СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно - практическая работа на тему: "Герои сказок на страницах математики 5 класса"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ученица 5-го класса под моим руководством провела исследовательскую работу.

Просмотр содержимого документа
«Научно - практическая работа на тему: "Герои сказок на страницах математики 5 класса"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белостолбовская средняя общеобразовательная школа












Научно - практическая работа на тему:

«Герои сказок на страницах математики 5 класса»









Выполнила: Матвеева Кира,

ученица 5 «Б» класса


Проверила: Пчелинцева Марина

Петровна,

учитель математики














Домодедово

2021

Оглавление

Ι. Введение …………………………………………………………………3

ΙΙ. Исследование

1-ый этап………………………………………………….......................5

2-ой этап…………………………………………………………………9

3-ий этап……………………………………………………………...…11

Практическая часть…………………………………………………….....12

ΙΙΙ. Заключение……………………………………………………………14

ΙV. Список использованной литературы и интернет-ресурсы………...15





















Ι. Введение

Каждый человек с раннего детства встречается со сказками. Многие согласятся с тем, что задачи с участием любимых сказочных персонажей решать намного интереснее. Сказочная форма позволяет ввести необычные, увлекательные ситуации в математические задачи со сказочным сюжетом. Тем самым эти задачи оживляются.

Актуальность темы:

Мне не очень нравится математика, я больше люблю литературу и историю, те предметы, где нужно читать, рассуждать, сочинять. А математика наука точная, близко к тексту не перескажешь. Считаю я хорошо, но задачи мне даются с трудом.

Из всех задач мне легче даются со сказочными сюжетами. В начальной школе мы часто решали задачи со сказочными героями. А в 5 классе стало скучно. Заданий стало больше и они труднее. И меня заинтересовало:

  • А много ли задач в 5 классе со сказочными персонажами?

  • Нравится ли моим одноклассникам решать задачи про сказочных героев?

  • Если да, то почему?

  • Сколько бы они хотели решать «сказочных» задач?

  • Каких персонажей ребята хотели бы добавить на страницы математики?

Всего в опросе участвовали 27 одноклассников. Ответы получились разные. (Далее по тексту- Мнение учеников).

Учитель мне предложил исследовать данную тему.

Цели моей работы: исследовать страницы учебника математики на наличие сказочных героев.

Задачи:

  • провести анкетирование сверстников;

  • найти в задачах сказочных героев;

  • рассортировать найденные задачи по темам и типам;

  • изучить иллюстрации к «сказочным» задачам;

  • составить задачи на разные темы со сказочными сюжетами, проиллюстрировать их.

Гипотеза – «сказочные» задачи распределены по темам неравномерно, их очень мало.





















II. Исследование

1-ый этап

Объект исследования: Математика. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. - М.: Вентана-Граф, 2014-2018г.

Предмет исследования – сказочные герои в задачах

В результате изучения трёхсот четырёх страниц учебника было обнаружено- 1227 заданий, из них текстовых задач - 263 (примерно пятая часть). И только в пятидесяти задачах встретились сказочные герои.

Мнение учеников

Достаточно ли вам «сказочных» задач в учебнике?

Да-5, Нет-15, Не знаю-7

Сколько бы вы хотели таких задач?

  • Двести пятьдесят

  • Больше половины

  • Поровну

  • Достаточно

  • Весь учебник!











В результате исследования задач были получены следующие данные:

Сказка (кол-во задач)

Сказочные персонажи

Номера задач

Кол-во

Карлсон, который живѐт на крыше (2)

Карлсон

14,463

2

Малыш

463

1

Илья Муромец (5)

Илья Муромец

39, 705,1072

3

Соловей Разбойник

156,1072,1086

3

Буратино (11)

Карабас-Барабас

40

1

Дуремар

40

1

Пьеро

259

1

Мальвина

260,504

2

Буратино

273,480,957

3

Кот Базилио

658,749,1105

3

Лиса Алиса

658,749,1105

3

Папа Карло

658

1

Черепаха Тортила

750

1

Три медведя (3)

Настасия Петровна

81

1

Маша

683

1

Михаил Потапович

1148

1

Простоквашино (3)

Кот Матроскин

83

1

Дядя Фѐдор

179

1

Пѐс Шарик

203

1

Царевна Лягушка (3)

Змей Горыныч

107,156,1086

3

Баба Яга

107,156,1086

3

Кошей Бесмертный

156,1086

2

Леший (1)

Леший

156

1

По щучьему велению (1)

Емеля

213

1

Винни-Пух (3)

Винни-Пух

258, 647

2

Пятачок

258, 647

2

Ослик Иа

647

1

Кролик

647

1

Маленький Принц (1)

Сен-Жермен

476

1

Сен-Антуан

476

1

Три мушкетёра (1)

Портос

476

1

дэАртаньян

476

1

Али-Баба и 40 разбойников (1)

Али-Баба

488

1

Красная Шапочка (1)

Красная Шапочка

504

1

Золушка (2)

Золушка

504,687

2

Дюймовочка (1)

Дюймовочка

504

1

Незнайка (4)

Знайка

633, 711

2

Незнайка

711,1173

2

Пончик

1102

1

Приключения капитана Врунгеля (2)

Врунгель

703, 710

2

Кот Леопольд (2)

Кот Леопольд

704,1009

2

Мыши

1009

1

Крокодил Гена и его друзья (1)

Крокодил Гена

707

1

Шапокляк

707

1

Чебурашка

707

1

Приключение барона Мюнхаузена (2)

Мюнхаузен

718,883

2

38 попугаев (1)

Мартышка

742

1

Удав

742

1

Слонѐнок

742

1

Попугай

742

1

Голый Король (1)

Король

958

1

Алладин (1)

Абу

984

1

Белоснежка и 7 гномов (1)

Гномы

1050

1

Коза Дереза (1)

Коза Дереза

1139

1

Мальчик-с-пальчик (1)

Мальчик-с-пальчик

1175

1

26

55




Для создания 50 задач были использованы 26 сказок, из которых самые популярные:


1. «Буратино», чьи персонажи были использованы в 11 задачах;

2. «Илья Муромец» - в 5 задачах;

3. «Незнайка» - в 4 задачах;

4. «Простоквашино», «Царевна Лягушка», «Винни-Пух»- каждая из них использована в 3х задачах.


Остальные 20 сказок-задач оказались менее популярными, в основном встречаются единожды.



Мнение учеников


Каких персонажей можно добавить на страницы математики?

  • Фиксики

  • Лунтик и его друзья

  • Смешарики

  • Молния Маквин

  • Маша и Медведь

  • Том и Джерри

  • Человек- паук

  • Клуб Винкс – Школа волшебниц

  • Губка Боб Квадратные Штаны













2-ой этап

Предмет исследования – текстовые задачи на страницах учебника

Объект исследования - текстовые задачи со сказочными героями по темам и типам

Далее я захотела посчитать, как часто встречаются подобные задачи на каждые 100 заданий?

При подсчёте видно, что исследуемые задачи расположены неравномерно. Я не думаю, что авторы следили за этим. Просто их появление в той или иной теме зависели от фантазии сочинителей задач.

Я захотела посчитать «сказочные» задачи по главам учебника.


Глава учебника

Тема

Количество задач

Глава 1

Натуральные числа

6

Глава 2

Сложение и вычитание натуральных чисел

8

Глава 3

Умножение и деление натуральных чисел

7

Глава 4

Обыкновенные дроби

9

Глава 5

Десятичные дроби

13


Повторение пройденного материала

7

ВСЕГО ЗАДАЧ

50


Поняв, что задачи встречаются по темам неравномерно, я решила их

рассортировать по типам и рубрикам.

№ исследуемых задач

Кол- во

203, 394, 683, 687, 749, 750, 871, 923, 984, 1102

10

156, 179, 211, 213, 258, 259, 273,463, 476, 480, 488, 504, 633, 647, 703, 704, 707, 710, 883, 957, 958, 1009, 1072, 1105

24

658, 1086

2

1050

1

-

0

14, 39, 40, 81, 83, 107, 1139, 1148, 1173, 1175, 1209, 1212

12

718, 742, 908

3


ИТОГО

50


Из данных таблицы видно, что задачи со сказочными героями в основном

встречаются среди задач среднего уровня сложности (24), а также в простых

задачах и упражнениях для повторения (10 и 12).













3-ий этап

Объект исследования - иллюстрации на страницах учебника

Предмет исследования – иллюстрации, содержащие сказочных героев


Хорошо представить сюжет задач помогают иллюстрации к ним. К сожалению, их очень мало. Из 50 задач, которые я исследовала, только 21 имеет иллюстрацию. На мой взгляд, это мало. Думаю, что автор учебника рассчитывал на детское воображение и фантазию, тем более что все герои нам знакомы с детства, а значит, легко их представить в уме. А может быть, авторы не хотели нас отвлекать картинками от решения других математических заданий.

Считаю, что при составлении учебника всё должно быть взвешено и всесторонне продумано.


















Практическая часть


При работе по этой теме у меня возникло желание самой сочинить задачи со сказочными героями, сделать к ним иллюстрации и стать соавтором учебника.


Задача 1.

К расная Шапочка несла пирожки бабушке. Она встретила Волка и отдала ему 4 пирожка из 25. Сколько процентов составят пирожки, которые Красная Шапочка отдала Волку?



Задача 2.


Незнайка прочитал 117 страниц, что составило 9% волшебной книги. Сколько страниц в волшебной книге?





Задача 3.

А лладин купил 6 кг бананов и 8 кг фиников, заплатив за всё 136, 4 драхмы. Сколько стоит 1 кг фиников, если 1 кг бананов стоит 10,2 драхмы?






Задача 4.

Незнайка и его друзья поймали 256 окуней. Знайка поймал в 3

раза больше, чем Незнайка, а Винтик - столько, сколько Знайка и Незнайка вместе. Сколько окуней поймал каждый из них?


Выполняя практическую часть, я поняла, что сочинять задачи у меня получается гораздо лучше, чем иллюстрировать их. К 1 и 3 задаче картинки я нарисовала сама. К задаче 2 иллюстрацию подобрала из интернета. К задаче 4 рисовала моя мама.





ΙΙΙ. Заключение


Исследовательской работой я занимаюсь впервые. Это не так просто, как мне казалось. В процессе работы я сделала выводы:

  • задач со сказочными героями немало;

  • их нужно распределить равномерно по темам;

  • добавить сказочных героев в задачи с геометрическим содержанием;

  • они положительно влияют на учеников, повышают интерес.


Нравится ли вам решать задачи про сказочных героев?

Да-20, Нет-2, Не знаю-5

Если да, то почему?

  • Прибавляют настроение

  • Персонажи сказок понятней, чем деревья


  • Все герои мне знакомы

  • Решение красивое

  • Интересно и увлекательно

  • Герои сказок с рождения близки

  • Это прикольно


Моя гипотеза подтвердилась: «сказочные» задачи распределены по темам неравномерно, их очень мало.








ΙV. Список использованной литературы и интернет-ресурсы:

  1. Математика. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. - М.: Вентана-Граф, 2014-2018г.

  2. https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0%20%D1%81%20%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D0%B9&lr=150742&pos=1&img_url=http%3A%2F%2Ftelegram.org.ru%2Fuploads%2Fposts%2F2019-06%2F1560021834_file_3351620.jpg&rpt=simage