Городская научно-практическая конференция школьников
«День науки»

«Письма твои получая...»
секция гуманитарные науки
тип работы реферативно-исследовательская работа
Автор работы
Чунюкина Валерия,
ученица10 А класса
МБОУ «Гимназия №2»
Руководитель
Ильина Александра Яковлевна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №2»
г. Курчатов
2015 г.
Содержание
I. Аннотация...................................................2
II. Введение…………………………………..3
III. Основное содержание работы
1. «Письма твои получая»… …………...6
2. Духовное завещание потомкам ……20
IV. Заключение ……………………………22
V. Приложение………………………….….23
VI. Литература ...…………………………..27
1
I. Аннотация
В данной работе раскрыта уникальность фронтовых писем, по которым можно определить судьбу солдата, найти место его гибели. Особое внимание уделено письмам поэтов-фронтовиков. Ценно в работе и то, что в ней «говорят погибшие герои», завещавшие потомкам любить Родину, семью, близких, продолжать их дело, за которое они боролись.
Она отражает самые разные аспекты военной корреспонденции, дает представление об этом страшном времени, рисует образ защитника нашей родины, раскрывает географию войны. Данное исследование обращает внимание на то, что письма - это подлинные документы истории, которую мы не в праве забывать.
2
II. Введение
Недавно я прочла книгу «Говорят погибшие герои». В ней - фронтовые письма. Письма из Великой Отечественной войны... отцам и матерям, женам, сестрам и братьям, любимым, друзьям и подругам, тем, кто остается жить, любить и ждать… Последние весточки от тех, кто пал смертью храбрых на полях сражений.
Прочитав множество скупых солдатских строк, я поразилась искренности и мужеству наших бойцов, их святой вере в победу даже в тяжелейшие дни войны, когда приходилось отступать, оставляя врагу родные города и села. Маленькие треугольники согревали в окопах и промерзших землянках, были тоненькой нитью между миром и войной. В каждом письме, как заклинание, звучали слова: «Враг будет разбит, победа будет за нами!» Каждая строчка, каждая буква были наполнены любовью к своей земле, к родным и близким. Это помогало выжить в адском пламени войны, давало силы и укрепляло веру в победу над фашистской нечистью.
Теперь я уверена, что историю Великой Отечественной войны, историю великой выстраданной победы советских солдат нужно изучать не по учебникам, а по солдатским письмам, по песням и стихам тех лет. Потому что в них – душа народа, дух нашего славного воинства. Это литература документов, это живое, опаляющее дыхание жизни. Это до предела сжатая история войны, неопровержимые свидетельства того, что фашизм никогда не одерживал и не одержит победу над миром, пока он будет верить в человечность и добро.
Я убеждена, что вновь и вновь должны мы обращаться к этим живым страницам нашей героической и трагической истории, должны открывать их нашим современниками, чтобы «коричневая чума» снова не расползлась по свету, чтобы никто не смел отнять у нас нашу Победу. Именно это подтолкнуло меня к такому исследованию.
3
Выбранная мною тема «Письма твои получая…» сегодня актуальна и значима. Ведь все, что касается истории страны, неподвластно времени. Оно помогает понять прошлое, дает возможность разобраться в настоящем и ощутить реальные перспективы будущего. Сегодня, когда жизнь заставляет ставить новые задачи и пересматривать ориентиры, это особенно важно.
В связи с этим мной была выдвинута гипотеза:
«Солдатские письма – живые свидетельства героического подвига, отражение души народа, его надежд и чаяний».
Проблема исследования и ее разработанность:
В истонченных временем фронтовых треугольниках сосредоточен целый пласт бесценных исторических хроник, запечатленный героями и участниками Великой Отечественной войны. Они дышат атмосферой той огненной эпохи. Многие из них стали песнями, что вели в бой. Теперь это -связующая нить между поколением военных лет и нашим, живущем в другом тысячелетии… Но мы, к сожалению, редко обращаемся к этим важным документам, а они могут многое поведать о том, как выживали люди в эту суровую пору, что чувствовали, о чем думали, на что надеялись, что давало силы и помогало выстоять в неравной схватке с врагом?
Поэтому цели моей работы следующие:
проанализировать письма фронтовиков и найти ответы на волнующие меня вопросы;
проследить историю писем поэтов-фронтовиков, ставших народными песнями;
составить сценарий мероприятия, посвященного 70-летию великой Победы
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
изучить различные письма;
узнать историю создания любимых солдатских песен;
выявить особенности содержания писем; 4
представить своим сверстникам изученный материал;
обобщить и систематизировать полученный в ходе исследования материал и сделать выводы;
оформить проект.
Методами исследования стали
- метод анализа и синтеза источников по интересующей проблеме
- систематизация данных
- сравнительно-сопоставительный
- проблемно-хронологический
Объект исследования — письма поэтов и писателей-фронтовиков, солдат, воевавших на полях сражений.
Предмет исследования - особенности содержания военной корреспонденции.
5
III. Основное содержание
1.«Письма твои получая…»
Письма... Как необходимы они были воинам, как тянулись к ним тысячи сердец… Как их ждали!.. Я хочу рассказать о тех, кто радовался долгожданным строчкам от любимых, родных, близких и тех, кто волновался, плакал, получая горестные сообщения. Постараюсь передать атмосферу далёких, но не изгладившихся из памяти суровых военных лет.
Письма в стихах были одним из весьма распространённых и вовсе не литературных жанров самого тяжёлого периода Великой Отечественной войны.
Кто не знает задушевной, глубоко лирической песни Алексея Суркова «В землянке»? Проникновенный, тоскующий голос поэта слился в ту трудную суровую пору с голосами всех разлучённых войной. Вот как об этом рассказывает сам поэт: «Возникло стихотворение, из которого родилась эта песня, случайно. Оно не собиралось быть песней и даже не претендовало стать печатным стихотворением. Это были шестнадцать «домашних» строк из письма жене, Софье Антоновне. Письмо это было написано в конце ноября, после одного очень трудного фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось ночью после тяжёлого боя пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков…» ⃰
Обратимся ещё к одному поэтическому посланию, ставшему любимой лирической песней. Это «Тёмная ночь», слова которой написал поэт Владимир Агатов, а музыку – Никита Богословский. Она была написана к фильму Льва Славина «Мои земляки».
Да и стихи Константина Симонова «Жди меня», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины» - это ведь тоже письма. В этом своём деянии поэты ничем не отличались от других красноармейцев.
__________________________________________________________________________ * Музы вели в бой. Деятели литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны./
Сост. С. Красильщик.-М.:АПН, 1985.- стр.32. 6
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…
1941
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.
Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,
Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды
За в бога не верящих внуков своих.
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.
Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик. 7
Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе, поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.
'Мы вас подождем!'- говорили нам пажити.
'Мы вас подождем!'- говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.
По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.
Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,
За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.⃰⃰
Мгновенный и всеобщий успех таких стихотворений показал, насколько велика была в народе потребность в задушевном лирическом слове. Стихи переписывали, вырезали из газет, их посылали вместо писем. Они помогали людям сохранить в себе подлинно человеческое в самых страшных, безысходных обстоятельствах.
__________________________________________________________________________
⃰ http://liricon.ru/ty-pomnish-alesha-dorogi-smolenshhiny.html
сборник русской поэзии «Лирикон»
8
Фашисты прошли всю Европу, покорив её. У них были тысячи пушек, самолётов и танков. Они расстреливали, вешали, сжигали, отравляли стариков и женщин, детей и раненых. Враги считали, что так же лёгок будет их путь в Советскую Россию… И просчитались…
Из фронтового письма Павла Когана: «…Сколько видел и пережил – сожжённые сёла, женщины, у которых убиты дети, и, может быть, главное – людей в освобождённых сёлах, которые не знали от радости, куда нас посадить, чем угостить. Нам всегда казалось, что мы всё понимаем, мы и понимали, но головой. А теперь я понимаю сердцем. И вот за то, чтоб смелый и умный народ наш никто не смел назвать рабом, чтоб на прекрасной нашей земле не шлялась ни одна гадина, за нашу с тобой любовь я и умру, если надо…» ⃰
Так писал в 1942 году с фронта молодой талантливый поэт Павел Коган незадолго до своей смерти под Новороссийском. Он погиб, как тысячи других героев, защищая свою Родину.
Я патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю,
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыскать,
Чтоб так пахнуло на рассвете,
Чтоб дымный ветер на песках…
И где ещё найдёшь такие
Берёзы, как в моём краю!
П. Коган **
__________________________________________________________________________
⃰⃰ День Поэзии. 1960, Советский писатель, Москва, 1960.-стр. 13.
* * Советские поэты, павшие на Великой Отечественной Войне, Москва, "Советский Писатель",
1965.- стр. 9.
9
Никто не знает точно, сколько писателей погибло на полях Великой Отечественной войны. Неизвестным – вечная память и вечная благодарность наша. Поэт Владислав Занадворов погиб в 1942 году на Волге.
Память
Когда и в жилах стынет кровь,
Я грелся памятью одной.
Твоя незримая любовь
Всегда была со мной.
В сырой тоске окопных дней,
В палящем огненном аду
Я клялся памятью моей,
Что я назад приду.
Хотя б на сломанных ногах,
На четвереньках приползу.
Я в окровавленных руках
Свою любовь несу.
Как бьётся сердце горячо,
Летя стремительно на бой!
Я чувствую твоё плечо,
Как будто ты со мной.
Пусть сомневается другой,
А я скажу в последний час,
Что в мире силы нет такой,
Чтоб разлучила нас!*
И родилась песня «Синий платочек» (музыка Г. Петербуржского, слова Я. Галицкого и М. Максимова)
__________________________________________________________________________ * Советские поэты, павшие на Великой Отечественной Войне, Москва, "Советский Писатель",
1965. –стр. 7
10
Трогательное письмо Юлиуса Фучика, замученного в застенках гестапо: «Об одном прошу тех, кто переживёт это время: не забудьте!.. Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас. Пусть эти люди будут всегда близки вам, как друзья, как родные, как вы сами!» * - звучит как завещание.
В русском языке есть удивительные слова. Жди меня….Семь букв. В истории нашей страны – это трагическая и непостижимая вселенная. «Жди меня» К. Симонова знают, наверное, все. В нем – любовь, война, разлука, дальние места, желтые дожди…. Когда фронтового корреспондента Константина Симонова просили рассказать об истории написания «Жди меня», он говорил: «У стихотворения “Жди меня” нет никакой особой истории. Просто я уехал на войну, а женщина, которую я любил, была на Урале, в тылу. И я написал ей письмо в стихах. Потом это письмо было напечатано в газете и стало стихотворением…». Эта женщина – актриса театра и кино Валентина Серова. Напечатано стихотворение в газете «Правда» 14 января 1942 года. «…Как только оно было напечатано, я стал получать сотни писем со стихотворными ответами на него, иногда неумелыми, но всегда трогательными. И я понял, что это произошло не потому что стихотворение было каким-то уж особенно хорошим, а потому что самой задушевной мыслью многих сотен тысяч людей была мысль о том, что их ждут, что их должны ждать и что это ожидание смягчает для них тяготы войны. А подчас и спасает их…» **
__________________________________________________________________________
* Говорят погибшие герои. Предсмертные письма советских борцов против немецко-фашистских захватчиков (1941-1945 гг.) Изд. 5-е испр. и доп. М., Политиздат, 1975.
* * Музы вели в бой. Деятели литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны./
Сост. С. Красильщик.-М.:АПН, 1985.- стр.52.
11
Жди меня, и я вернусь…
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест,
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно,
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть.
Скажет: - Повезло 12
Не понять, не ждавшим им.
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать,
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.*
Но бывало, что и забывали, вычёркивали из жизни, из памяти, из сердца… и это было – предательство, самое чёрное, самое жестокое и беспощадное. И солдат, находившихся в это время на фронте, это предательство мучило и убивало, разило сильнее вражеской пули.
Захар Городисский, поэт, умер от ран в 1943 году.
Я тебе посвятил много пламенных строк,
Ты же письма писать мне не хочешь.
Ну так знай, я могу и к тебе быть жесток
И порву своё сердце на клочья.
Хватит сил у меня твой портрет разорвать,
Сжечь все письма твои дорогие
И безжалостно их навсегда променять,
Навсегда променять на другие…
А при встрече, не глядя, я мимо пройду,
Если б даже и сердце дрожало…
Потому что весной в сорок третьем году
Ты мне письма писать перестала. **
__________________________________________________________________________
* Русские поэты. Антология в четырех томах. Москва: Детская литература, 1968.
**Лицом к Победе. Сборник стихотворений. М.: Современник, 1985.
13
Она перестала писать в 1943 году… Не потому ли и погиб он тогда же?.. Кто теперь узнает…
Да, в неимоверно жестоких испытаниях кровавой войны становилась видна и другая ипостась человека — неспособность в трагических обстоятельствах сохранить любовь и верность близкому человеку. Именно эту сторону человеческой личности раскрывает стихотворения Константина Симонова «Открытое письмо» (1943)
Я вас обязан известить,
Что не дошло до адресата
Письмо, что в ящик опустить
Не постыдились вы когда-то.
Ваш муж не получил письма,
Он не был ранен, словом пошлым,
Не вздрогнул, не сошел с ума,
Не проклял все, что было в прошлом.
Когда он поднимал бойцов
В атаку у руин вокзала,
Тупая грубость ваших слов
Его, по счастью, не терзала.
Когда шагал он тяжело,
Стянув кровавой тряпкой рану,
Письмо от вас еще все шло,
Еще, по счастью, было рано.
Когда на камни он упал
И смерть оборвала дыханье,
Он все еще не получал, 14
По счастью, вашего посланья.
Могу вам сообщить о том,
Что, завернувши в плащ-палатки,
Мы ночью в сквере городском
Его зарыли после схватки.....
Стоит звезда из жести там
И рядом тополь — для приметы...
А впрочем, я забыл, что вам,
Наверно, безразлично это.
Примите же в конце от нас
Презренье наше на прощанье.
Не уважающие вас
Покойного однополчане.
По поручению офицеров полка
К. Симонов *
А похоронки шли и шли.... и дышали болью письма-стихи!
«Гимнастёрка»
Солдат оставил тишине
Жену и малого ребёнка
И отличился на войне…
Как известила похоронка.
Зачем напрасные слова
И утешение пустое?
__________________________________________________________________________
* Константин Симонов. Собрание сочинений в 6 т. Москва: Художественная литература, 1966. 15
Зачем напрасные слова
И утешение пустое?
Она вдова, она вдова…
Отдайте женщине земное!
И командиры на войне
Такие письма получали:
«Хоть что-нибудь пришлите мне…» -
И гимнастёрку ей прислали.
Она вдыхала дым живой,
К угрюмым складкам прижималась,
Она опять была женой.
Как часто это повторялось!
Годами снился этот дым,
Она дышала этим дымом –
И ядовитым, и родным,
Уже почти неуловимым.
…Хозяйка юная вошла,
Пока старуха вспоминала,
Углы от пыли обмела
И – гимнастёрку постирала.
Юрий Кузнецов *
Из дневника Веры Ананьевой:
«Новое слово вошло в моё сознание – Фашизм. Я его знала, конечно, но сейчас оно звучит по-новому. По радио передают, что фашисты жгут целые деревни. Насилуют девушек и женщин, а потом их зверски убивают. На глазах родителей убивают детей. Звери пришли на нашу землю. Звери, а не люди… Ненавижу фашизм. И это коричневое слово, и всё, что за ним». **
__________________________________________________________________________
* http://liricon.ru/gimnastyorka.html сборник русской поэзии «Лирикон
** Говорят погибшие герои. Предсмертные письма советских борцов против немецко-фашистских захватчиков (1941-1945 гг.) Изд. 5-е испр. и доп. М., Политиздат, 1975. 16
А в ответ похоронка:
«Анна Фёдоровна! Сообщаю, что ваша дочь, Ананьева Вера Александровна, 3 августа 1943 года как одна из лучших радисток была переброшена в тыл противника в районе Кобытча Киевской области для выполнения специального задания. После приземления группа подверглась нападению со стороны немцев, и в бою с проклятыми извергами Ваша дочь Вера вместе с пятью товарищами пала смертью героя.» *
Чудом выжил в боях под Севастополем поэт-фронтовик Эдуард Асадов. Был тяжело ранен, но не потерял силы духа. Всю свою жизнь он сражался со злом. И сердце свое завещал захоронить на Сапун-горе в Севастополе, где 4 мая 1944 года он был ранен и потерял зрение. Его стихи-письма - это исповедь любящего сыновьего сердца.
«Письмо с фронта» Э.Асадова.
Мама, тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую - слов даже нет!
Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.
* Говорят погибшие герои. Предсмертные письма советских борцов против немецко-фашистских захватчиков (1941-1945 гг.) Изд. 5-е испр. и доп. М., Политиздат, 1975. 17
Грустила ты, если мне физик, бывало,
Суровою двойкой дневник "украшал",
Гордилась, когда я под сводами зала
Стихи свои с жаром ребятам читал.
Мы были беспечными, глупыми были,
Мы всё, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут, на войне:
Приятели, книжки, московские споры -
Всё - сказка, всё в дымке, как снежные горы...
Пусть так, возвратимся - оценим вдвойне!
Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудья, как стадо слонов,
И где-то по-мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки...
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры -
Ты здесь, ты со мною, родная моя!
В холодной ночи, под неласковым небом,
Склонившись, мне тихую песню поёшь
И вместе со мною к далёким победам
Солдатской дорогой незримо идёшь.
И чем бы в пути мне война ни грозила, 18
Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу! *
_______________________________________________________________________
* Эдуард Асадов. Зарницы войны. Повесть. Стихи. Поэмы. Москва: Военное изд-во, 1989.
19
2. Духовное завещание потомкам
Уходили в бой, зная, что завтра уже не наступит со спокойным сердцем, оставляя завещания близким.
Завещание защитника Ленинграда капитана Г. П. Масловского сыну 13 января 1944 года:
«Ну вот, мой милый сын, мы больше не увидимся.
Час назад я получил задание, выполняя которое живым не вернусь. Этого ты, мой малыш, не пугайся и не унывай. Гордись такой гордостью, с какой идет твой папа на смерть: не каждому доверено умирать за Родину. Приму все меры, чтобы это письмо переслали тебе, а ты с ним будь осторожнее, не пугай свою бабусю.
Славному городу Ленина - колыбели революции грозит опасность. От выполнения моего задания зависит его дальнейшее благополучие. Ради этого великого благополучия буду выполнять задание до последнего вздоха, до последней капли крови. Отказаться от такого задания я не собирался, наоборот, горю желанием, как бы скорее приступить к выполнению. В ожидании машины роюсь в неугомонных мыслях, с молниеносной скоростью задаю сам себе вопросы и тут же даю ответ. Одним из первых вопросов будет такой: Какие силы помогают мне совершить мужественный поступок? Воинская дисциплина и партийный долг. Правильно говорят: от дисциплины до геройства - один шаг. Это, сын, запомни раз и навсегда. А пока есть время, надо отвинтить от кителя ордена, поцеловать их по своей гвардейской привычке. Рассказываю тебе обо всем подробно, хочу, чтобы ты знал, кто был твой отец, как и за что отдал жизнь.
Вырастешь большим - осмыслишь, будешь дорожить Родиной. Хорошо, очень хорошо дорожить Родиной.
У меня есть сын. Жизнь моя - продолжается, вот почему мне легко умереть. Я знаю, что там, в глубоком тылу, живет и растет наследник моего духа, сердца, чувства. Я умираю и вижу свое продолжение. Сын, ты в каждом
20
письме просил и ждал моего возвращения домой с фронта. Без обмана: его больше не жди и не огорчайся, ты не один. При жизни нам, сынка, мало пришлось жить вместе, но я на расстоянии любил тебя и жил только тобой. Вот и сейчас думается, хоть я буду мертвый, но сердце продолжает жить тобой, даже смерть не вытеснит тебя из моего скупого сердца.
В своем прощальном письме прошу командование определить сына воспитанником Суворовского военного училища, желательно в Ленинградскую область - это для того, чтобы, он мог посетить Поддорский район, Сокольский сельсовет, потому что возле деревни Хлебоедово закончит жизненный путь его отец. Когда начнется мирная жизнь, возродятся колхозы, сын будет шефом колхоза деревни Хлебоедово.
Прощай, мой сын, прощай, дорогая жена
Поля, Юра! Жена, сын! Радость вы моя, кровь моя, жизнь моя!
Люблю, люблю до последней капли крови! Выполняйте мое завещание. Целую, искренне любящий Гавриил».*
Это завещание адресовано не только сыну Юрию, который окончил в 1952 году Свердловское суворовское училище, а затем и Военное автотракторное училище, стал офицером Советской Армии. Оно адресовано и нам, живущим в XXI веке людям.
____________________________________________________________________
* Говорят погибшие герои. Предсмертные письма советских борцов против немецко-фашистских захватчиков (1941-1945 гг.) Изд. 5-е испр. и доп. М., Политиздат, 1975 г.
21
IV. Заключение
Результаты изучения литературных источников, а именно книги «Говорят погибшие герои», сборников произведений о Великой Отечественной войне, анализ и систематизация материалов показали, что выдвинутая нами гипотеза оказалась верной. Действительно, «Солдатские письма – живые свидетельства героического подвига, отражение души народа, его надежд и чаяний».
Я побеседовала с ветеранами Великой Отечественной войны, проживающими в селе Быки и убедилась, что письма писали все, писали о военных действиях, о чувствах, что переполняют душу.
Письма, написанные огрызками карандашей в окопах, блиндажах, госпиталях, доходили до близких, как бы «вживую», из рук в руки, сохраняя тепло родных пальцев, сердец и душ. Письма эти были светом в окошке для родных, солдатские треугольники носили из дома в дом, они озаряли будни, придавали силы, вселяли веру в Победу, вдохновляли на труд. А еще солдатские письма создавали образ воина, рассказывали о его подвиге, о его фронтовых друзьях.
Прошли уже десятки лет с тех пор, как отгремели последние залпы огня Великой Отечественной войны, но нельзя забывать тех, кто сражался за нас, за нашу Родину. Поэтому мы вновь и вновь должны обращаться к этой теме.
Наши гимназисты активно участвуют в мероприятиях, посвященных 70-летию Великой Победы. Так, недавно был проведен конкурс на лучшее сочинение «Письмо юному защитнику» Победителем в нем стал Лущик Матвей, ученик 7 В класса.
Моя работа имеет практическую значимость. Собранный в ней материал можно использовать на внеклассных мероприятиях и классных часах, посвященных Великой Отечественной войне. Сценарий такого мероприятия я и прилагаю к исследованию.
22
Приложение

О.Борканюка жене и дочери.
23

Письмо моряков - балтийцев, защищавших остров Хиума
24
Последняя записка С.И.Солнцева родным.
25
Надпись на кирпичах Брестской крепости.

26
Литература
1.В.А.Кондратьев, З.Н.Политов/Говорят погибшие герои/1973 г.
1973-стр.161
1973-стр.172
1973-стр. 56
1973 стр.214-215
2. Говорят погибшие герои. Предсмертные письма советских борцов против немецко-фашистских захватчиков (1941-1945 гг.) Изд. 5-е испр. и доп. М., Политиздат, 1975 г.
3. Музы вели в бой. Деятели литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны./
Сост. С. Красильщик.-М.:АПН, 1985.- стр.32.
4. День Поэзии. 1960, Советский писатель, Москва, 1960.-стр. 13.
5. Советские поэты, павшие на Великой Отечественной Войне, Москва, «Советский Писатель» , 1965.- стр. 9.
6. Русские поэты. Антология в четырех томах. Москва: Детская литература, 1968.
7. Лицом к Победе. Сборник стихотворений. М.: Современник, 1985.
8. Константин Симонов. Собрание сочинений в 6 т. Москва: Художественная литература, 1966.
9. Эдуард Асадов. Зарницы войны. Повесть. Стихи. Поэмы. Москва: Военное изд-во, 1989.
27