План-конспект урока русского языка в 6 классе
_____________________
Тема: Научный стиль речи
Цель и задачи:
- ознакомление с основными признаками научного стиля речи;
- дать понятие о научном стиле;
- формировать умения определять стиль текста в соответствии с речевой ситуацией, языковые средства, характерные для этого стиля речи;
- обогащать словарный запас учащихся.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: записи на доске, раздаточный материал
Ход урока
1. Организационный момент
2. Мотивация учебной деятельности
3. Сообщение темы урока, постановка цели, задач
4. Проверка домашнего задания
1) Индивидуальный ответ по теме «Художественный стиль речи».
2) Комментированная проверка письменного домашнего задания (упр. 46).
5. Работа по теме урока
1) Работа с текстами (раздаточный материал)
Высшее городское начальное училище.
Высшее городское начальное училище /ныне – школа № 10/ построено на средства купца А. Г. Кузнецова. Сначала это училище было в небольшом здании, построенном в 1869 году. В 1901 году началась постройка нового здания. В начале XX века здание было построено. Первоначально училище было мужским – обучались мальчики. А затем открылись классы для девочек. В училище обучались дети мещан и крестьян. Инспектором этого училища был учитель М. М. Дьяконов. В краеведческом музее есть отчёт о работе этого училища за 1915 год.
Гостиный двор (1865 – 1876 гг.)
Архитектор Р. О. Карвовский. Расположен на склоне холма в самом центре Кунгура. Один из его фасадов выходит на центральную площадь. Планировка гостиного двора традиционна для подобного рода сооружений и представляет собой многоугольник, по периметру которого располагались торговые ряды, ледники, склады. Имеется внутренний двор-площадь, который раньше использовался для кустарных изделий. Длина здания 86,5 м, ширина с галереей 15,6 м, высота 8,7 м, высота кровли в высшей точке 2,5 м. Всё здание выстроено из кирпича. Фундаменты бутовые, кровля металлическая. Архитектура памятника проста и выразительна. Здание двухэтажное, на подклети, с двухскатной крышей. Снаружи около торговых помещений устроена крытая галерея, сообщающаяся с улицей через открытую аркаду, которая прерывается порталами входов во внутренний двор. Гостиный двор – один из лучших памятников подобного рода на Урале, дошедший до наших дней без изменений.
Особняк купца Кузнецова.
Особняк. Построенный в 1870 году, в плане имеет П-образную форму. Выстроен из кирпича, внутри и снаружи отштукатурен. Фундаменты бутовые, кровля – железо. Здание одноэтажное с мезонином над центральной частью. Главный фасад имеет пятичастное деление. Соблюдена строгая симметрия объёмов. Вход выделен порталом с балюстрадой над ним на уровне второго этапа. Двухэтажная центральная часть завершена парапетом, имеющим богатую обработку. Стены завершены сильно выступающим карнизом, проходящим и по входному порталу. Полуциркульные окна обрамлены профилированными наличниками. Долгое время это было здание милиции, а ныне в нём расположено ЖКХ.
Кунгурская пещера
На майские праздники мы побывали в Кунгурской ледяной пещере. Очень понравилось! Интереснее, конечно, было бы идти по индивидуальному маршруту с фонариками или свечами. Или хоть на минуточку заглянуть в заповедную часть, посидеть на камне, оглядеться, послушать звук капающей воды.
Я просто передам свои впечатления. Названия гротов помню плохо. Ошибусь - не судите строго. Холм и вход в пещеру. Когда пещеру только открыли, в нее вел узкий лаз. Позже для туристов прорыли удобный туннель длиной 40м. Первые и последние гроты - самые холодные. Даже летом температура там не поднимается выше нуля. В этих гротах нарастает снежная шуба.
Проходим еще несколько гротов. У каждого своя завораживающая история. И наконец начинаются озера. Всего их 60. Вода в них прозрачная и абсолютно неподвижная. Даже сложно определить границу между стенами пещеры и их отражением.
Экскурсоводы говорят, что в течение года пещера всегда разная и неповторимая. Надо непременно побывать в пещере зимой. Кстати, Кунгурская пещера участвовала в проекте "7 чудес Росии".
На днях я посмотрела фотографии из Абхазских Новоафонских пещер. Вах! Вот еще куда надо съездить!
2) Актуализация имеющихся знаний.
Беседа по текстам:
- Сравните эти тексты. Чем они отличаются?
- Какова цель каждого текста?
- Какой стиль речи в каждом тексте?
- Назовите особенности стиля каждого текста.
3) Составление сравнительной таблицы:
1. Какие заголовки в таблице вы напишете?
2. Распределите данные вам в источнике информации особенности научного и разговорного стилей в соответствующие колонки.
Источник информации: непринуждённое общение, официальность, эмоциональность, оценочность, логичность, последовательность, неподготовленность высказывания, научность, ясность, точность, неофициальная обстановка,
№ | Научный стиль | Разговорный стиль |
1 2 3 4 5 | | |
6. Закрепление
1) Работа с текстами
Текст №1
Стимул:
В связи с жарким летом 2010 года ряд европейских государств пострадали от ураганов (Польша, Румыния). Пермскому краю повезло: стихия его не коснулась. Но от природных катаклизмов никто не защищен, поэтому к ним нужно готовиться, обладать большей информацией.
Объясните малышам, что такое ураганы и к каким последствиям они могут привести.
Задачная формулировка:
1. Прочитайте текст, определите тему текста.
2. Обозначьте орфограммы. Какие орфографические правила вы использовали?
3. Озаглавьте текст, продолжите двумя предложениями. Материалы для этого найдите в учебнике по природоведению или в научно-популярных книгах о природе.
4. Выразите свое отношение к данной проблеме. Напишите мини-сочинение.
Источник информации:
Ураганы – это гигантские атмосферные вихри. Они возникают над тропическими морями, когда теплый воздух начинает стремительно вращаться и захватывать обширные области. Ураганы сопровождаются проливными дождями, которые способны приводить к сильнейшим наводнениям.
Текст №2
Стимул:
Учитель готовился к уроку, набирал текст на компьютере. В программе произошел сбой. Восстановите текст.
Песок и пепел засыпает все кругом на многие километры. Раскаленная лава может сжечь поля, леса и дома. Все это начинает напоминать картину К. Брюллова «Последний день Помпеи». Ужас охватывает меня.
Медуницу называют медуницей, потому что в ее цветках много сладкого сока – нектара.
Огненная пасть кратера выплевывала раскаленные пепел и газы, песок и камни. Жидкая каменная каша переполнила чашу кратера, полилась вниз по склонам огненными водопадами.
Цветки у медуницы окрашены по-разному. Одни – розовые, другие – фиолетовые, а третьи – совсем синие. Такое растение с разноцветными цветками легче заметить шмелям.
Оглушительные взрывы потрясли вулкан. Из кратера вырвались черные клубы, будто кто-то затопил гигантскую печь. В небо взметнулись огненные фонтаны. Вулкан проснулся. Что это? Гигантский зверь проснулся? Может быть, это огнедышащий дракон пришел доказывать свое право на эти территории?
Листья медуницы покрыты особыми волосками – оттого они и кажутся немного шероховатыми. Эти волоски, как шерстяная одежда, защищают медуницу от весенних холодов.
1. Можно ли назвать то, что вы прочитали, текстом? Почему вы так считаете?
2. Что нужно сделать, чтобы из этого фрагмента получился текст? Попробуйте. Что получилось? Запишите один из текстов.
3. Озаглавьте свой текст, основываясь на его теме.
4. Докажите принадлежность каждого текста к определенному стилю речи в виде текста – рассуждения.
2) Работа с учебником (выполнение упр. 47, 48)
7. Подведение итогов урока
8. Домашнее задание
Параграф 7, упр. 49
9. Комментированное выставление оценок
10. Рефлексия