СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-теоретические основы внедрения Концепции развития географического образования в Российской Федерации

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из концепции географического образования

Просмотр содержимого документа
«Научно-теоретические основы внедрения Концепции развития географического образования в Российской Федерации»

15. Научно-теоретические основы внедрения Концепции развития географического образования в Российской Федерации

 

Концепция разработана на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,1 Федерального закона от 28 декабря 2016 года № 465-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»2, Указа Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» (от 1 июня 2012 года №761), Постановления Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г. №751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» (на период до 2025 года), Распоряжения Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 г. №2148-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы», Распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 г. №2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», Распоряжения Правительства Российской Федерации «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (в ред. распоряжения Правительства Российской Федерации от 08.08.2009 № 1121-р);3 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373, в ред. от 31 декабря 2015 г.); Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897, в ред. от 31 декабря 2015 г); Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413, в ред. от 31 декабря 2015); Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15),4 Приказом Минобрнауки России от 30 марта 2016 г. № 336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении образовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в образовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания».

Научно-теоретическим основанием организационно-методической Модели внедрения Концепции развития географического образования в Российской Федерации послужили фундаментальные психолого-педагогические исследования В.А. Болотова, И.А. Зимней, В.И. Загвязинского, А.В. Хуторского, И.Д. Чечель (проблема формирования педагогической компетентности); Ю.Н. Кулюткина, В.А. Лекторского, И.Н. Семенова (теоретические положения о рефлексивном характере педагогической деятельности); Т.Ю. Базарова, Ю.В. Громыко, В.И. Слободчикова, Г.П. Щедровицкого и др. (концепция социального проектирования как механизма профессионального развития педагога); В.А. Болотова, В.И. Блинова, И.С. Сергеева, М. Вартофского и др. (понятие модели применительно к образовательному процессу, исследование путей реализации компетентностного подхода в образовании, моделирования процесса профессионального развития педагога); А.А. Вербицкого, О.Г. Ларионовой (проблема интеграции личностного и компетентностного подходов в образовании); М.В. Кларина (анализ инновационных моделей обучения в зарубежной школе, возможность адаптации этого опыта к условиям российской школы) и др.

Концепция развития географического образования в Российской Федерации органично раскрывает и дополняет утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Так, в разделе 4 «Развитие образования» отмечено, что для реализации стратегической цели государственной политики в области образования – повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, – предполагается решение приоритетных задач, в числе которых «обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений». Это соотносится с целями и задачами Концепции.

Также «Развитие системы общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения», что в Концепции предполагает «создавать широкие возможности для выстраивания индивидуальных траекторий обучения с углублённым изучением теоретических основ отдельных отраслей географической науки, в сочетании с практико-ориентированной научно-исследовательской и проектной работой по географии». В части «расширения сферы дополнительного образования» Концепция предлагает новые формы дополнительного образования, которые «должны сопровождаться воссозданием наиболее действенных из традиционных форм работы со школьниками – проведение экскурсий и походов, организация слетов и соревнований, развитие и поддержка олимпиадного движения, проведение интеллектуальных турниров и дискуссионных клубов».

Результатом реализации Концепции должна стать разработка нового стандарта школьного географического образования, разработка содержательных минимумов понятий, терминов и географической номенклатуры для соответствующих уровней географического образования.

В новых условиях необходимо такое звено в географическом образовании, которое учитывало бы сущностные черты модернизации – решение задач повышения качества школьного географического образования, развитие компетенций учащихся общеобразовательных школ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) основного общего и среднего общего образования, формирование единого образовательного пространства Российской Федерации.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!