Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белостолбовская средняя общеобразовательная школа
Научно - практическая работа на тему:
«Герои сказок на страницах математики 5 класса»
Выполнила: Матвеева Кира,
ученица 5 «Б» класса
Проверила: Пчелинцева Марина
Петровна,
учитель математики
Домодедово
2021
Оглавление
Ι. Введение …………………………………………………………………3
ΙΙ. Исследование
1-ый этап………………………………………………….......................5
2-ой этап…………………………………………………………………9
3-ий этап……………………………………………………………...…11
Практическая часть…………………………………………………….....12
ΙΙΙ. Заключение……………………………………………………………14
ΙV. Список использованной литературы и интернет-ресурсы………...15
Ι. Введение
Каждый человек с раннего детства встречается со сказками. Многие согласятся с тем, что задачи с участием любимых сказочных персонажей решать намного интереснее. Сказочная форма позволяет ввести необычные, увлекательные ситуации в математические задачи со сказочным сюжетом. Тем самым эти задачи оживляются.
Актуальность темы:
Мне не очень нравится математика, я больше люблю литературу и историю, те предметы, где нужно читать, рассуждать, сочинять. А математика наука точная, близко к тексту не перескажешь. Считаю я хорошо, но задачи мне даются с трудом.
Из всех задач мне легче даются со сказочными сюжетами. В начальной школе мы часто решали задачи со сказочными героями. А в 5 классе стало скучно. Заданий стало больше и они труднее. И меня заинтересовало:
А много ли задач в 5 классе со сказочными персонажами?
Нравится ли моим одноклассникам решать задачи про сказочных героев?
Если да, то почему?
Сколько бы они хотели решать «сказочных» задач?
Каких персонажей ребята хотели бы добавить на страницы математики?
Всего в опросе участвовали 27 одноклассников. Ответы получились разные. (Далее по тексту- Мнение учеников).
Учитель мне предложил исследовать данную тему.
Цели моей работы: исследовать страницы учебника математики на наличие сказочных героев.
Задачи:
провести анкетирование сверстников;
найти в задачах сказочных героев;
рассортировать найденные задачи по темам и типам;
изучить иллюстрации к «сказочным» задачам;
составить задачи на разные темы со сказочными сюжетами, проиллюстрировать их.
Гипотеза – «сказочные» задачи распределены по темам неравномерно, их очень мало.
II. Исследование
1-ый этап
Объект исследования: Математика. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. - М.: Вентана-Граф, 2014-2018г.
Предмет исследования – сказочные герои в задачах
В результате изучения трёхсот четырёх страниц учебника было обнаружено- 1227 заданий, из них текстовых задач - 263 (примерно пятая часть). И только в пятидесяти задачах встретились сказочные герои.
Мнение учеников
Достаточно ли вам «сказочных» задач в учебнике? | Да-5, Нет-15, Не знаю-7 |
Сколько бы вы хотели таких задач? | Двести пятьдесят Больше половины Поровну Достаточно Весь учебник! |
В результате исследования задач были получены следующие данные:
Сказка (кол-во задач) | Сказочные персонажи | Номера задач | Кол-во |
Карлсон, который живѐт на крыше (2) | Карлсон | 14,463 | 2 |
Малыш | 463 | 1 |
Илья Муромец (5) | Илья Муромец | 39, 705,1072 | 3 |
Соловей Разбойник | 156,1072,1086 | 3 |
Буратино (11) | Карабас-Барабас | 40 | 1 |
Дуремар | 40 | 1 |
Пьеро | 259 | 1 |
Мальвина | 260,504 | 2 |
Буратино | 273,480,957 | 3 |
Кот Базилио | 658,749,1105 | 3 |
Лиса Алиса | 658,749,1105 | 3 |
Папа Карло | 658 | 1 |
Черепаха Тортила | 750 | 1 |
Три медведя (3) | Настасия Петровна | 81 | 1 |
Маша | 683 | 1 |
Михаил Потапович | 1148 | 1 |
Простоквашино (3) | Кот Матроскин | 83 | 1 |
Дядя Фѐдор | 179 | 1 |
Пѐс Шарик | 203 | 1 |
Царевна Лягушка (3) | Змей Горыныч | 107,156,1086 | 3 |
Баба Яга | 107,156,1086 | 3 |
Кошей Бесмертный | 156,1086 | 2 |
Леший (1) | Леший | 156 | 1 |
По щучьему велению (1) | Емеля | 213 | 1 |
Винни-Пух (3) | Винни-Пух | 258, 647 | 2 |
Пятачок | 258, 647 | 2 |
Ослик Иа | 647 | 1 |
Кролик | 647 | 1 |
Маленький Принц (1) | Сен-Жермен | 476 | 1 |
Сен-Антуан | 476 | 1 |
Три мушкетёра (1) | Портос | 476 | 1 |
дэАртаньян | 476 | 1 |
Али-Баба и 40 разбойников (1) | Али-Баба | 488 | 1 |
Красная Шапочка (1) | Красная Шапочка | 504 | 1 |
Золушка (2) | Золушка | 504,687 | 2 |
Дюймовочка (1) | Дюймовочка | 504 | 1 |
Незнайка (4) | Знайка | 633, 711 | 2 |
Незнайка | 711,1173 | 2 |
Пончик | 1102 | 1 |
Приключения капитана Врунгеля (2) | Врунгель | 703, 710 | 2 |
Кот Леопольд (2) | Кот Леопольд | 704,1009 | 2 |
Мыши | 1009 | 1 |
Крокодил Гена и его друзья (1) | Крокодил Гена | 707 | 1 |
Шапокляк | 707 | 1 |
Чебурашка | 707 | 1 |
Приключение барона Мюнхаузена (2) | Мюнхаузен | 718,883 | 2 |
38 попугаев (1) | Мартышка | 742 | 1 |
Удав | 742 | 1 |
Слонѐнок | 742 | 1 |
Попугай | 742 | 1 |
Голый Король (1) | Король | 958 | 1 |
Алладин (1) | Абу | 984 | 1 |
Белоснежка и 7 гномов (1) | Гномы | 1050 | 1 |
Коза Дереза (1) | Коза Дереза | 1139 | 1 |
Мальчик-с-пальчик (1) | Мальчик-с-пальчик | 1175 | 1 |
26 | 55 | | |
Для создания 50 задач были использованы 26 сказок, из которых самые популярные:
1. «Буратино», чьи персонажи были использованы в 11 задачах;
2. «Илья Муромец» - в 5 задачах;
3. «Незнайка» - в 4 задачах;
4. «Простоквашино», «Царевна Лягушка», «Винни-Пух»- каждая из них использована в 3х задачах.
Остальные 20 сказок-задач оказались менее популярными, в основном встречаются единожды.
Мнение учеников
Каких персонажей можно добавить на страницы математики? | Фиксики Лунтик и его друзья Смешарики Молния Маквин Маша и Медведь Том и Джерри Человек- паук Клуб Винкс – Школа волшебниц Губка Боб Квадратные Штаны |
2-ой этап
Предмет исследования – текстовые задачи на страницах учебника
Объект исследования - текстовые задачи со сказочными героями по темам и типам
Далее я захотела посчитать, как часто встречаются подобные задачи на каждые 100 заданий?
При подсчёте видно, что исследуемые задачи расположены неравномерно. Я не думаю, что авторы следили за этим. Просто их появление в той или иной теме зависели от фантазии сочинителей задач.
Я захотела посчитать «сказочные» задачи по главам учебника.
Глава учебника | Тема | Количество задач |
Глава 1 | Натуральные числа | 6 |
Глава 2 | Сложение и вычитание натуральных чисел | 8 |
Глава 3 | Умножение и деление натуральных чисел | 7 |
Глава 4 | Обыкновенные дроби | 9 |
Глава 5 | Десятичные дроби | 13 |
| Повторение пройденного материала | 7 |
ВСЕГО ЗАДАЧ | 50 |
Поняв, что задачи встречаются по темам неравномерно, я решила их
рассортировать по типам и рубрикам.
| № исследуемых задач | Кол- во |
| 203, 394, 683, 687, 749, 750, 871, 923, 984, 1102 | 10 |
| 156, 179, 211, 213, 258, 259, 273,463, 476, 480, 488, 504, 633, 647, 703, 704, 707, 710, 883, 957, 958, 1009, 1072, 1105 | 24 |
| 658, 1086 | 2 |
| 1050 | 1 |
| - | 0 |
| 14, 39, 40, 81, 83, 107, 1139, 1148, 1173, 1175, 1209, 1212 | 12 |
| 718, 742, 908 | 3 |
| ИТОГО | 50 |
Из данных таблицы видно, что задачи со сказочными героями в основном
встречаются среди задач среднего уровня сложности (24), а также в простых
задачах и упражнениях для повторения (10 и 12).
3-ий этап
Объект исследования - иллюстрации на страницах учебника
Предмет исследования – иллюстрации, содержащие сказочных героев
Хорошо представить сюжет задач помогают иллюстрации к ним. К сожалению, их очень мало. Из 50 задач, которые я исследовала, только 21 имеет иллюстрацию. На мой взгляд, это мало. Думаю, что автор учебника рассчитывал на детское воображение и фантазию, тем более что все герои нам знакомы с детства, а значит, легко их представить в уме. А может быть, авторы не хотели нас отвлекать картинками от решения других математических заданий.
Считаю, что при составлении учебника всё должно быть взвешено и всесторонне продумано.
Практическая часть
При работе по этой теме у меня возникло желание самой сочинить задачи со сказочными героями, сделать к ним иллюстрации и стать соавтором учебника.
Задача 1.
К
расная Шапочка несла пирожки бабушке. Она встретила Волка и отдала ему 4 пирожка из 25. Сколько процентов составят пирожки, которые Красная Шапочка отдала Волку?
Задача 2.
Незнайка прочитал 117 страниц, что составило 9% волшебной книги. Сколько страниц в волшебной книге?
Задача 3.
А
лладин купил 6 кг бананов и 8 кг фиников, заплатив за всё 136, 4 драхмы. Сколько стоит 1 кг фиников, если 1 кг бананов стоит 10,2 драхмы?
Задача 4.
Незнайка и его друзья поймали 256 окуней. Знайка поймал в 3
раза больше, чем Незнайка, а Винтик - столько, сколько Знайка и Незнайка вместе. Сколько окуней поймал каждый из них?
Выполняя практическую часть, я поняла, что сочинять задачи у меня получается гораздо лучше, чем иллюстрировать их. К 1 и 3 задаче картинки я нарисовала сама. К задаче 2 иллюстрацию подобрала из интернета. К задаче 4 рисовала моя мама.
ΙΙΙ. Заключение
Исследовательской работой я занимаюсь впервые. Это не так просто, как мне казалось. В процессе работы я сделала выводы:
задач со сказочными героями немало;
их нужно распределить равномерно по темам;
добавить сказочных героев в задачи с геометрическим содержанием;
они положительно влияют на учеников, повышают интерес.
Нравится ли вам решать задачи про сказочных героев? | Да-20, Нет-2, Не знаю-5 |
Если да, то почему? | Прибавляют настроение Персонажи сказок понятней, чем деревья |
Моя гипотеза подтвердилась: «сказочные» задачи распределены по темам неравномерно, их очень мало.
ΙV. Список использованной литературы и интернет-ресурсы:
Математика. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. - М.: Вентана-Граф, 2014-2018г.
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0%20%D1%81%20%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D0%B9&lr=150742&pos=1&img_url=http%3A%2F%2Ftelegram.org.ru%2Fuploads%2Fposts%2F2019-06%2F1560021834_file_3351620.jpg&rpt=simage