Научные основы методики обучения правописанию.
Методика обучения грамматике и правописанию основывается на лингвистические, психологические основы и дидактические принципы. Она разрабатывает систему упражнений, которая ведёт от знания правила к образованию навыка.
Лингвистические основы
В основе методики лежат принципы русской орфографии: морфологического, фонематического, традиционного, фонетического и принципа дифференциации.
1) морфологический – единообразие написания морфем; 2) фонематический – обозначение буквой фонемы по ее ос- новному варианту (при трактовке понятия «фонема» согласно МФШ); 3) фонетический – обозначение буквой неосновного вариан- та фонемы в соответствии с произношением; 4) традиционный – написание соответствует традиции, ис- торически закреплено (словарные слова); 5) дифференцирующие написания помогают передать раз- личия в значении слов-омонимов (туш – тушь, компания – кам- пания). Младших школьников не знакомят с самими принципами, а лишь с правилами и их при применении, но учителю необходимо знать их и уметь применять в практике обучения орфографии.
Психологические основы
Формирование орфографических навыков — сложный психологический процесс. В нём участвуют слуховое и зрительное восприятие, моторные действия, память.
Некоторые аспекты, которые учитываются в методике:
Орфографическая зоркость — умение обнаруживать орфограммы и определять их тип.
Связь с развитием речи — орфографические умения и навыки — составная часть речевых умений и навыков, языкового развития в целом.
Дидактические принципы
Методика также руководствуется принципами дидактики, например:
Сознательность усвоения — понимание учащимися содержания изучаемого материала.
Связь между теорией и практикой — правильное соотношение между теоретическими сведениями и практическими упражнениями.
Систематичность и последовательность — материал изучается в определённом порядке, с учётом преемственности и перспективности.
Методика обучения правописанию предусматривает применение разных методов обучения. К ним относятся:
- метод языкового анализа и синтеза;
- метод запоминания, заучивания, или иммитативный метод;
- метод решения грамматико-орфографических задач.
Выбор метода зависит:
- от особенностей орфографического материала, от типа орфограммы;
- от психолого-физиологических факторов усвоения материала;
- от возрастных особенностей детей и языковой основы, уже изученного материала.
Метод языкового анализа и синтеза предполагает постоянное повышение самостоятельности и познавательной активности учащихся. Виды (приемы) языкового анализа:
1. Звукобуквенный анализ слов и словосочетаний применяется в основном к словам, написание которых существенно не расходится с произношением; используется на тех этапах обучения, когда учащиеся еще не имеют достаточной грамматической основы для проверки орфограмм; слоговой анализ необходим при переносе слов со строки на строку.
2. Словообразовательный и морфемный анализ слов применяется при усвоении правописания корней, приставок, суффиксов, стыков морфем, а также для отделения окончания и установления места орфограммы в слове; при переносе слов.
3. Морфологический анализ – определение части речи и ее формы, типа склонения или спряжения и пр.. Используется при усвоении правописания падежных и личных окончаний, при различении приставок и предлогов, при различении –тся и ться, а также при переносе слов.
4. Синтаксический анализ - выяснений связей между словами в словосочетаниях и предложениях, определение границ и структуры предложения – применяется при усвоении правописания падежных и личных окончаний, при различении приставок и предлогов, при написании заглавной буквы в начале предложения. Данный анализ необходим и для понимания значений слов и их сочетаний, и определения морфологических признаков.
5. Семантический анализ – выяснение значения слов, их сочетаний, предложений, текста. Необходим всегда, но особенно при написании родственных слов, употреблении заглавной буквы, определении грамматических связей в словосочетании и предложении.
Виды (приемы) языкового синтеза:
1. Синтез на уровне звуков и букв, т.е. составление слов из слогов, букв, применяется для закрепления правописаний слов, написание которых не расходится с произношением, для непроверяемых слов.
2. Синтез морфологических форм, т.е. образование падежных форм, форм числа с учетом склонения и спряжения, запись полученных слов. Необходим при усвоении падежных и личных окончаний.
3. Синтез слов, т.е образование падежных форм, т.е. словообразовательные упражнения – образование новых слов, используется при подборе проверочных слов.
4. Синтез синтаксических конструкций и текста, запись полученных форм применяется одновременно с синтезом содержания выражаемой мысли. Особенно важен для закрепления и практического применения всего комплекса умений в области письма.
Анализ обычно идет впереди синтеза, но есть упражнения, в которых анализ и синтез тесно переплетены: это диктанты и комментированное письмо.
Метод запоминания (иммитативный) предполагает по преимуществу репродуктивную деятельность учащихся. Применяется в основном для усвоения непроверяемых написаний. К упражнениям, основанным на применении этого метода относятся: зрительные диктанты, письмо по памяти, самодиктанты; различные виды списывания; использование наглядности (памяток, плакатов с непроверяемыми написаниями и т.п.); использование словарей; буквенное проговаривание; письмо с опорой на зрительную и рукодвигательную память.
Метод решения грамматико-орфографических задач совпадает с проблемно-поисковым методом. Этот метод тесно связан с методом языкового анализа и синтеза, обеспечивает развивающее обучение и создает возможности для повышения уровня познавательной активности и самостоятельности учащихся. Этот метод основывается на теоретических знаниях детей, достаточно развитое речевое развитие, богатый словарный запас. Структура задачи включает: вопрос, условие выполнения, порядок выполнения и результат решения (ответ). Этот метод применяется ко всем орфограммам, но типы задач и порядок их решения различны.
Кроме этих методов при формировании орфографического навыка младших школьников широко применяются алгоритмы.