СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научный стиль и сфера его использования. Основные жанры научного стиля.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка по программе Гольцовой содержит материал для подготовки к ЕГЭ, повторение на основе текста научного стиля.

Просмотр содержимого документа
«Научный стиль и сфера его использования. Основные жанры научного стиля.»

УРОК № 2.

Тема: Научный стиль и сфера его использования. Основные жанры научного стиля.

УЧЕБНИК СТР. 384- НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний. Повторение.

- Орфоэпическая разминка (проводит заранее подготовленный ученик).

- Реализация домашнего задания: ролевая игра «Магазин» (словообразовательные нормы).

Цель игры: закрепить навык нормированного употребления имён существительных в форме родительного падежа множественного числа. Заранее готовим карточки:

Апельсина (5 кг)

Макароны (5 кг)

Яблоки (3 кг)

Мандарины (2 кг)

Лимоны (2 кг)

Бананы (2 кг)

Помидоры (3 кг)

Носки (2 пары)

Чулки (1 пара)

Блюдца (6 шт.)

Полотенца (6 шт.)

Простыни (3 шт.)



- Орфографические нормы. Индивидуальные карточки.

- Орфографическая разминка для класса (подготовка к ЕГЭ): повторим правописание приставок + 5 новых слов.

Всколыхнуть, подогнать, сдвинуть, въехать, раскорчевка, беззвездный, взгреть, премудрый, привлекательный, привилегированный, объясниться, отыграться, предыстория, сверхинтересный, согнуть, по-новому выполнить, сверхъестественный.

КОНЪЮКТУРА

Сложившаяся обстановка, создавшееся положение, временная ситуация в какой-либо области общественной жизни

ЭМИГРАЦИЯ

Переселение из какой-либо страны в другую, вызываемое различными причинами (экономическими, политическими, религиозными)

РЕПАРТАЦИЯ

Возвращение на родину военнопленных, гражданских пленных, беженцев, переселенцев

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Терпимость к чужим мнениям, верованиям

ИММИГРАЦИЯ

Въезд иностранцев в какую-либо страну на постоянное место жительства.



- К какому стилю речи можно отнести эти слова? (к научному стилю)

3. Объявление темы урока и его целей.

4. Работа по теме урока:

- Когда возник научный стиль и как он развивался, мы узнаем из сообщения. Учащиеся в это время составляют план сообщения.

- Проверка планов, составленных учащимися.

- Работа с учебником: Какие требования предъявляются к научному стилю? Ответ найдите в учебнике, почитав основные положения в п. 112 (стр. 384-385).

5. Первичное закрепление изученного материала:

- Выполнение упр. 522, 521.

6. Углубление изученного материала по теме урока:

Работа с таблицей, данной на слайде.

1

Цель использования

Сообщение, передача научной информации, обучение основам знаний, развитие интереса к науке.

2

Сфера использования

Научная сфера жизни: наука, техника, образование

3

Разновидности научного стиля

Собственно научный, научно-учебный, научно-популярный

4

Особенности научного стиля


Логичность

Точность

Обобщённость

Объективность

5

Жанры научного стиля

Монография, диссертация, научная статья, учебник, реферат, доклад, курсовая работа …



7. Проверка знаний. Отработка умений и навыков:

  1. Анализ текста, записанного на доске. Спишите текст, вставляя недостающие буквы и расставляя знаки препинания. Определите стилистическую принадлежность текста.

Почва это особое пр…одное тело. Она образу(е,и)т…ся на поверхност… Земли в результате взаим…действия живой (орг…нической) и (не)живой ((не)орг…нической) пр…роды. В…жнейшим совойством почвы явля(е,и)т…ся пл…дородие. Оно обусловл…(н,нн)о наличием в почве орг…нического вещества – гумуса, или перегноя.

  1. Текст о почве насыщен терминами. Во время ЕГЭ мы тоже сталкиваемся с большим количеством терминов, прежде всего литературоведческими. Задание: соотнести термины с их толкованием, лексическим значением.

Образное определение. Слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства.


Скрытое сравнение. Это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку.


Единоначатие. Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф.


Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий.


Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением.


Перестановка. Стилистическая фигура, состоящая в нарушении грамматической последовательности речи.


Приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков.


Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом.


Постепенность. Стилистический приём, позволяющий воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости.


Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении.


Слова для справок: метафора, антитеза, оксюморон, литота, эпитет, сравнение, инверсия, анафора, градация, аллитерация.

8. Итоги урока.

- Назовите характерные особенности научного стиля. В чём его отличие от других стилей?

- Какие подстили вы знаете? В чём их особенности?

Домашнее задание.

П. 112, упр. 523 (устно), повторить правописание приставок (п. 26, 27, 28, 29), НЕ с разными частями речи, упр.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!