СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научное, учебно-методическое обеспечение профессионального образования через создание и применение электронных учебно-методических комплексов на сайте дистанционного обучения moodle

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью проекта является совершенствование научного, учебно-методического обеспечения профессионально-технического и среднего специального образования в учреждении образования «Минский государственный профессионально-технический колледж легкой промышленности и бытового обслуживания населения»  через  разработку и использование электронных УМК, создание на их основе курсов дистанционного обучения Moodle по специальностям «Технология производства швейных изделий».

Просмотр содержимого документа
«Научное, учебно-методическое обеспечение профессионального образования через создание и применение электронных учебно-методических комплексов на сайте дистанционного обучения moodle»

ИНФОРМАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА

Тема:

Научное, учебно-методическое обеспечение профессионального ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ НА САЙТЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE


Руководитель проекта:

Куликова Галина Николаевна, заместитель директора по УПР.

Автор проекта:

Ковальчук Елена Михайловна, преподаватель высшей категории.

Учреждение образования: «Минский государственный профессионально-технический колледж легкой промышленности и бытового обслуживания населения»

Юридический адрес: 220108, ул. Казинца, 89

Контактные телефоны: (017)2120921

Сайт: www/ptk-lpbon.minsk.edu.by

Временные рамки реализации проекта:

сентябрь 2015 года - июнь 2019 года




АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ПРОЕКТА

Научно-методическое обеспечение профессионального образования включает в себя учебно-программную документацию образовательных программ, программно-планирующую документацию воспитания, учебно-методическую документацию, учебные издания, информационно-аналитические материалы [4]. Элементы научно-методического обеспечения объединяются в учебно-методические комплексы (далее УМК) по соответствующим учебным предметам (дисциплинам) профессионального компонента учебных планов.

В учреждениях профессионального образования УМК разрабатываются в основном преподавателями на основе требований образовательного стандарта по специальности с учетом осваиваемой квалификации по согласованию с организациями – заказчиками кадров.

Создание и совершенствование УМК — неотъемлемая часть методической работы каждого преподавателя. Нормативные документы дают основные ориентиры в деятельности преподавателя по разработке УМК, а комплекс формирует сам преподаватель, опираясь на собственную методическую компетентность и готовность к данной деятельности.

Все материалы, включаемые в УМК, должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать последовательное изложение учебного материала, использование современных методов и технических средств, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный предмет. Однако требования к знаниям и умениям, обеспечивающим высокий уровень профессиональной подготовки, подвержены постоянным изменениям. В сфере профессионального образования большое значение имеет оперативное изменение содержания преподаваемых учебных предметов, т.к. учебники часто устаревают быстрее, чем издаются, учащиеся не могут найти в них актуальную на данный момент информацию. Поэтому преподаватель должен постоянно отслеживать изменения в производственных технологиях и оборудовании и по мере необходимости корректировать содержание УМК: одни элементы исключать, другие включать, а третьи подвергать изменениям, как по содержанию, так и по форме предъявления материала, обеспечивая тем самым высокий уровень подготовки учащихся. Это становится возможным благодаря созданию и использованию в образовательном процессе электронных учебно-методических комплексов с применением технологий дистанционного обучения.

В то же время существенно значимым для качественного профессионального образования является то, что учебно-методические комплексы, представленные в электронной форме, ориентированы на самостоятельную познавательную деятельность учащихся.

Выделим наиболее существенные преимущества использования электронных УМК по сравнению с традиционными:

  • сокращается время на создание учебных материалов на электронных носителях по сравнению с бумажными;

  • требуется меньше временных и материальных затрат на обновление учебных материалов;

  • интегрируются значительные объемы информации на одном носителе;

  • использование электронных учебных материалов позволяет ярко и наглядно представить учебный материал;

  • гипертекстовая технология предоставляет возможность индивидуальной схемы обучения;

  • обучающимся предоставляется возможность самопроверки полученных знаний;

  • ускоряется процесс тестирования и проверки знаний;

  • максимально упрощается организация доступа к УМК;

  • упрощается процесс обновления учебно-методических материалов [3].



ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Совершенствование научного, учебно-методического обеспечения профессионально-технического и среднего специального образования в колледже через разработку, размещение на сайте дистанционного обучения Moodle и применение учебно-методических комплексов по учебным предметам (дисциплинам), создание комплексного электронного образовательного ресурса для организации образовательного процесса в колледже по различным специальностям.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Процесс обучения учащихся с помощью использования элементов электронных учебно-методических комплексов.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Электронные УМК по учебным предметам (дисциплинам) профессионального компонента учебных планов специальностей, по которым осуществляется обучение в колледже.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

  1. Изучить возможности внедрения элементов дистанционного обучения в очное образование.

  2. Создать условия для размещения учебно-методических комплексов на сайте дистанционного обучения Moodle.

  3. Привлечь педагогических работников колледжа к разработке научного, учебно-методического обеспечения профессионального образования через создание, внедрение и размещение на сайте дистанционного обучения Moodle электронных учебно-методических комплексов.

  4. Создать электронные учебно-методических комплексы по учебным предметам (дисциплинам) профессионального компонента учебных планов специальностей, по которым осуществляется обучение в колледже, и разместить их на сайте дистанционного обучения Moodle.

  5. Апробировать электронные учебно-методические комплексы.

  6. Выявить положительные и отрицательные стороны электронного образовательного ресурса и обеспечить своевременную коррекцию его элементов.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

  1. Осуществление научного, учебно-методического сопровождения профессионально-технического и среднего специального образования в колледже с помощью использования электронных оперативно изменяющихся по мере необходимости учебно-методических комплексов по учебным предметам (дисциплинам) профессионального компонента учебных планов специальностей.

  2. Повышение качества профессионального образования в колледже благодаря использованию усовершенствованного и доступного учащимся электронного образовательного ресурса.

  3. Внедрение элементов дистанционного обучения в очное и заочное образование.

  4. Повышение интереса учащихся к выбранной профессии и процессу обучения.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РЕСУРСОВ

  1. Интеллектуальные:

Г.Н. Куликова – заместитель директора по учебно-производственной работе;

Т.М.Бузовкина – методист колледжа высшей категории;

Е.М. Ковальчук – преподаватель высшей категории;

И.М. Гуревич – администратор сайта ДО Moodle УО РИПО;

преподаватели колледжа.

  1. Технологические:

Положение об учебно-методическом комплексе на уровне профессионально-технического образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь 26.07.2011 № 167;

Положение об учебно-методическом комплексе на уровне среднего специального образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь 26.07.2011 № 167;

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь по использованию электронных средств обучения в образовательном процессе, утвержденное Заместителем Министра образования Республики Беларусь в 2010 г.;

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об использовании современных информационных технологий в учреждениях общего среднего образования в 2015/2016 учебном году»;

Санитарные нормы и правила «Требования при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 28 июня 2013 № 59;

Методические рекомендации по разработке электронного учебно-методического комплекса для дистанционного обучения, составители Калицкий Э.М., Потапенко Н.И., Готто А.И., Володько Г.И. Минск : РИПО, 2012.

  1. Материально-технические:

персональные компьютеры для преподавателей, мультимедийные проекторы, два компьютерных класса с компьютерами для учащихся, объединенными в локальную сеть с выходом в Интернет, точки доступа WiFi в нескольких учебных аудиториях, интерактивная доска.

  1. Информационные:

http://www.ispring.ru Программы для организации дистанционного обучения;

http://www.ispring.ru Перевернутый класс: технология обучения XXI века;

http://cdo.ripo.unibel.by СДО РИПО.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Цель: разработка элементов электронных учебно-методических комплексов по специальностям «Технология производства швейных изделий», «Химическая чистка и крашение одежды», «Парикмахерское искусство и декоративная косметика», «Фотография»; размещение и апробирование элементов электронного УМК по учебному предмету «Технология швейного производства» на сайте дистанционного обучения Moodle.

с 01.2015 года по 06.2016

Сроки исполнения

Содержание деятельности

2015 - 2016 учебный год


  1. Изучение литературы по проблеме внедрения электронных учебно-методических комплексов в учреждениях профессионального образования.

  2. Анализ состояния научного и учебно-методического обеспечения образовательного процесса по специальностям в колледже.

  3. Изучение возможности внедрения элементов дистанционного обучения в очное образование.

  4. Изучение ресурсов и возможностей системы дистанционного обучения Moodle.

  5. Создание творческих групп по разработке и размещению учебно-методических комплексов на сайте дистанционного обучения Moodle.

  6. Создание экспертной комиссии для изучения содержания элементов УМК.

  1. Организация обучающих курсов, консультаций и практических семинаров для педагогических работников по разработке дистанционных курсов на сайте дистанционного обучения Moodle.

  2. Разработка творческими группами электронных элементов УМК по учебным предметам специального цикла специальностей «Технология производства швейных изделий», «Химическая чистка и крашение одежды», «Парикмахерское искусство и декоративная косметика», «Фотография».

  3. Экспертиза разработанных элементов УМК.

  4. Размещение элементов УМК по учебному предмету «Технология швейного производства» на сайте дистанционного обучения Moodle.

  5. Апробирование курса дистанционного обучения по учебному предмету «Технология швейного производства» в образовательном процессе колледжа.

  6. Анкетирование учащихся «Результативность использования учащимися элементов дистанционного курса».

  7. Мониторинг результатов учебной деятельности учащихся, использующих электронные элементы УМК, размещенные на сайте Moodle.

  8. Участие в международных научно-практических конференциях по обмену опытом использования информационных технологий в образовательном процессе.


Итоги первого этапа:

  1. Созданы творческие группы по разработке и размещению электронных учебно-методических комплексов на сайте дистанционного обучения Moodle по специальностям «Технология производства швейных изделий», «Химическая чистка и крашение одежды», «Парикмахерское искусство и декоративная косметика», «Фотография».

  2. На базе УО РИПО пятеро педагогических работников прошли курсы повышения квалификации по теме «Ресурсы и возможностей системы дистанционного обучения Moodle».

  3. Для преподавателей колледжа разработаны методические рекомендации по созданию электронных учебно-методических комплексов, организован постоянно действующий консультационный пункт по размещению элементов УМК на сайте дистанционного образования Moodle, проведены семинары-практикумы и мастер-классы Е.М. Ковальчук по названной теме.

  4. Создана постоянно действующая экспертная комиссия для изучения содержания элементов УМК.

  5. Начата работа по размещению и апробированию отдельных элементов УМК на четырнадцати открытых курсах на сайте дистанционного обучения УО РИПО по учебным предметам профессионального компонента учебных планов специальностей колледжа. Для апробирования размещенных элементов в тестовом режиме зарегистрировано 140 учащихся колледжа.

  6. Проведено анкетирование учащихся с целью выявления степени заинтересованности в использовании ресурсов дистанционного курса учебного предмета «Технология швейного производства» (Приложение 1).

  7. Проведен мониторинг результатов учебной деятельности (РУД) учащихся по учебному предмету «Технология швейного производства». Средний балл РУД учащихся в 2015-2016 учебном году составил 6,7 балла, что на 0,4 балла выше по сравнению с РУД этих учащихся в 2014-2015 учебном году, когда электронный УМК по этому учебному предмету не был размещен на сайте и не использовался учащимися (Приложение 2).

  8. На базе колледжа для педагогов города организован практический семинар «Размещение элементов УМК на сайте дистанционного образования Moodle: опыт и перспективы использования». В рамках практического семинара проведен мастер-класс преподавателя Ковальчук Е.М. «Организация самостоятельной работы учащихся и контроль знаний через использование возможностей ресурса дистанционного обучения Moodle».

  9. Преподаватели колледжа Е.М. Ковальчук, Т.В. Ярощук выступили с докладами об опыте работы на международной научно-практической конференции в г. Гродно «Информационные технологии в образовании: тенденции и перспективы развития». Преподаватель Е.М. Ковальчук выступила с докладом по теме «Внедрение элементов дистанционного обучения в очное образование» на международной научно-практической конференции по организации проектной и проектно-исследовательской деятельности учащихся и педагогов учреждений профессионального образования г. Минска и г. Москвы.







ОСНОВНОЙ ЭТАП

Цель: разработка, апробирование и корректировка электронных УМК и создание на их основе учебных курсов на сайте дистанционного обучения Moodle по учебным предметам (дисциплинам) специальностей «Технология производства швейных изделий», «Химическая чистка и крашение одежды», «Фотография», «Парикмахерское искусство и декоративная косметика». Преобразование отдельных курсов в комплексный электронный образовательный ресурс для внедрения в образовательный процесс по названным специальностям в колледже.

с 09.2016 года по 12.2018 года

Сроки исполнения

Содержание деятельности

2016 - 2017 учебный год


  1. Обновление и корректировка элементов УМК по учебному предмету «Технология швейного производства» на сайте дистанционного обучения Moodle.

  2. Приобретение электронной программы САПР (система автоматизированного проектирования одежды), редактора iSpring Suite 8.3 для создания электронных средств обучения: видеолекций, диалоговых тренажеров и скринкастов.

  3. Создание видеолекций и интерактивных электронных учебных пособий по учебному предмету «Технология швейного производства» с помощью редактора iSpring Suite 8.3, программы факультативных занятий с использованием САПР, их апробирование в образовательном процессе.

  4. Разработка, апробирование и корректировка элементов электронных УМК по учебным предметам (дисциплинам) профессионального компонента учебных планов специальностей колледжа.

  5. Создание и обновление учебных курсов на сайте дистанционного обучения Moodle по специальностям: «Технология производства швейных изделий», «Химическая чистка и крашение одежды», «Фотография», «Парикмахерское искусство и декоративная косметика».

  6. Организация и проведение мастер-классов для педагогов города, слушателей городской Школы становления для молодых специалистов (преподавателей специальных учебных предметов) по использованию элементов дистанционного обучения на учебных занятиях.

  7. Мониторинг использования учащимися и преподавателями материалов учебных курсов на сайте дистанционного обучения Moodle .

  8. Анализ отношения учащихся к дистанционным курсам (анкетирование, диагностика, наблюдение).

  9. Мониторинг результатов учебных достижений учащихся, использующих электронные средства обучения, размещенные на сайте дистанционного обучения

2017 - 2018 учебный год

  1. Обновление, апробирование и корректировка дистанционных курсов по учебным предметам специальностей «Технология производства швейных изделий», «Химическая чистка и крашение одежды», «Парикмахерское искусство и декоративная косметика», «Фотография».

  2. Презентация опыта работы по внедрению и использованию дистанционных курсов специальностей «Технология швейного производства», «Химическая чистка и крашение одежды» на заседаниях методических комиссий, педагогического совета.

  3. Участие в конференциях и других мероприятиях по обмену опытом использования информационных технологий в образовательном процессе.

  4. Создание электронных средств обучения с помощью редактора iSpring Suite 8.3 по учебным предметам специальностей «Технология производства швейных изделий», «Парикмахерское искусство и декоративная косметика», «Химическая чистка и крашение одежды», «Фотография».

  5. Апробирование и внедрение в образовательный процесс технологии смешанного обучения (модель «Перевернутый класс») (Приложение 3).

  6. Мониторинг результатов учебных достижений учащихся.


Предполагаемые итоги основного этапа:

  1. Комплексный электронный образовательный ресурс для организации образовательного процесса в колледже по специальностям «Технология производства швейных изделий», «Химическая чистка и крашение одежды», «Парикмахерское искусство и декоративная косметика», «Фотография».

  2. Электронные средства обучения (видеолекции, диалоговые тренажеры скринкасты) по учебным предметам специальностей, созданные с помощью редактора iSpring Suite 8.3.

  3. Учебная программа и организация факультативных занятий «Моделирование и художественное оформление одежды» с использованием САПР.

  4. Внедрение в образовательный процесс технологии смешанного обучения (модель «Перевернутый класс»).

  5. Повышение качества профессионального обучения в колледже.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Цель: анализ результатов проекта, подведение итогов работы по проекту, обобщение и трансляция опыта работы.



с 09.2018 года по 06.2019

Сроки исполнения

Содержание деятельности

2018 - 2019 учебный год

  1. Совершенствование (обновление и коррекция материалов) дистанционных курсов по учебным предметам специальностей «Технология производства швейных изделий», «Химическая чистка и крашение одежды», «Парикмахерское искусство и декоративная косметика», «Фотография».

  1. Выработка критериев и оценка эффективности использования электронных УМК для повышения качества образовательного процесса в колледже.

  2. Обобщение опыта по использованию элементов дистанционного обучения в очном образовании и организация трансляции опыта среди педагогов профессионального образования через участие в научно-практических конференциях и семинарах по обмену опытом по использованию информационных технологий в образовательном процессе.

  3. Организация сотрудничества с другими учреждениями профессионального образования по вопросам использования в образовательном процессе элементов дистанционного обучения.




Предполагаемые итоги заключительного этапа:

  1. Осуществление научного и учебно-методического сопровождения профессионально-технического и среднего специального образования на актуальном уровне благодаря оперативно вносимым изменениям в разработанные электронные учебно-методические комплексы.

  2. Создание комплексного доступного учащимся электронного образовательного ресурса по специальностям профессионально-технического и среднего специального образования в колледже.

  3. Создание условий для повышения качества образовательного процесса в колледже.

  4. Обобщение и трансляция опыта использования элементов дистанционного обучения в очном и заочном профессиональном образовании.


ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа по созданию и внедрению в образовательный процесс электронных средств УМК в УО «Минский государственный профессионально-технический колледж легкой промышленности и бытового обслуживания населения» ведется на протяжении многих лет. По результатам городского смотра-конкурса УМК среди учреждений ПТО и ССО в 2013 году преподаватели колледжа получили первые места в направлениях «УМК по учебным предметам специального цикла» и «УМК по производственному обучению». В настоящий момент на сайте дистанционного обучения РИПО открыто четырнадцать дистанционных курсов по отдельным учебным предметам разных специальностей, разработанных педагогическими работниками колледжа. Однако все они требуют доработки и обновления, приведения к единой структурной форме. Дистанционные курсы размещены на сайте дистанционного обучения Moodle УО «Республиканский институт профессионального образования» (Приложение 4).

В 2015 году разработан проект «Научное, учебно-методическое обеспечение профессионального образования через создание и применение электронных УМК на сайте дистанционного обучения Moodle». Начата работа по реализации проекта. В качестве примера для разработки единой структуры электронных УМК и дистанционных курсов Moodle выбран наиболее структурированный и наполненный содержанием УМК по учебному предмету «Технология швейного производства».

На первом этапе реализации проекта проанализировано содержание и проведено апробирование курса дистанционного обучения по учебному предмету «Технология швейного производства» в образовательном процессе колледжа. Одновременно созданная творческая группа педагогов начала работу по разработке и обновлению электронных элементов УМК по другим учебным предметам специальностей колледжа. Участники творческой группы прошли обучение на курсах повышения квалификации, для них организован постоянно действующий консультационный пункт в методическом кабинете и кабинете информатики.

Структурные элементы электронного УМК по учебному предмету «Технология швейного производства», на основе которых формируется дистанционный курс, представлены на рисунке 1.

Рис. 1 - Структурные элементы электронного УМК

Электронный УМК дистанционного курса состоит из шести основных блоков. Исходными документами для разработки блока «Учебно-программная документация» являются образовательный стандарт, учебный план и учебная программа, определяющие содержание образовательного процесса в соответствии с требованиями современного производства к подготовке квалифицированных рабочих и специалистов. На основании этих документов преподавателем разработан тематический план изучения учебного предмета «Технология швейного производства» (Приложение 5).

На рисунке 2 представлены модули, входящие в блок «Средства обучения». Содержание и форма представления этих модулей разрабатывается силами педагогических работников колледжа, обсуждаются на заседаниях методических комиссий. Создана творческая группа педагогов, которым направляются элементы УМК для осуществления педагогической экспертизы с целью определения выполнения требований, предъявляемых к электронным образовательным ресурсам.


Рис. 2 - Модули блока «Средства обучения»

Информационно-справочный модуль. Цель модуля - формирование знаний. Модуль содержит теоретический материал по программе учебного предмета. Сюда входят краткие конспекты лекций, иллюстративный материал, справочники, глоссарий, видеоролики (ссылки на YouTube), презентации (часть которых создана с аудио-видео-сопровождением), наглядно демонстрирующих основные инструменты и приспособления, основные приёмы выполнения работ, технические условия на выполнение работ и тестовые задания для самоконтроля.

Интерактивный модуль. Цель модуля - повторение и закрепление знаний. Модуль содержит материалы, ориентированные на взаимодействие учащегося с компьютером с обязательным осуществлением обратной связи. Своевременная обратная связь дает возможность учащимся оценить свою собственную работу, сделать ее более успешной. Учащийся выполняет предложенные задания, затем ему либо приводится комментарий и дается ссылка для повторного изучения материала, либо открывается правильный ответ. Тест в этом модуле работает в обучающем режиме. Отметок здесь учащемуся не выставляется. Здесь же представлены интерактивные лекции (Приложение 6), состоящие из нескольких страниц, открывающихся последовательно лишь после правильных ответов учащегося. Дидактические игры (кроссворды, "Миллионер" и другие) позволяют повторить и закрепить учебный материал в занимательной форме (Приложение 7). Материалы этого модуля чаще используются во внеурочное время, однако преподаватель имеет возможность отслеживать и эту работу учащихся через сайт (результаты, время работы каждого учащегося фиксируется).

Модуль «Практические работы». Цель - совершенствование знаний через их применение в знакомой и незнакомой ситуации. Практические работы создаются с помощью элемента курса «Рабочая тетрадь», в которой учащиеся выполняют задания в соответствии с методическими рекомендациями и отправляют их на проверку (Приложение 8). Преподаватель проверяет работы учащихся, в случае необходимости вписывает комментарии, указывает на допущенные ошибки и предлагает их исправить в установленные сроки. Вся эта работа выполняется дистанционно. После истечения установленного срока практические работы оцениваются преподавателем. Некоторые практические работы можно составить, используя элемент курса «Тест», из заданий на соответствие, установления последовательности и заданий открытой формы. Преподаватель формулирует задание, публикует его и предлагает учащимся дать ответ. Учащийся дает ответ в электронном виде (в любом формате) и загружает его на сервер. Преподавателю приходит уведомление об отправке ответов. Типичными заданиями являются проекты, рефераты, презентации и т. п. Модуль позволяет преподавателю ставить оценки за эти работы.

Коммуникационный модуль. Цель модуля - общение учащихся с преподавателем, а также между собой. Общение с помощью чата осуществляется в режиме реального времени - он-лайн. Этот режим предполагает возможность учащегося дать ответ непосредственно на сайте, редактировать текст ответа, а преподаватель может написать отзыв на ответ учащегося и поставить оценку. С помощью форума - офф-лайн учащиеся могут задавать вопросы и отвечать на них самостоятельно, могут отправить преподавателю в виде прикрепленного файла. Использование форума и чата, встроенные в дистанционный курс, позволяет организовать дискуссии в процессе обучения, учащиеся имеют возможность получить консультацию преподавателя. Здесь же преподаватель размещает информацию о сроках изучения определенной темы, формах контроля, дает рекомендации учащимся, список литературы. В курс встроена электронная почта, с помощью которой преподаватель может осуществлять рассылку объявлений, учебных заданий и т.д. Это оказывается особенно полезным тем учащимся, которые из-за болезни или других причин не могут какое-то время посещать учебные занятия.

Дистанционный контроль знаний учащихся. Для организации дистанционного контроля знаний учащихся сформирована база тестовых заданий по всем темам учебной программы. Система дистанционного обучения Moodle позволяет разрабатывать тестовые задания различного типа, которые можно запускать как в режиме обучения, так и в режиме контроля (Приложение 9). Тестовые задания в режиме обучения учащиеся используют для самоконтроля. Задания для тематического контроля формируются случайным образом из базы тестов учебного курса. Для тематического контроля учащимся предоставляется только одна попытка и ограничивается время на прохождение теста, устанавливаются конкретные сроки тестирования. Дистанционный контроль позволяет сделать процесс проверки знаний учащихся постоянным и системным.

За два учебных года (2014/2015 и 2015/2016) по учебному предмету «Технология швейного производства» были разработаны, размещены на сайте дистанционного обучения Moodle и апробированы следующие элементы электронного УМК:

конспекты лекций, созданные с помощью редактора Microsoft Word и преобразованные в PDF-документ;

иллюстративный материал (рисунки машинных швов, ручных стежков и строчек, отдельных деталей и узлов швейных изделий), созданный с помощью графических редакторов Paint , CorelDraw и Adobe Photoshop;

учебные презентации с динамической анимацией, созданные с помощью редактора PowerPoint;

видеолекции, созданные с помощью демонстрационной версии редактора iSpring Suite";

практические работы, созданные с помощью ресурсов "Рабочая тетрадь" и "Тест";

глоссарий и созданные на его основе интерактивные дидактические игры;

тестовые задания различного типа для текущего и тематического контроля знаний учащихся.

На дистанционном курсе учебного предмета "Технология швейного производства" зарегистрировано 85 учащихся. В течение учебного года учащиеся работали с различными ресурсами дистанционного курса. В конце учебного года проведено анкетирование для выявления степени заинтересованности учащихся в использовании элементов дистанционного курса при обучении. Анкетирование показало устойчивый интерес учащихся к такой образовательной услуге, как дистанционная поддержка учебного предмета «Технология швейного производства»: 77 % зарегистрированных учащихся постоянно пользуются ресурсами курса, но наибольший интерес у них вызывают интерактивные элементы: кроссворды, тесты и дидактические игры-тренажеры, а также практические работы в тестовом режиме; 45 % учащихся отметили, что хотели бы пользоваться дистанционной поддержкой и по другим учебным предметам. Таким образом, существует потребность в развитии такой образовательной услуги, как обучение с использованием элементов дистанционного обучения.

Элементы электронного УМК, размещенные на сайте дистанционного обучения Moodle, позволяют разнообразить методику проведения учебных занятий. При организации обучения по учебному предмету «Технология швейного производства» в колледже хорошо показала себя технология смешанного обучения (модель  «Перевернутый класс»). Если при традиционной форме организации учебных занятий основную учебную информацию учащийся получает на уроке, а затем закрепляет знания по теме, выполняя домашнее задание, то при организации обучения по модели «Перевернутый класс» все происходит наоборот: основную часть учебной информации учащийся получает дома, используя материал электронного УМК, а на уроке закрепляет и применяет знания. Если во время традиционного учебного занятия учащийся не понял, не разобрался в учебном материале, то и дома он не может выполнить задания самостоятельно. На следующем уроке не всегда есть возможность дополнительного объяснения материала, так как изучается новая тема. Таким образом, у учащегося накапливаются пробелы в знаниях, растет непонимание учебного материала, падает познавательный интерес. При организации учебного процесса по модели «Перевернутый класс» учащийся получает основной объем учебной информации самостоятельно, используя материалы информационно-справочного или интерактивного модулей курса, размещенных на сайте дистанционного обучения Moodle. Закрепление и применение этих знаний происходит на уроке при непосредственном участии преподавателя. При этом за счет встроенных в курс Moodle элементов преподаватель имеет возможность отслеживать учебные достижения каждого учащегося. Модель «Перевернутый класс» позволяет более эффективно использовать учебное время в колледже. Непонятные учащемуся вопросы обсуждаются вместе с преподавателем, при выполнении упражнений и заданий можно сразу получить необходимую консультацию. На уроках учащиеся получают больше возможностей для применения знаний, выполняя практические задания, что способствует более глубокому усвоению и закреплению знаний.

Использование элементов дистанционных курсов, размещенных на сайте дистанционного обучения Moodle, обеспечивает возможность оперативного обновления и совершенствования электронных учебно-методических комплексов для организации профессионального обучения. Применение современных компьютерных технологий и превращение УМК по отдельным учебным предметам в электронный образовательный ресурс для учащихся позволяют на актуальном уровне осуществлять научное и учебно-методическое обеспечение профессионально-технического и среднего специального образования в колледже.

Список использованных источников

  1. Андреев, А. В. Практика электронного обучения с использованием Moodle / А. В. Андреев, С. В. Андреева, И. Б. Доценко. — Таганрог : ТТИ ЮФУ, 2008. - 146 с.

  2. Барановская, С.М. Внедрение учебно-методических комплексов в учреждении профобразования / С.М. Барановская // Профессиональное образование. - 2013.- № 1. - с. 7 - 13.

  3. Клецкая, З.М. Возможности использования программного средства Moodle для создания электронных учебно-методических комплексов / З.М. Клецкая, Т.А. Пакуль // Труды БГТУ. - 2012. - № 9. - с. 108 - 111.

  4. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011. – 400 с.

  5. Методические рекомендации по разработке электронного учебно-методического комплекса для дистанционного обучения / сост. Калицкий Э.М., Потапенко Н.И., Готто А.И., Володько Г.И. - Минск : РИПО, 2012 . – 23 с.

  6. Шкляр, А. X. Учебно-методические комплексы в профессионально-техническом образовании: теоретические основы и проектирование: монография / А. X. Шкляр, С. М. Барановская. – Минск : РИПО, 2012. – 68 с.




перечень приложений



Приложение 1. Результаты анкетирования «Определение степени заинтересованности учащихся в использовании ресурсов дистанционного обучения Moodle» - на 1 стр.

Приложение 2. Результаты учебной деятельности учащихся - на 2 стр.

Приложение 3. Применение технологии смешанного обучения для организации учебных занятий. Модель «Перевернутый класс» - на 4 стр.

Приложение 4. Дистанционные курсы, размещенные на сайте Moоdle - на 4 стр.

Приложение 5. Тематический план учебного предмета «Технология швейного производства» (фрагмент) - на 5 стр.

Приложение 6. Элемент курса «Интерактивная лекция» - на 1 стр.

Приложение 7. Интерактивный кроссворд по теме «Терминология ручных работ» - на 1 стр.

Приложение 8. Разработка практических работ на основе элемента дистанционного курса «Рабочая тетрадь» - на 4 стр.

Приложение 9. Элемент курса «Тест» - на 6 стр.



















11