Тема: Научный стиль и его морфологические и синтаксические особенности.
Тип урока: Совершенствование знаний и способов деятельности.
Общие цели: На теоретическом материале и материале практических упражнений дать понятие о роли научного стиля; формировать умение определять лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля , работать с текстами разных типов речи, стилей и жанров.
Результат обучения:
- В ходе урока учащиеся будут знать об условиях различения научного стиля. Покажут умения правильно определять условия употребления .
-Покажут навыки работы индивидуально, в парах при определении научного стиля и подстилей. -
-Закрепят умения свёртывания текста (доклада, аннотации, рецензии, реферата, тезисов); работать с учебником, выбирать главное, анализировать, делать выводы.
Ключевые идеи:
Благодаря применению инструментов критического мышления, групповой работе при изучении темы, учащиеся будут знать: лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Подстили научного стиля.
будут уметь:
- давать сравнительный анализ текстов;
- принимать новую информацию вдумчиво, преобразовывать;
- ввести поисково-исследовательскую деятельность по материалам учебника;
- передавать полученную информацию другим учащимся;
- обобщать материал, полученный от других членов группы, анализировать, делать выводы;
- составлять тонкие и толстые вопросы;
- делать выводы и оценивать собственную деятельность через рефлексивную анкету.
Материалы и оборудование: Учебник, дополнительный материал с печатного листа, ИКТ.
Ход урока.
Орфографическая разминка (работа у доски)
Элемент, периодическая система, прогрессивный, естествознание, диссертация, профессор, член-корреспондент, исследование, классификация, интеллигенция, фундаментальный, монография, эксперимент, эквивалент, объективность, концепция, авторитет, рациональный.
- Значение каких слов вам неизвестны?
Эквивалент – нечто равноценное другому, вполне заменяющее его.
Классификация – система, по которой что-либо классифицировано
Концепция – система взглядов на что-нибудь; основная мысль.
Естествознание – естественные науки. Науки о явлениях и закономерностях природы
Фундаментальный – основательный, глубокий
Монография – исследование, посвященное какому-либо одному вопросу, теме.
Учитель
- Обратите внимание на эпиграф к уроку (эпиграф записан на доске):
“Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями”
(Г. Солганик)
- Как вы понимаете значение выражения “стили речи”?
- Какие стили речи вам известны? (научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный)
- К какому стилю речи относятся слова нашей орфографической разминки? ( к научному стилю)
- Теперь скажите какая тема сегодняшнего урока? ( Научный стиль и его особенности)
- А какие особенности отличают каждый тип стиля речи? (лексические, морфологические и синтаксические)
- Что мы уже повторили на прошлом уроке? (Научный стиль и его лексические особенности, подстили научного стиля)
-Какова же тема сегодняшнего урока? (научный стиль и его морфологические и синтаксические особенности)
Записываем тему в тетрадь.
- Сфера употребления
- Черты научного стиля
-Подстили научного стиля
-Лексические собенности
Морфологические особенности научного стиля речи:
Редкое использование глаголов в 1-м и 2-м лице ед. числа.
Глаголы в н.в. очень близки к отглагольным существительным. Например, приводняется – приводнение, перематываем – перемотка, заливает – заливка.
В научном тексте употребляется мало прилагательных, а если употребляются, то имеют точное, узкоспециальное значение.
Части речи и их грамматические формы используются не так, как в других стилях.
Синтаксические особенности научного стиля речи
Предложения более сложные, чем в художественной речи, преобладают неопределенно – личные и безличные предложения;
Широко используются причастные и деепричастные обороты, служащие средством логического уточнения или выделения того или иного предмета;
Вводные слова чаще выражают логическую связь между частями текста;
Преобладает прямой порядок слов;
Используются цепочки род. падежей ( присоединение к одному сущ-ому второго в род. падеже, ко второму – третьего);
Практически отсутствуют обороты разговорной речи
Учитель: Чтобы закрепить этот теоретический материал, важно применить его на практике. Перед вами текст о Д.И. Менделееве – великого русского ученого – естествоиспытателя. Вам необходимо доказать, что он принадлежит к научному стилю, то есть выявить его отличительные признаки, опираясь на полученные знания. Запишите их в тетради (Текст, спроецирован на доску)
Стилистические пометы в Словаре служат для характеристики той части словарного состава литературного языка, которая, по тем или иным причинам, ограничена в своем употреблении. Эти ограничения имеют различный характер и разные основания: а) ограничения, обусловленные принадлежностью слова к тем пластам лексики, которые находятся за пределами литературного языка и стоят на его границе (областные, просторечные, грубо-просторечные слова); б) ограничения, обусловленные узкоспециальным характером терминов науки, техники, ремесла, искусства и т.п.; в) ограничения, которые обусловлены тем, что то или иное слово может быть употреблено лишь в определенном стиле литературной речи. (По словарю русского языка под ред.А.П.Евгеньевой)
(логичность изложения, точность текста-подбирается тщательно слова в их прямом значении, отвлеченность и обобщенность- широкое использование абстрактных понятий, которые трудно увидеть или представить, объективность, а так же последовательность изложения подчеркнута повтором существительных в пунктах статьи (ограничения), указательными словами (к тем пластам; тем,что), синтаксический параллелизм (одинаковое строение частей предложения-ограничения),сложная структура предложения (имеются причастный оборот, придаточные, ряды однородных членов, вводные слова), употребление специальной лексики, терминов, текст эмоционально нейтрален)
Учитель: Сейчас мы с вами закрепим пройденный материал.
Учитель: Перед вами на парте тексты. Определите, к какой разновидности научного стиля они относятся, сферу применения, аргументируйте свой выбор.
1. Научная деятельность Менделеева чрезвычайно обширна и многогранна. Среди его печатных трудов (более 500) – фундаментальные работы по химии, химической технологии, физике, метрологии, воздухоплаванию, метеорологии, сельскому хозяйству, по вопросам экономике, народного просвещения и многим другим. “ Сам удивляюсь, чего только я не делывал на своей научной жизни. И сделано, думаю, недурно”,- писал в 1899 году М. (Соч., т.25,1952,с.714)
2.Первое сообщение об открытии закона и первое отражающая его таблица были опубликованы Д.И. Менделеевым в 1869г. Этот год и считается годом открытия закона.
К этому времени было достоверно установлено существование 63 химических элементов (какую часть это составляет от известных сейчас?). И вопрос об их систематике стоял очень остро. Ученые разных стран искали закономерности, которые позволили бы объяснить и многообразие элементов, и существование групп сходных по химическим свойствам элементов.
3. Сто пятьдесят лет назад, когда Д.И. Менделеев создал Периодическую систему химических элементов, самым тяжелым из них был уран. Радиоактивный уран присутствует в природе в заметных количествах, его распространенность в земной коре выше распространенности многих “обычных” химических элементов, например, йода. Химические свойства урана изучают уже более 200 лет, и о них известно, пожалуй, больше, чем о свойствах почти всех остальных металлов и неметаллов с большой периодической системы. Долгое время верхняя ее граница проходила через уран.
Учитель: поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность ответов.
1.собственно научный, т.к употребляется в диссертациях, научных трудах и ГОСТах
3..учебно-научный, т.к. используется в учебной литературе
2.научно-популярный, т.к. характерен для научных статей в газетах, журналах.
Учитель: возьмите листочки и пройдите тест на изученную тему.
Самостоятельная работа.
Тест.
1 Главная задача научного стиля речи
А) непосредственное повседневное общение
Б) сообщение научных сведений, научное объяснение фактов
В) изображение и воздействие на читателя
2 Наиболее общие особенности лексики научного стиля речи
А) употребление слов в их прямом значении; широкое использование абстрактной лексики и терминов; отсутствие образных средств
Б) официально-деловая лексика; устойчивые, стандартизированные обороты речи
В) общественно-политическая лексика
3 Термины относятся к
А) общеупотребительной лексике
Б) узкоспециальной лексике
В) общественно-политической лексике
4 Важнейшее качество термина
А) однозначность
Б) многозначность
5 Тепло, скорость, колёса - это
А) заимствованные термины
Б) исконно русские термины
6 Выберите термины, образованные с помощью приставки и суффикса
А) бароаппарат, видеотелефон, селенограф
Б) макрокосмос, стереофония, наладчик
В) монорельсовый, автобиографический, полифонический
7 Выберите общенаучные слова
А) центр, сила, пять
Б) энергия, деталь, скорость
В) величина, орфоэпия, персонаж
8 Слово или сочетание слов, обозначающее строго определённое научное,
техническое, искусствоведческое или общественно-политическое понятие,
называется
А) неологизмом
Б) архаизмом
В) термином
9 В каком значении употреблены слова в словосочетаниях: горячая обработка металла, холодное копчение, холодный циклон
А) общеупотребительном
Б) узкоспециальном
ОТВЕТЫ
1-Б
2-А
3-Б
4-А
5-Б
6-В
7-Б
8-В
9-Б
Оценивание Устная самооценка собственной деятельности на уроке.
Рефлексия и оценивание Отвечают на вопросы:
- Кто по вашему сегодня работал более эффективно?
- По каким параметрам вы это определили?
- В полную ли силу вы сегодня поработал(и)?
Этап подведение итогов урока и выставление оценок
Учитель: Подводя итог, оцените самостоятельно свою работу и на полях выставьте оценки за каждый этап нашего урока, подсчитав затем средний балл. Это оценка результативности нашего урока.
Тест.
1 Главная задача научного стиля речи
А) непосредственное повседневное общение
Б) сообщение научных сведений, научное объяснение фактов
В) изображение и воздействие на читателя
2 Наиболее общие особенности лексики научного стиля речи
А) употребление слов в их прямом значении; широкое использование абстрактной лексики и терминов; отсутствие образных средств
Б) официально-деловая лексика; устойчивые, стандартизированные обороты речи
В) общественно-политическая лексика
3 Термины относятся к
А) общеупотребительной лексике
Б) узкоспециальной лексике
В) общественно-политической лексике
4 Важнейшее качество термина
А) однозначность
Б) многозначность
5 Тепло, скорость, колёса - это
А) заимствованные термины
Б) исконно русские термины
6 Выберите термины, образованные с помощью приставки и суффикса
А) бароаппарат, видеотелефон, селенограф
Б) макрокосмос, стереофония, наладчик
В) монорельсовый, автобиографический, полифонический
7 Выберите общенаучные слова
А) центр, сила, пять
Б) энергия, деталь, скорость
В) величина, орфоэпия, персонаж
8 Слово или сочетание слов, обозначающее строго определённое научное,
техническое, искусствоведческое или общественно-политическое понятие,
называется
А) неологизмом
Б) архаизмом
В) термином
9 В каком значении употреблены слова в словосочетаниях: горячая обработка металла, холодное копчение, холодный циклон
А) общеупотребительном
Б) узкоспециальном