Просмотр содержимого документа
«Наука и философия»
Сообщения о социально-гуманитарных и социально-экономических науках.
Наука и философия.
Уроки 2-3
10 б
Проблема уроков:
Выявить взаимосвязь науки и философии.
План уроков:
- Естественно-научные и социально-гуманитарные знания.
- Классификация социально-гуманитарных наук.
- Социология, политология, социальная психология как общественные науки.
- Философия как общественная наука.
- Естественно-научные и социально-гуманитарные знания.
- На прошлом уроке мы уже сравнивали предмет обществознание с другими предметами, сегодня рассмотрим смежные науки.
- Прочитайте пункт «ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ».
- Заполните таблицу:
Сходства
Различия
- Естественно-научные и социально-гуманитарные знания.
- Постижение истины;
- Обнаружение объективных законов развития общества, направлений его движения вперед.
- Соответственно общественные науки - это неотъемлемая часть большой науки, в которой они взаимодействуют с естественными, техническими, математическими областями.
2. Классификация социально-гуманитарных наук.
- Под наукой принято понимать систематически организованные знания, основанные на фактах, добытых с помощью эмпирических методов исследования, основанных на измерении реальных явлений.
- В вопросе о том, какие дисциплины относятся к социальным наукам, единого мнения не существует.
- Существуют различные классификации этих социальных наук.
2. Классификация социально-гуманитарных наук.
- В зависимости от связи с практикой науки делятся:
1) на фундаментальные (выясняют объективные законы окружающего мира);
2) прикладные (решают проблемы применения этих законов для решения практических задач в производственной и социальных областях).
- Если придерживаться этой классификации, границы этих групп наук условны и подвижны.
- В основе общепринятой классификации лежит предмет исследования (те связи и зависимости, которые непосредственно изучает каждая наука).
2. Классификация социально-гуманитарных наук.
Выделяют следующие группы социальных наук.
Исторические науки
Экономические науки
Философские науки
Филологические науки
Юридические науки
Психологические науки
Политические науки
Педагогические науки
Социологические науки
Культурология
2. Классификация социально-гуманитарных наук.
- Работа по группам, с учебником и интернетом, необходимо:
- Выявить социальные науки, которые входят в вашу группу
- Определить предмет изучения в данных науках, то есть что каждая из них изучает.
2. Классификация социально-гуманитарных наук.
- Рассмотренные нами науки относятся к социальным, связь между ними заметна? Ваше мнение?
- К ним примыкает группа родственных наук, которые относят к гуманитарным. Это философия, язык, искусствознание, литературоведение.
- Социальные науки оперируют количественными (математико-статистическими) методами, а гуманитарные – качественными описательно-оценочными).
2. Классификация социально-гуманитарных наук.
- Работа с дополнительным материалом.
- Составить сложный план.
Домашнее задание:
- Продолжить работу с раздаточным материалом, составить задания к тексту по образцу ЕГЭ.
3. Социология, политология, социальная психология как общественные науки.
- Представьте себе, что вы получили задание от трех факультетов Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (факультетов социологии, политологии и социальной психологии) провести день открытых дверей, в ходе которого вы должны:
- Познакомить будущих абитуриентов с новой для них наукой.
- Убедить их в полезности и эффективности данной профессии.
Группа 1 - презентация науки социологии.
Группа 2 - презентация науки политологии.
Группа 3 - презентация науки социальной психологии.
3. Социология, политология, социальная психология как общественные науки.
- социология помогает понять и прогнозировать процессы, происходящие в обществе.
- практическое значение политологии определяется ее возможностями формирования гражданского самосознания, зрелой правовой и политической культуры, навыков активного политического участия.
- социальная психология помогает решать многие практические проблемы: улучшения психологического климата в производственных, научных, учебных коллективах; решает проблемы семейных отношений; подсказывает пути оптимизации отношений между управляющими и управляемыми.
4. Философия как общественная наука.
- Курс обществознания является интегративным. Он объединяет философские, социологические, экономические, культурологические, политологические и правоведческие знания в целостную систему.
- Большинство из перечисленных наук как отдельные дисциплины не существовали до XIX в.: социология, экономика, культурология, политология были отраслями философского знания.
- С глубокой древности философия объединяла выводы различных наук, как говорил Аристотель, была «царицей наук».
4. Философия как общественная наука.
- Какие ассоциации у вас возникают при словах «философия», «философ», «философствование»?
4. Философия как общественная наука.
1. «Философия - не школьная наука, ее изучать слишком рано...».
2. «Философия - это слишком сложно...».
3. «Философию лучше отложить на потом. Сначала - положительные, бесспорные науки».
4. «Философия бесполезна».
5. «Философии, как и искусству, нельзя научить».
4. Философия как общественная наука.
Работа в группах:
Группа 1 работает над вопросом « Как возникла философия».
Группа 2 работает над вопросом «О чем мыслят философы».
Группа 3 работает над вопросом « Специфика философского знания».
Группа 4 работает над вопросом « Как философия помогает постигать общество».
Домашнее задание:
§1, вопросы и задания.
Эссе на одно из высказываний в заданиях.