8 класс Всеобщая история Урок 5
Тема: Наука в XIX веке. Создание научной картины мира
Цель урока: | Определить тенденции развития научной мысли в Европе в 19 веке; познакомить учеников с биографиями учёных и их открытиями; определить значимость научных открытий 19 века для современности. Задачи: - научить учеников работать с литературой и интернет - ресурсами, составлять и представлять электронные презентации; - развивать умение выступать перед аудиторией; - научить делать обобщения и формулировать выводы. |
Ход урока.
1. Организационный момент. Сообщение целей и задач урока.
2. Введение. Слово учителя истории:
19 век – особое время в развитии науки. Великие открытия следуют одно за другим. Новые открытия разрушают представления о том, что природа подчиняется строгим законам механики. Здесь речь пойдёт о тех открытиях в области физики и биологии, без которых невозможно было бы развитие индустриального общества. Монополистический капитализм, крупные корпорации обеспечивали внедрение современных технологий и научных открытий. Технический прогресс менял повседневную жизнь людей. Удобным и общедоступным становился транспорт. Современные средства связи облегчали общение, а газеты и радио приносили прямо в дом все новости. Неотъемлемой частью уличного пейзажа в конце 19 века стала фигура мальчика – газетчика, выкрикивающего новости.
3. Актуализация опорных знаний.
Вношу в класс черный ящик. Вопрос детям: В ящике находятся два предмета, хорошо вам знакомые. Ваша задача - угадать, что находится в ящике? Даю наводящие подсказки:
Предмет №1.
-Наверняка, многие из вас это употребляют.
-Это съедобное.
-Жидкое.
-Бывает в баночке, пластиковой или стеклянной таре.
-Состоит из двух слов на букву «К»
-Кока-кола (правильно).
Предмет №2
-Предмет имеет почти круглую форму.
-Он часто бывает составляющей вашего завтрака, а может даже обеда.
-Это можете сделать сами, особенно девочки. Да и предмет этот женского рода.
-Сладкая, вкусная, пышная, мягкая.
-Булочка.
Достаю из черного ящика две булочки.
-Посмотрите, чем они отличаются?
Разламываю каждую булочку пополам и показываю внутреннюю часть. Одна булочка с изюмом, а другая – без. А теперь я расскажу историю появления этих предметов.
Изобретение кока-колы. В XIX веке знаменитая coca-cola была всего-навсего… лекарством от зубной боли! Это средство, которое представляло собой микстуру в виде сиропа, создал американский фармацевт Джон Пембертон. И вот однажды вмешался случай… Дело в том, что лекарство при продаже полагалось разбавлять обыкновенной питьевой водой. Но летом, когда жара, духота, покупатели торопят, вот и заспешил продавец и краники перепутал — налил в микстуру не обычную воду, а газированную. В итоге густой темный сироп зашипел, вспенился. И оказалось весьма вкусно! Вот так, благодаря Пембертону, а может быть, и торопливому аптекарю, весь мир сегодня пьет coca-cola…
Изобретение булочки с изюмом. Это неожиданное открытие произошло в сер. XIX века. Изобрел булочку с изюмом известный российский булочник Иван Филиппов. Правда, при участии соавтора — таракана! Как-то раз генерал-губернатор Москвы Закревский, в гневе, весь красный и разъяренный набросился на кондитера с криками о том, что обнаружил в булочке таракана. Филиппов всерьез испугался, но не растерялся — он спокойно съел таракана. И уверил губернатора, что тот обознался и принял изюм за таракана. И тут же, чтобы убедить грозного чиновника, в пекарне срочным образом изготовили целую партию булочек, в тесто которых добавили огромное количество изюма. Новый вид кондитерских изделий пришелся очень даже многим по вкусу.
4.Постановка темы и цели урока.
-Какая же сегодня у нас тема урока?
-Наука.
-Но это лишь часть темы. Мы с вами будем говорить не только об открытиях, но их главном свойстве, главной особенности - о какой? Если затрудняетесь ответить, найдите ответ на вопрос в учебнике пункт 1, §5, стр. 46.
-Изменение нашего мировоззрения. На мир мы смотрим с научной точки зрения, поэтому вторая часть темы- создание научной картины мира.
Запишите тему сегодняшнего урока «Наука: создание научной картины мира».
-Какую цель мы пред собой поставим?
Выяснить, как создавалась научная картина мира?
5.Открытие новых знаний.
- Откройте учебник на странице 46 и прочтите четыре нижних строчки. Скажите, где вы оказались? Кого там увидели?
- А вот кто этот мальчик, расскажу вам я.
(Рассказ учителя о Фарадее и его открытии электромагнитной индукции, в ходе рассказа вешает его портрет и картинку – генератор).
Изучением электромагнетизма занимались позже Джеймс Кларк Максвелл, Генрих Герц. Заслуга их в том, что вместо механической теории существования мира они создали электродинамическую. На основе их открытий было изобретено радио и телеграф. Кто это изобрел?
-Маркони и Попов.
- Лоренц, Стоуни пытались объяснить явление электромагнетизма с точки зрения строения атома.
-Что такое атом? Это микрочастица. А вот о следующей сенсации (кстати, что означает это слово?), связанной с изучением атома, расскажет нам………………
Имя этого ученого знает весь мир. Посмотрите на его портрет, изобретение и назовите имя. Рентген. О нем нам расскажет…………………
6 .Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
1. На следующем уроке вы мне скажете, а какие же школы и учебные заведения должны были быть в 19 веке, чтобы удовлетворить потребности науки и потребности индустриального общества. Сравните их с современными возможностями образования.§5 стр51-53 вопрос 3
Д/З §5 с. 46 - 54