СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наука – фронту!

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление с вкладом ученых- химиков и ученых- биологов в дело победы над фашизмом в годы Великой Отечественной войны; раскрытие патриотизма и героизма людей науки в тяжелое для страны время.

Просмотр содержимого документа
«Наука – фронту!»

Областной этап всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»


Номинация

«Великая Отечественная война»


Тема работы

«Наука – фронту!»


Подготовила:Бекмухамбетова Ирина Алексеевна

учащийся 10 класса муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Светлинская средняя общеобразовательная школа № 2»
Адрес образовательного учреждения с индексом: Оренбургская область, Светлинский район, поселок Светлый, улица Торговая, дом 6 462740

Домашний адрес с индексом: Оренбургская область, Светлинский район, поселок Светлый, улица Советская, дом 23, квартира 35

462740
Контактный телефон: 89058939391

Руководитель: Цепкова Елена Ивановна
Должность и место работы: учитель биологии муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Светлинская средняя общеобразовательная школа № 2»
Адрес места работы с индексом: Оренбургская область, Светлинский район, поселок Светлый, улица Торговая, дом 6 462740


89228890990

[email protected]








п. Светлый-2017г.




Оглавление

Введение 2

Науки – фронту. 2

1. Химия в годы войны 2

1.1. Дымовые завесы. 2

1.2. Индивидуальные средства защиты. 2

1.3. Рассмотрим конкретное участие некоторых металлов победы в войне. 2

2. Биология в годы войны 2

2.1. Медицина в годы войны. 2

2.2. Лекарственных растения, которые сыграли незаменимую роль в медицине 1941-1945 годов. 2

2.3. Почтовые голуби. 2

2. Исследование 2

2.1. Социальный опрос. 2

2.2. Практическая работа 2

Заключение 2






Введение

Далёкими залпами отгремела Великая Отечественная война. Очень мало осталось в живых очевидцев тех боевых сражений. Это была тяжелая, кровопролитная война за существование нашей Родины, ее культуры и науки. Она багровой нитью прошла по судьбам русских людей, унеся миллионы их жизней, разрушив города и сёла, оставив сиротами детей, вдовами жён и матерей. Героический советский народ уничтожил чудовищную фашистскую машину и навсегда избавил человечество от фашистской диктатуры. Война предъявила каждому жителю нашей страны предельно суровые требования — и героизм стал нормой жизни, его проявляли даже дети. Мы посвящаем свою работу тем, чьи имена в силу обстоятельств военного времени вынуждены были оставаться в тени, но между тем, они принимали самое активное участие в обеспечении победы над фашистской Германией, направляя свои усилия на укрепление обороноспособности страны – советским учёным. Именно на учёных легла сложная и ответственная задача обеспечить фронт и тыл самым необходимым, проведя незримую линию фронта через научные лаборатории и конструкторские бюро.

Актуальность. Благодаря прогрессивной научной деятельности учёных – химиков и учёных биологов в годы Великой Отечественной войны своевременно создавались необходимые для фронта вещества и материалы, что позволило одержать превосходство над противником. Эта тема актуальна, потому что чем дальше по времени отодвигаются от нас годы Великой Отечественной войны, тем важнее все подробности тех великих событий.

Цель:

Ознакомление с вкладом ученых- химиков и ученых- биологов в дело победы над фашизмом в годы Великой Отечественной войны; раскрытие патриотизма и героизма людей науки в тяжелое для страны время.


Задачи:

1)Выяснить, что было проделано учеными - химиками и биологами для нужд фронта и тыла и обеспечения победы над фашистами;

2)Охарактеризовать химические вещества и материалы, используемые в годы войны советской армией и показать их роль и практическую значимость в деле победы над врагом;

3)Спланировать и провести эксперимент с применением некоторых веществ, используемых в военное время.


Науки – фронту. 1.Химия в годы войны

“Война потребовала грандиозного количества основных видов стратегического сырья. И на нас лежит ответственность за обеспечение стратегическим сырьем. Необходимо помочь своими знаниями создать лучшие танки, самолеты, чтоб скорее освободить все народы от нашествия гитлеровской банды”.

(А. Е. Ферсман)

1.1. Дымовые завесы.

В I Мировую войну 22 апреля 1915 года хлор применили как оружие массового уничтожения. Чтобы предотвратить численность жертв от отравляющих веществ во второй мировой войне, многие ученые химики посвятили свои работы средствам индивидуальной защиты.

В годы Великой Отечественной войны широко применялись искусственно созданные дымовые завесы. С их помощью обеспечивали прикрытие переправ через Волгу у Сталинграда и при форсировании Днепра и др. Дымовые завесы помогли сохранить жизни тысяч советских бойцов.

1.2. Индивидуальные средства защиты.

Иван Людвигович Кнунянц разработал надежное средство индивидуальной защиты людей от отравляющих веществ.

Игорь Васильевич Петря́нов-Соколо́в — физико-химик.

Открытия и изобретения:

ФП”– фильтр Петрянова; “Лепесток” , “Ланк”, “Афа”, “Беруши” .

Зелинский предложил новый принцип защиты - с помощью активированного угля.Это были сухие фильтрующие противогазы с резиновой маской Кумманта.

Также широко использовался бойцами РККА во время битвы за Москву «коктейль Молотова».

1.3. Рассмотрим конкретное участие некоторых металлов победы в войне.

Алюминий. Алюминий называют «крылатым» металлом.  Алюминий использовали для защиты самолетов, так как радиолокационные станции не улавливали сигналы от приближающихся самолетов. Помехи были вызваны лентами из алюминиевой фольги, при налётах на Германию было сброшено примерно 20 тыс. тонн алюминиевой фольги.

Литий. В годы ВОВ гидрид лития стал стратегическим. Он бурно реагирует с водой, при этом выделяется большой объем водорода, которым заполняют аэростаты и спасательное снаряжение. Добавка гидроксида лития в щелочные аккумуляторы увеличивала их срок службы в 2-3 раза, что очень нужно было для партизанских отрядов.

Соединения лития используются на подводных лодках для очистки воздуха.

Железо. Колоссальная масса железа истрачена на земном шаре в ходе войн. За Вторую Мировую - примерно 800 млн. тонн.

Более 90% всех металлов, которые использовались в Великой Отечественной Войне, приходится на железо. Для изготовления брони танков и пушек применялась сталь (сплав железа, вольфрама с углеродом до 2% и другими элементами)

Нет такого элемента, при участии которого проливалось бы так много крови, терялось бы столько жизней, происходило бы столько несчастий. Сплавы железа в виде броневых плит и литья толщиной 10-100 мм использовались при изготовлении корпусов и башен танков, бронепоездов

Свинец. Свинец – тяжёлый металл, его плотность 11,34 г/см3. Именно это свойство явилось причиной его широкого использования в огнестрельном оружии. Свинец не раз решал судьбу грандиозных военных баталий, за что его стали называть “смертоносным” металлом.

Магний. Свойство магния гореть белым ослепительным пламенем использовали в годы войны для изготовления осветительных и сигнальных ракет, зажигательных бомб.

Медь. В годы ВОВ главным потребителем меди была военная промышленность. Сплав меди с цинком назвали латунью и использовали в приборостроении и машиностроении.

Молибден. Стали с добавкой молибдена очень прочны, из них отливали стволы орудий, винтовок, ружей, детали самолётов, автомобилей.

Никель.  Когда советские танки Т-34 появились на полях сражений, немецкие специалисты были поражены неуязвимостью их брони, которая содержала большой процент никеля и делала её   сверхпрочной.

Серебро. Серебро в сплавах с индием использовалось для изготовления прожекторов противовоздушной обороны.

 Лантан. Во время второй мировой войны лантановые  стекла применяли в полевых оптических приборах. Сплав Лантана, церия и железа дает так называемый «кремень», который использовался в солдатских зажигалках. Из него же изготовляли специальные артиллерийские снаряды, которые во время полета при трении о воздух искрят (можно и ночью наблюдать за их полетом).

Калий. В военном деле применяются соединения калия. Если говорят просто «селитра», то имеют в виду нитрат калия. Этим веществом человечество пользуется уже больше тысячи лет для получения черного пороха.

Ванадий. Ванадий называют «автомобильным» металлом. Ванадиевая сталь дала возможность облегчить автомобили, сделать новые машины прочнее, улучшить их ходовые качества. Из этой стали изготавливают солдатские каски, шлемы, броневые плиты на пушках. Хромованадиевая сталь еще прочнее. Поэтому ее стали применять широко в военной технике.Олово. Олово называют металлом «консервной банки». Сплав олова с другими металлами используется для изготовления подшипников. Из олова изготовляли блестящи6е оловянные солдатские пуговицы. Хлорид олова (IV) – жидкость, использовалась для образования дымовых завес.

Вольфрам. Вольфрам относится к числу самых ценных стратегических материалов. Из вольфрамовых сталей и сплавов изготавливают танковую броню, оболочку торпед и снарядов, наиболее важные детали самолетов и двигателей.

Германий.  Без германия не было бы радио – локаторов. 

Кобальт. Кобальт называют металлом чудесных сплавов(жаропрочных, быстрорежущих)  Кобальтовая сталь использовалась для изготовления магнитных  мин

Тантал. Специалисты по военной технике считают , что из тантала целесообразно изготовлять некоторые детали управляемых снарядов и реактивных двигателей.  Первоначально тантал использовался для изготовления проволоки для ламп накаливания.

 Стронций.  Стронций-металл фейерверков и салютов. Соединения стронция применяют в пиротехнике для получения красных огней. 

2. Биология в годы войны 2.1. Медицина в годы войны.

Успехи, достигнутые в лечении раненых и больных, возвращении их в строй и к труду, по своему значению и объёму равны выигрышу крупнейших стратегических сражений.

В процессе работы учёные-медики выработали единые принципы лечения ран, единое понимание «раневого процесса», унифицировали специализированное лечение. Главными специалистами, хирургами фронтов, армий, госпиталей, медсанбатов были осуществлены миллионы хирургических операций; разработаны методы лечения огнестрельных переломов, первичной обработки ран, наложения гипсовых повязок.

Главный хирург Советской Армии Н.Н.Бурденко был крупнейшим организатором хирургической помощи раненым.

Широко известный отечественный военно-полевой хирург, ученый, профессор Н. Н.Еланский внес неоценимый вклад в развитие, как военно-полевой хирургии, так и хирургической науки в целом. Кроме того, неоспоримым вкладом Н.Н. Еланского в организацию хирургической помощи явилась разработка им вопросов хирургической сортировки и эвакуации.

Метод пересадки трансплантата кожи и метод пересадки роговицы глаза, разработанные В.П.Филатовым, получили широкое применение в военных госпиталях.

На фронте и в тылу широкое распространение получил метод местного обезболивания, разработанный А.В.Вишневским - он применялся в 85-90% случаев.

В организации военно-полевой терапии и оказания неотложной помощи главная заслуга принадлежит учёным-терапевтам М.С.Вовси, А.Л.Мясникову, П.И.Егорову и др.

Наука об антибиотиках начала развиваться после открытия в 1929 году английским учёным А. Флемингом антимикробного действия плесневого грибка Penicillinum. Активное вещество, образуемое этим грибком. А, Флеминг назвал пенициллином. В СССР первый пенициллин был получен З.В. Ермольевой и Г.И. Бадезиноив 1942 году. В годы войны пенициллин применялся для лечения осложнённых инфицированных ран и спас жизни многим советским воинам.

Учёным-эпидемиологом Т.Е.Болдыревым было обеспечено эпидемиологическое благополучие фронта, а Г.А.Митеревым - тыла страны.

В.Н.Шамов был одним из создателей системы службы крови в действующей армии. В годы войны впервые были организованы передвижные станции переливания крови на всех фронтах.

Учёные Ленинграда разработали и изготовили более 60 новых лечебных препаратов, в 1944 году освоили метод переливания плазмы, создали новые растворы для консервации крови.

Академик А. В. Палладий синтезировал средства для остановки кровотечения.

Учеными Московского университета был синтезирован фермент тромбон — препарат для свертывания крови.

Завкафедрой биохимии биофака МГУ С.Е.Северин разработал рецептуру для увеличения сроков хранения донорской крови.

Разработанный Кудряшовым и внедренный в производство препарат тромбин обладал чрезвычайно ценным свойством: за 3-6 секунд свертывать изливающуюся из раны кровь в сгусток – тромб, который закрывал рассеченные кровеносные сосуды и тем самым останавливал кровотечение

Особенно ценным было свойство тромбина останавливать так называемые паренхиматозные (тканевые) и капиллярные кровотечения из мозга, печени, легких, селезенки и других органов и тканей

2.2. Лекарственных растения, которые сыграли незаменимую роль в медицине 1941-1945 годов.

Стоит особо остановиться на роли, которую сыграли лекарственные растения во время Великой Отечественной войны. В 1941 г., а особенно к середине 1942 г., огромная территория европейской части страны, на которой традиционно велись заготовки лекарственного сырья, была оккупирована врагом. Возникла необходимость срочно организовать заготовку на Урале, в восточных районах страны, в Средней Азии и Закавказье, тем более что фронт и население тыла остро нуждались в перевязочных средствах и антисептиках, витаминных и тонизирующих препаратах.

В качестве активных антисептиков для лечения гнойных ран и язв были использованы фитонциды лука и чеснока.

2.3. Почтовые голуби.

На серьёзной и ответственной работе почтовых голубей использовали во время Великой Отечественной войны. Руководитель отделом голубеводства при Центральной школе связи А. Орлов начал создавать передвижные голубиные станции для разведки армии.

И славной птице - единственной из пернатых, знакомой с военной службой, - оставалось лишь переквалифицироваться в символ мира.

2. Исследование 2.1. Социальный опрос.

Мы провели социальный опрос среди среднего звена, учащихся нашей школы, в котором выявили следующее:

90% детей считают подвиг ученых великим;

10% нет (рис. 1)

Роль ученых в годы войны.

Защита людей;

Создание новых технологий;

Усовершенствование оружия;

Создание лекарственных препаратов.

2.2. Практическая работа

Создание зажигательных смесей

Бутылка КС, коктейль Молотова (рис. 2, 3)

Изготовление салюта (рис. 4)

Заключение

Таким образом, мы пришли к выводу, что Победа советского народа немыслима без разработок ученых. Благодаря их активной работе СССР не только догнал, но и перегнал фашистскую Германию по оружию, военной технике, обороне и другому. Мы помним, что вместе с солдатами в сорок пятом победу делили рабочие и колхозники, инженеры, доктора наук, медики, учителя, физики и ученые-химики, и ученые - биологи. На счету ученых тысячи спасенных жизней и огромная помощь фронту в целом.

Победа многонационального советского народа в самой кровавой и жестокой войне в истории человечества стала звездным часом для нашей страны в 20 веке.

Труды советских ученых никогда не будут забыты.

Список использованной литературы.

1)Былов В. Н,, Зайцев Г. Н. Сад непрерывного цветения: Альбом- справочник. – М.: Россельхозиздат, 1979.- 208 с., 8,26 л. ил.

2)Ильченко В. Р. Перекрестки физики, химии и биологии

3)Корчагина В. А. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники 24-е изд. – М.: Просвещение, 1993. – 256с.: ил. 4)Машковский М. Д. Лекарственные средства: в 2-х томах. Т.1. – 10-е изд. стер.- М.: Медицина, 1987. -624 с.

5)Машковский М. Д. Лекарственные средства: в 2-х томах. Т.2. – 10-е изд. стер.- М.: Медицина, 1987. -624 с.

6)Ольгин О. Опыты без взрывов. Изд. Второе, переработанное. – М.: Химия, 1986. – 192 с.

7) Потапов В. М., Хомченко Г. П. Химия.: Учебник. – М.: Высш. Школа, 1982. – 367 с., ил.

8) Хомченко Г. П. Химия (для подготовительных отделений). Учебник. – 3-е изд., испр. – М.: Высш. Шк., 1993.- 368 с., ил.

9)Интернет- ресурсы:

http://him.1september.ru/2005/02/8.htm

http://www.metod-sgls.ru/scientific_methodical_site/gim/predmets/chemistry/olga_g/great_victory/scientific_discoveries_by_scientists_chemists/



Приложения

рис. 1

рис. 2

рис. 3

рис. 4