МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
КОМИ РЕСПУБЛИКАСА ВЕЛÖДАН, НАУКА ДА ТОМ ЙÖЗ ПОЛИТИКА МИНИСТЕРСТВО
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Сыктывкарский автомеханический техникум»
«СЫКТЫВКАРСА АВТОМЕХАНИЧЕСКӦЙ ТЕХНИКУМ»
УДЖСИКАСӦ ВЕЛӦДАН КАНМУ УЧРЕЖДЕНИЕ
Тема: Развитие экологической культуры обучающихся при использовании компьютерной техники и современных гаджетов
Автор: Клейн Александр Вячеславович,
ГПОУ «Сыктывкарский автомеханический техникум»,
1 курс,
специальность «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования»
Научный руководитель: Лопащук Маргарита Ивановна,
ГПОУ «Сыктывкарский автомеханический техникум»,
преподаватель
Сыктывкар, 2019
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 12
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 13
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 14
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня научно-техническому прогрессу отводится огромная роль в сдерживании и компенсации глобальных и локальных экологических угроз. Компьютер играет всё большую роль в оптимизации стратегий защиты природной среды, конкретных проектных решений. Он становится функционально необходимым звеном природоохранных комплексов. [1]
В настоящее время вопрос об опасности работы населения за дисплеями персональных компьютеров (ПК) поднялся до уровня общенациональной проблемы в США, Германии и других странах. В частности, в Германии работа за дисплеями входит в список 40 наиболее вредных и опасных профессий.
В июне 1998 года в Москве под эгидой ООН прошел Международный конгресс по проблемам окружающей среды. На нем впервые среди других серьезных проблем современной цивилизации обсуждался вопрос о влиянии компьютеров на здоровье человека, что говорит об актуальности данной проблемы.
Глобальные экологические проблемы являются общими для всей биосферы и для всего человечества. Одна из проблем это - защита людей от негативных последствий научно-технического прогресса. [2]
Данный вопрос является одним из направлений проекта «Экологическое направление профессионального воспитания обучающихся ГПОУ «САТ», реализация которого в техникуме рассчитана сроком на 3 года.
Цели данной работы:
Сформировать знания студентов первого курса техникума о негативном воздействии на человека и экологию окружающей среды последствий длительной работы с компьютерной техникой.
Задачи:
1.Изучить влияние компьютеров на организм человека и окружающую среду.
2.Выявить долю знаний студентов первого курса о влиянии компьютера на организм человека и окружающую среду.
3. Подготовить информационный материал (презентации, брошюры, плакаты) и познакомить с ним студентов первого курса в техникуме.
4. Провести просветительскую работу со студентами первого курса по развитию знаний и практических навыков по безопасному использованию компьютерной техники.
Все студенты техникума в период обучения осваивают дисциплину «Информатика» и им необходимо владеть культурой экологии при использовании компьютерной техники. Учеба в техникуме непосредственно связана с компьютерами, а также свободное от занятий время подростков зачастую привязано к гаджетам и компьютерной технике, соответственно с дополнительными вредными воздействиями целой группы факторов, что существенно снижает работоспособность, мыслительные процессы и причиняет существенный вред здоровью.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В последнее время государственные органы и профсоюзы многих стран стали разрабатывать различные нормы и правила работы с видеодисплейными терминалами и компьютерной техникой, а также вводят обязательную их сертификацию.
К основным вредным факторам, оказывающим неблагоприятное воздействие на организм человека во время работы с компьютером, можно отнести следующие:
повышенный уровень шума на рабочем месте,
повышенная или пониженная ионизация воздуха,
повышенный уровень электромагнитных излучений и напряжённости электрических и магнитных полей,
повышенный уровень ультрафиолетовой и инфракрасной радиации,
повышенная пульсация светового потока. [2].
Шум на исследовательском рабочем месте создаётся вентиляционной системой ПЭВМ и печатающим устройством. Уровень шума, создаваемый вентиляционной системой, составляет примерно 40 дбА. Для снижения шума в помещении компьютеры, принтеры установлены на амортизирующие прокладки (резина). Уровни звука и эквивалентные уровни звука в помещении, где работают операторы ПЭВМ, не должны превышать 65 дБ.
По результатам проведения эпидемиологической оценки соответствия результатов исследований, измерений, испытаний требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, технических регламентов экспертное заключение следующее: уровень звукового давления L дБ, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами, Гц и уровень звука, дБА, измеренные 08.10.2018в кабинете информатики №104 , не превышают гигиенические нормативы и соответствуют требованиям п.6.3 таблицы 3 п.3 раздела 6 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» (характер шума - постоянный, широкополосный).[6]
Основным вредным фактором при работе на ПК является электромагнитное излучение. В СССР исследования электромагнитных полей были начаты еще в 60-е годы. Был накоплен большой клинический материал об их неблагоприятном действии. Многочисленные исследования позволяют выделить наиболее чувствительные к действию электромагнитных полей системы организма человека: нервная, иммунная, эндокринная и половая.[7]
По результатам проведения эпидемиологической оценки соответствия результатов исследований, измерений, испытаний требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, технических регламентов экспертное заключение следующее: уровни напряженности электрического поля, напряженности магнитного поля, напряженности электростатического поля в кабинете информатики - не превышают предельно допустимые уровни, что соответствует таблице 1 приложения 2 пункта 7.1 главы VII СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».[4]
Под микроклиматическими условиями производственного помещения понимают состояния температуры, относительной влажности, скорости движения воздуха. Перечисленные параметры оказывают огромное влияние на функциональную деятельность человека, его самочувствие и здоровье и на надежность работы средств вычислительной техники. Эти микроклиматические параметры влияют как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
С целью создания нормальных условий для персонала вычислительного зала используем нормы производственного микроклимата (СанПиН) для категории работ 1б. По этим нормам устанавливаются значения температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха для рабочей зоны помещения с ПЭВМ.
Устройства визуального отображения генерируют несколько типов излучения, в том числе рентгеновское, радиочастотное, видимое и ультрафиолетовое. Однако уровни этих излучений достаточно низки и не превышают действующих норм.
Интенсивность инфракрасных и ультрафиолетовых излучений от вычислительной техники составляет 50 мВт/м (в диапазоне длин волн 700 -1080 нм) и 10 — 100 мВт/м (при длине волны более 336 нм). Это значительно ниже нормы 10 Вт/м, установленной ГОСТ 27016-86.[3]
При регулярном нарушении правил эксплуатации компьютерной техники, в случае длительной работы за компьютером у человека могут появиться нарушения со стороны отдельных органов и систем, и даже некоторые заболевания, среди них:
развитие мышечной слабости и боли в шейных отделах позвоночника, изменение формы позвоночника;
боли в суставах;
возникновение психологического дискомфорта, нервное переутомление, нервные срывы, стрессовые ситуации, депрессия;
утомление зрения, сопровождаемое слезоточивостью, болью в глазах;
нарушения эндокринной системы;
нарушения сердечно-сосудистой системы;
изменение биохимических процессов на клеточном уровне. [3]
Основными заболеваниями позвоночника, развивающимися вследствие долгого нахождения за компьютером, являются остеохондроз и искривления позвоночника. Если возможность развития искривления позвоночника велика в раннем возрасте, то остеохондроз и его последствия опасны для людей всех возрастов. [1]
Третий по важности фактор - это психическая нагрузка. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. Эта область весьма мало изученная, поскольку современная мультимедиа-техника появилась лишь недавно. И все же можно психическую нагрузку уменьшить. [2]
В целях защиты от электромагнитного излучения и других вредных факторов при работе на ПК следует выполнять следующие рекомендации:
1. По возможности пользоваться жидкокристаллическим монитором;
2. При приобретении монитора необходимо обращать внимание на наличие гигиенического сертификата, кроме того он должен быть правильно настроен;
3. Располагать системный блок и монитор как можно дальше от пользователя;
4. Так как электромагнитное излучение от стенок монитора наиболее сильное, располагать монитор в углу, так, чтобы излучение поглощалось стенами;
5. Не оставлять компьютер включенным в течение длительного времени без надобности;
6. Разместить монитор так, чтобы его верхняя точка находилась прямо перед глазами или выше;
7. Рабочее место должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего пространства;
8. Стул должен иметь спинку и подлокотники, а так же такую высоту, при которой ноги пользователя могут прочно стоять на полу;
9. При работе с мышкой кисть должна быть прямой, и лежать на столе как можно дальше от края;
10. По возможности сократить время работы за компьютером и делать перерывы в работе каждые 10 – 20 минут;
11. Выполнять комплекс упражнений для глаз и общую лечебную гимнастику;
12. Как можно чаще делать влажную уборку помещения и проветривать его.
Для получения информации о знании студентами вопросов, связанных с влиянием компьютерной техники был проведен опрос методом анкетирования. В опросе приняли участие 153 обучающихся 1 курсов техникума. Обучающимся предлагалось ответить на 10 вопросов, исходя из темы проекта. Целью опроса было выявление знаний студентов по влиянию компьютеров на организм человека и окружающую среду. По результатам опроса - 81 % не имеет глубокого представления о данном влиянии.
Основные результаты анкетирования приведены в таблице №1, а также диаграммах №1 – №3.
Таблица №1 «Частота появления симптомов заболеваний во время работы на ПК»
Симптом | никогда | иногда | всегда |
Боль и усталость рук, кистей и пальцев | 118 | 20 | 15 |
Головная боль | 103 | 30 | 20 |
«Глазные», «Зрительные» симптомы | 53 | 50 | 50 |
Диаграмма №1 «Нужны ли компьютерная техника и гаджеты в жизни человека»
Диаграмма № 2 «Время, проводимое за ПК и телефоном в день»
Диаграмма №3 «Знаете ли вы, какую угрозу представляет компьютерная техника здоровью»
В результате анализа полученных данных я пришёл к следующим выводам:
1. Симптомы компьютерного зрительного синдрома и скелетно-мышечных расстройств появляются в результате работы на ПК более, чем у 35% первокурсников;
2. Работа на ПК может явиться причиной появления расстройств рефракции;
3. Чрезмерное увлечение компьютерными играми и сетью Internet может привести к появлению компьютерной игромании и Интернет-зависимости;
4. Нормы и правила работы на ПК полностью соблюдают только 10% первокурсников;
5. Основной причиной появления «компьютерных» заболеваний является непрерывная работа за ПК в течение длительного времени (более 20 минут) и неудовлетворительные условия работы (в данном случае плохое освещение), а также не выполнение профилактических мероприятий (перерывы в работе, гимнастика для глаз и физкультурные минутки).
Данное анкетирование явилось началом исследовательской деятельности. Опрос показал, что сложившуюся ситуацию необходимо внимательно исследовать: системно анализировать, проводить мониторинг и оценку знаний студентов и выстроить стратегию взаимодействия с обучающимися по ликвидации пробелов знаний в данном вопросе и направить их деятельность на выработку навыков применения здоровьесберегающих приемов при работе с компьютерной техникой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данный проект начал свою реализацию с 01 февраля 2019 года, рассчитан сроком на 5 месяцев.
Проект разбит на этапы:
Подготовительный:
Диагностический:
Просветительский:
Разработка информационных материалов с использованием ГОСТов;
Информирование (буклеты, брошюры, презентации);
Проведение уроков, беседы, классных часов;
Приглашение специалистов;
Квест-игры.
Заключительный:
Результатом данного проекта будет являться:
развитие экологической культуры студентов первого курса при использовании компьютерной техники;
наличие раздаточного и информационного материала по вопросу экологического воспитания при использовании компьютерной техники;
наличие методической копилки разработок мероприятий по формированию экологической культуры при использовании компьютерной техники.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Жураковская А.Л. Влияние компьютерных технологий на здоровье пользователя.– 2006, № 2. – С.169-173.
Морозов А.А. Экология человека, компьютерные технологии и безопасность оператора. // Вестник экологического образования в России. – 2003, № 1.
Каталог гостов. [URL]: http://gostbase.ru/gost/53623-2009
СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»
СанПин 2.2.2.542-96 «Требования к организации режима труда и отдыха при работе с ВДТ и ПЭВМ»
СанПин 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»
Сурин М.В. Влияние компьютера на здоровье человека, Сыктывкар, 2005.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета:
Нужны ли компьютерная техника и гаджеты в жизни человека?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
Сколько времени Вы проводите за компьютером и телефоном?
а) до 2 часов в день
б) от 2 до 5 часов в день;
в) более 5 часов в день;
Какова Ваша потребность в компьютерных играх:
а) отношусь к ним равнодушно;
б) периодически возникает желание поиграть;
в) и дня не могу без них обойтись.
После работы за компьютером затуманивается ли у Вас зрение (предметы кажутся неясными, расплывчатыми):
а) никогда;
б) иногда;
в) всегда.
Появляется ли у Вас боль и усталость рук, кистей и пальцев во время работы на компьютере:
а) никогда;
б) иногда;
в) всегда.
Появляется ли у Вас головная боль во время работы за компьютером:
а) никогда;
б) иногда;
в) всегда.
Как часто Вы делаете перерывы в работе на компьютере:
а) вообще не делаю;
б) каждый час;
в) каждые 20 минут;
г) другое __________________________________.
Выполняете ли Вы упражнения для глаз:
а) вообще не делаю;
б) каждый час во время работы на компьютере;
в) каждые 30 минут во время работы на компьютере;
г) другое __________________________________.
Знаете ли вы, какую угрозу представляет компьютерная техника здоровью?
а) да
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
Знаете ли вы нормы и правила работы на ПК?
а) да
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2