I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по изученному материалу. | В начале урока проводится беседа: Рубрика «В классе и дома» Проанализируйте данные высказывания. Чем суждения отличаются друг от друга? 1. «Образование не даёт ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины» (Протагор). 2. «Человек, обученный основательно, есть дерево, имеющее свой собственный корень, питающее себя собственным соком и поэтому постоянно (сильнее и сильнее со дня на день) растущее, зеленеющее, цветущее, приносящее плоды» (Я.А. Коменский). 3. «Только тот постигал истину, кто внимательно изучал природу, людей и самого себя» (Н.И. Пирогов) | Учащиеся вспоминают изученный ранее материал определяют его значимость, высказывают свою точку зрения. Записывают тему. Предлагают версии. Составляют план деятельности | Работа в парах Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы | 1. Работа в тетради Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 17 | Самостоятельная исследовательская работа с текстом учебника Беседа с учащимися Объяснение учитля Анализ документов Работа с учебником стр. 70 факты. Работа с документом стр.71-72. | Что же такое наука? Как вы думаете? Наука – особая система общественных организаций, вырабатывающих, хранящих и внедряющих знания (НИИ, вузы, академические институты, Академия наук РФ). Научное знание по своей природе является систематизированным. Принято выделять несколько элементов современного научного знания (по учебнику определяют их) и функции науки В систему научного знания входят не только научные факты, доказанные и подтверждённые наблюдениями экспериментами, а также законы и теории, но и сами методы получения научных знаний – методы наблюдений расчётов и доказательств. Современная наука накопила массу информации об окружающем нас мире и о мире внутри нас. Эта информация обрабатывается и накапливается с помощью современных информационных технологий и сложной техники. Особенность науки проявляются и в том, что она стремится объяснить мир, используя особый язык – формулы, символы, знаки, понятия и т.п. математика оперирует формулами, символами, понятиями и т.д. химия – условными знаками, обозначающими химическими элементами. Далее рассказ об объединениях учёных. Лучшие учёные получают Нобелевскую премию. (основана с 1900 года) 2. Нравственность принципы труда учёного заключатся в следующем: • Скрупулёзное следование истине, честность перед самим собой и своими коллегами. • Проблема последствий их работы. (некоторые изобретения приносят вред человечеству) 3. В чём заключается роль науки для современного общества и человека. | Отвечают на вопрос. Формируют определение: Наука - сфера духовной деятельности человека, направленная на получение достоверных знаний о мире и человеке в нём. Наука – особая система знаний. Наука – особый вид деятельности. Определяют виды научного знания и функции науки Слушают учителя, по ходу его рассказа делают записи Читают документы и анализируют их. Делают выводы. | Индивидуальная работа. Работа в парах Фронтальная работа. Работа в парах Работа в парах | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное | Устные ответы Записи в тетради. Устные ответы Устные ответы и записи в тетради |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Работа в парах Самостоятельная работа с текстом учебника стр.72-74. | Проводится беседа в ходе которой составляется кроссворд по теме «наука» и выполняют задания в рабочей тетради | Учащиеся проводят осмысление ранее изученного, составляют кроссворд и выполняют задания в рабочей тетради. После этого анализируют проблему поставленную в начале урока и находят ее решение. | Работа в парах Фронтальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Проверка выполнения заданий |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: - Что такое наука? - В чем заключаются нравственные основы труда ученого? - Почему роль науки сегодня очень велика? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Самостоятельно оценивают тот материал, который изучили на уроке (интересно, трудно, бесполезно) | Фронтальная работа Индивидуальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |