Федеральные государственные образовательные стандарты представляют собой совокупность требований, которые помогают педагогу подготовить более доступный материал, а обучающемуся соответственно его усвоить.
На основе данных требований мною был разработан и внедрен в практическую деятельность план-конспект урока по физике «Свободные и вынужденные колебания». Целью данного плана является более полное формирование и представление изучаемого материала, а задачи построены строго по Федеральным Государственным стандартам. На данном уроке активно используются электронные образовательные ресурсы, рекомендуемые Федеральным Центром информационно-образовательных ресурсов. Используемые информационные модули упрощают модель обучения и делают её более интересной, при этом полностью удовлетворяют Федеральным Государственным стандартам.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в лицее, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Ознакомление учащихся с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела “Физика и методы научного познания”.
Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов учащихся в процессе изучения физики основное внимание следует уделять знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Изучение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает учащихся научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
__________________________________________
Свободные и вынужденные колебания
| ФИО (полностью) | Шалотенко Лариса Ивановна |
| Место работы | МБОУ СОШ с. Хватовка |
| Должность | Учитель |
| Предмет | Физика |
| Класс | 11 |
| Тема и номер урока в теме | Свободные и вынужденные колебания (Урок №1) |
| Базовый учебник | Физики 11 кл., авт. Мякишев Г.Я., Б.Б. Буховцев |
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о колебательном движении, изучить свойства и основные характеристики периодических (колебательных) движений. Классифицировать колебания на свободные и вынужденные.
9. Задачи:
- обучающие: создание условий для усвоения учащимися понятия колебательного движения, включение их в процесс поиска формулировок и доказательств, формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, формирование навыка применения механических колебаний на практике
-развивающие: расширить естественнонаучную систему взглядов на процессы происходящие в природе, развитие зрительной памяти, смысловой памяти, внимания, умения анализировать, сравнивать, обобщать, формирование представлений о компьютере, как о средстве обучения.
-воспитательные: развитие речи учащихся, наблюдательности, самостоятельности, выдвижения гипотезы и формулирования выводов, воспитание коммуникативной культуры, умение оценивать себя и своих товарищей
Тип урока: комбинированный, урок изучения нового материала, формирование знаний, умений, навыков и возможности применения их на практике
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в паре.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийная установка, проектор, экран, компьютер с выходом в интернет.
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Универсальные учебные действия, которые формируются | Демонстрации, лабораторные работы согласно примерной программе основного общего образования (ФГОС) | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Организационный момент | | | | Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, ставит учебные задачи | слушают | 1 |
2 | Этап подготовки учащихся к активному о сознательному усвоению новых знаний | Регулятивный УУД: определяют и формулируют тему и цель своей деятельности на уроке с помощью учителя | | | Знакомит с принципами организации урока, определяет ЭОР, настраивает на организованное выполнение задания | слушают | 1 |
3 | Актуализация опорных знаний | Познавательные УУД: формулируют ответы на вопросы учителя в устной/письменной речи; выполняют задания для актуализации собственных знаний в соответствии с планируемыми результатами обучения; систематизация и организация информации о механических колебаниях ,свободных и вынужденных колебаниях Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной форме; слушают и понимают физический смысл речи других учащихся класса и учителя. Регулятивные УУД: учатся высказывать свои предположения (версии); принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя | | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | Проводит фронтальный опрос | Слушают, отвечают на вопросы | 3 |
4 | Изучение нового материала | Личностные УУД: понимают ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности. Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной форме; слушают и понимают речь других. Познавательные УУД: делают выводы в результате совместной работы класса и учителя; ориентируются на разнообразие способов решения познавательных задач. Регулятивные УУД: принимают учебную задачу; учатся высказывать свои предположения адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа или выполнения действия. | Демонстрация колебательного движения на примере математического маятника | http://fcior.edu.ru/card/4949/svobodnye-mehanicheskie-kolebaniya.html Понятие механических колебаний, введение новых величин : период, смещение, амплитуда, определение математического маятника, условие возникновений математических колебаний. Графическое представление колебательных движений, параметры колебательных систем, рассматриваются колебания груза, прикреплённого к пружине. Вопросы для закрепления | Объясняет новый материал на основе компьютерных слайды Сопровождает выполнение учащимися заданий, дает пояснения | 1)Просматривают слайды, 2)выполняют исследование с интерактивной моделью, 3)отвечают на вопросы самоконтроля или взаимоконтроля. | |
5 | Физкультминутка | | | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | | | 1 |
6 | Самостоятельность при практической работе | Регулятивные УУД: работают по предложенному учителем плану. Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной форме; слушают и понимают речь других. | | http://fcior.edu.ru/card/630/period-kolebaniy-matematicheskogo-mayatnika.html Решение задач на определение периода колебаний математического маятника | Определяет ЭОР, организовывает выполнение заданий на закрепление формулы периода свободных колебаний на доске | Просматривают слайды, решают задачи, делают записи в тетрадь, сверяются с решением на доске | 14 |
7 | Подведение итогов урока, рефлексия | Коммуникативные УУД: стоят понятные высказывания для окружающих; строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: обобщают имеющиеся знания по теме. Регулятивные УУД: выделяют и осознают, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. | | | Организует совместное обсуждение в выборе нужных ответов. Выставляет оценки | Анализируют свою работу на уроке, обсуждают, высказывают свое мнение. | 3 |
8 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | | | Домашняя практическая работа с использованием Интернет-ресурсов http://fcior.edu.ru/card/14096/izuchenie-kolebaniya-gruza-na-pruzhine.html | Озвучивает домашнее задание: Выполнить решение задач. | Записывают задания в дневники | 2 |
Приложение к плану-конспекту урока
__________________________________________
Свободные и вынужденные колебания
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Механические колебания | ОМС, электронный учебный модуль информационного типа | интерактивная модель | http://fcior.edu.ru/card/4949/svobodnye-mehanicheskie-kolebaniya.html Информационный модуль посвящен теме «Свободные механические колебания» основной школы. Помимо иллюстрированных гипертекстовых материалов в него входят интерактивные анимации «Движение шарика на нити» и «Маятник Максвелла». |
2 | Практическая работа | | | http://fcior.edu.ru/card/630/period-kolebaniy-matematicheskogo-mayatnika.html Информационный модуль посвящен теме «Период колебаний математического маятника» основной школы. Помимо иллюстрированных гипертекстовых материалов в него входит интерактивная модель «Математический маятник». |
3 | Самоконтроль знаний с использованием Интернет-ресурсов | Открытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС), электронный учебный модуль контрольного типа | Интерактивные задания | http://fcior.edu.ru/card/14096/izuchenie-kolebaniya-gruza-na-pruzhine.html Практический модуль представляет собой лабораторную работу по теме "Динамика свободных колебаний" для средней школы. Помимо интерактивной модели "Колебания груза на пружине" в модуль входят 7 заданий для закрепления знаний. |