СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-практическая работа "Определение металлов в крупах"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно практическая работа " Опрееление металлов в крупах" дает возможность ребятам на начальном этапе изучения химии освоить основные приемы лабораторной работы. кроме того анализ результатов дает возможность оценить степень полезности каждого продкута для организма человека.

Просмотр содержимого документа
«Научно-практическая работа "Определение металлов в крупах"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия восточных языков №4




Тема: Определение содержания металлов в крупах.

Исследовательская работа





Выполнил:

Юлдашев Дмитрий,

ученик 8 «А» класса.

Руководитель:

Учитель химии

Сидоренко Лидия Яновна











г. Хабаровск

2025

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретическая часть 4

1.1.История круп и их повсеместное употребление 4

1.2.Состав и питательная ценность круп 5

1.3.Влияние металлов в пищевых продуктах на здоровье человека 6

Глава 2. Практическая часть 7

2.1.Подготовительная часть 7

2.2.Основная часть 7

Выводы 8

Заключение 8

Список используемой литературы. 9

Приложения 10

Введение

Крупы являются важной составляющей рациона питания человека, обеспечивая его необходимыми питательными веществами, витаминами и минералами. Однако, помимо своих питательных свойств, крупы могут содержать различные металлы, как полезные, так и потенциально опасные для здоровья.

Актуальность: влияние макроэлементов в крупах на здоровье человека в последние годы становится все более важной темой, особенно в контексте глобальных изменений в питании, экологии и производственных практиках. Вот несколько аспектов, подчеркивающих эту актуальность.

Цель: Определить, какие крупы являются наиболее важным продуктом для профилактики железодефицитной анемии

Гипотеза: Во всех крупах железо содержится в одинаковом количестве.

Задачи:

1. Изучить теоретическую базу, свойства круп, опубликованные работы, характеризующие их влияние на организм человека.

2. Отобрать образцы круп.

3. Определить содержание металлов в крупах.

4. Провести анализ собранной информации, сделать выводы, дать рекомендации.

Материалы для опытов: Конические колбы, тест комплект железа, мерные стаканы, штатив, бумажный фильтр, клизма.








Глава 1. Теоретическая часть.

1.1 История круп и их повсеместное употребление.

Крупы, как продукт, появились с началом земледелия. Первые упоминания о зерновых культурах относятся к древним цивилизациям Месопотамии, Египта и Китая. Люди начали выращивать такие злаки, как пшеница, ячмень, рис и кукуруза. Зерно использовалось не только в пищу, но и как валюта и средство обмена. СДЕЛАТЬ ССЫЛКИ [4]

В Средние века в Европе началось более активное использование различных злаков. Крупы стали основным продуктом питания для большинства населения. В это время развивались технологии обработки зерна, такие как мельничное дело. Появление водяных и ветряных мельниц значительно упростило процесс помола зерна, что способствовало производству муки и круп.

С открытием новых земель и расширением торговли в XVI-XVII веках, в Европу начали поступать новые виды злаков, такие как кукуруза и картофель. Это разнообразие способствовало развитию новых рецептов и блюд, основанных на крупах. В это время крупы стали неотъемлемой частью рациона многих народов.

С развитием промышленности в XIX веке началось массовое производство круп. Появление паровых мельниц и механизированных процессов обработки зерна позволило значительно увеличить объемы производства. Крупы стали доступными для широких слоев населения, и их разнообразие продолжало расти.

В XX веке с развитием технологий и науки о питании внимание стало уделяться не только количеству, но и качеству продуктов. Крупы стали рассматриваться как важный источник углеводов, клетчатки и других питательных веществ. В последние десятилетия наблюдается рост интереса к здоровому питанию, что привело к возрождению популярности цельно зерновых и органических круп.

Сегодня крупы производятся в огромных объемах и используются в различных кухнях мира. Они остаются важной частью рациона, обеспечивая людей необходимыми питательными веществами.


1.2 Состав и питательная ценность круп.


Крупы являются важным компонентом рациона питания и обладают высокой питательной ценностью. Они представляют собой переработанные зерна различных культур и могут быть использованы в разнообразных блюдах.

Крупы содержат разнообразные макро и микроэлементы, а также биологически активные вещества. Основные компоненты:

Углеводы основной источник энергии. В крупах углеводы представлены в виде крахмала, который медленно усваивается, что способствует длительному чувству сытости.

Крупы содержат растительные белки, которые необходимы для роста и восстановления тканей. Однако их аминокислотный состав может быть неполным, поэтому важно сочетать крупы с другими источниками белка.

В большинстве круп содержание жиров невелико, но они могут содержать полезные ненасыщенные жирные кислоты, особенно в цельно зерновых вариантах.

Крупы являются источником витаминов группы B, которые играют важную роль в обмене веществ и поддержании здоровья нервной системы.

Минералы: Крупы содержат важные микроэлементы, такие как железо, магний, фосфор, калий и цинк. Эти минералы необходимы для различных физиологических процессов в организме.

Клетчатка: Крупы, особенно цельно зерновые, являются хорошим источником пищевых волокон, которые способствуют нормализации работы кишечника, помогают контролировать уровень сахара в крови и снижают риск сердечно-сосудистых заболеваний.

У разных круп разная пищевая ценность, например:

Рис: Легко усваиваемый источник углеводов. Белый рис содержит меньше питательных веществ по сравнению с коричневым, который богат клетчаткой и минералами.

Пшено: Содержит много витаминов особенно группы B и минералов, таких как магний и фосфор. Пшено также является хорошим источником растительного белка.

Гречка: Не содержит глютена, богата белком и клетчаткой. Содержит много антиоксидантов и минералов, таких как железо и магний.

Кукурузная крупа: Содержит углеводы, витамины (особенно витамин A) и минералы. Кукурузная крупа также является источником клетчатки.

Горох: является важным источником белка, клетчатки, витаминов и минералов. [приложение 3, 5]

1.3. Влияние металлов на здоровье человека.

Металлы могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на здоровье человека в зависимости от их типа, концентрации и способа воздействия.

Некоторые металлы являются необходимыми макроэлементами, которые играют важную роль в физиологических процессах:

Железо: Необходимо для образования гемоглобина, который транспортирует кислород в крови. Недостаток железа может привести к анемии.

Калий: важный минерал и электролит, который играет ключевую роль в поддержании сердечно-сосудистой системы, нервной системы, Функции мышц

Кальций: один из важнейших минералов, необходимых для поддержания здоровья человека. Он играет ключевую роль в различных физиологических процессах, например: в здоровье костей и зубов, Свертывание крови.

Магний: важный минерал, который играет ключевую роль в различных физиологических процессах в организме человека. Например: в костной системе, Регуляция уровня сахара в крови.

Металлы играют важную роль в здоровье человека, и их влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Важно поддерживать баланс, получая необходимые микроэлементы из пищи, и избегать чрезмерного воздействия токсичных металлов. [приложение 1]























Глава 2. Практическая часть.


Определение содержания железа в крупах мы проводили взяв за основу методику ГОСТ 26928-86 «Продукты пищевые. Метод определения железа».

В рамках этой методики оказалось возможным использовать тест комплект «Железо общее», имеющийся у нас в лаборатории. Настоящий стандарт распространяется на пищевые продукты и устанавливает колориметрический метод определения железа. Метод основан на первоначальном окислении всех ионов железа до трехвалентного состояния, а затем на изменении окраски при приливании фенолсодержащего реактива. Изменение окраски раствора с бесцветной на разной интенсивности фиолетовую, позволяет определить по калибровочной шкале общую концентрацию железа.


2.1 Подготовительная работа

Для работы нами было взято 5 типов круп, т.к. мы чаще всего их используем дома в приготовлении пищи

Растолочь 5 видов круп в порошок (гороховая, гречневая, рисовая, пшеничная и кукурузная крупа).

В раствор 0.5% раствор соляной кислоты, который повторяет желудочный сок, добавить 2 грамма каждой из круп. Оставить крупы, замоченные в кислом растворе 5-6 часов. В это время происходит процесс, имитирующий пищеварение у человека.

[Фото 1-4]


2.2 Основная часть

При помощи реагента железа необходимо определить содержание металла в крупах.

Для этого нам понадобится реагент железа, полоска определения металлов в воде, колба с дистиллированной водой и пустая колба.

В колбу с 10мл дистиллированной воды добавить 3 капли раствора железа, в пустую колбу добавить 10 мл раствора, ранее приготовленного в подготовительном этапе.

Определить по полоске на шкале количество железа в данной крупе. [фото 6]





ЧТО ДОПИСАТЬ

  1. ПДК СОДЕРЖАНИЯ МЕТАЛЛОВ В КРУПАХ

  2. Крупы, как полезный органический продукт, рекомендуемый диетологами.

  3. Какие крупы лучше есть при железодефицитной анемии

  4. Что такое железодефицитная анемия, как она

  5. появляется, как с ней бороться, какая должна быть диета, и как мы с помощью опытов можем определить, какие продукты лучше употреблять.


Виды круп

Количество железа

Фото круп

Гороховая крупа

0.08

Фото 1

Гречневая крупа

0.06

Фото 2

Рисовая крупа

0.00

Фото 3

Кукурузная крупа

0.00

Фото 4

Пшеничная крупа

0.00

Фото 5












Выводы

Железо необходимо для организма человека, оно поддерживает иммунную систему, помогает иммунным клеткам распознавать и уничтожать вирусы, а также осуществляют защиту от повторных заболеваний. Также оно участвует в процессе кроветворения, содержащих гемоглобин, сложный железосодержащий белок, способный связываться с кислородом, обеспечивая его перенос в ткани.

Исследование, проводимое на базе ГОСТа, показало, что в гороховой и гречневой крупах находится допустимое количество железа для организма, а в рисовой, пшеничной и кукурузной, железа не обнаружено.













Заключение


В ходе нашего исследования мы провели практическое определение содержания железа в различных образцах круп с использованием колориметрического метода, основанного на окрашивании раствора соли железа хромовым калием дихроматом и последующем сравнении интенсивности цвета с калибровочной таблицей.

Железо – один из важнейших макроэлементов для человеческого организма, участвующий в процессах кроветворения и поддержании иммунной системы. Оно необходимо для синтеза гемоглобина, который отвечает за транспорт кислорода в организме.

Оценка содержания железа в пищевых продуктах является важным аспектом в поддержании здоровья человека.















Список литературы.

Книги:

  1. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова под ред. акад. РАЕН, проф. В. Б. Захарова. 4-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2008. - 368 с.: ил.

  2. ГОСТ 26928-86 «Продукты пищевые. Метод определения железа»


Интернет-ресурсы:

  1. Безглютеновые зерновые культуры и не только // http://forum.say7.info/post3633645.html#3633645

  2. Гост. Определение железа в пищевых продуктах // https://rosgosts.ru/blog/gost-opredelenie-zheleza-v-pishhevyh-produktah

  3. Еда и эволюция: история Homo. Sapiens в тарелке //

https://batrachos.com/sites/default/files/pictures/Books/M%D1%96ller_2019_Eda%20i%20evolyuciya_Istoriya%20Homo%20Sapiens%20v%20tarelke.pdf

6. Лабораторная работа. Фотоколориметрические методы определение железа (II) в напитках // https://bookonlime.ru/lecture/laboratornaya-rabota-52-fotokolorimetricheskie-metody-opredelenie-zheleza-ii-v-napitkah-2







Приложение

Приложение 1

Фото 1. Гороховая крупа

Фото 2. Гречневая крупа

Фото 3. Рисовая крупа

Фото 4. Пшеничная крупа





Фото 5. Добавляем реагент железа

Фото 6. Измерение количество железа