительства. Во время гражданской войны Урахинцы участвовали в июнском антиденикенском восстании 1919г. Всего в аякакинском сражении из Урахи участвовало 600 человек. В поддержку революции урахинский джамаат закупил 300 винтовок 4 пулемета и боеприпасы к ним. Были созданы кавалерийские и пехотные отряды. В кавалерии было 250 урахинцев. Кавалерией командовал урахинец - Гамид Далгат. В ноябре 1920г. часть отряда урахинцев под командыванием Алибека Багатырова выступила против банд Гоцинского в селении Мачох Хунзахского района сдесь погибло 60 урахинцев. 16мая 1923г. приказам Революционного Совета Дагестана № 76 за храбрость и геройство проявленные при подавлении контрреволюционного восстания в Дагестане в 1920-1921г.г. была объявлена благодарность аулу Урахи и партизанскому отряду Алибека Багатырова. Урахинцев не обошли стороной и репрессии. Были арестованы активные участники гражданской войны, партийные и государственные работники: А. Тахо-Годи, М. Далгат и др

На защиту Отечества в годы ВОВ, Дагестан послал 110 тысяч своих сыновей и дочерей. В их числе воевали с фашистами и более 10000 урахинцев. В годы войны более 500 урахинцев приняли участие в оборонительных работах, и все они награждены медалями «За оборону Кавказа.» Урахинцы отправили на нужды фронта более 100 овчин, более 500 телогреек, более 300 теплых одеял, много шерстяных носков, варежек, посылок с фруктами и т.е. Дали фронту 7 миллионов рублей, женщины отдали все свои драгоценности и всю медную посуду. На памятнике в с. Урахи «Воинам – защитникам Родины» высечены имена 212 погибших в войне.

Просвещение и образование.

В Дагестане до 1917 года с высшим образованием было 17 человек. Пятеро из них были урахицами: Далгат Магомед Магомедович – врач, окончил университет за границей; Амиров Гаджимурад – юрист, окончил университет за границей; Далгат Башир Керимович – юрист, окончил Петербургский университет; Далгат Жаннет Магомедовна – композитор, окончила Лейпцигскую консерваторию; Тахо-Годи Алибек Алибекович – юрист, окончил юридический факультет МГУ в 1916 году.

Первый выпуск урахирская средняя школа состоялся в 1940 году. С 1940 года по настоящее время урхинскую школу закончили более 2000 юношей и девушек. Пятнадцать выпускников получили золотые и серебряные медали. Первым медалистом в 1950 году Иса Джабирович Исаев – ныне кандидат физических наук, профессор ДГМА . Во время ВОВ более 40 учителей погибли на фронте. С 1965 года урахинская школа носит имя А.А. Тахо-Годи. Урахинская школа стала кузницей кадров для всего Дагестана. Более 2500 урахинцев имеют высшее образование, среди них 29 докторов наук, 97 кандидатов наук.

    В годы советской власти М. Далгат был председателем Даг ЦИКа и первым секретарем Дагобкома ВКП(б), А. Тахо-Годи – наркомом юстиции, наркомом просвещения Дагестана, зам. зав. отделом школ и учебных заведений ЦК ВКП(б), А. Далгат – наркомом юстиции, наркомом легкой промышленности ДАССР, М. Магомедов – секретарем обкома ВКП(б), М. Меджидов – Председателем Совмина ДАССР, министром просвещения, У. Алиев – зам. председателя Совнаркома, Х. Магомедов – зам. председателя Совета Министров, министром просвещения ДАССР, А. Нурбагандов – министром сельского и лесного хозяйства, М. Гамидов – председателем Даггостелерадио С. Сунгуров – министром финансов ДАССР. Многие урахинцы работали первыми секретарями партии в даргинских селах, председателями райисполкомов, директорами школ, учителями и т.д.
    Многие борцы-урахинцы являются чемпионами СССР, России, Европы и мира. Среди известных урахинцев-спортсменов – Р. Рашидов, Б. Ибрагимов, А. Аллаев, А. Чупанов, М. Меджидов, А. Расулов и многие другие.

Урахи это Родина Омарла Батырая, Азиза Иминагаева,Габиба Алиева и многих других писателей и поэтов.

Заключение.

Как писал К. Симонов, "история это люди, характеры, это бесчисленные подробности, это удивительная цепь событий тра­гических, героических, анекдотических. Для того, чтобы по-насто­ящему любить историю, ее надо изучать как живого человека, а не как музейный скелет". Историю надо знать, чтобы узнать самих себя, чтобы предвидеть будущее, так как корни нашего будущего в прошлом. Поэтому нравственный долг каждого человека - знать свою семейную и родовую историю, историю своего селения и своего народа. Мы не должны забывать свое прошлое, должны чтить своих предков, ибо они были творцами истории.


Список литературы.


Улакаев И.М. ,АлиевБ.Г. Урахи и урахинцы.

Алиев Б.Г. Союзы сельских общин Дагестана в18-нач.19вв. Махачкала 1986.

Алиев Б.К. Каба-Дарго в18-19вв. Махачкала 1972.

Гаджиев С.Ш. Османов М.О. Материальная культура даргинцев. Махачкала 1967.

Магомедов Р.М. Даргинцы в дагестанском историческом процессе Махачкала 1999.

Магомедов Р.М. История Дагестана.С древнейших времен до конца19в. Махачкала 1968.

Магомедов Р.М. Легенды и факты . Из записных книжек историка 1963.

Магомедов Р.М, Общественно-экономический и политический строй Дагестана в18-19вв.Махачкала 1957.

Лавров Л.И. Историко – этногрофические очерки Кавказа.Л.: Наука,1978.







4