УРОК № 2.
Тема: Научный стиль и сфера его использования. Основные жанры научного стиля.
УЧЕБНИК СТР. 384- НАУЧНЫЙ СТИЛЬ
ХОД УРОКА
-
Организационный момент.
-
Актуализация знаний. Повторение.
- Орфоэпическая разминка (проводит заранее подготовленный ученик).
- Реализация домашнего задания: ролевая игра «Магазин» (словообразовательные нормы).
Цель игры: закрепить навык нормированного употребления имён существительных в форме родительного падежа множественного числа. Заранее готовим карточки:
Апельсина (5 кг) | Макароны (5 кг) | Яблоки (3 кг) |
Мандарины (2 кг) | Лимоны (2 кг) | Бананы (2 кг) |
Помидоры (3 кг) | Носки (2 пары) | Чулки (1 пара) |
Блюдца (6 шт.) | Полотенца (6 шт.) | Простыни (3 шт.) |
- Орфографические нормы. Индивидуальные карточки.
- Орфографическая разминка для класса (подготовка к ЕГЭ): повторим правописание приставок + 5 новых слов.
Всколыхнуть, подогнать, сдвинуть, въехать, раскорчевка, беззвездный, взгреть, премудрый, привлекательный, привилегированный, объясниться, отыграться, предыстория, сверхинтересный, согнуть, по-новому выполнить, сверхъестественный.
КОНЪЮКТУРА | Сложившаяся обстановка, создавшееся положение, временная ситуация в какой-либо области общественной жизни |
ЭМИГРАЦИЯ | Переселение из какой-либо страны в другую, вызываемое различными причинами (экономическими, политическими, религиозными) |
РЕПАРТАЦИЯ | Возвращение на родину военнопленных, гражданских пленных, беженцев, переселенцев |
ТОЛЕРАНТНОСТЬ | Терпимость к чужим мнениям, верованиям |
ИММИГРАЦИЯ | Въезд иностранцев в какую-либо страну на постоянное место жительства. |
- К какому стилю речи можно отнести эти слова? (к научному стилю)
3. Объявление темы урока и его целей.
4. Работа по теме урока:
- Когда возник научный стиль и как он развивался, мы узнаем из сообщения. Учащиеся в это время составляют план сообщения.
- Проверка планов, составленных учащимися.
- Работа с учебником: Какие требования предъявляются к научному стилю? Ответ найдите в учебнике, почитав основные положения в п. 112 (стр. 384-385).
5. Первичное закрепление изученного материала:
- Выполнение упр. 522, 521.
6. Углубление изученного материала по теме урока:
Работа с таблицей, данной на слайде.
1 | Цель использования | Сообщение, передача научной информации, обучение основам знаний, развитие интереса к науке. |
2 | Сфера использования | Научная сфера жизни: наука, техника, образование |
3 | Разновидности научного стиля | Собственно научный, научно-учебный, научно-популярный |
4 | Особенности научного стиля | Логичность Точность Обобщённость Объективность |
5 | Жанры научного стиля | Монография, диссертация, научная статья, учебник, реферат, доклад, курсовая работа … |
7. Проверка знаний. Отработка умений и навыков:
-
Анализ текста, записанного на доске. Спишите текст, вставляя недостающие буквы и расставляя знаки препинания. Определите стилистическую принадлежность текста.
Почва это особое пр…одное тело. Она образу(е,и)т…ся на поверхност… Земли в результате взаим…действия живой (орг…нической) и (не)живой ((не)орг…нической) пр…роды. В…жнейшим совойством почвы явля(е,и)т…ся пл…дородие. Оно обусловл…(н,нн)о наличием в почве орг…нического вещества – гумуса, или перегноя.
-
Текст о почве насыщен терминами. Во время ЕГЭ мы тоже сталкиваемся с большим количеством терминов, прежде всего литературоведческими. Задание: соотнести термины с их толкованием, лексическим значением.
Образное определение. Слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства. | |
Скрытое сравнение. Это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. | |
Единоначатие. Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф. | |
Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. | |
Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением. | |
Перестановка. Стилистическая фигура, состоящая в нарушении грамматической последовательности речи. | |
Приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков. | |
Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом. | |
Постепенность. Стилистический приём, позволяющий воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости. | |
Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении. | |
Слова для справок: метафора, антитеза, оксюморон, литота, эпитет, сравнение, инверсия, анафора, градация, аллитерация.
8. Итоги урока.
- Назовите характерные особенности научного стиля. В чём его отличие от других стилей?
- Какие подстили вы знаете? В чём их особенности?
Домашнее задание.
П. 112, упр. 523 (устно), повторить правописание приставок (п. 26, 27, 28, 29), НЕ с разными частями речи, упр.