Управление образования администрации
Добрянского муниципального района
XX муниципальный конкурс научно-исследовательских и
учебно-исследовательских работ учащихся
Технология
САМОЛЕТ ИЛ-18
Выполнил: Бердышев Максим Александрович,
МБОУ «ПСОШ №3», 5Б класс
Руководитель: Голтвенко Татьяна Валерьевна, МБОУ «ПСОШ №3», учитель технологии и ИЗО.
Добрянка, 2019
Содержание:
Актуальность
Введение
Историческая справка
Материалы и инструменты
Исследование
Экономические расчеты
Экологическое обоснование
Вывод
Источники информации
Приложения
2
Введение:
Самолет Ил 18 уникальное явление в истории мировой пассажирской авиации. Хотя бы потому, что машину, разработанную еще в 1957 году, в некоторых странах и до сих используют для перевозки грузов и пассажиров. Причем без всяких аварий и проблем. Это говорит о надежности конструкции самолета. За всю историю эксплуатации Ил-18 только 20 раз терпел крушение и во всех случаях причиной были ошибки совершаемые человеком, но не конструкторские или технические недостатки самой машины. Этот пассажирский самолет зарекомендовал себя как надежный, простой в эксплуатации воздушный транспорт.
Актуальность
Анализируя все предложенные варианты, мною было решено выполнить несложный вариант авиамодели самолета ИЛ-18. Модель самолета привлекает своей доступностью и дешевизной материалов для ее изготовления. Запущено в небо… она способна на полет. Кроме того, стоя на столе, она отлично смотрится на вашем письменном столе.
Простота технологии позволяет изготовление изделия, максимальные затраты. … и финансы позволяют сделать вывод об удачном выборе для осуществления проекта.
Гипотеза:
Смогу ли я собрать модель самолета? Какой сложности?
Цель: изготовить модель самолета как наглядное пособие (ИЛ-18) и рассмотреть выбранную модель в качестве наглядного пособия, изучить
историю самолета ИЛ-18, работа бросовым материалом (остатки и обрезки) в современном обществе.
3
История разработки Ил-18
Именно в России был сконструирован и введен в эксплуатацию первый пассажирский самолет. Это был знаменитый «Илья Муромец», построенный в 1913 году. Он мог взять на борт 16 человек одновременно. В этом самолете имелись атрибуты пассажирского воздушного транспорта: салон для пассажиров, отдельная кабина пилота и даже туалет. Хотя этот самолет не создавался как сугубо пассажирский транспорт.
В России гражданская авиация стала развиваться особыми темпами после первой мировой и в довоенное время (до ВОВ) достигла немалых успехов. Но после войны, становилось понятным, что самолеты с поршневыми двигателями уже не способны справляться с теми задачами, которые стояли перед пассажирской авиацией. Нужен был новый тип самолета, способный брать большое количество пассажиров на борт. А также летать быстрее и дальше.
Перед конструкторами Советским правительством была поставлена задача создать быстрый, вместительный и недорогой пассажирский самолет.
В мае 1956 г. было принято решение о разработке Ил-18 и в дальнейшем судьба самолета, развивалась так:
В 1956 году утверждена схема проекта и началось строительство самолета;
Уже в 1957 году проводились летные испытания машины, которые сразу показали очень хорошие результаты;
Испытания продолжались несколько лет, а в 1959 году стартовало серийное производство.
4
С этого момента Ил 18 становится основным среднемагистральным пассажирским самолетом на долгие годы. А это значило, что внутренние рейсы будут обеспечены воздушным транспортом. Промышленное производство самолетов осуществлялось до 1970 года. За это время было создано 719 машин, из них 100 продано в другие страны. До сих пор Ил 18 в некоторых странах используется как грузовой транспорт.
Лётно-технические характеристики лайнера
Экипаж — 5 чел
Максимальная скорость — 690 км/ч
Скорость крейсерского режима — 630 км/ч
Дальность — 3600 км
Практический потолок — 10 тыс. м
Вес неснаряженного самолёта — 33760 кг
Максимальный взлётный вес — 64 т
Длина самолёта — 35,9 м
Высота самолёта — 10,17 м
Размах крыла — 37,42 м
Двигатели — 4 х ТВД АИ-20М
Тяга на взлётном режиме — 4 х 4250 лошадиных сил.
Количество пассажиров — 100–122 чел
Полезная нагрузка — 13,5 т.
Фюзеляж
Абсолютно герметичный фюзеляж оборудовали системой кондиционирования и наддува воздуха. Эта система работала от компрессора. Благодаря такому нововведению экипаж и пассажиры чувствовали себя одинаково хорошо на любой высоте.
5
Конструкторы особое внимание уделили адаптации фюзеляжа к усталостным напряжениям. Впоследствии создавались все новые и новые модификации самолета, и в них совершенствовалась компоновка фюзеляжа.
Но в первоначальном варианте она выглядела следующим образом:
В носовой части расположена кабина пилотов, здесь же место бортмеханика, радиста и штурмана;
Сразу за кабиной пилотов следует передний салон, рассчитанный на 20 кресел;
Вестибюль, в котором расположен служебный отсек, где находится аварийный трап и баллоны для его заполнения;
В центральной части фюзеляжа располагается основной пассажирский отсек и в нем 11 рядов кресел (в каждом по пять посадочных мест);
За основным отсеком хвостовой вестибюль, а в нем кухня, буфет и аварийные трапы;
В хвостовой части также находится салон, рассчитанный на 15 кресел, здесь же располагаются туалеты.
В других вариантах Ил-18 компоновка фюзеляжа несколько иная. Например, в Ил-18Б нет салона в хвостовой части. В Ил-18Д, есть возможность устанавливать дополнительные кресла.
Салон
Назначение Ил-18 – пассажирские перевозки и поэтому создатели машины позаботились о том, чтобы люди совершающие перелет чувствовали себя комфортно во время полета, для этого салон:
6
Оборудован удобными креслами;
Проход между креслами застелен ковровой дорожкой;
Наверху, вдоль фюзеляжа располагаются багажные полки, в них можно класть ручную кладь;
Кресла выполнены из специального пенистого пластика, при необходимости им может быть придано полулежащее положение.
Система управления самолетом позволяет поддерживать постоянную температуру воздуха в салоне на уровне плюс 20 градусов, а также поддерживать умеренную влажность воздуха и постоянную его (воздуха) чистоту.
Модификации самолёта
Технические характеристики самолета разной модификации можно свести в единую таблицу, которая в полной мере даст представления о возможностях этого воздушного судна.
В авиации этот пассажирский самолет пользуется большим уважением за его надежность и экономичность. Неслучайно, что существует довольно значительное количество модификаций этой машины. Этот факт свидетельствует о постоянном совершенствовании технических показателей самолета.
Ил-18 «Салон». Этот самолет специально был предназначен для перевозки высокопоставленных начальников, поэтому в нем повышенная комфортность. На нем летали Н. С. Хрущов, Л. И. Брежнев. Именно этим транспортом в Москву, после первого космического полета был доставлен Ю. А. Гагарин;
7
Ил-18 «Полоса». Под этот вариант был переоборудован один самолет. Установленная на нем навигационная система позволяла запускать машину в автоматическом режиме полета;
Ил-18В – в этой машине три пассажирских салона и улучшенная планировка;
Ил-18Д. За счет увеличения количества топливных баков удалось увеличить расстояние, которое преодолевает самолет. Всего в таком варианте появилось 3 машины, все они были предназначены для полетов в Антарктиду;
Ил-18Гр – это переоборудованный под грузовое судно транспорт, именно эта модификация самолетов до сих пор летает в основном в Африке. У него усиленный пол, есть тельфер для переноса грузов;
Ил-18 «Помор», «Циклон» специально переоборудованные самолеты для разведки моря. Первый ведет рыбную разведку, определяя, в каких местах скапливается наибольшее количество рыбы. А второй наблюдает за метеоусловиями, с целью сообщить верный прогноз погоды;
Ил-18РТ самолет-лаборатория, он рассчитывался на 15 человек исследователей, они осуществляли прием и фиксацию телеметрической информации;
Ил-18Т. Вариант транспортный и санитарный. Всего несколько машин переделали в такую модель. В самолете отсутствовали кресла, и даже не было туалетов;
Ил-18ТД оборудован для облегченной высадки десанта. Всего переоборудовано под эту опцию один самолет;
Ил-18УШ. Специальный учебный самолет для подготовки штурманов. В нем помещалось 20 штурманских мест.
8
Как видно на платформе Ил-18 создавались самолеты различного типа, которые были призваны обеспечивать нужды государства. Возможность такой вариативности связана с конструктивными особенностями самолета.
Эксплуатация
Ил-18 один из самых надежных самолетов в мире. Помимо того, что аварий с его участием в период за тридцать лет было минимум, эта машина обладает множеством мировых рекордов.
По дальности полета, общему количеству перевозимого груза, быстроте доставки и разгрузки. И множество других.
Использование самолета возможно в экстремальных условиях. Поэтому не случайно, что он составляет часть авиапарка тех самолетов, которые действуют на крайнем Севере. Здесь эта модель и ее модификации находят очень широкое применение и до настоящего времени. Потому что простота и надежность конструкции составляет важную часть эксплуатации данного воздушного транспорта.
Как морально устаревшего Ил-18 начали списывать еще в 1977 году, но он до сих пор находится на балансе авиапарков по всему миру
Конечно, Ил-18 это не роскошный лайнер, но все задачи, которые были поставлены перед ним заказчиками и конструкторами выполнены. Простой надежный, более-менее комфортный и современный, для своего времени. Он честно выполнил, а кое-где еще и выполняет, поставленные перед ним задачи. Ил-18 – самолет за который не стыдно, «рабочая лошадка», хотя по кодовой классификации НАТО его и обозвали обидным словом «Coot» — «Простак».
9
Интересные факты
По официальным данным, на 2010 год 100 машин Ил-18 в мире разбились или не подлежат восстановлению, катастрофы привели к гибели 2352 человек.
Статистика показывает, что на территории Советского Союза, позднее РФ и СНГ лётных происшествий из-за отказов двигателей и систем самолёта Ил-18 не зафиксировано, всего по 1977 год произошло 16 катастроф и пять из них случились при посадках в СМУ в горах.
В среде пилотов Ил-18 носил прозвище «Дельфин» из-за характерной формы носового обтекателя РЛС.
Ил-18 был героем эпизодов многих художественных фильмов, он появлялся на экранах в 12 кинокартинах.
Владимир Высоцкий упомянул Ил-18 в песне «Ещё бы не бояться мне полётов».
В 20 городах, пять из них в Западной Европе, остальные на территории бывшего СССР, стоят памятники легендарному пассажирскому лайнеру Ил-18.
Благодаря своей экономичности, комфортабельности и безопасности Ил-18 долгое время являлся главным пассажирским самолётом СССР для авиалиний средней протяженности. Производство Ил-18 продолжалось с 1958 по 1970 гг. Далее приоритет отдавался в пользу разработке реактивных самолётов. Несмотря на это некоторое количество Ил-18 активно находится в эксплуатации по сей день.
10
Начало формы
Конец формы
Технология изготовления
Инструменты и материалы:
Лист потолочной плитки
Клей универсальный – «Титан»
Линейка
Острый нож.
Наждачная бумага
Последовательность выполнения:
Переводим чертежи на бумагу
Сделать из картона шаблоны для выполнения деталей самолета.
На обратной стороне потолочной плитки обвести шаблоны деталей самолета.
Острозаточенным ножом вырезать детали по контуру.
В определенной последовательности собрать самолет, проклеивая детали самолета.
Обработать наждачной бумагой полученную модель, убирая все неровности и шероховатости, полученные при изготовлении и сборке деталей изделия.
Собрать из приготовленных деталей подставку под самолет, склеивая между собой.
Устанавливаем самолет на подставку.
Запуск модели:
Изготовленную модель необходимо испытать. Запуск модели осуществляется с поднятой вверх руки легким толчком.
11
Техника безопасности:
Техника безопасности при работе с клеем:
С клеем надо обращаться осторожно
Наносить клей только из отверстия, или зубочисткой.
Нельзя, чтобы клей попадал на поверхность кожи, особенно в глаза.
По окончании работы вымыть руки.
При работе пользоваться салфетками.
Техника безопасности при работе с ножом:
1 . Хранить нож в отведенном месте.
2. При работе следить за направлением лезвия.
3. Не работать тупым ножом.
4. Не оставлять нож без присмотра
12
Эргономическая оценка:
Элементы, которые использовались в работе, не трудоемки. Вещь полезна своими техническими свойствами, выполнена с эстетическими требованиями. Завершенный проект я показал своим близким, одноклассникам, друзьям, учителям. Его можно использовать на других уроках.
Область знаний, используемых при выполнении проекта:
Математика – расчет расхода материалов, материальных затрат.
Материаловедение - изучение свойств материалов, для осуществления правильного выбора.
Технология – работа с бумагой, ножницами, ножом, плиткой.
Безопасность жизнедеятельности – организация рабочего места, техника безопасности.
История – история РОССИ и создания самолета.
Рисование-- разработка чертежей, эскизов.
Экология – экологичность материалов.
Экономика – расчет себестоимости, экономика семьи.
Эстетика – воплощение идеи создания желаемой эстетической идеи.
Вывод:
Действительно уникальный самолет – претерпел столько модификаций, подтвердил своё качество и на протяжении 20-и лет оставался практически единственным пассажирским самолётом. Ил-18 стал настоящей гордостью России, и даже сейчас в некоторых странах его используют в качестве грузового транспорта. Супернадежная машина, ни одного технического сбоя на протяжении всего периода эксплуатации, не считая ошибок по вине пилотов.
13
В работе были использованы методы исследования:
Общенаучный метод – анализ литературы, синтез полученных результатов. Была изучена история создания самолета ИЛ-18, материалы для создания самолета, особенности строения фюзеляжа самолета.
Мною была изготовлена модель самолета аккуратно и, по
возможности, качественно. Ее можно ставить на стол и удобно переносить на аэроплощадку. Все технологические операции соблюдены. Изготовленная модель полностью соответствует намеченной цели. Все экологические стороны выполнены, экологический вред природе не нанесен.
Выполненное исследование позволяет сделать следующие выводы:
Положительные стороны:
Материалы дешевы, известны и общедоступны;
Технология изготовления не вызвала затруднения;
Стоимость изделия невысокая;
Низкая трудоемкость;
Использование нестандартных техник изготовления изделий;
Помогает развивать познавательную деятельность;
Я считаю, что выполненная модель, принесет мне удовлетворение и положительную оценку.
Отрицательные стороны:
14
Источники информации:
http://aviarf.ru/samyiy-bezopasnyiy-passazhirskiy-layner-il/
https://warbook.club
https://karopka.ru/community/user/17563/?MODEL=366024
15
Приложения:
16
Показатели | Характеристики |
Длина самолета | 40 м |
Общая высота от земли | 10 м |
Потолок высоты | 10000 м |
Размах крыла | 37 м |
Скорость | 685 км/ч |
Дальность | 4300 км |
Кол-во пассажиров | 120 |
Кол-во топлива | 23000 литров |
Внешние параметры салона | 24х3x2 |
17
18