СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научное познание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Научное познание»

Обществознание

10 класс

Тема: Научное познание

Цели урока:

Обучающие:

  • сформировать представление о роли науки в современном мире;

  • раскрыть особенности научного знания, отличие его от других видов знания;

  • сформировать представление об основных формах и методах научного познания.

Развивающие:

  • формировать познавательные умения (формулировать проблему, выдвигать гипотезу, делать выводы, задавать вопросы, применять знания, планировать деятельность.)

  • формировать коммуникативную, информационную, социокультурную компетенции.

Воспитывающие:

  • воспитывать интерес и положительное отношение к научной деятельности гордость за достижения отечественной и мировой науки;

  • возбуждать готовность и интерес к самостоятельному решению поставленных задач.


Ход урока

    1. Оргмомент.

2. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

- Ребята, прочтите очень интересную мысль выдающегося физика нашего времени – М. Борна: «…мы, ученые, всегда должны помнить, что весь опыт базируется на чувствах. Теоретик, погрязший в своих формулах, забывший о явлениях, которые он собирался объяснить, - это уже не настоящий ученый – физик или химик; а если своими книгами он загораживается от красоты и разнообразия природы, то для меня он жалкий глупец. Ныне мы достигли разумного равновесия между экспериментом и теорией, между чувственной и интеллектуальной реальностью. И мы должны следить за тем, чтобы такое равновесие сохранилось».

-Как вы думаете чему посвящена тема сегодняшнего урока? (ответы)

Результатом работы с текстом должно стать выделение темы урока: «Научное познание».

Запишите тему урока «научное познание»

3.Актуализация знаний

Давайте вспомним, что мы уже знаем по этой теме. Знаем

Что такое познание? Это деятельность, направленная на получение нового знания об окружающем мире.

Давайте рассмотрим структуру этой деятельности. Слайд


раздается кроссворд (один на парту)

По горизонтали

1 . 1.Философская концепция, признающая основой познания и поведения людей разум

5. 5.Мысль, утверждающая или отрицающая нечто об объектах познания

6. 6.Целостное отражение предметов в многообразии их свойств

10. 10. Рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение (или вывод)


По вертикали

2. 2 Отражение отдельных свойств, отдельных признаков предметов и процессов

3 Философская концепция, ставящая на первое место в процессе познания в противовес разуму чувственную познавательную способность

4. Форма чувственного познания, при его помощи человек способен выделять отдельные стороны того или иного объекта, комбинировать их

8. Мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей

Ответы

По горизонтали 1. РАЦИОНАЛИЗМ 5. СУЖДЕНИЯ 6. ВОСПРИЯТИЕ 10. УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

По вертикали 2. ОЩУЩЕНИЯ 3. СЕНСУАЛИЗМ 4. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ 8. ПОНЯТИЕ


4. Планирование деятельности

-Как вы думаете, что нам необходимо узнать, чтобы раскрыть тему урока? Надо узнать (ответы)

Формируется план урока:

План:

  1. Что такое научное познание

  2. Особенности научного познания

  3. Два уровня научного познания

  4. Методы научного познания


5.Открытие нового знания.


- Попробуем найти ответы на эти вопросы с помощь глубокого анализа текстов и материалов параграфа.

1) Субъекты научного познания – исследователь, научный коллектив, общество в целом.

2) Объекты научного познания  – человек, общество, природа. Предмет исследования – это какая-то грань объекта. Например, один и тот же объект – человек - может изучаться разными науками. Назовите эти науки (физиология, анатомия, психология, история, литература и т.д.).

Какие науки изучают общество? (история, политология, социология, экономика и т.д.)

3) Цель научного познания – описание, объяснение и предсказание явлений окружающего мира, а также применение научных знаний в практической деятельности

4) Средства научного познания – система методов и приемов, которые используются в процессе познания.


3 ряд работает над вопросом «Особенности научного познания»

1 и 2 ряд работает над текстом «Уровни и методы научного познания»


Во время выступления групп, вы, ребята должны составить развернутый план в тетрадях.


Работа с текстом по группам: Осуществлять поиск социальной информации; извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам


На основе текста и материала параграфа стр. 60 выделите отличительные черты научного познания:

Термин «научный» не обозначает избранную группу высокоразвитых областей человеческой деятельности, хотя наука имеет особый специфический язык. Он вскоре указывает на общий набор методов – техник, которые могут использоваться для широкого круга проблем. Следовательно, если мы пытаемся понять, является ли та или иная область научной, нацелена ли она на получение новых знаний для человечества, ключевым вопросом становится следующий вопрос: использует ли она научные процедуры? Если нет, то она оказывается вне сферы науки. Эти методы и процедуры включают в себя попытки собрать систематическую информацию об интересующих исследователя проблемах плюс скептическое к ним отношение. Полученный результат не должен зависеть от частных мнений, пристрастий, авторитетов. Основной предпосылкой науки является убеждение, что все основные предположения о физическом мире должны быть проверены и перепроверены, доказательны, чтобы принять их за истину. Одной из важных черт научных исследований является получение таких данных, которые не только связаны с сегодняшним днем, но могут найти применение в будущем.

Каковы на взгляд автора, особенности научного познания? Укажите отличительные черты научного познания:

  1. использование специальных методов

  2. объективность; изучение мира как он есть: вы­во­ды, ко­то­рые де­ла­ет учёный-ис­то­рик, изу­чая зна­че­ние де­я­тель­но­сти по­ли­ти­че­ско­го де­я­те­ля, не долж­ны за­ви­сеть от его сим­па­тии или ан­ти­па­тии к этому де­я­те­лю

  3. взаимосвязь и системность научных знаний (учёный-эко­но­мист вы­дви­га­ет ги­по­те­зу о ме­ха­низ­мах меж­ду­на­род­но­го эко­но­ми­че­ско­го со­труд­ни­че­ства, ос­но­вы­ва­ясь на ранее до­ка­зан­ных тео­ри­ях в сфере эко­но­ми­ки и дру­гих наук). Ньютон на склоне лет как-то писал: «Если я видел дальше других, то потому только, что стоял на плечах гигантов». Одним из этих гигантов был Коперник

  4. Доказательность/ рациональная и эмпирическая обоснованность

  5. Проверяемость/ учёный-физик, про­ве­дя экс­пе­ри­мент, то есть со­здав усло­вия, в ко­то­рых по­лу­чен какой-либо на­уч­ный ре­зуль­тат, дол­жен быть в со­сто­я­нии по­вто­рить его и убе­дить­ся в его ис­тин­но­сти);

  6. наука имеет специальный язык;

  7. Направленность научных знаний на будущее. Далеко ходить за примерами не надо. Достаточно вспомнить судьбу открытий Коперника и Галилео Галилея относительно тел солнечной Галактики. 

Доп вопросы и задания к группе

  1. На что прежде всего нацелена наука? Какова цель научного познания? (получение нового знания для человечества)

  2. К чему стремится наука? (к объективности, к изучении мира таким, каков он есть вне и независимо от человека. Полученный результат не должен зависеть от частных мнений, пристрастий, авторитетов.)

  3. В чем состоит особенность научного языка? (особые термины, строго определяемые понятия, математич. символы)


Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями. Применять знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Выполнить задание слайд

Тео­ре­ма Пи­фа­го­ра — одна из ос­но­во­по­ла­га­ю­щих тео­рем Ев­кли­до­вой гео­мет­рии, уста­нав­ли­ва­ю­щая со­от­но­ше­ние между сто­ро­на­ми пря­мо­уголь­но­го тре­уголь­ни­ка. По каким ос­но­ва­ни­ям её можно счи­тать на­уч­ным зна­ни­ем? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Её от­кры­тие про­изо­шло на ос­но­ве на­блю­де­ний.

2) Её ис­тин­ность была уста­нов­ле­на путём обоб­ще­ния на­род­ной муд­ро­сти.

3) Для её опи­са­ния ис­поль­зо­ван метод тео­ре­ти­че­ско­го объ­яс­не­ния.

4) Она из­ло­же­на спе­ци­аль­ным язы­ком ма­те­ма­ти­ки.

5) Она слож­на для са­мо­сто­я­тель­но­го изу­че­ния.

6) Для под­твер­жде­ния её ис­тин­но­сти пред­ло­же­но до­ка­за­тель­ство, опи­ра­ю­ще­е­ся на опыт­но уста­нов­лен­ные дан­ные.

 Ответ: 3, 4, 6


Работа с текстом о методах 1 и 2 ряд

заполнить таблицу

уровни и методы на­уч­ного по­зна­ния.

Для вся­ко­го на­уч­но­го по­зна­ния су­ще­ствен­но на­ли­чие того, что ис­сле­ду­ет­ся, и то, как оно ис­сле­ду­ет­ся. Ответ на во­прос о том, что ис­сле­ду­ет­ся, рас­кры­ва­ет при­ро­ду пред­ме­та науки, а ответ на во­прос о том, как осу­ществ­ля­ет­ся ис­сле­до­ва­ние, рас­кры­ва­ет метод ис­сле­до­ва­ния.

Пред­мет науки вли­я­ет на ее ме­то­ды, т.е. при­е­мы, спо­со­бы ис­сле­до­ва­ния объ­ек­та. Так, в есте­ствен­ных на­у­ках одними из глав­ных при­е­мов ис­сле­до­ва­ния яв­ля­ют­ся наблюдение и экс­пе­ри­мент. Об­ще­на­уч­ны­ми ло­ги­че­ски­ми при­е­ма­ми яв­ля­ют­ся ин­дук­ция, де­дук­ция, ана­лиз, син­тез, а также си­стем­ный и ве­ро­ят­ност­ный под­хо­ды, обобщение, аналогия, моделирование, абстрагирование, выдвижение гипотезы и мно­гое дру­гое.

В каж­дой науке раз­ли­ча­ют­ся эм­пи­ри­че­ский уро­вень, т.е. на­коп­лен­ный фак­ти­че­ский ма­те­ри­ал — итоги на­блю­де­ний и экс­пе­ри­мен­тов, измерение, сравнение, опрос, эмпирическое описание и тео­ре­ти­че­ский уро­вень, т.е. обоб­ще­ние эм­пи­ри­че­ско­го ма­те­ри­а­ла, вы­ра­жен­ное в со­от­вет­ству­ю­щих понятиях, тео­ри­ях, за­ко­нах и прин­ци­пах; ос­но­ван­ные на фак­тах на­уч­ные пред­по­ло­же­ния, ги­по­те­зы, нуж­да­ю­щи­е­ся в даль­ней­шей про­вер­ке опы­том. Спир­кин А.Г.

Вопросы:

1.Что автор понимает под методом науки?

Под ме­то­дом науки по­ни­ма­ют­ся при­е­мы, спо­со­бы ис­сле­до­ва­ния,«как осу­ществ­ля­ет­ся ис­сле­до­ва­ние». Фр­эн­сис Бэкон срав­ни­вал метод со све­тиль­ни­ком, осве­ща­ю­щим пут­ни­ку до­ро­гу в тем­но­те, и за­ме­тил, что даже хро­мой, иду­щий по до­ро­ге, опе­ре­дит здо­ро­во­го, иду­ще­го по без­до­ро­жью

2.Какие уровни научного познания называет автор?

3 .Что понимают ученые под эмпирическим научным познанием? Каким образом добываются эмпирические научные знания? (в ходе наблюдений и экспериментов)

Приведите примеры:

- уста­нов­ле­ние уров­ня про­зрач­но­сти вод Бай­ка­ла при по­мо­щи спе­ци­аль­но­го зонда;

- вы­яс­не­ние рей­тин­га по­пу­ляр­но­го по­ли­ти­ка по­сред­ством со­цио­ло­ги­че­ско­го опро­са и кон­тент-ана­ли­за ма­те­ри­а­лов СМИ.

4.В чем вы видите отличия эксперимента от наблюдений? (в ходе эксперимента исследователь может рассматривать интересующий его предмет изолированно, а также подвергнуть специальным воздействиям)

Ос­но­вой эм­пи­ри­че­ских ме­то­дов яв­ля­ют­ся чув­ствен­ное по­зна­ние (ощу­ще­ние, вос­при­я­тие, пред­став­ле­ние) и дан­ные при­бо­ров. К числу этих ме­то­дов от­но­сят­ся:

−на­блю­де­ние — це­ле­на­прав­лен­ное вос­при­я­тие яв­ле­ний без вме­ша­тель­ства в них;

−экс­пе­ри­мент — изу­че­ние яв­ле­ний в кон­тро­ли­ру­е­мых и управ­ля­е­мых усло­ви­ях;

−из­ме­ре­ние;

−срав­не­ние — вы­яв­ле­ние сход­ства или раз­ли­чия объ­ек­тов или их при­зна­ков

Эмпирическим способом в ходе эксперимента выявлены, например, закон Шарля о зависимости давления газа и его температуры, закон Гей-Люссака о зависимости объема газа и его температуры, закон Ома о зависимости силы ток от его напряжения и сопротивления


Вывод эмпирический уровень научного познания –заключается в нахождении фактического материала, который тщательно изучается и анализируется и на этой основе делаются систематизации и обобщения полученных результатов. Этот уровень оперирует чувственными методами, и изучаемый объект отображается, прежде всего, во внешних проявлениях, которые доступны созерцанию. Признаками эмпирического уровня является сбор фактов, их описание, систематизация и обобщение данных в виде классификации. Эмпирические методы помогают осваивать изучаемый объект путем сравнения, измерения, наблюдения, эксперимента.



Вопросы и задания для 1 ряда

1. В чем заключается сущность теоретического уровня научного познания?

2.Какие применяются методы на теоретическом уровне научного познания?

Приведите примеры.

3. Каковы формы научного познания?


Для теоретического объяснения результатов, полученных в ходе эксперимента применяются общенаучные логические методы

1)      Анализ (мысленное расчленение объектов, предметов на составные части и мысленное выделение в них отдельных признаков). Например, характерные черты героев «Мёртвых душ» Н.В.Гоголя: Манилов был мечтателем, Коробочка отличалась подозрительностью, Собакевич – грубой силой, Плюшкин – скупостью  и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

2)      Синтез – мысленное соединение в целое частей объекта, предмета, либо основных признаков, полученных в процессе анализа. Через характерные черты героев дается типичный образ (например, образ помещика в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»).

                                    

                                                       

3)      Сравнение – мысленное установление сходства и различия предметов по определенным признакам. Например: Пьер Безухов и Андрей Болконский, Ольга и Татьяна Ларины.

 

 

 

 

 

4)      Обобщение – мысленное объединение отдельных предметов в некоторое понятие. Например, роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» - это «энциклопедия русской жизни».

                                                         


 

Дедукция – это логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным выводам. 

Индукция – логическое умозаключение от частных фактов к общим выводам, которые впоследствии становятся законами.


Какое значение имеет метод моделирования? (модель используется как аналог реальности, способный заменить в определенном отношении изучаемый предмет)- труднодоступность или эк. Невыгодность

Моделирование – это исследование объектов познания при помощи моделей. Модель – это упрощённый образ объекта или явления. В нем  выделяются те черты, которые должны быть изучены или усовершенствованы. Могут быть использованы материалы и размеры, которые отличаются от исходных, но позволяют упростить ход исследования. 

Виды моделей и принципы их построения

Образные модели – образы, созданные на основе мысленных экспериментов.

1)      По принципу упрощения (например, идеальный газ – нет столкновений между молекулами).

2)      По аналогии:

·    открытие формулы бензола немецким химиком А.Кекуле: зайдя однажды в зоосад, он остановился у клетки с обезьянами, которые сцепились лапами в кольцо. Вернувшись домой, ученый записал «круглую» структурную формулу бензола;

·    изобретение кассового аппарата: его изобретатель, американец Джеймс Ритти  плыл на пароходе в Европу и случайно зашёл в машинное отделение, где обратил внимание на работу счетчика оборотов винта. Устройство счетчика подсказало идею создания кассы;

·    изобретение парашюта: русский инженер Котельников начал эксперименты с обычного увеличенного зонта, однако эта конструкция оказалась слишком тяжёлой. Сокращение  ее веса привело к уменьшению надёжности летательного аппарата. Как-то проходя в ветреную погоду мимо конки, изобретатель увидел даму, у которой из раскрывшейся сумки выпала шёлковая шаль, зацепилась бахромой за защёлку, надулась ветром, и образовавшийся купол потащил сумку за собой. Это принцип свободного шёлкового купола был реализован Котельниковым при изготовлении парашюта. 

Знаковые (математические) модели - описание объекта или процесса  при помощи систем

1) карты, схемы, чертежи, графики;

2)  формулы, уравнения, теоремы;

3)      периодическая система химических элементов;

4)      языки (в том числе ноты, эсперанто, азбука Морзе, семафор, азбука Брайля, дактилология (язык для глухонемых), дорожные знаки, мнемотехника и т.д.)

 

5.Каковы формы научного познания?

Что такое «гипотеза»? (Это предположение, с помощью которого пытаются объяснить факты, не укладывающиеся в рамки прежних учений.

вы­дви­же­ние ги­по­те­зы про­ис­хож­де­ния на­зва­ния «Русь» от сла­вян­ско­го корня «руса», «рос»;

- вы­дви­же­ние ги­по­те­зы про­ис­хож­де­ния Все­лен­ной по­сред­ством «Боль­шо­го взры­ва» и т д.

Какую роль она играет в ходе научного познания? На основе проверки гипотез происходит построение научных теорий.) (Это логическое объяснение предметов и явлений окружающего мира.

физик Дирак доказал существование антиэлектрона ( позитрона), за несколько лет до того. Как эта частица была обнаружена экспериментально)


Вывод: теоретическое научное познание более абстрактно рассматривает естественные явления, потому что имеет дело с объектами, которые в обычных условиях наблюдать и изучать невозможно. Таким путем были открыты: закон о всемирном тяготении, о превращении одного вида энергии в другую и его сохранении. Теоретический метод всегда господствует над экспериментальным, так как он основывается на рационализме. Теоретическое познание делает свои выводы на основании отражения явлений со всех сторон, включая и внутренние связи и закономерности, а также внешние показатели, получаемые эмпирическим путем. Научное познание в этом случае осуществляется с помощью понятий, умозаключений, законов, принципов и т.д. и получается объективным и конкретным, более полным и содержательным. Приемы абстрагирования, создания идеальных условий и мыслительных конструкций, анализа и синтеза, дедукция и индукция вместе взятые делают познание направленным на достижение объективной истины, существующей вне зависимости от деятельности познающего субъекта. 

Таким образом, можно сделать вывод, что эмпирический и теоретический уровни научного познания разделяются в философии весьма условно, так как без друг друга смысла не имеют. Граница между ними очень подвижна. Эмпирический метод открывает дорогу более сложному теоретическому познанию, ставя задачи и стимулируя более сложные действия. И часто научное познание выглядит так, что один уровень незаметно проистекает в другой, давая в результате положительный эффект новых научных открытий. 

Проверка результатов работы по заполнению таблицы

Уровни научного познания

Эмпирическое познание – 

Нахождение (накопление) новых фактов

Теоретическое познание – создание законов, теорий, принципов на основе обобщения эмпирического материала.

Методы: наблюдение, эксперимент, опрос, измерение, сравнение, эмпирическое описание.

Методы: аналогия моделирование идеализация абстрагирование, формализация выдвижение гипотезы  индукция, дедукция, анализ, синтез, обобщение и др.

Форма получаемого знания – научный факт (события, физические процессы)

эмпирический закон

Форма получаемого знания (содержание знания) – научные понятия, проблема, гипотеза, научные теории

Эмпирические знания фрагментарны

Теоретические знания представляют систематизированную картину, раскрывающую сущность изучаемого объекта


Физзарядка. проведем эксперимент-

Какое полушарие мозга у вас лучше всего развито и как вам это помогает, или, наоборот, мешает в жизни? Известно, что левое полушарие отвечает за логическое, аналитическое мышление, математические способности. Правое полушарие отвечает за интуицию, творческие навыки, воображение, эмоции, художественный вкус, мечтательность. Так что же в вас преобладает больше всего? сделаем несколько простых экспериментов со своим телом

Сплетите пальцы рук в замок

Если вверху остался большой палец левой руки, то напишите на листе бумаги букву «Л». Если большой палец правой руки — «П».

Представьте, что целитесь в дальнюю мишень, например: край доски,

Прицельтесь и смотрите обоими глазами, затем закройте правый глаз, потом только левый. Тот глаз, который видит мишень на прежнем месте и является доминирующим

Прицельтесь одним глазом. Если вы смотрите при этом левым глазом, а правый прищуриваете, то напишите букву «Л», если наоборот — «П».

Сложите руки на груди. примите позу Наполеона

Если кисть левой руки будет лежать сверху, то напишите «Л», если правой руки, то «П».

Похлопайте себе в ладоши

Если активнее при этом левая ладонь, то ставьте букву «Л», если правая, то «П».

Результаты теста: Если у вас получилось больше букв «П», то доминирует левое полушарие (так как левая сторона отвечает на правое полушарие, а правая — на левое). Если у вас больше "Л",то у вас лучше работает правое полушарие.

Это еще не все. Для точного анализа личности можно еще расшифровать свои записи из букв. Слайд


Выполнение заданий в группах.

Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам (задание-задача)



Решение познавательной задачи №1: как-то Эйнштейн с женой посетили крупную американскую обсерваторию. Осматривая телескоп, имеющий зеркало диаметром 2, 5 м, жена ученого поинтересовалась предназначением столь грандиозного прибора. Директор пояснил, что этот инструмент необходим, чтобы узнать строение вселенной. «А мой муж обычно делает это на обороте старого конверта»-сказала супруга ученого. Назовите 2 метода научного исследования, о которых идет речь в этом фрагменте. (наблюдение, мысленное моделирование)

Приведите примеры любых других методов научного познания.

По­яс­не­ние. методы научного познания  эмпирические: эксперимент, наблюдение

теоретические: гипотеза, теория, моделирование


Решение познавательной задачи №2. Из­вест­ный кон­струк­тор же­лез­но­до­рож­ных мо­стов Брант долго искал ре­ше­ние за­да­чи — пе­ре­бро­сить мост через до­ста­точ­но ши­ро­кую и чрез­вы­чай­но глу­бо­кую про­пасть. О воз­ве­де­нии опор на дне про­па­сти или по её краям не могло быть и речи. Из­му­чен­ный тщет­ны­ми по­ис­ка­ми ре­ше­ния, он вышел во двор по­ды­шать све­жим воз­ду­хом. Была осень, и в воз­ду­хе но­си­лись тон­кие осен­ние па­у­тин­ки. Одна из них при­лип­ла на лицо изоб­ре­та­те­ля. Не пе­ре­ста­вая ду­мать о своей за­да­че, он ма­ши­наль­но стал сни­мать проч­но за­це­пив­шу­ю­ся и при­лип­шую к щеке па­у­тин­ку. И тут вне­зап­но мельк­ну­ла мысль: если паук спо­со­бен пе­ре­ки­нуть па­у­тин­ку-мост через глу­бо­кую и ши­ро­кую для него про­пасть, то по­сред­ством по­доб­ных же тон­ких нитей, не­из­ме­ри­мо более проч­ных (сталь­ных), че­ло­век мог бы пе­ре­бро­сить мост через про­пасть?

О каком уров­не на­уч­но­го по­зна­ния идёт речь в дан­ном от­рыв­ке? Какие формы на­уч­но­го по­зна­ния опи­са­ны в тек­сте? Пе­ре­чис­ли­те два ме­то­да на­уч­но­го по­зна­ния, ис­поль­зу­е­мые Бран­том.

По­яс­не­ние.

1) уро­вень на­уч­но­го по­зна­ния — тео­ре­ти­че­ский;

2) формы на­уч­но­го по­зна­ния — по­ста­нов­ка про­бле­мы и вы­дви­же­ние ги­по­те­зы;

3) ме­то­ды на­уч­но­го по­зна­ния, ис­поль­зу­е­мые Бран­том:

– ана­ло­гия;

– мо­де­ли­ро­ва­ние.


Решение познавательной задачи №3. Из­вест­ный мо­ре­пла­ва­тель Ма­гел­лан искал крат­чай­ший путь в Индию. Он поль­зо­вал­ся кар­той, где был ука­зан про­лив, со­еди­ня­ю­щий Ат­лан­ти­че­ский и Тихий оке­а­ны. Од­на­ко в от­ме­чен­ном на карте месте Ма­гел­лан про­ли­ва не об­на­ру­жил. Тогда он, изу­чив опи­са­ния, со­став­лен­ные пред­ше­ствен­ни­ка­ми, пред­по­ло­жил, что этот про­лив дол­жен быть южнее. Он ис­сле­до­вал каж­дую бухту, каж­дый залив – и об­на­ру­жил про­лив между ма­те­ри­ком и ар­хи­пела­гом Ог­нен­ная Земля.

О каких уров­нях на­уч­но­го по­зна­ния идёт речь в дан­ном от­рыв­ке? Ука­жи­те формы зна­ния в каж­дом из них. Пе­ре­чис­ли­те три ме­то­да на­уч­но­го по­зна­ния, ис­поль­зу­е­мые Ма­гел­ла­ном.

1) уров­ни на­уч­но­го по­зна­ния — эм­пи­ри­че­ский, тео­ре­ти­че­ский;

2) формы на­уч­но­го по­зна­ния — по­ста­нов­ка про­бле­мы и вы­дви­же­ние ги­по­те­зы, опи­са­ние объ­ек­та;

3) Ме­то­ды на­уч­но­го по­зна­ния, ис­поль­зу­е­мые Ма­гел­ла­ном:

– ана­лиз; – прак­ти­че­ское ис­сле­до­ва­ние;– на­блю­де­ние


Вывод: Итак, теперь мы ясно видим, что любые уровни научного познания не могут существовать обособленно. Они целенаправляют, ставят задачи и решают их в научном познании только совместно.


1 Ука­жи­те в при­ве­ден­ном пе­реч­не эм­пи­ри­че­ские ме­то­ды на­уч­но­го по­зна­ния

1) Уче­ные-вул­ка­но­ло­ги на­блю­да­ют за ак­тив­но­стью вул­ка­на Этна

2) Уче­ные-ис­то­ри­ки вы­дви­ну­ли ги­по­те­зу про­ис­хож­де­ния на­зва­ния «Русь» от при­бал­тий­ско­го пле­ме­ни ругов.

3) Эко­но­ми­сты тео­ре­ти­че­ски обос­но­ва­ли пер­спек­ти­вы раз­ви­тия гло­баль­ной эко­но­ми­ки.

4) Эко­ло­ги про­ве­ли при по­мо­щи спе­ци­аль­но­го зонда замер про­зрач­но­сти вод озера Бай­кал.

5) Опыт­но-экс­пе­ри­мен­таль­ным путем спе­ци­а­ли­сты в об­ла­сти ген­ной ин­же­не­рии вы­яви­ли ген, спо­соб­ству­ю­щий за­бо­ле­ва­нию раком.

Ответ: 1, 4, 5.


№2 Учёный био­лог Пет­ров изу­ча­ет роль ядо­ви­тых гри­бов в жизни леса. Вы­бе­ри­те из при­ведённого пе­реч­ня эм­пи­ри­че­ские ме­то­ды ис­сле­до­ва­ния, ис­поль­зу­е­мые Пет­ро­вым. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Вы­дви­нул ги­по­те­зу о за­щит­ных функ­ци­ях ядо­ви­тых гри­бов по от­но­ше­нию к не­ко­то­рым видам рас­те­ний.

2) Уста­но­вил в ла­бо­ра­то­рии хи­ми­че­ский со­став не­сколь­ких видов ядо­ви­тых гри­бов Под­мос­ко­вья.

3) Из­го­то­вил мо­дель раз­ви­тия гриб­ни­цы в раз­лич­ных при­род­ных усло­ви­ях.

4) Под­го­то­вил спи­сок ос­нов­ной ли­те­ра­ту­ры по изу­ча­е­мой про­бле­ме.

5) Под­го­то­вил ил­лю­стри­ро­ван­ный атлас с опи­са­ни­ем наи­бо­лее рас­про­странённых видов ядо­ви­тых гри­бов.

6) За­фик­си­ро­вал с по­мо­щью ви­део­за­пи­си ареал рас­про­стра­не­ния ос­нов­ных видов ядо­ви­тых гри­бов Под­мос­ко­вья.


№ 3 Уче­ник вы­пол­нял про­ект по био­ло­гии. Какие при­зна­ки сви­де­тель­ству­ют о том, что он ис­поль­зо­вал теоретические ме­то­ды по­зна­ния? Вы­бе­ри­те из при­ведённого ниже спис­ка дан­ные ме­то­ды по­зна­ния и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) раз­ра­бо­тал мо­дель эко­си­сте­мы

2) про­во­дил на­блю­де­ния в по­ле­вых усло­ви­ях

3) изу­чил ли­те­ра­ту­ру по про­бле­ме ис­сле­до­ва­ния

4) ис­поль­зо­вал школь­ную ла­бо­ра­то­рию для про­ве­де­ния опы­тов

5) перед на­ча­лом ис­сле­до­ва­ния вы­дви­нул ра­бо­чую ги­по­те­зу, ко­то­рая по­лу­чи­ла под­твер­жде­ние

6) опи­сал ряд слу­ча­ев, до этого не фи­гу­ри­ро­вав­ших в ли­те­ра­ту­ре

Ответ:135 


Подведение итогов урока.

Что мы сегодня узнали на уроке? Чему научились?

Итогом урока должно стать формирование понятий научное познание и методов познания: теоретического и эмпирического.


верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о на­уч­ном по­зна­нии?

1. На­уч­ное по­зна­ние от­ли­ча­ет­ся от обы­ден­но­го стрем­ле­ни­ем к мак­си­маль­ной объ­ек­тив­но­сти в опи­са­нии изу­ча­е­мых пред­ме­тов и яв­ле­ний.+

2. На­уч­ное по­зна­ние от­ли­ча­ет­ся от обы­ден­но­го осо­бым язы­ком, ис­поль­зу­е­мым для опи­са­ния изу­ча­е­мых пред­ме­тов и яв­ле­ний.+

3. На­уч­ное по­зна­ние пред­по­ла­га­ет про­вер­ку и пе­ре­про­вер­ку ис­тин­но­сти по­лу­ча­е­мых вы­во­дов.+

4. На­уч­ное по­зна­ние все­гда про­те­ка­ет не­за­ви­си­мо от чув­ствен­но­го опыта.

5. Для чув­ствен­ной сту­пе­ни по­зна­ния ха­рак­тер­на фик­са­ция сущ­ност­ных свойств и ка­честв пред­ме­та в по­ня­ти­ях.

6. Фор­му­ли­ро­ва­ние вы­во­дов и умо­за­клю­че­ний на ос­но­ве име­ю­щих­ся суж­де­ний от­ли­ча­ет ра­ци­о­наль­ную (ло­ги­че­скую) сту­пень по­зна­ния.+

7. Толь­ко бла­го­да­ря ор­га­нам чувств че­ло­век овла­де­ва­ет ис­тин­ны­ми зна­ни­я­ми.

8.Любая со­во­куп­ность тех или иных взгля­дов — тео­рия.

9. Тео­рия все­гда пред­по­ла­га­ет ло­ги­че­ски по­стро­ен­ную си­сте­му вза­и­мо­свя­зан­ных утвер­жде­ний.+


1

2

3

4

5

6

7

8

9

+

+

-

-

-

+

+

-

+


  1. х

  1. х

  1. х

  1. 0

  1. 0

  1. х

  1. 0

  1. 0

  1. х


Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук (задание, предполагающее раскрытие теоретических положений на примерах)

Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «научное по­зна­ние»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния: одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о ме­то­дах эм­пи­ри­че­ско­го уровня научного по­зна­ния, и одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее сущ­ность теоретического уровня научного по­зна­ния.

Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.


на­зо­ви­те и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми три от­ли­чи­тель­ных при­зна­ка на­уч­но­го по­зна­ния.

1) вос­про­из­во­ди­мость и про­ве­ря­е­мость по­лу­чен­ных зна­ний (при­мер: учёный-физик, про­ве­дя экс­пе­ри­мент, то есть со­здав усло­вия, в ко­то­рых по­лу­чен какой-либо на­уч­ный ре­зуль­тат, дол­жен быть в со­сто­я­нии по­вто­рить его и убе­дить­ся в его ис­тин­но­сти);

2) объ­ек­тив­ность (при­мер: вы­во­ды, ко­то­рые де­ла­ет учёный-ис­то­рик, изу­чая зна­че­ние де­я­тель­но­сти по­ли­ти­че­ско­го де­я­те­ля, не долж­ны за­ви­сеть от его сим­па­тии или ан­ти­па­тии к этому де­я­те­лю);

3) ло­ги­че­ская вза­и­мо­связь раз­лич­ных эле­мен­тов на­уч­но­го зна­ния (учёный-эко­но­мист вы­дви­га­ет ги­по­те­зу о ме­ха­низ­мах меж­ду­на­род­но­го эко­но­ми­че­ско­го со­труд­ни­че­ства, ос­но­вы­ва­ясь на ранее до­ка­зан­ных тео­ри­ях в сфере эко­но­ми­ки и дру­гих наук).


Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки 1- эм­пи­ри­че­ско­го и

2-теоретического уров­ня на­уч­но­го по­зна­ния. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) не­по­сред­ствен­ное на­блю­де­ние от­дель­ных фак­тов и яв­ле­ний

2) вы­дви­же­ние и обос­но­ва­ние ги­по­тез

3) фик­са­ция обоб­ще­ний в виде за­ко­нов

4) по­лу­че­ние ко­ли­че­ствен­ных дан­ных об изу­ча­е­мом объ­ек­те

5) раз­ра­бот­ка на­уч­ных тео­рий

6) объ­яс­не­ние су­ще­ству­ю­щих вза­и­мо­свя­зей

7) про­ве­де­ние на­уч­но­го экс­пе­ри­мен­та

8) со­зда­ние ло­ги­че­ской мо­де­ли изу­ча­е­мо­го объ­ек­та

9) про­ве­де­ние кон­троль­ных из­ме­ре­ний

10) опи­са­ние изу­ча­е­мых яв­ле­ний

1- 1 4 7 9 10 эмпирические методы

2- 2 3 5 6 8 теоретические методы

Рефлексия

  • Пожелание учителя. Пусть ваше дерево познания всегда зеленеет, будет могучим, крепким. Пусть оно приносит яркие плоды, которые станут символом познания, но отнюдь не предметом раздора. Спасибо за сотрудничество!

14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!