СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-практическая работа "Развитие экологической культуры обучающихся при использовании компьютерной техники и современных гаджетов"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно-практическая работа со студентом на тему "Развитие экологической культуры обучающихся при использовании компьютерной техники и современных гаджетов"

Просмотр содержимого документа
«Научно-практическая работа "Развитие экологической культуры обучающихся при использовании компьютерной техники и современных гаджетов"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

КОМИ РЕСПУБЛИКАСА ВЕЛÖДАН, НАУКА ДА ТОМ ЙÖЗ ПОЛИТИКА МИНИСТЕРСТВО

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сыктывкарский автомеханический техникум»

«СЫКТЫВКАРСА АВТОМЕХАНИЧЕСКӦЙ ТЕХНИКУМ»

УДЖСИКАСӦ ВЕЛӦДАН КАНМУ УЧРЕЖДЕНИЕ












Тема: Развитие экологической культуры обучающихся при использовании компьютерной техники и современных гаджетов



Автор: Клейн Александр Вячеславович,

ГПОУ «Сыктывкарский автомеханический техникум»,

1 курс,

специальность «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования»

Научный руководитель: Лопащук Маргарита Ивановна,

ГПОУ «Сыктывкарский автомеханический техникум»,

преподаватель















Сыктывкар, 2019



Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 12

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 13

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 14


ВВЕДЕНИЕ

Сегодня научно-техническому прогрессу отводится огромная роль в сдерживании и компенсации глобальных и локальных экологических угроз. Компьютер играет всё большую роль в оптимизации стратегий защиты природной среды, конкретных проектных решений. Он становится функционально необходимым звеном природоохранных комплексов. [1]

В настоящее время вопрос об опасности работы населения за дисплеями персональных компьютеров (ПК) поднялся до уровня общенациональной проблемы в США, Германии и других странах. В частности, в Германии работа за дисплеями входит в список 40 наиболее вредных и опасных профессий.

В июне 1998 года в Москве под эгидой ООН прошел Международный конгресс по проблемам окружающей среды. На нем впервые среди других серьезных проблем современной цивилизации обсуждался вопрос о влиянии компьютеров на здоровье человека, что говорит об актуальности данной проблемы.

Глобальные экологические проблемы являются общими для всей биосферы и для всего человечества. Одна из проблем это - защита людей от негативных последствий научно-технического прогресса. [2]

Данный вопрос является одним из направлений проекта «Экологическое направление профессионального воспитания обучающихся ГПОУ «САТ», реализация которого в техникуме рассчитана сроком на 3 года.

Цели данной работы:

Сформировать знания студентов первого курса техникума о негативном воздействии на человека и экологию окружающей среды последствий длительной работы с компьютерной техникой.

Задачи:

1.Изучить влияние компьютеров на организм человека и окружающую среду.

2.Выявить долю знаний студентов первого курса о влиянии компьютера на организм человека и окружающую среду.

3. Подготовить информационный материал (презентации, брошюры, плакаты) и познакомить с ним студентов первого курса в техникуме.

4. Провести просветительскую работу со студентами первого курса по развитию знаний и практических навыков по безопасному использованию компьютерной техники.

Все студенты техникума в период обучения осваивают дисциплину «Информатика» и им необходимо владеть культурой экологии при использовании компьютерной техники. Учеба в техникуме непосредственно связана с компьютерами, а также свободное от занятий время подростков зачастую привязано к гаджетам и компьютерной технике, соответственно с дополнительными вредными воздействиями целой группы факторов, что существенно снижает работоспособность, мыслительные процессы и причиняет существенный вред здоровью.





ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В последнее время государственные органы и профсоюзы многих стран стали разрабатывать различные нормы и правила работы с видеодисплейными терминалами и компьютерной техникой, а также вводят обязательную их сертификацию.

К основным вредным факторам, оказывающим неблагоприятное воздействие на организм человека во время работы с компьютером, можно отнести следующие:

  • повышенный уровень шума на рабочем месте,

  • повышенная или пониженная ионизация воздуха,

  • повышенный уровень электромагнитных излучений и напряжённости электрических и магнитных полей,

  • повышенный уровень ультрафиолетовой и инфракрасной радиации,

  • повышенная пульсация светового потока. [2].

Шум на исследовательском рабочем месте создаётся вентиляционной системой ПЭВМ и печатающим устройством. Уровень шума, создаваемый вентиляционной системой, составляет примерно 40 дбА. Для снижения шума в помещении компьютеры, принтеры установлены на амортизирующие прокладки (резина). Уровни звука и эквивалентные уровни звука в помещении, где работают операторы ПЭВМ, не должны превышать 65 дБ.

По результатам проведения эпидемиологической оценки соответствия результатов исследований, измерений, испытаний требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, технических регламентов экспертное заключение следующее: уровень звукового давления L дБ, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами, Гц и уровень звука, дБА, измеренные 08.10.2018в кабинете информатики №104 , не превышают гигиенические нормативы и соответствуют требованиям п.6.3 таблицы 3 п.3 раздела 6 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» (характер шума - постоянный, широкополосный).[6]

Основным вредным фактором при работе на ПК является электромагнитное излучение. В СССР исследования электромагнитных полей были начаты еще в 60-е годы. Был накоплен большой клинический материал об их неблагоприятном действии. Многочисленные исследования позволяют выделить наиболее чувствительные к действию электромагнитных полей системы организма человека: нервная, иммунная, эндокринная и половая.[7]

По результатам проведения эпидемиологической оценки соответствия результатов исследований, измерений, испытаний требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, технических регламентов экспертное заключение следующее: уровни напряженности электрического поля, напряженности магнитного поля, напряженности электростатического поля в кабинете информатики - не превышают предельно допустимые уровни, что соответствует таблице 1 приложения 2 пункта 7.1 главы VII СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».[4]

Под микроклиматическими условиями производственного помещения понимают состояния температуры, относительной влажности, скорости движения воздуха. Перечисленные параметры оказывают огромное влияние на функциональную деятельность человека, его самочувствие и здоровье и на надежность работы средств вычислительной техники. Эти микроклиматические параметры влияют как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.

С целью создания нормальных условий для персонала вычислительного зала используем нормы производственного микроклимата (СанПиН) для категории работ 1б. По этим нормам устанавливаются значения температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха для рабочей зоны помещения с ПЭВМ.

Устройства визуального отображения генерируют несколько типов излучения, в том числе рентгеновское, радиочастотное, видимое и ультрафиолетовое. Однако уровни этих излучений достаточно низки и не превышают действующих норм.

Интенсивность инфракрасных и ультрафиолетовых излучений от вычислительной техники составляет 50 мВт/м (в диапазоне длин волн 700 -1080 нм) и 10 — 100 мВт/м (при длине волны более 336 нм). Это значительно ниже нормы 10 Вт/м, установленной ГОСТ 27016-86.[3]

При регулярном нарушении правил эксплуатации компьютерной техники, в случае длительной работы за компьютером у человека могут появиться нарушения со стороны отдельных органов и систем, и даже некоторые заболевания, среди них:

  • развитие мышечной слабости и боли в шейных отделах позвоночника, изменение формы позвоночника;

  • боли в суставах;

  • возникновение психологического дискомфорта, нервное переутомление, нервные срывы, стрессовые ситуации, депрессия;

  • утомление зрения, сопровождаемое слезоточивостью, болью в глазах;

  • нарушения эндокринной системы;

  • нарушения сердечно-сосудистой системы;

  • изменение биохимических процессов на клеточном уровне. [3]

Основными заболеваниями позвоночника, развивающимися вследствие долгого нахождения за компьютером, являются остеохондроз и искривления позвоночника. Если возможность развития искривления позвоночника велика в раннем возрасте, то остеохондроз и его последствия опасны для людей всех возрастов. [1]

Третий по важности фактор - это психическая нагрузка. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. Эта область весьма мало изученная, поскольку современная мультимедиа-техника появилась лишь недавно. И все же можно психическую нагрузку уменьшить. [2]

В целях защиты от электромагнитного излучения и других вредных факторов при работе на ПК следует выполнять следующие рекомендации:

1. По возможности пользоваться жидкокристаллическим монитором;

2. При приобретении монитора необходимо обращать внимание на наличие гигиенического сертификата, кроме того он должен быть правильно настроен;

3. Располагать системный блок и монитор как можно дальше от пользователя;

4. Так как электромагнитное излучение от стенок монитора наиболее сильное, располагать монитор в углу, так, чтобы излучение поглощалось стенами;

5. Не оставлять компьютер включенным в течение длительного времени без надобности;

6. Разместить монитор так, чтобы его верхняя точка находилась прямо перед глазами или выше;

7. Рабочее место должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего пространства;

8. Стул должен иметь спинку и подлокотники, а так же такую высоту, при которой ноги пользователя могут прочно стоять на полу;

9. При работе с мышкой кисть должна быть прямой, и лежать на столе как можно дальше от края;

10. По возможности сократить время работы за компьютером и делать перерывы в работе каждые 10 – 20 минут;

11. Выполнять комплекс упражнений для глаз и общую лечебную гимнастику;

12. Как можно чаще делать влажную уборку помещения и проветривать его.

Для получения информации о знании студентами вопросов, связанных с влиянием компьютерной техники был проведен опрос методом анкетирования. В опросе приняли участие 153 обучающихся 1 курсов техникума. Обучающимся предлагалось ответить на 10 вопросов, исходя из темы проекта. Целью опроса было выявление знаний студентов по влиянию компьютеров на организм человека и окружающую среду. По результатам опроса - 81 % не имеет глубокого представления о данном влиянии.

Основные результаты анкетирования приведены в таблице №1, а также диаграммах №1 – №3.

Таблица №1 «Частота появления симптомов заболеваний во время работы на ПК»

Симптом

никогда

иногда

всегда

Боль и усталость рук, кистей и пальцев

118

20

15

Головная боль

103

30

20

«Глазные», «Зрительные» симптомы

53

50

50


Диаграмма №1 «Нужны ли компьютерная техника и гаджеты в жизни человека»

Диаграмма № 2 «Время, проводимое за ПК и телефоном в день»

Диаграмма №3 «Знаете ли вы, какую угрозу представляет компьютерная техника здоровью»

В результате анализа полученных данных я пришёл к следующим выводам:

1. Симптомы компьютерного зрительного синдрома и скелетно-мышечных расстройств появляются в результате работы на ПК более, чем у 35% первокурсников;

2. Работа на ПК может явиться причиной появления расстройств рефракции;

3. Чрезмерное увлечение компьютерными играми и сетью Internet может привести к появлению компьютерной игромании и Интернет-зависимости;

4. Нормы и правила работы на ПК полностью соблюдают только 10% первокурсников;

5. Основной причиной появления «компьютерных» заболеваний является непрерывная работа за ПК в течение длительного времени (более 20 минут) и неудовлетворительные условия работы (в данном случае плохое освещение), а также не выполнение профилактических мероприятий (перерывы в работе, гимнастика для глаз и физкультурные минутки).

Данное анкетирование явилось началом исследовательской деятельности. Опрос показал, что сложившуюся ситуацию необходимо внимательно исследовать: системно анализировать, проводить мониторинг и оценку знаний студентов и выстроить стратегию взаимодействия с обучающимися по ликвидации пробелов знаний в данном вопросе и направить их деятельность на выработку навыков применения здоровьесберегающих приемов при работе с компьютерной техникой.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данный проект начал свою реализацию с 01 февраля 2019 года, рассчитан сроком на 5 месяцев.

Проект разбит на этапы:

  1. Подготовительный:

    • Изучение ГОСТОВ, СанПиНов;

    • Изучение влияния вредных факторов на организм человека.

  2. Диагностический:

    • Анкетирование студентов;

    • Выявление уровня знаний студентов о культуре использования компьютерной техники;

    • Насколько много времени студенты проводят за компьютером.

  3. Просветительский:

    • Разработка информационных материалов с использованием ГОСТов;

    • Информирование (буклеты, брошюры, презентации);

    • Проведение уроков, беседы, классных часов;

    • Приглашение специалистов;

    • Квест-игры.

  4. Заключительный:

    • Диагностика динамики уровня знаний.

Результатом данного проекта будет являться:

  • развитие экологической культуры студентов первого курса при использовании компьютерной техники;

  • наличие раздаточного и информационного материала по вопросу экологического воспитания при использовании компьютерной техники;

  • наличие методической копилки разработок мероприятий по формированию экологической культуры при использовании компьютерной техники.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  1. Жураковская А.Л. Влияние компьютерных технологий на здоровье пользователя.– 2006, № 2. – С.169-173.

  2. Морозов А.А. Экология человека, компьютерные технологии и безопасность оператора. // Вестник экологического образования в России. – 2003, № 1.

  3. Каталог гостов. [URL]: http://gostbase.ru/gost/53623-2009

  4. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»

  5. СанПин 2.2.2.542-96 «Требования к организации режима труда и отдыха при работе с ВДТ и ПЭВМ»

  6. СанПин 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»

  7. Сурин М.В. Влияние компьютера на здоровье человека, Сыктывкар, 2005.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета:

  1. Нужны ли компьютерная техника и гаджеты в жизни человека?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

  1. Сколько времени Вы проводите за компьютером и телефоном?

а) до 2 часов в день

б) от 2 до 5 часов в день;

в) более 5 часов в день;

  1. Какова Ваша потребность в компьютерных играх:

а) отношусь к ним равнодушно;

б) периодически возникает желание поиграть;

в) и дня не могу без них обойтись.

  1. После работы за компьютером затуманивается ли у Вас зрение (предметы кажутся неясными, расплывчатыми):

а) никогда;

б) иногда;

в) всегда.

  1. Появляется ли у Вас боль и усталость рук, кистей и пальцев во время работы на компьютере:

а) никогда;

б) иногда;

в) всегда.

  1. Появляется ли у Вас головная боль во время работы за компьютером:

а) никогда;

б) иногда;

в) всегда.

  1. Как часто Вы делаете перерывы в работе на компьютере:

а) вообще не делаю;

б) каждый час;

в) каждые 20 минут;

г) другое __________________________________.

  1. Выполняете ли Вы упражнения для глаз:

а) вообще не делаю;

б) каждый час во время работы на компьютере;

в) каждые 30 минут во время работы на компьютере;

г) другое __________________________________.

  1. Знаете ли вы, какую угрозу представляет компьютерная техника здоровью?

а) да

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

  1. Знаете ли вы нормы и правила работы на ПК?

а) да

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.




ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!