Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
А-Донская средняя общеобразовательная школа
ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ:
«Правильное питание ребенка»
Автор: Харцызова Кристина,
4 класс
Руководитель : Политова Наталья Николаевна,
учитель начальных классов,
МКОУ А-Донская СОШ
С. А-Донская, 2019 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………
1. ВСЕ О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ…………….
1.1. Из чего состоит наша пища……………………………………...... ………
1. 2. Какие продукты должны входить в рацион питания ребенка
1.3. 5 правил правильного питания…………………………………………….
2. ИЗУЧЕНИЕ ПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАШЕЙ ШКОЛЫ (начальные классы)…………
2.1. Анкетирование учащихся…………………………………………………...
2.2. Ошибки в питании…………………………………………………………...
3. СОВЕТЫ ДОКТОРА МЕДИЦИНСКИХ НАУК Марият Мухина…………
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...
5. ВЫВОД………………………………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Старинная латинская пословица: « Мы живем не для того, чтобы есть, но едим для того, чтобы жить». Смысл этого выражения предельно ясен.
Правильное питание - это полноценное питание с учетом возраста, пола, массы тела, характера и условий труда, климатических условий. Оно помогает сохранить здоровье, поддерживает высокую умственную и физическую работоспособность, повышает сопротивляемость вредным факторам окружающей среды.
Правильное питание – это сбалансированность питания. Сбалансированное питание - это такое питание, при котором составные части пищи, особенно белки, жиры и углеводы, находятся в определенном соотношении, а именно 1:2,7:4,6. это соотношение наиболее благоприятно для максимального удовлетворения как пластических, так и энергетических потребностей организма человека.
Из чего состоит наша пища
участвуют в обмене веществ, сокращении мышц (а значит, движении),
обеспечивают рост и деление клеток, иммунитет, многие другие
функции организма
В рационе питания ребёнка должно быть как растительное, так и
животные белки. Исключение или недостаток животных белков может
вызвать серьёзные нарушения в развитии организма.
Входят в состав клеток организма, участвуют во многих
физиологических процессах, а также обеспечивают организм энергией.
Наш организм нуждается в растительных (растительные масла,
орехи, бобы и т.д.) и животных (сливочное масло, масло, сыр,
рыба) жиры.
Растительные жиры содержат полиненасыщенные жирные кислоты,
которые обязательно должны поступать с пищей, животные жиры
снабжают организм витаминами А и Д и другими полезными
веществами.
основной источник энергии для организма. Помимо этого, углеводы
входят в состав клеток и играют важную роль в обеспечении
иммунитета
Потребность организма в углеводах должна удовлетворяться
главным образом за счет продуктов, содержащих цельные
злаки(крупы, хлеб, готовые завтраки и т.д.) овощей и фруктов.
Все они содержат медленно усваивающиеся углеводы, оставляющие
организму энергию продолжительного действия. Источники
легкоусвояемых углеводов ( сахар, конфеты, кондитерские изделия)
должны составлять не более 10 – 20 % от общего количества суточной
нормы углеводов.
Участвуют в регулировании практически всех физиологических
И метаболических процессов в организме и обязательно должны
поступать с пищей.
Источником этих веществ служат разные продукты – овощи,
фрукты, мясо, молоко, крупы и многие другие. Поэтому для
профилактики дефицита витаминов и минеральных веществ
необходимо питаться разнообразно
2. Какие продукты должны входить в рацион питания ребенка
ВОДА И НАПИТКИ.
Младшему школьнику в сутки нужно приблизительно 1,5 литра жидкости. Её источником является не только вода и напитки, но и пища, которую ребёнок съедает.
Для детей лучше выбирать чистую природную воду с оптимально сбалансированным минеральным составом (так называемая столовая вода. содержащая не более 1г солей на литр)
Очень полезны для ребёнка соки на 100% приготовленные из фруктов или овощей. Однако использовать их следует умеренно из – за большого содержания глюкозы и фруктозы – не более двух стаканов сока в день. Газированные напитки стоит давать детям лишь изредка. Эти напитки содержат большое количество сахара и углекислоты, консерванты и красящие вещества, которые могут раздражать слизистую желудка и способствовать возникновению аллергии.
ОФОЩИ И ФРУКТЫ
Растительная пища обеспечивает наш организм витаминами, пищевыми волокнами, которые стимулируют работу кишечника, нормализуют обмен веществ, а также абсорбируют на своей поверхности токсины и выводят их из организма.
А ежедневном меню ребенка должно быть 300- 400 г овощей ( без учета картофеля) и 200 -300 г фруктов и ягод желательно в свежем виде. При этом следует использовать разнообразные овощи и фрукты, так как они являются источником различных витаминов и минеральных веществ.
ПРОДУКТЫ ИЗ ЗЛАКОВ.
являются источником углеводов, белка и минеральных веществ и витаминов. Особенно велико содержание полезных веществ в продуктах, которые приготовлены из цельных злаков, - хлебе, хлопьях, крупах и т.д. Их производят из неповреждённого зерна (молотого, раздробленного или превращенного в хлопья), содержащего все основные составляющие: эндосперм, зародыши и отруби – в природной пропорции.
По сравнению с рафинированной мукой или очищенным зерном в цельных злаках больше витаминов, минеральных веществ и пищевых волокон.
МЯСО, ПТИЦА, И РЫБА
Блюда из мяса, птицы, рыбы являются важнейшими источниками беолка, витаминов группы В, железа, цинка. В рыбных блюдах к тому же содержится витамин Д, жирные кислоты, йод. Все эти составляющие играют важную роль в развитии детского организма.
Для питания ребёнка рекомендуется использовать нежирную говядину, телятину, курицу, индейку. Полезны и субпродукты – почки, печень, сердце. Среди рекомендуемых видов рыб – треска, навага, судак и т.д. Среднесуточная норма блюд из мяса и птицы для младшего школьник составляет 150 – 180 г, из рыбы – 50 г
МОЛОКО И МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
Молоко относится к наиболее ценным продуктам детского питания, являясь не только источником белка и жира, но и легко усвояемого кальция, необходимого для формирования костной ткани. В молоке содержится также витамин В₂, играющей важную роль в обеспечении нормального зрения и участвующей в процессе кроветворении. Рекомендованная для ребенка суточная норма молоко – около двух стаканов.
Организм некоторых детей ( в разных регионах страны их число колеблется от 20 до 80 %) не может усваивать молоко. Полноценной заменой молоку могут стать кисломолочные продукты – йогурт, кефир, простокваша. Все они обладают столь же ценными пищевыми свойствами и прекрасно сочетаются с другими продуктами, повышая их усвояемость.
РАСТИТЕЛЬНЫЕ МАСЛА И ЖИРЫ
Ежедневно младший школьник должен получать с пищей 20 -40 г сливочного масла, 5 – 15 г сметаны, 12 – 18 г растительного масел.
Растительное масло используется для заправки салатов и обжарки, сливочное для приготовления бутербродов и заправки блюд (например, каши)
1.3. 5 правил правильного питания
Детям младшего школьного возраста необходимо есть 4-5 раз в день, в одно и то же время, перерывы между едой не должно составлять больше 3 – 3.5 часов. Такая организация питания способствует лучшему перевариванию и усваиванию пищи. По мнению диетологов, режим – самое простое и самое надежное средство предупреждения заболеваний органов пищеварения. Поэтому с раннего возраста формируйте у ребёнка привычку питаться регулярно.
В качестве перекуса между основными приёмами пищи предлагайте ребёнку фрукты, овощи, скоки, несладкие хлебцы, йогурт. Эти продукты помогут ребёнку избавиться от чувства голода и не приведут к появлению лишнего веса
Для того чтобы обеспечить организм всеми необходимыми для роста и развития веществами, в ежедневном меню ребенка должны быть продукты и блюда – мясные , рыбные, молочные, блюда из круп и злаков, фрукты и овощи.
Если ребёнок предпочитает какое –то одно блюдо, отказываясь от многих других – вкусных и полезных, предложите ему поэкспериментировать, превратив привычные блюда в «необычные». Так с помощью сухофруктов о орешков можно выложить забавную рожицу на каше, а используя фруктовый сок – изменить её цвет.
В среднем в день школьник 7-8 лет тратит около 2350 ккал. Однако эта цифра во многом зависит от образа жизни ребёнка. Так, дети, регулярно занимающиеся спортом, могут расходовать ежедневно на 25% калорий больше своих малоподвижных сверстников.
Важно, чтобы количество калорий, получаемых ребёнком с пищей соответствовало его энергозатратам. По оценке специалистов, регулярное превышение калорийности рациона на 10 – 15% (несколько лишних булочек или конфет) в 3 раза повышает вероятность появления лишнего веса у школьника.
Если ребёнок слишком увлекается сладкой и калорийной пищей, надо ограничить количество «вкусненького» - не выставлять на стол такие блюда, заменить их фруктовыми салатами, хлебцами из цельных злаков. Нужно постараться увлечь ребёнка спортом, прогулкой.
Правильный рацион должен быть сбалансирован по набору продуктов и размерами порций. Ежедневное меню должно включать все основные группы продуктов, порции которых должны примерно соответствовать «пирамиде питания» и возрасту ребёнка. В таком меню найдется место и для «вкусненького».
Нельзя злоупотреблять категорическими запретами на использование того или иного продукта или блюда, особенно если взрослые сами этот запрет не выполняют. Ведь, как известно, то, что запрещено, больше всего хочется.
Пища не только обеспечивает организм полезными веществами и энергией, но и служит источником положительных ощущений, которые также необходимы нашему организму. Радость общения, полученная во время семейного обеда за красиво накрытым столом, помогает установлению доверительных отношений и дает массу положительных эмоций.
Во время еды нельзя обсуждать неприятные темы, а тем более ругать ребёнка. Нужно развивать у ребенка умение оценивать вкус блюда. Предложить описать свои вкусовые ощущения, поразмышлять над тем, как можно улучшить или изменить вкус. Чаще привлекать ребенка к совместному приготовлению пищи и не бояться экспериментировать при этом – пусть ребенок сам предложить свои варианты сочетания продуктов, использование приправ или оформления блюд
Изучение питания учащихся нашей школы (начальные классы)
Отец медицины Гиппократ сказал, что все болезни проходят через рот. Действительно, все нарушения состояния здоровья вызваны ошибками питания. Познакомившись с главными правилами организации правильного питания, я решила изучить, как выполняют эти правила учащиеся нашей школы.
2.1. Анкетирование учащихся
Так для изучения сбалансированности питания, я провела анкетирование учащихся 1- 4 классов по следующим вопросам:
1. Сколько раз в неделю вы употребляете фрукты и овощи?
Результаты опроса:
Фрукты:
ни разу - 19%;
2 и более 81%;
Овощи:
ни разу - 26%;
2 и более 76%.
2. Сколько раз в день вы принимаете пищу?
Результаты опроса:
49 % питаются 3 раза в день;
31 % питаются 4 раза в день;
10% питаются 5 раз в день.
3. В вашем рационе питания преобладает пища животного или растительного происхождения?
Результаты опроса:
37% детей принимают пищу растительного происхождения;
63% пищу животного происхождения.
4. Всегда ли вы принимаете пищу в одно и то же время?
Результаты опроса:
34% ответили «Да»
66% ответили «Нет»
5. Какому типу пищи вы отдаёте предпочтение?
Результаты опроса:
- 29 % полноценное, горячее питание;
- 47 % перекусы, фастфуд;
- 24 % сладости
Из проведенных исследований можно сделать соответствующие выводы:
Младшие школьники мало употребляют в пищу овощей и фруктов, не соблюдают режим приёма пищи, преобладает тип питания «Перекус, фастфуд», учащиеся употребляют большое также количество сладкого.
И лишь 29% питаются правильно, используя тип пищи «Полноценное, горячее питание». Поэтому проведя такие исследования можно сказать, что в питании учащихся нашей школы я выявила:
2.2. Ошибки в питании.
1.Ошибка: Мы едим слишком жирной пищи.
В среднем мы потребляем 132 грамма жира ежедневно при норме 80 граммов. Эта лавина представляет собой серьезную угрозу нашему здоровью.
2. Ошибка: Мы едим слишком много сладкого.
Доля сладостей и сахара в нашем питании чрезмерно высока.
3 .Ошибка: Мы мало употребляем витаминов: фруктов и овощей.
Наша пища неполноценна, потому что мы получаем недостаточное количество витаминов, свежих овощей, фруктов.
4. Ошибка: Мы едим неправильно.
Мы едим нерегулярно, слишком быстро, бесконтрольно. Вместо пяти раз в день мы едим три раза, причем большими порциями.
5.Ошибка: Мы слишком мало знаем о питании.
Наука накопила немало сведений о правильном питании. Эти сведения относятся к калорийности пищи, и содержанию в ней белков, жиров, углеводов, витаминов, микроэлементов. К сожалению, эти сведения остаются пока неведомыми для большинства людей.
Советы доктора медицинских наук Марият Мухина
Врач выделяет несколько продуктов, которые нужно полностью исключить из детского рациона.
1. Один из наиболее опасных ингредиентов – чипсы. За 1 год они прибавляют 3-4 кг лишнего веса и приводят к гормональным сбоям в организме.
2. Еще один недопустимый продукт в составе детского меню – газировка. Обилие сахара в напитке приводит к генным мутациям, диабету и даже раковым заболеваниям.
3. К списку запрещенных для детей продуктов Марият Мухина также относит шоколадные батончики, креветки, крабовые палочки.
4. В ограниченных количествах врач советует давать малышам покупные булки и торты. Огромное количество красителей и ароматизаторов в составе покупной выпечки ведет к раннему ожирению.
4.Заключение
Главная заповедь здоровья должна звучать так: «Не совершайте самоубийства при помощи ножа и вилки! Питайтесь правильно, выполняя все принципы здорового питания!» Пусть за столом царят мир и радость. Это должно быть главным правилом в жизни. Ведь в это время вы строите свое тело и здоровье. Я предлагаю выработать каждому свою программу питания. Контролируйте всю потребляемую пищу. Соблюдайте режим питания и обязательно ежедневно посещайте школьную столовую, чтобы съесть так необходимый всем нам 2-й завтрак
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться.
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
Выводы
Меню для детей должно составляться с учетом их возрастных и физиологических особенностей.
Здоровая еда для детей та, которая дает все необходимые микроэлементы и витамины, а также обеспечивает его энергией и бодростью на весь день.
Для растущего организма будут полезны продукты, содержащие медленные углеводы (каши, фрукты, хлебцы) и большое количества белка.
К списку не рекомендуемых продуктов относят грибы, сладости, покупную выпечку, чипсы.
В блюдах для школьников должно содержаться как можно меньше специй, которые на фоне эмоциональных нагрузок могут спровоцировать гастрит.