МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ В ПОМОЩЬ ТРЕНЕРУ, СПОРТСМЕНУ.
Этап соревнований по ТПМ в технике горно-пешеходного туризма «Навесная переправа через реку с организацией транспортировки «пострадавшего» и груза»
Задача: – организовать прохождение командой реки по навесной переправе с транспортировкой «пострадавшего» и снаряжения. Готовя переправу и осуществляя ее, спортсмены, находясь в пределах опасной зоны или над ней, должны быть обеспечены страховкой. Переправа «пострадавшего» осуществляется на носилках. Первый участник команды переправляется вброд.
Оборудование этапа.
В соответствии с классом этапа (см. приложение I правил соревнований, таблица 3) подбирается необходимый участок реки с соответствующими параметрами глубины, скорости течения, ширины реки. Дно реки на месте переправы обследуется, при необходимости чистится. Если имеется реальная опасность для жизни и здоровья спортсменов, оборудуется судейский пункт перехвата и оказания помощи. На исходном и целевом берегу определяются опоры, используемые для натяжения веревок. Определяются и маркируются безопасная и опасная рабочие зоны.
Рекомендуемое групповое снаряжение команды, для организации навесной переправы:
Веревки основные: транспортная, страховочная, для сопровождения, для полиспаста (может использоваться веревка сопровождения), две веревки для продергивания основные или вспомогательные (вместо одной из них может использоваться веревка сопровождения). Длина веревок не более 50 метров.
Два куска основной веревки - для вязания петель вокруг опоры.
Два куска веревки 8 мм или 6 мм – для вязания схватывающих узлов.
Двойные блоки - для полиспаста 2 шт.
Карабины - 6 шт. (для полиспаста 3 шт., для крепления транспортной и страховочной веревок к опоре на исходном берегу – 2 шт., для крепления веревки сопровождения к участнику – 1 шт.).
Рекомендуемое личное снаряжение (экипировка спортсмена участника команды):
Каска, надежно закрепленная на голове.
Страховочная система (грудная обвязка и беседка), сблокированная куском основной веревки.
Не менее двух - трех карабинов (один для пристегивания к страховочной веревке, один или два – для пристегивания к транспортной веревке).
Не менее одного страховочного уса, длина которого дает возможность пройти спортсмену по транспортной веревке, не нагружая при этом страховочную веревку, а в случае разрыва транспортной веревки и зависании его на страховочной веревке не допустит касания им воды. Страховочный ус может быть частью блокировочного куска основной веревки для соединения страховочной системы.
Порядок прохождения этапа.
Первый участник команды (описано в разделе «Переправа первого участника вброд через реку») переправляется вброд с исходного берега реки на целевой берег на страховке, перетягивая с собой концы двух основных веревок. Затем, он крепит концы веревок на опоре целевого берега (дереве): сверху – страховочную веревку, ниже – транспортную.
Команда на исходном берегу готовит полиспаст для натяжения транспортной веревки.
Подготовка полиспаста (последовательность работы команды ).
1) Вокруг исходной опоры на высоте, выбранной командой для натяжения транспортной веревки, двумя кусками основной веревки рядом друг с другом вяжутся две петли: первая - для временного закрепления при натяжении (через схватывающий узел) транспортной веревки, вторая - для крепления первого двойного блока полиспаста.
2) Транспортная веревка, закрепленная на целевом берегу, натягивается командой и удерживается в руках.
3) На транспортной веревке вблизи исходной опоры в направлении целевого берега завязывается первый схватывающий узел (перечень возможных узлов приведен в Методических указаниях), к примеру «Австрийский схватывающий». Узел вяжется петлей из куска вспомогательной веревки диаметром 8 мм или двойного 6 мм репшнура. Затем свободная петля этого узла присоединяется через карабин к первой петле исходной опоры. Схватывающий узел подтягивается в направлении целевого берега, создавая при этом некоторое натяжение веревки.
В этом положении веревка удерживается за счет схватывающего узла, прикрепленного через петлю к опоре. В дальнейшем этот схватывающий узел используется для временной фиксации веревки при натяжении веревки полиспастом;
4) На транспортной веревке в направлении целевого берега на максимально досягаемом расстоянии от исходной опоры (не заходя в воду) завязывается петлей второй схватывающий узел. На петлю узла крепится второй двойной блок полиспаста (рис 1).
Рис 1. Подготовка полиспаста
5) Собирается система полиспаста. Для этого на конце полиспастной веревки вяжется узел «восьмерка», который присоединяется к карабину второго блока. Далее полиспастная веревка идет к первому блоку и огибает один из его роликов. Затем веревка опять идет ко второму блоку и огибает один из его роликов. В итоге веревка пройдет через все ролики первого и второго блоков, и ее конец выйдет для натяжения в направлении, противоположном креплению конца полиспастной веревки. Необходимо обратить внимание, чтобы на собираемой системе не было перехлестов веревки. Данную систему лучше всего собирать в руках, а затем закрепить на петлях опоры и транспортной веревки. В конечном итоге получается система блоков, с помощью которой можно сильно натянуть транспортную веревку (рис. 2).
Рис. 2. Полиспаст

Полиспаст применяют также в случае необходимости для подъема «пострадавшего» или грузов по вертикальному склону.
Натяжение транспортной веревки.
Команда, удерживая в руках полиспастную веревку, тянет ее на себя. При вытягивании полиспастной веревки за счет работы системы блоков натягивается транспортная веревка. При натяжении блок, закрепленный на транспортной веревке, приближается к блоку, закрепленному на петле опоры. После натяжения свободный конец полиспастной веревки фиксируется на исходной или рядом стоящей опоре. Если натяжение транспортной веревки достаточное, с нее снимается первая петля со схватывающим узлом, а свободный конец внатяжку крепится к исходной опоре карабинным узлом. Если необходимо продолжить натяжение, то первая петля со схватывающим узлом отодвигается по транспортной веревке на предельное расстояние. Зафиксированный ранее конец полиспастной веревки отвязывается от опоры и нагрузка переносится на петлю, удерживающую транспортную веревку. Второй схватывающий узел с блоком отодвигается по транспортной веревке в сторону целевого берега, и производится дополнительное натяжение полиспастом транспортной веревки. После этого полиспастная веревка фиксируется на опоре. Затем к исходной опоре через карабинный узел жестко фиксируется транспортная веревка. Далее освобождается от нагрузки и снимается или сдвигается к опоре полиспаст и первая пеля. В случае необходимости допускается снятие средств подключения полиспаста (схватывающих узлов, блоков) участником, подвешенным к натянутой транспортной веревке навесной переправы при соблюдении мер безопасности описанных ниже (см. «Порядок прохождения команды по навесной переправе через реку»).
Сила натяжения транспортной веревки должна быть такой, чтобы при переправе исключить провисание веревки от веса туриста и его касание воды.
Натяжение страховочной веревки.
Страховочная веревка натягивается выше транспортной веревки. Степень ее натяжения не регламентируется, использование полиспаста – по усмотрению команды. Вместе с тем веревка не должна нагружаться весом туриста через страховочный ус при его переправе по транспортной веревке.
Порядок прохождения команды по навесной переправе через реку.
При прохождении навесной переправы необходимо выполнять определенный порядок (последовательность) крепления спортсмена к веревкам и схода с них.
В начале спортсмен, используя страховочный ус с карабином на конце, пристегивается к страховочной веревке (становится на страховку). Далее к блокировке страховочной системы в районе груди к нему через карабин крепится веревка сопровождения. Затем, спортсмен пристегивается к транспортной веревке карабином, расположенным в районе беседки (условной точки его центра тяжести). Допускается пристегивание к транспортной веревке двумя карабинами (при использовании двух карабинов, в начале пристегивается грудной карабин, а затем беседочный), а также использование блоков и тележек, проверенных и разрешенных к использованию технической комиссией соревнований.
Свободный конец сопровождающей веревки должен быть закреплен на опоре, либо на участнике, удерживающем ее в руках и стоящем на самостраховке на берегу. Для сопровождения можно сделать «челнок». Для этого используют две веревки, которые присоединяют к спортсмену или одну длинную веревку, середина которой крепится к спортсмену, а концы находятся на противоположных берегах.
При переправе на транспортной веревке может находиться не более одного человека.
В случае, если по условиям соревнований организуемая переправа является наклонной (угол более 20 градусов), то должны соблюдаться следующие правила:
а) сопровождающая веревка должна выдаваться участником в рукавицах через карабин (опорную точку) на “верхнем” берегу, в том числе и для последнего участника;
б) спортсмены передвигаются по навесной переправе ногами вперед в сторону «нижнего» берега;
в) необходимо наличие самостраховки у сопровождающего, в том числе и в безопасной зоне.
При неудовлетворительном состоянии переправы, сильном провисании транспортной веревки, ослаблении креплений на опорах и в связи с этим опасном погружении участника в воду, задевании за грунт, выступающие предметы, старший судья этапа обязан остановить работу команды и потребовать вернуть участника на исходный берег. В данном случае работа может быть продолжена только после дополнительного натяжения переправы.
По очереди участники команды переправляются на противоположную сторону. Последний участник перед началом переправы пристегивает к карабинам карабинных узлов транспортной и страховочной веревок, расположенных на опоре, вспомогательные веревки. Концы веревок он крепит к себе. Это необходимо в дальнейшем для снятия транспортной и страховочной веревок «продергиванием». После переправы последнего участника на целевом берегу развязываются узлы крепления транспортной и страховочной веревок. Затем, взявшись за концы вспомогательных веревок, команда вытягивает («продергивает») их, а с ними транспортную веревку и страховочную веревку. При «продергивании» веревок необходимо следить, чтобы они не запутались и не зацепились за деревья, камни и другие предметы.
Переправа «пострадавшего» через реку по навесной переправе на носилках.
Для выполнения задания команда должна разумно распределить членов команды на исходном и целевом берегу с учетом их физических возможностей и технической подготовки. Не менее двух человек уже должны переправиться на целевой берег и обеспечивать сопровождение «пострадавшего» при его переправе и страховку на целевом берегу.
Вязка носилок. Требования к носилкам.
Для организации транспортировки «пострадавшего» по навесной переправе вяжутся носилки. Они состоят из каркаса, полотна и подвески, с помощью которой крепятся к транспортной веревке. В качестве «полотна» для носилок в зависимости от условий соревнований могут использоваться: веревки, штормовки (анораки), специально приготовленное командой носилочное полотно из брезента или прочного капрона, допущенное комиссией по снаряжению.
В данных рекомендациях рассматривается вязка «полотна» носилок из веревки.
Инвентарь и снаряжение для вязки носилок.
Для вязки носилок используются:
- жерди (продольные) - 2 шт. длиной не менее 2,5 м, диаметром - не менее 50 мм;
- жерди (поперечные) - 3 шт. длиной не менее 0,7 м, диаметр - не менее 50 мм;
- куски веревок (основной или вспомогательной) для связывания рамы носилок – 6 шт;
- веревка (куски веревок) основная или вспомогательная для вязки полотна.
Техника вязания носилок.
А) Вязка каркаса носилок.
Две длинные жерди кладутся на землю параллельно друг другу на расстоянии примерно 0,5 м. На них сверху с дух сторон, на расстоянии 25 – 30 см от концов, поперек кладутся две короткие жерди. Рекомендуется, чтобы для удобства вязки каркаса носилок, поперечные жерди выступали по обе стороны за продольные не менее 5 - 10 см.
Далее с помощью веревки жерди жестко связываются друг с другом, образуя прямоугольный каркас. На каркасе снизу продольных жердей (со стороны головы «пострадавшего» при его укладке на носилки) на расстоянии от 20 до 50 см от уже привязанной поперечной жердей, крепится третья поперечная жердь
Для вязания рамы носилок лучше использовать связку узлов «крест» и «прямого». Туго завязанный узел «крест» создает жесткость конструкции, а «прямой» узел сверху фиксирует всю связку. Для фиксации прямого узла допускается вязка контрольных узлов на свободных концах веревки (рис. 3).

Рис. 3. Связывание жердей каркаса носилок
Б) Вязка полотна носилок.
На раме носилок основной или вспомогательной веревкой вяжется «полотно», на которое будет укладываться «пострадавший». Для этого к раме носилок со стороны головы или ног «пострадавшего» крепятся концы веревок (или веревки). Затем веревками на продольных жердях, используя узел «стремя» или узел «полусхватывающий», вяжется «полотно». На каждой жерди должно быть завязано не менее 7 узлов. Окончательный крепеж «полотна» из веревок производится на противоположном конце рамы. Схема вязки приведена на рис. 4.
Рис.4. Схема вязки носилок

Транспортировка «пострадавшего» по навесной переправе.
Транспортировка «пострадавшего» организуется на носилках. «Пострадавший» должен быть привязан к носилкам основной веревкой или равнопрочной стропой не менее чем в двух местах: по груди и по бедрам. Веревка (стропа) должна обязательно проходить вокруг носилок, охватывая вместе с «пострадавшим» две жерди.
Для крепления носилок к транспортной веревке и организации переправы «пострадавшего» кусками основной веревки вяжутся две одинаковые петли, которые крепятся на углах рамы носилок с разных ее концов. Петли должны одновременно охватывать углы рамы носилок (продольную и поперечную жерди) и, быть надежно зафиксированными. Для предотвращения бокового проскальзывания носилок посередине петель вяжется узел «проводника» или «австрийский». Через карабины петли узлов крепятся к транспортной веревке. Для равномерного распределения нагрузки при транспортировке по веревке карабины подвески блокируются между собой куском основной веревки (рис. 5, 6).

Рис. 5. Общий вид системы подвески носилок

Рис. 6. Положение пострадавшего на носилках
Если условиями соревнований отдельно не установлено, то подвеска носилок на навесную переправу и снятие их производится с «пострадавшим», а положение «пострадавшего» головой или ногами вперед выбирает команда.
В момент подсоединения носилок к транспортной веревке и снятия с веревки, во избежание их произвольного скатывания они должны быть сблокированы основной веревкой с опорой.
При транспортировке по перилам носилок с «пострадавшим» должно быть обеспечено двустороннее сопровождение основной веревкой. Свободные концы сопровождающих веревок крепятся на опоре, либо на участнике, стоящем на самостраховке.
В случае если навесная переправа по условиям соревнований наклонная, сопровождающая веревка с верхнего берега должна выполнять функцию тормозной веревки (выдаваться участниками в рукавицах через опору, карабин и т.п.).
Для подключения веревок (сопровождающих, тормозных и т.п.) используются только элементы подвески: карабины, петли подвески. Раму носилок для этого использовать категорически запрещается.
При переправе «пострадавший» должен быть подключен самостраховкой к страховочным перилам.
Последовательность присоединения носилок к транспортной веревке.
Для соблюдения мер безопасности при организации переправы «пострадавшего», необходимо соблюдать определенный порядок присоединения «пострадавшего» и носилок к веревкам. Рекомендуется следующий логический порядок:
а) блокировочная веревка, закрепленная на опоре, присоединяется к элементу подвески носилок (карабину, петле подвески). Данное действие предотвратит при подвеске носилок к транспортной веревке самопроизвольное скатывание носилок в опасную зону;
б) «пострадавший» усом самостраховки присоединяется к страховочным перилам (становится на самостраховку);
в) к элементам подвески носилок (карабинам, петлям подвески) с двух сторон присоединяются две веревки сопровождения;
г) носилки с «пострадавшим» подвешиваются к транспортной веревке через карабины на подвеске;
д) отсоединяется блокировочная веревка от системы подвески носилок.
Порядок снятия носилок с транспортной веревки:
а) блокировочная веревка, закрепленная на опоре, присоединяется к элементу подвески носилок (карабину, петле подвески);
б) носилки с «пострадавшим» снимаются с транспортной веревки;
в) отсоединяются веревки сопровождения;
г) отсоединяется ус самостраховки от перил;
д) отсоединяется блокировочная веревка от носилок.
Транспортировка груза по «навесной переправе».
Во время организации навесной переправы запрещается:
- транспортировка груза при переправе вброд первым участником;
- транспортировка рюкзаков со снаряжением и контрольным грузом по навесной переправе совместно с участником.
Командное снаряжение вместе с контрольным грузом упаковывается в рюкзаки. При желании рюкзаки могут блокироваться куском основной веревки и переправляться вместе как единый груз. Груз подвешивается через карабин к транспортной веревке. К петле блокировки или к транспортному карабину отдельным карабином через узел крепится середина веревки сопровождения, которая используется как «челнок». Если длины веревки не хватает, используются для «челнока» две веревки. Порядок пристегивания груза к веревкам и снятия не регламентируется.
Запрещается транспортировка груза на носилках с «пострадавшим». Вместе с тем, допускается положить под голову «пострадавшего» рюкзак с мягкими вещами.
Переброска снаряжения с берега на берег запрещена.