СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наука и философия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Наука и философия»

Сообщения о социально-гуманитарных и социально-экономических науках.

Сообщения о социально-гуманитарных и социально-экономических науках.

Наука и философия. Уроки 2-3 10 б

Наука и философия.

Уроки 2-3

10 б

Проблема уроков: Выявить взаимосвязь науки и философии.

Проблема уроков:

Выявить взаимосвязь науки и философии.

План уроков: Естественно-научные и социально-гуманитарные знания. Классификация социально-гуманитарных наук. Социология, политология, социальная психология как общественные науки. Философия как общественная наука.

План уроков:

  • Естественно-научные и социально-гуманитарные знания.
  • Классификация социально-гуманитарных наук.
  • Социология, политология, социальная психология как общественные науки.
  • Философия как общественная наука.
Естественно-научные и социально-гуманитарные знания. На прошлом уроке мы уже сравнивали предмет обществознание с другими предметами, сегодня рассмотрим смежные науки. Прочитайте пункт «ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ  И  СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ  ЗНАНИЯ». Заполните таблицу:  Сходства Различия
  • Естественно-научные и социально-гуманитарные знания.
  • На прошлом уроке мы уже сравнивали предмет обществознание с другими предметами, сегодня рассмотрим смежные науки.
  • Прочитайте пункт «ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ И  СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ  ЗНАНИЯ».
  • Заполните таблицу:

Сходства

Различия

Естественно-научные и социально-гуманитарные знания. Цели социальных наук: Постижение истины; Обнаружение объективных законов развития общества, направлений его движения вперед. Соответственно общественные науки - это неотъемлемая часть большой науки, в которой они взаимодействуют с естественными, техническими, математическими областями.
  • Естественно-научные и социально-гуманитарные знания.
  • Цели социальных наук:
  • Постижение истины;
  • Обнаружение объективных законов развития общества, направлений его движения вперед.
  • Соответственно общественные науки - это неотъемлемая часть большой науки, в которой они взаимодействуют с естественными, техническими, математическими областями.
2. Классификация социально-гуманитарных наук. Под наукой принято понимать систематически организованные знания, основанные на фактах, добытых с помощью эмпирических методов исследования, основанных на измерении реальных явлений. В вопросе о том, какие дисциплины относятся к социальным наукам, единого мнения не существует. Существуют различные классификации этих социальных наук.

2. Классификация социально-гуманитарных наук.

  • Под наукой принято понимать систематически организованные знания, основанные на фактах, добытых с помощью эмпирических методов исследования, основанных на измерении реальных явлений.
  • В вопросе о том, какие дисциплины относятся к социальным наукам, единого мнения не существует.
  • Существуют различные классификации этих социальных наук.
2. Классификация социально-гуманитарных наук. В зависимости от связи с практикой науки делятся: 1) на фундаментальные (выясняют объективные законы окружающего мира); 2) прикладные (решают проблемы применения этих законов для решения практических задач в производственной и социальных областях). Если придерживаться этой классификации, границы этих групп наук условны и подвижны. В основе общепринятой классификации лежит предмет исследования (те связи и зависимости, которые непосредственно изучает каждая наука).

2. Классификация социально-гуманитарных наук.

  • В зависимости от связи с практикой науки делятся:

1) на фундаментальные (выясняют объективные законы окружающего мира);

2) прикладные (решают проблемы применения этих законов для решения практических задач в производственной и социальных областях).

  • Если придерживаться этой классификации, границы этих групп наук условны и подвижны.
  • В основе общепринятой классификации лежит предмет исследования (те связи и зависимости, которые непосредственно изучает каждая наука).
2. Классификация социально-гуманитарных наук. Выделяют следующие группы социальных наук. Исторические науки Экономические науки Философские науки Филологические науки Юридические науки Психологические науки Политические науки Педагогические науки Социологические науки Культурология

2. Классификация социально-гуманитарных наук.

Выделяют следующие группы социальных наук.

Исторические науки

Экономические науки

Философские науки

Филологические науки

Юридические науки

Психологические науки

Политические науки

Педагогические науки

Социологические науки

Культурология

2. Классификация социально-гуманитарных наук. Работа по группам, с учебником и интернетом, необходимо: Выявить социальные науки, которые входят в вашу группу Определить предмет изучения в данных науках, то есть что каждая из них изучает.

2. Классификация социально-гуманитарных наук.

  • Работа по группам, с учебником и интернетом, необходимо:
  • Выявить социальные науки, которые входят в вашу группу
  • Определить предмет изучения в данных науках, то есть что каждая из них изучает.
2. Классификация социально-гуманитарных наук. Рассмотренные нами науки относятся к социальным, связь между ними заметна? Ваше мнение? К ним примыкает группа родственных наук, которые относят к гуманитарным. Это философия, язык, искусствознание, литературоведение. Социальные науки оперируют количественными (математико-статистическими) методами, а гуманитарные – качественными описательно-оценочными).

2. Классификация социально-гуманитарных наук.

  • Рассмотренные нами науки относятся к социальным, связь между ними заметна? Ваше мнение?
  • К ним примыкает группа родственных наук, которые относят к гуманитарным. Это философия, язык, искусствознание, литературоведение.
  • Социальные науки оперируют количественными (математико-статистическими) методами, а гуманитарные – качественными описательно-оценочными).
2. Классификация социально-гуманитарных наук. Работа с дополнительным материалом. Составить сложный план.

2. Классификация социально-гуманитарных наук.

  • Работа с дополнительным материалом.
  • Составить сложный план.

Домашнее задание: Продолжить работу с раздаточным материалом, составить задания к тексту по образцу ЕГЭ.

Домашнее задание:

  • Продолжить работу с раздаточным материалом, составить задания к тексту по образцу ЕГЭ.

3. Социология, политология, социальная психология как общественные науки.   Представьте себе, что вы получили задание от трех факультетов Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (факультетов социологии, политологии и социальной психологии) провести день открытых дверей, в ходе которого вы должны: Познакомить будущих абитуриентов с новой для них наукой. Убедить их в полезности и эффективности данной профессии. Группа 1 - презентация науки социологии. Группа 2 - презентация науки политологии. Группа 3 - презентация науки социальной психологии.

3. Социология, политология, социальная психология как общественные науки.

  • Представьте себе, что вы получили задание от трех факультетов Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (факультетов социологии, политологии и социальной психологии) провести день открытых дверей, в ходе которого вы должны:
  • Познакомить будущих абитуриентов с новой для них наукой.
  • Убедить их в полезности и эффективности данной профессии.

Группа 1 - презентация науки социологии.

Группа 2 - презентация науки политологии.

Группа 3 - презентация науки социальной психологии.

3. Социология, политология, социальная психология как общественные науки.   Таким образом: социология помогает понять и прогнозировать процессы, происходящие в обществе. практическое значение политологии определяется ее возможностями формирования гражданского самосознания, зрелой правовой и политической культуры, навыков активного политического участия. социальная психология помогает решать многие практические проблемы: улучшения психологического климата в производственных, научных, учебных коллективах; решает проблемы семейных отношений; подсказывает пути оптимизации отношений между управляющими и управляемыми.

3. Социология, политология, социальная психология как общественные науки.

  • Таким образом:
  • социология помогает понять и прогнозировать процессы, происходящие в обществе.
  • практическое значение политологии определяется ее возможностями формирования гражданского самосознания, зрелой правовой и политической культуры, навыков активного политического участия.
  • социальная психология помогает решать многие практические проблемы: улучшения психологического климата в производственных, научных, учебных коллективах; решает проблемы семейных отношений; подсказывает пути оптимизации отношений между управляющими и управляемыми.
4. Философия как общественная наука.   Курс обществознания является интегративным. Он объединяет философские, социологические, экономические, культурологические, политологические и правоведческие знания в целостную систему. Большинство из перечисленных наук как отдельные дисциплины не существовали до XIX в.: социология, экономика, культурология, политология были отраслями философского знания. С глубокой древности философия объединяла выводы различных наук, как говорил Аристотель, была «царицей наук».

4. Философия как общественная наука.

  • Курс обществознания является интегративным. Он объединяет философские, социологические, экономические, культурологические, политологические и правоведческие знания в целостную систему.
  • Большинство из перечисленных наук как отдельные дисциплины не существовали до XIX в.: социология, экономика, культурология, политология были отраслями философского знания.
  • С глубокой древности философия объединяла выводы различных наук, как говорил Аристотель, была «царицей наук».
4. Философия как общественная наука.   Какие ассоциации у вас возникают при словах «философия», «философ», «философствование»?

4. Философия как общественная наука.

  • Какие ассоциации у вас возникают при словах «философия», «философ», «философствование»?
4. Философия как общественная наука.   1. «Философия - не школьная наука, ее изучать слишком рано...». 2. «Философия - это слишком сложно...». 3. «Философию лучше отложить на потом. Сначала - положительные, бесспорные науки». 4. «Философия бесполезна». 5. «Философии, как и искусству, нельзя научить».

4. Философия как общественная наука.

1. «Философия - не школьная наука, ее изучать слишком рано...».

2. «Философия - это слишком сложно...».

3. «Философию лучше отложить на потом. Сначала - положительные, бесспорные науки».

4. «Философия бесполезна».

5. «Философии, как и искусству, нельзя научить».

4. Философия как общественная наука.   Работа в группах: Группа 1 работает над вопросом « Как возникла философия». Группа 2 работает над вопросом «О чем мыслят философы». Группа 3 работает над вопросом « Специфика философского знания». Группа 4 работает над вопросом « Как философия помогает постигать общество».

4. Философия как общественная наука.

Работа в группах:

Группа 1 работает над вопросом « Как возникла философия».

Группа 2 работает над вопросом «О чем мыслят философы».

Группа 3 работает над вопросом « Специфика философского знания».

Группа 4 работает над вопросом « Как философия помогает постигать общество».

Домашнее задание: §1, вопросы и задания. Эссе на одно из высказываний в заданиях.

Домашнее задание:

§1, вопросы и задания.

Эссе на одно из высказываний в заданиях.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!