СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Научное познание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-эксперимент по теме "Научное познание". В ходе выполнения практических заданий учащиеся смоугт изучить особенности эмпирического и теоретического познания  

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Научное познание"»

Урок обществознания в 10 классе

Тема: «Научное познание».


Цели урока: выявить признаки, основные способы и методы научного познания; раскрыть значение эксперимента для научного познания.

Задачи урока: 1) выявить отличие научного познания от любого другого знания; 2) изучить особенности эмпирического и теоретического познания.

Тип урока: урок-эксперимент.

Вид урока: урок получения новых знаний.

Методы: работа с учебником, работа с терминами «познание», «научное познание», беседа, научный эксперимент.

Средства обучения: учебник – Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов и др. М.: Просвещение, 2010; схема «научное познание», канцелярская скрепка, чаша с водой, лист комнатного растения, кусочек шерстяной ткани, компас, памятка-алгоритм «Описание эксперимента», С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка (любое издание).

Ход урока.

  1. Организация урока: постановка целей и задач.

  2. Объяснение нового материала:

  1. Работа с терминами «познание», «научное познание».

  2. Работа с учебником по выявлению признаков научного познания.

  3. Заполнение схемы «Научное познание» по ходу повествования учителя.

  4. Постановка научной гипотезы через эксперимент.

  1. Закрепление. Письменное и графическое оформление эксперимента.

  2. Домашнее задание. § 6, описание эксперимента из любой отрасли науки и раскрытие значение этого эксперимента для самой науки.


Конспект урока.

Действия

учителя, предполагаемые ответы учащихся

Ход урока

Учитель





Учащиеся




Учитель



Учащиеся



Учитель




Учитель




Учащиеся


Учитель































Учитель

















Учащиеся









Учитель


Учащиеся







Учитель




Запись в тетради учащихся


























Учитель




Мы изучаем тему «Человек». Несколько уроков мы с вами говорили о познании

Давайте вспомним, каким образом, при помощи чего мы познаём мир? (При помощи чувств и разума). Какие формы познания вам известны? (Чувственное и рациональное).

Работа в парах Проверка знания терминов по теме (термины на слайде и на партах)

выполнение теста взаимопроверка (Слайд)

слайд Какое высказывание лишнее: Почему?

-У каждого человека есть своя аура.

-Каждый человек стремится к материальному достатку.

-У каждого человека есть свой ангел-хранитель.

-Каждый человек обладает определенным набором генов – носителей наследственности.

Сегодняшний урок будет посвящен научному познанию. Мы познакомимся с его структурой, методами и особенностями. В процессе урока мы будем обращаться к вашим знаниям по различным предметам – физике, химии, биологии, математике, истории и литературе. По большому счету, речь будет идти о знакомых вам вещах, но мы посмотрим на них с другой точки зрения.

            Давайте попробуем дать определение понятия «наука».


1)      Особый вид деятельности, направленной на получение нового знания (научная деятельность).

2)      Особая система знаний как результат этой деятельности (например, физика как наука). Каковы элементы этой системы? (Факты – законы – теория).

      Какие научные законы вам известны? (закон тяжести, закон Гука, закон Бойля-Мариотта, закон Архимеда, закон Ома и др.).

Законы Мерфи


-Все, что может пойти наперекосяк, обязательно пойдет наперекосяк.
-Все, что удалось составить, рано или поздно обязательно развалится.
-Предоставленные сами себе дела имеют склонность становиться из плохих еще худшими.
-Если может произойти несколько неприятностей, то произойдет та из них, которая причинит наибольший ущерб.
-На библиотечной полке будут все книги кроме той ,которая вам больше всего нужна
-То, что вы ищете, всегда находится там, куда вы заглядываете в последнюю очередь. -Вероятность падения бутерброда на ковер намазанной стороной прямо пропорциональна стоимости ковра.
Наблюдали ли вы в своей практике эти закономерности и чем вы их объясняли?

       Что же такое научный закон? Из обычной жизни мы хорошо знаем, что в мире существует определённая повторяемость состояний и событий: за днём следует ночь, повторяются времена года, лёд ощущается как холодный, пламя жжёт, предметы падают, когда их роняют и т.д.  Законы – устойчивые, повторяющиеся связи между отдельными сторонами и свойствами явлений.


2. Научное познание

 1.      Сущность и структура научного познания

 

Что такое научное познание? Это деятельность, направленная на получение нового знания об окружающем мире.

Давайте рассмотрим структуру этой деятельности.

1)      Субъекты научного познания исследователь, научный коллектив, общество в целом.

2)      Объекты научного познания  – человек, общество, природа. Предмет исследования – это какая-то грань объекта. Например, один и тот же объект – человек - может изучаться разными науками. Назовите эти науки (физиология, анатомия, психология, история, литература и т.д.).

      Какие науки изучают общество? (история, политология, социология, экономика и т.д.)

3)      Средства научного познания – система методов и приемов, которые используются в процессе познания. Об этом пойдет речь на сегодняшнем уроке.

4)      Цель научного познания описание, объяснение и предсказание явлений окружающего мира, а также применение научных знаний в практической деятельности.


Откройте, пожалуйста, учебник на стр.60 и прочтите пункт «Особенности научного познания». Запишите в тетрадь основные признаки научного познания.

Какие признаки вы выделили?


1.Стремление к объективности.

2. Рационалистическая обоснованность.

3. Системность знания.

4. Проверяемость.

Каким образом ученые достигают объективных, обоснованных, проверенных фактов? (предложения уч-ся)

Перед вами методы, которыми пользуются ученые . распределите их в две группы (работа в парах) ( толковые словари)

гипотеза, наблюдение, анализ, синтез, обобщение, классификация, описание, экспериментальные исследования, теория, индукция, дедукция, абстрагирование, формализация, обобщение, моделирование

каким образом вы выделили эти методы в две группы , что положили в основу деления


В научном познании выделяют два уровня. Нарисуем небольшую схему, которую вы дополните по ходу моего повествования:

Научное познание


Эмпирическое познание Теоретическое познание


Эмпирическое познание имеет дело с фактами и с эмпирическими законами, которые устанавливаются в результате обобщений и систематизации результатов наблюдений и эксперимента. (в основе чувственное познание)

Например изобретение парашюта: русский инженер Котельников начал эксперименты с обычного увеличенного зонта, однако эта конструкция оказалась слишком тяжёлой. Сокращение  ее веса привело к уменьшению надёжности летательного аппарата. Как-то проходя в ветреную погоду мимо конки, изобретатель увидел даму, у которой из раскрывшейся сумки выпала шёлковая шаль, зацепилась бахромой за защёлку, надулась ветром, и образовавшийся купол потащил сумку за собой. Это принцип свободного шёлкового купола был реализован Котельниковым при изготовлении парашюта

Теоретическое познание имеет дело с более абстрактными научными законами, охватывающими широкий класс явлений и такие объекты, которые нельзя наблюдать, например электроны, гены (закон всемирного тяготения, законы наследственности и др.). Подобные законы, тесно связанные между собой принципами, понятиями, теоретическими схемами, логическими следствиями из исходных утверждений образуют научную теорию. (в основе рациональное )


Вместе с тем, научная теория не может считаться состоятельной без научной деятельности, которая осуществляется при помощи методов наблюдения и эксперимента (иногда мысленного), а также при помощи творческого воображения ученого, выдвижение гипотез (т.е. предположений, догадок) и использования метода научного моделирования.

Я предлагаю вам выступить в роли научного исследователя, выдвинуть гипотезу и при помощи эксперимента доказать ее или опровергнуть. В процессе описания эксперимента вам поможет памятка-алгоритм:

Описание эксперимента

  1. Дата проведения эксперимента.

  2. Выдвижение гипотезы.

  3. Цель эксперимента.

  4. Средства для проведения эксперимента.

  5. Описание эксперимента (письменное и графическое).

  6. Результат.

  7. Практическая значимость эксперимента.

До начала урока вы поделились на группы, и каждая группа получила необходимые для проведения эксперимента средства, которые лежат перед вами (чаша, стакан воды, канцелярская скрепка, лист комнатного растения, кусочек шерстяной ткани). Гипотеза, состоятельность которой я предлагаю вам доказать экспериментом: через Землю проходят магнитные поля, которые можно уловить при помощи самодельного компаса. А стрелка компаса, как вы знаете, всегда ориентирована по линии север-юг. Время эксперимента – 5-7 минут.


[Учащиеся наполняют чашу водой, опускают туда лист комнатного растения. Частично разгибают канцелярскую скрепку, и разогнутый конец натирают кусочком шерстяной ткани. Затем кладут намагниченную скрепку на лист растения, и фиксируют, в какую сторону повернулся этот «компас»].


Вы зафиксировали ту сторону, в которую повернулся ваш «компас». А теперь давайте проверим при помощи настоящего компаса, где находится север. Сравните, полученный результат с тем, что показал настоящий компас.

[Стрелки обоих компасов направлены в одном и том же направлении].

А теперь в письменной форме зафиксируйте весь ход эксперимента при помощи памятки-алгоритма.


  1. Дата ___________

  2. Гипотеза – через Землю проходят магнитные поля, которые можно уловить при помощи самодельного компаса.

  3. Цель эксперимента – проверить состоятельность гипотезы.

  4. Средства для проведения эксперимента: чаша, вода, канцелярская скрепка, лист комнатного растения, кусочек шерстяной ткани.

  5. Описание эксперимента: наполняем чашу водой, опускаем туда лист комнатного растения. Частично разгибаем канцелярскую скрепку, и разогнутый конец натираем кусочком шерстяной ткани. Затем, кладем намагниченную скрепку на лист растения, и фиксируем, в какую сторону повернулся этот «компас».

Графическое изображение эксперимента:


  1. При помощи настоящего компаса гипотеза была полностью подтверждена.

  2. Практическая значимость: самодельный компас можно использовать в походах, в лесу, при отсутствии или неполадках настоящего компаса.

Закрепление Вопросы и задания: Какие способы и методы научного познания упомянуты в этом фрагменте?

В 1667 г., анализируя материалы астрономических наблюдений, Ньютон применил сформулированные им законы динамики к движению Луны. Ему было известно, что Луна обращается вокруг Земли почти по круговой орбите. Но движение по круговой орбите возможно только тогда, когда на тело действует какая-то сила, сообщающая ему центростремительное ускорение... Ньютон высказал предположение, что этой силой является сила взаимного притяжения Луны и Земли. Произведя необходимые расчеты, он пришел к выводу, что силу взаимного притяжения Луны и Земли можно вычислить по формуле (приводится формула)...

Ньютон не остановился на этом, а предположил, что по полученной им формуле можно рассчитать силу притяжения любых тел, если их размеры малы по сравнению с расстоянием между ними. Поэтому открытый им закон получил название закона всемирного тяготения...

Два тела (рассматриваемые как материальные точки) притягиваются друг к другу по прямой, их соединяющей, с силами, прямо пропорциональными произведению их масс и обратно пропорциональными квадрату расстояния между ними”.

(наблюдение, эксперимент, математические расчеты, применение известных теоретических обобщений, выдвижение предположений, использование идеализированных объектов (материальная точка).)


§ 6, 4.Прикладной характер научного знания

 

       Одна из целей научного познания – применение полученных знаний на практике.

·        Знания из каких наук оказались полезными, а в ряде случаев - жизненно необходимыми для героев романа Ж.Верна «Таинственный остров»? (Знания по физике, математике, географии, геологии, инженерному делу и др.)

·        Какие практические знания пригодились другому литературному герою -  Робинзону Крузо из одноименного романа Д.Дефо? (Знания по астрономии, географии, биологии и т.д.)

·        Если вы знакомы со свойствами  квадрата, то, зная длину его стороны, можете найти его площадь и периметр. Это окажется полезным при выяснении, например, такого вопроса: сколько понадобится обоев для оклейки комнаты, имеющей параметры a – b – c  с окном и  дверью?

·        Как вы думаете, могут ли знания нам мешать? (Например, до изучения химии все знали, что у металлов есть  основные признаки – это нечто твёрдое, блестящее и холодное. Но ртуть – это жидкий металл, а магний – порошкообразный).

.









Задание 1.

1. Что из предложенного ниже ряда представляет формы чувственного познания, а что — рационального? (Правильный ответ запишите в ви­де последовательности цифр в порядке возрастания, в которой первые три представляют чувственное познание, а вторые три — рациональ­ное)

  1. Ощущения

  2. Восприятия

  3. Суждения

  4. Понятия

  5. Представления

  6. Умозаключения

  1. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подбери­те соответствующую из второго.



ХАРАКТЕРИСТИКА ЗНАНИЯ

ВИД ИСТИНЫ

1. Достоверное знание, не зависящее от мне­ний и пристрастий людей

А. Объективная истина

2. Исчерпывающее, полное и достоверное знание об объективном мире

Б. Относительная истина

3. Знание, дающее приблизительное и непол­ное отражение действительности

В. Абсолютная истина

4. Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент


5. Информация, соответствующая действи­тельному положению вещей


3. Возможность получения истинного знания отрицается:

1) философами

2)духовенством

3) агностиками

4) социологами

4. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?

А. Практика – это критерий истинности наших знаний о мире.

Б. Практика – это не единственный критерий истины, потому что существуют явления, недоступные для практического воздействия на них.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

5 Вставьте пропущенное слово: «Знания являются результатом … деятельности человека, общества в целом».



























Задание 2



_______________уровень

_______________уровень

  • Методы:

Методы:

Форма получаемого знания -

Форма получаемого знания -

Задание 3. Вопросы и задания: Какие способы и методы научного познания упомянуты в этом фрагменте?

В 1667 г., анализируя материалы астрономических наблюдений, Ньютон применил сформулированные им законы динамики к движению Луны. Ему было известно, что Луна обращается вокруг Земли почти по круговой орбите. Но движение по круговой орбите возможно только тогда, когда на тело действует какая-то сила, сообщающая ему центростремительное ускорение... Ньютон высказал предположение, что этой силой является сила взаимного притяжения Луны и Земли. Произведя необходимые расчеты, он пришел к выводу, что силу взаимного притяжения Луны и Земли можно вычислить по формуле (приводится формула)...

Ньютон не остановился на этом, а предположил, что по полученной им формуле можно рассчитать силу притяжения любых тел, если их размеры малы по сравнению с расстоянием между ними. Поэтому открытый им закон получил название закона всемирного тяготения...

Два тела (рассматриваемые как материальные точки) притягиваются друг к другу по прямой, их соединяющей, с силами, прямо пропорциональными произведению их масс и обратно пропорциональными квадрату расстояния между ними”.





Задание 4. Проведите эксперимент по предложенному алгоритму :

Описание эксперимента

  1. Дата проведения эксперимента.

  2. Выдвижение гипотезы.

  3. Цель эксперимента.

  4. Средства для проведения эксперимента.

  5. Описание эксперимента (письменное и графическое).

  6. Результат.

  7. Практическая значимость эксперимента.

Гипотеза: через Землю проходят магнитные поля, которые можно уловить при помощи самодельного компаса

  1. Наполните чашу водой,

  2. Опустите туда лист комнатного растения.

  3. Частично разогните канцелярскую скрепку,

  4. разогнутый конец натрите кусочком шерстяной ткани.

  5. Положите скрепку на лист растения,

  6. Зафиксируйте, в какую сторону повернулся этот «компас»

  7. Оформите результат в тетради по алгоритму..



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!