Министерство образования и науки Республики Тыва
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Тыва
«Тувинский строительный техникум»
Практическая работа
на тему:
«Озеро Сут-Холь, как сакральный объект Тувы»
Выполнила: студентка 1 курса 18 группы по профессии «Делопроизводитель»
Хертек Шончалай
Проверил: преподаватель общественных дисциплин
Очур Алёна Владимировна
Кызыл – 2016г.
Содержание
Введение ……………………………………………………….. стр. 3
I. Основная часть.
Глава 1. Разновидность сакральных мест в Туве. …….…….. ..стр. 5
Глава 2. Место расположение священного оз. Сут-Холь. …… стр. 7
II. Практическая часть.
Глава 3. Озеро Сут-Холь в легендах. …………………………… стр. 8
Глава 4. Историческое значение озера Сут-Холь. …………….. стр. 11
Заключение. ………………………………………………...… стр. 12
Список использованных источников и литературы. …… стр. 15
Введение
На живописном пространстве Республики Тыва среди многообразия природных ландшафтов выделяется особая группа компактных территорий и естественных образований, представляющих собой своеобразные «храмы под открытым небом». Начиная с первобытных времен, они играли огромную роль в становлении человечества, преломляя и формируя в его сознании определенное отношение к окружающему его миру.
Это так называемые сакральные природные места. Значение таинственного слова «сакральный» в переводе с латинского – «священный, культовый, ритуальный». На современном языке их еще называют «места силы» (англ. «Place of Power»), т.е. места с повышенной энергетикой. В местах силы нередко происходят различные аномальные явления, связанные с выходом энергии из земных недр.
Пребывание в энергетически сильном месте может оказать двоякое действие на человека: в «положительных» местах происходит гармонизации организма и его позитивный настрой, в «отрицательных» – ухудшение самочувствия – появление угнетенности, нервозности.
Сакральное место обладает особым, священным статусом. Это пространственный объект, выделенный из области повседневной жизни и предназначенный для выполнения регулярных культовых действий, направленных на взаимодействие со священными сущностями и силами. Это земное местопребывание духов и богов, сосредоточение магических сил, вызывающее чувство благоговения и требующее чрезвычайного почтительного отношения.
Объект – озеро Сут-Холь
Предмет – сакральное значение озера Сут-Холь.
Основным методом исследования является описательный, представленный приемами наблюдения, интерпретации и обобщения.
Практическая ценность данной работы заключается в возможности использования ее качестве рекламы для привлечения туристов на территорию Республики Тыва.
Глава 1. Разновидность сакральных мест в Туве.
Природные сакральные места в Туве:
– горы, вершины гор;
– перевалы;
– скалы-останцы, нередко напоминающие фигуры людей или животных;
– камни-идолы – относительно небольших размеров камни причудливой, часто антропоморфной или зооморфной формы;
Природные объекты со следами человеческой деятельности в виде наскальной живописи и (или) присутствия в непосредственной близости от них культовых предметов:
– скальные святилища;
– пещерные святилища;
Примитивные сооружения из камней:
– мегалиты – многотонные камни или сооружения из камней, специально установленные человеком. Подразделяются на:
а) плиточные ограждения курганов;
б) менгиры – вкопанные одиночные каменные столбы;
в) изваяния – вкопанные каменные столбы или плиты с выпуклыми антропоморфными или зооморфными изображениями – личинами.
Камни-лекари – объекты особого почитания среди современных паломников – разнообразные камни из перечисленных выше, обладающие положительным действием на организм и психику человека.
Водные объекты:
– озера;
– реки (Енисей), почитаемые как национальные святыни;
– святые и целебные источники по всей территории России
Живые растительные объекты:
– отдельно растущие деревья-долгожители огромных размеров и, нередко, причудливой формы (преимущественно березы, тополя, лиственницы, ели, сосны);
Глава 2. Место расположение священного оз. Сут-Холь.
Сут-Хольский район расположен на северо-западной части республики. Он граничит на юге с Дзун-Хемчикским, на западе с Барун-Хемчикским, на востоке Чаа-Хольским кожуунами Республики Тыва, на севере с Республикой Хакасия.
Районный центр – село Суг-Аксы - расположен в средней части Сут-Хольского района (кожууна). Численность населения кожууна - 8694 человек(2009 г.) Особенностью экономико-географического положения Сут-Хольского района (кожууна) является его отдаленность от центральных районов и столицы республики. Расстояние от районного (кожуунного) центра до столицы Республики Тыва – г.Кызыла составляет 286 км, а до ближайших железнодорожных станций – соответственно: 323 км (Абаза) и 730 км (Абакан). Основным средством сообщения, связывающим кожуун с другими кожуунами республики, является автотранспорт.
В центральной части кожууна расположена Хемчикская котловина, на севере кожууна имеются высокие горы. Большая часть кожууна (51,0 %) занята лесами, в которых растут кедр, тополь, лиственница, береза, черемуха, осина. А также облепиха, смородина, голубика и другие. По площади занятой облепихой, плоды которой содержат большое количество витамина «С», кожуун занимает одно из ведущих мест в республике.
С запада на восток протекает река «Хемчик» с притоками «Алаш», «Ак», «Устуу-Ишкин», «Алдыы-Ишкин», «Шеле», «Теректиг», «Шом-Шум».
Основное направление кожууна – сельскохозяйственное.
Климат резко континентальный. Самая низкая наблюдавшаяся температура зимой - 50°С, средняя температура января – 30 градус ниже нуля. Зимний период длится около 180 дней. Котловинный характер рельефа района при общем преобладании зимой антициклонального режима способствует скоплению холодного воздуха в котловине и дополнительному его выхолаживанию.
Жаркое и сухое лето наступает в конце мая и длится 85 дней. Средняя температура июля +20 градусов, максимальная +38 градусов. Заморозков в течение лета не наблюдается. Весенние заморозки обычно заканчиваются в конце второй декады мая, но в отдельные годы они наблюдаются и в начале июня. Осенние заморозки начинаются в третьей декаде сентября, в отдельные годы в конце августа. Продолжительность теплого (температура выше +10 градусов) периода около 125 дней. В целом, климатические условия данного района отличается суровостью.
На территории района (кожууна) из разведанных месторождений полезных ископаемых, вовлечено в хозяйственный оборот обжиг извести в с. Алдан-Маадыр, а месторождение кирпичных глин в с. Ак-Даш планируется в ближайшие годы дать оборот.
В состав кожууна входят 7 сельских поселений, объединяющих 39 населённых пунктов:1
Ак-Дашское сельское поселение — с. Ак-Даш;
Алдан-Маадырское сельское поселение — с. Алдан-Маадыр;
Бора-Тайгинское сельское поселение — с. Бора-Тайга;
Ишкинское сельское поселение — с. Ишкин;
Кара-Чыраанское сельское поселение — с. Кара-Чыраа;
Кызыл-Тайгинское сельское поселение — с. Кызыл-Тайга;
Суг-Аксынское сельское поселение — с. Суг-Аксы.
В селе Алдан-Маадыр2 — филиал одноимённого республиканского краеведческого музея. Здесь в 1883—1885 гг. произошло тувинское народное «восстание 60 богатырей» (тув. Алдан Маадыр) против гнёта маньчжурской династии Цин, под чьим протекторатом Тува находилась в конце XIX века. Восстание было жестоко подавлено. Считается, что оно способствовало сплочению тувинского народа, росту национального самосознания.
На территории кожууна на высоте 1814 метров над уровнем моря расположено горное пресноводное озеро «Сут-Холь»3, в котором разводятся: пелядь, омуль, монгольский хариус.
Сут-Холь - это пресное высокогорное озеро. Высота озера над уровнем моря составляет 1814 метров длина 7 км, ширина -2-4 км, глубина – более 50 м. С древних времен Сут-Холь считается священным, да и название озера в переводе значит «молочное озеро», а молоко у тувинцев символизирует чистоту. Озеро по сей день считается священным, там никому нельзя купаться, если кто-либо нарушит покой озера, то вмиг набегают тучи, начинается град. Может, поэтому, чистота вод в нем сравнима только с озером Байкал. А еще Сут-Холь - родина самых знаменитых сказителей и самых сильных борцов, и это тоже считается влиянием священного озера.
Глава 3. Озеро Сут-Холь в легендах.
Чистота вод озера сравнима только с озером Байкал. С древних времен озеро считается священным, недаром все тувинские сказки и легенды начинаются со слов «давным-давно, когда озеро Сут-Холь было маленькой лужей, а гора Сумбер-Уула кочкой….».
Существует легенда о том, что когда - то в озере жил хозяин озера Холдун кок-Бугазы» (Озерный Синий бык), когда хозяин начинал выходить из озера, то гремел гром, сверкала молния, и по озеру начинали ходить волны, высотой больше человеческого роста, и с силой разбивались о скалистые берега.5
В народе живет легенда. В давние времена поселилась у озера старуха-колдунья. Она варила целебные отвары из сут-хольских трав, твердила заклинания, насылала грозу на тайгу. Но даже ее, ворчливую и неуживчивую, покорили чабаны своей щедрой душой. Однажды вечером колдунья вышла на берег Сут-Холя, выплеснула в него большой чан молока. Проснулись утром люди и не узнали озера. Было оно белым-белешенькое, словно молоком до краев наполненное. Подбежали они к самому берегу и увидели, что это не молоко, а туман белой пеленой воду застлал. С тех пор в народе стали замечать, что на сут-хольских пастбищах коровы дают много густого, как сливки, молока. Сут-Холь в переводе на русский и означает - Молочное озеро.
С древних времен Сут-Холь считается священным, да и название озера в переводе значит "молочное озеро", а молоко у тувинцев символизирует чистоту. Озеро по сей день считается священным, там никому нельзя купаться, если кто-либо нарушит покой озера, то вмиг набегают тучи, начинается град. Может, поэтому, чистота вод в нем сравнима только с озером Байкал. А еще Сут-Холь - родина самых знаменитых сказителей и самых сильных борцов, и это тоже считается влиянием священного озера.
Глава 4. Сакральное значение озера Сут-Холь.
Красивое горное озеро, площадью 1400га, длиной 8 км, шириной 3,5км, глубиной 35м. В озере разводятся рыбы: монгольский хариус, пелядь и омуль. Чистота вод озера сравним только с озером Байкал.
Все великие борцы по национальной борьбе «Хуреш» родом из Сут-Холя, и это тоже считается влиянием священного озера Сут-Хол.
Озеро и сегодня считается священным. Здесь ежегодно производятся шаманские обряды, во время которых задабривается Хозяин озера, чтобы он помогал в получении хорошего урожая, благосостоянии и защищал население от болезней, джута (нищеты голода и падежа скота).
С древних времен озеро считается священным, недаром все тувинские сказки и легенды начинаются со слов: «давным-давно, когда озеро Сут-Холь было маленькой лужей, а гора Сумбер-Уула (гора, которая в настоящее время находится по озером) кочкой…». Существует легенда о том, что когда-то в озере жил хозяин озера «Холдун кок Бугазы» (Озерный синий Бык). Когда хозяин начитает выходить из озера то гремит гром, сверкают молнии, по озеру начинают ходить волны высотой больше человеческого роста и с силой разбиваются о скалистые берега.
Уникальность Сут-Холя, прежде всего, в его первозданном совершенстве, нетронутой природе. Это все равно, что попасть в волшебную сказку, поэтому отдыхающие чтят наше озеро, соблюдают все правила. Многие туристы приезжают к нам уже не в первый раз, например, участники фестиваля Устуу-Хурээ, и просто наслаждаются таким удивительным отдыхом. Да и прогулки на конях для многих - это экзотика».
Заключение.
К местам, имеющим сакральное значение, могут относиться как природные объекты (горы, источники, озера, деревья и др.), так и археологические и культурно-исторические памятники, созданные человеком (оваа, наскальные рисунки, каменные изваяния, храмы, святилища, субурганы и др.).
Традиционное мировоззрение тувинцев основывалось на представлении о существовании трех взаимосвязанных друг от друга миров: Верхнего, Среднего и Нижнего. Человек является одним из существ Среднего мира, наделенный разумом. Он должен нести ответственность за гармоничное существование всех трех миров. Это проявляется в почтительном отношении человека к божественным силам: во-первых, в поведении человека в быту (главным образом, смирении), во-вторых, в оказании им почестей – подношений различного порядка.
Знания, накопленные тысячелетиями нашими предками по сохранению гармонии между природой и человеком, необходимо сохранять и передавать новым поколениям. Порядок поведения людей и выработанные запреты по отношению к сакральным местам являются обязательными для каждого человека.
С древности народ почитал свои родовые сакральные места, на которые не допускались посторонние люди. В странах, где чтут древние традиции, чужого человека никогда не приведут на сакральное место, иначе это место перестанет быть священным. Для этого есть специальные туристические места, которые не является сакральными, где все воспроизведено для демонстрации обряда как театрализованного зрелища.
Совершая обряды освящения сакральных мест, их приближают к себе, своему жилищу, отделяя от чужого, дальнего пространства, подтверждая свою причастность к ним.
Поскольку это священные места, на них категорически нельзя мусорить, строго запрещено распивать спиртные напитки.
Тувинцы освящали Вселенную , небо, родовые горы, особые, отмеченные природой деревья, объекты водной стихии. Особенно почитали и старались ежегодно освящать домашний очаг. Важно отметить, что ни один объект окружающей среды, важный для жизнедеятельности людей, не оставался не освященным.
Почти все обряды освящения (за исключением от дагыыры – освящение семейного очага) непременно проводились на возвышенности.
Гора – место, где обитают духи, от которых зависит благополучие людей, поэтому основная, культовая часть празднества совершалась на горе. Долина – противоположность возвышенности – это место проживания людей с их радостями и бедами, болезнями, грехами, и, чтобы не тревожить духов, чтобы не прогневить их своими более свободными действиями, именно в долине происходили заключительные части крупных обрядов и праздников – спортивные состязания и пиршества – той.
Вторым символом сакрального пространств является дерево. Дерево – древо рода – космическая ось, символический источник жизни. К его ветвям люди подвязывали ритуальные ленточки – чалама белого цвета, символизировавшего благополучие.
Третьим символом сакрального пространства является жертвенник – оваа. Сооружался он в виде шалаша из веток молодых деревьев размером метр-полтора. Каждый год, незадолго до обряда, специально назначенные люди поднимались к оваа, чтобы обновить его, придать праздничный вид. Заменялась лишь часть веток, самый верхний слой, поэтому оваа– всегда огромное сооружение, сложенное за десятилетия. Для того чтобы ветки не распадались, их обвязывали лентами, сплетенными из конского волоса.
Вход древнего жертвенника, так же как и вход в традиционное жилище тувинцев – юрту, был обращен к востоку – священной стороне света – восходу солнца. На восточной стороне устраивали самый большой из четырех жертвенных костров – саңсалыр.Дым можжевельника, по представлениям тувинцев, обладал защитной, отпугивающей от злых духов силой. Термин «сан» на тибетском языке обозначает «очищение».
При проведении обряда буддийским священником он сопровождался чтением буддийских молитв – судур номчуур или камлания, при обслуживании обряда шаманом – алгыш кылыр.
Список использованных источников и литературы.
1. Н.Черноусова. Плюс-Информ. Священный Сут-Холь
2. А.Куулар. Горное озеро «Сут-Холь»
3. Ондар Б.К. Словарь топонимов Тувы
Интернет – источники
1.http://kizil.bezformata.ru/listnews/izmenenij-v-zakon-respubliki-tiva/43058819/
2. http://www.press-line.ru/news/2009/12/svyatilishha-i-sakral-ny-e-mesta-tuvy-zashhityat-zakonom
3. http://sib-guide.ru/siberia/di/281
13