СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наводнения и причины их возникновения

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержательная цель: создание условий для   формирования общего представления о  природном явлении «наводнение», его видах и причинах возникновения 

Просмотр содержимого документа
«Лото наводнения»

Половодье

вызывается весенним таянием снега на равнинных реках

Паводок

стремительное, кратковременное поднятие уровня воды, вследствие ливневых дождей, быстрого таяния снега ледников

Затор

это скопление льда в русле реки, возникающее в конце зимы и в весенний период при вскрытии рек

Зажор

возникает из-за скопления в русле реки рыхлого льда и небольших льдин, возникающее в начале зимы

Ветровой нагон воды

возникает на наветренном берегу больших озер и в морских устьях крупных рек

Прорывные наводнения

вызванные прорывом плотин вследствие их разрушения с последующим катастрофическим затоплением прилегающей территории

Низкие наводнения

возникают на равнинных реках с период ом повторения раз в 5-10 лет

Высокие наводнения

охватывают большие участки речных долин с частотой повторения раз в 20-25 лет

Катастрофические наводнения

вызывают затопление обширных территорий в пределах одной или нескольких речных систем с частотой повторения раз в 100-200 лет

Выдающиеся наводнения

вызывают затопление обширных территорий, парализуют хозяйственную деятельность людей, возникают с частотой повторения раз в 50-100 лет

Лото «Наводнение»

Просмотр содержимого документа
«Таблица самооценки урока 7 класс»

Лист самооценки урока

Устные ответы на протяжении всего урока

(за 1 правильный ответа – 1 бонус)

Повторение изученного на прошлом уроке

(за каждый правильный ответ – 1 бонус)

Работа у

доски

(за правильный выбор – 1 бонус)

Составление кластера

За 1 правильную позицию – 1 бонус)

«Лото», работа в парах

За каждое правильно составленное предложение – 1 бонус

Всего бонусов за работу на уроке/ оценка











Просмотр содержимого документа
«кластер»

































Просмотр содержимого документа
«викторина»

Вид наводнения

Характеристика

Причины возникновения

Время года

Половодье

периодически повторяющийся подъем уровня воды в реках

весеннее таяние снега, обильные дожди, таяние ледников на горных реках

ежегодно в один и тот же сезон

Паводок

интенсивный кратковременный подъем уровня воды в реке

сильные дожди, быстрое таяние снегов при зимних оттепелях

в любое время года, могут быть несколько раз за год

Затор

нагромождение льдин в сужениях и поворотах русла реки

таяние льда на реках

конец зимы – начало весны

Зажор

скопление рыхлого ледового материала в сужениях и поворотах реки

ледостав (образование ледяного покрова на водоемах)

конец осени – начало зимы

Ветровой нагон

подъем уровня воды

сильные ветра

любое время года

Наводнения при прорыве плотин

быстрый и значительный подъем воды в реке, вызванный прорывом плотины, дамбы или естественной природной преграды

оползни, сели, обвалы, движения ледников, деятельность человека

любое время года



Викторина – «РОМАШКА»

  1. Прибор, который помогает предсказывать землетрясения и определять их силу. (Сейсмограф)

  2. Длительный сильный ветер, вызывающий сильное волнение на море и разрушения на суше. (Шторм)

  3. Населенный пункт на Сахалине, который перестал

существовать после землетрясения 1995 года? (г. Нефтегорск)

  1. Сильный вихрь быстро вращающегося воздуха, обладающий разрушительной силой. (Смерч)

  2. Перенос снега ветром в приземном слое воздуха, часто сопровождающий снегопадом. (Буря)

  3. Выбрасывание из жерла вулкана пара, газов, магмы, горных пород. (Извержение вулкана)

  4. Вулкан, который похоронил три города в Италии. (Везувий)

  5. В 1445 г. в городе Москве сами собой зазвонили колокола,

и жители решили, что пришел конец света. Что же это было на самом деле? (Землетрясение)


Вид наводнения

Характеристика

Причины возникновения

Время года

Половодье

периодически повторяющийся подъем уровня воды в реках






Паводок

интенсивный кратковременный подъем уровня воды в реке




Затор

нагромождение льдин в сужениях и поворотах русла реки






Зажор

скопление рыхлого ледового материала в сужениях и поворотах реки








Ветровой нагон

подъем уровня воды







Наводнения при прорыве плотин

быстрый и значительный подъем воды в реке, вызванный прорывом плотины, дамбы или естественной природной преграды















Прибор, который помогает предсказывать землетрясения и определять их силу.




Длительный сильный ветер, вызывающий сильное волнение на море и разрушения на суше




Населенный пункт на Сахалине, который перестал

существовать после землетрясения 1995 года?



Сильный вихрь быстро вращающегося воздуха, обладающий разрушительной силой.




Перенос снега ветром в приземном слое воздуха, часто сопровождающий снегопадом.




Выбрасывание из жерла вулкана пара, газов, магмы, горных пород.





Вулкан, который похоронил три города в Италии.





В 1445 г. в городе Москве сами собой зазвонили колокола, и жители решили, что пришел конец света. Что же это было на самом деле?















































































































































Просмотр содержимого документа
«конспект»


Класс: 7 класс

Тема: Наводнения и причины их возникновения

Форма урока: усвоение новых знаний

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели урока:

Содержательная цель: создание условий для формирования общего представления о природном явлении «наводнение», его видах и причинах возникновения

Деятелъностная цель: формирование УУД (самостоятельной работы с учебником, наглядным материалом выявлять главное – существенное, классифицировать, систематизировать, анализировать

УУД:

Познавательные УУД: уметь работать с дидактическим материалом, устанавливать причинно-следственные связи; называть причины возникновения и виды наводнений, делать выводы

Личностные УУД: уметь соблюдать дисциплину на уроке; анализировать, обсуждать и отстаивать свое мнение при разборе ситуационных задач

Регулятивные УУД:

умение определять цель урока и ставить задачи; организовывать и осуществлять действия по заданию учителя

Коммуникативные УУД:

Планируемые результаты

Предметные: анализировать и характеризовать причины возникновения и виды наводнений, а так же последствия наводнений уметь применять полученные знания на практике (в случае возникновения пожара)

Личностные: формировать модель личного безопасного поведения в случае возникновения ч.с. природного характера

Метапредметные: развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; формирование культуры безопасности;











Цель этапов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Этап мотивации к учебной деятельности (1 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Добрый день! Я рад вас видеть и очень хочу начать работу с вами. А у вас есть друзья, вы внимательны друг к другу? Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! А может так случиться, что друга не окажется рядом?

Учащиеся настраиваются на учебную деятельность

− смыслообразование

-учебное сотрудничество с учителем и сверстниками


2. Этап актуализации знаний и пробного учебного действия (3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.


Напоминание: перед вами лист самооценки урока, помните, что за каждое задание вы получаете бонусы (очки), спешите заработать бонус!

1. Викторина «Ромашка»

выходим, берем лепесток и читаем вопрос. Читающий отвечает, если не знает – дается возможность ответить классу. За правильный ответ ответившему –бонус.



Учащиеся отвечают на вопросы викторины

















- установка причинно-следственных связей

− волевая саморегуляция в ситуации затруднения




3. Этап выявления места и причины затруднения (2 мин)

Выявление и фиксация места и причины затруднения

просмотр изображения (слайд 2)

- Какое стихийное бедствие изображено?

Вопрос:

-Как вы думаете, к каким природным явлениям относится наводнение? Ответ - к гидрологическим (повесить на доске)

- А кто может  своими словами сказать, что же такое наводнение?

Но у нас на доске нет слова наводнение, зато остались слова: зажор, низкие, затор

- К чему можно их отнести? К какому природному явлению?

-Можете ли вы сказать что стало причиной наводнения, к какому виду оно относится?

-Почему вы не смогли правильно ответить на данный вопрос?

- Где можно найти ответ, из каких источников?

Учащиеся просматривают изображения наводнения и отвечают на вопросы и объясняют причины затруднения


Смотрят слайд, делают выводы

Отвечают

Учащиеся отвечают на вопросы и объясняют причины затруднения

− постановка и формулирование проблемы

4. Этап построения проекта выхода из затруднения (2 мин)

Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации

Учитель: правильно, тему определили верно, молодцы!

Запишите тему сегодняшнего урока в тетрадь (слайд 3)

Вопрос: для эффективного изучения темы урока определите, что вы будете делать на уроке? Какова будет цель вашей деятельности?

-Как можно достичь цели?

Учащиеся самостоятельно определяют цель деятельности и формулируют задачи

− самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выдвижение гипотез (как будем делать?)

− планирование

5. Этап реализации построенного проекта (8 мин)

Построение и фиксация нового знания

Учитель: статистика наводнений. Сейчас около 1 млрд. человек живут в районах, которым постоянно угрожают наводнения. К 2050 году их число вырастет до 2 млрд. От наводнений погибло за последние 20 лет 318 тыс. человек, около 80 млн. потеряли свои дома и имущество. В России наводнения угрожают более 40 городам и тысячам населенных пунктов, повторяемость в них от одного раза в 5-10 лет, но есть города, где наводнения происходят раз в 2-3 года (Уфа, Орск, Курск и др.) (Слайд 4-5)

Задание: (работа с текстом) за 5 минут самостоятельно изучить текст в учебнике на стр. 94-95), составить кластер -схему "Классификация наводнений" (ключевое слово - наводнение)

Проверьте правильность выполнения вашей работы (сверка с моим кластером)

- Какого вида наводнения нет в вашем кластере?

Ответ: при прорывах плотин… (Слайд 6)

Учитель: Внесите данный вид наводнения в ваш кластер

Учащиеся читают текст в учебнике, составляют кластер

-- принимают задачу (Р1) - - общеучебные, знаково-символические средства (кластер)



6. Этап первичного закрепления с комментированием во внешней речи (5 мин)

Применение нового знания в типовых заданиях

  1. Учитель: предлагаю вам закрепить полученные вами знания, заполняя таблицу(учитель демонстрирует презентацию « Виды наводнений », учащиеся заполняют таблицу

(слайды7,8,9,10,11,12,13, 14,15)

  1. Практическое задание: назвать вид наводнения

А) иллюстрация Александра Бенуа к поэме Пушкина «Медный всадник» (слайд 16)

Нева вздувалась и ревела,

Котлом клокоча и клубясь,

И вдруг, как зверь остервенясь,

На город кинулась. Пред нею

Все побежало; все вокруг

Вдруг опустело - воды вдруг

Втекли в подземные подвалы,

К решеткам хлынули каналы,

И всплыл Петрополь, как Тритон,

По пояс в воду погружен".

Б) Фото гравюры Гюстава Доре (учебник стр. 96) (слайд 17) попробуйте определить вид наводнения. Ответ комментируйте. «В шестисотый год жизни Ноя, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей… И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под небом. На пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись горы».

Смотрят презентацию, заполняют таблицу

Рассматривают иллюстрации в книге и учебнике, определяют вид наводнения


-уметь соблюдать дисциплину на уроке

− проговаривание

Физминутка (1 мин

-Каждый с детства твёрдо знает:
Ангара в Байкал впадает.

- Со времён далёких и поныне,
Льют дожди, как из ведра, в пустыне.


- На пруду есть развлечение:
На спине плыть по течению.


- Край снегов, морозов, вьюг
Называют словом юг.


Взял с собою зонтик Рома

Чтобы спрятаться от грома.



Учащиеся выполняют упражнения: если нет – топают ногами, затем хлопают в ладоши и говорят «А может ДА»



7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (8 мин)

Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях

Работа в парах (5 мин.)

1.Учитель предлагает поучаствовать в игре «Лото». Для этого раздает раздаточный материал и просит выполнить задание «Соотнести название наводнения и термин»

Самооценка

Учащиеся выполняют задание, сравнивают результат с эталоном, корректируют ошибки, если они есть.

-все ли получилось?

- сколько неправильных ответов?

- ставят себе отметку в карте урока (каждый неправильный ответ – минус 1 бонус)

-сохранять доброжелательные отношения друг к другу

- слушать и принимать окружающих, партнерство

организовывать и осуществлять действия по заданию учителя


8. Этап включения в систему знаний и повторения (7 мин)

Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Учитель предлагает ответить на вопросы:

-Почему проблема наводнений актуальна сегодня?

-Как вы понимаете пословицу «Вода как беда, не приходит одна»

Анализ наводнения в г. Орле (слайд 11)

Вопросы:

-определите причину наводнения

-определите вид наводнения

-спрогнозируйте последствия наводнения

Учитель: (познакомить с последствиями, показать фото на слайдах)

Вопрос: знание причин возникновения, виды и последствия наводнений – это одно дело, а что еще необходимо для безопасности населения, проживающих в зоне затопления?

Ответ: изучить правила поведения и действий при угрозе и во время наводнения – что вы и сделаете на следующем уроке

Учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задание.

-устанавливать причинно-следственные связи

- логические, анализ объектов

- анализ, доказательство

9. Этап рефлексии учебной деятельности (3 мин)

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания

Какую цель ставили в начале урока?

Достигли ли поставленной цели?

Что нового для себя узнали?

Полезная была наша встреча или нет? Полученные знания пригодятся вам в жизни?

Учитель предлагает записать дифференцированное домашнее задание: «3» -прочитать п 4.1, «4» + составить кроссворд,

«5» подготовить рассказ (презентацию) о выдающихся наводнениях современности (слайд № 12)

Итог урока. Отметки (самооценка) Учитель предлагает оценить свою деятельность по предложенным критериям


Результат: подсчитать полученные результаты

У кого от 13 до 14 бонусов - отметка «3»

От15 до19 бонусов – отметка «4»

От 20 до 25 бонусов – отметка «5»

У кого какая получилась отметка? Комментарий

Учащиеся подводят итог урока и записывают домашнее задание



Обучающиеся оценивают свою деятельность, отвечают на вопросы учителя и записывают (в зависимости от выбора) домашнее задание

− рефлексия способов и условий действия

− контроль и оценка процесса и результатов деятельности

− самооценка на основе критерия успешности

− адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности




Просмотр содержимого презентации
«Джизак»

Существует красивая легенда, а может, и правда это) Тамерлан со своей 200000 армией подошел к ущелью между хребтами Мальгузара и Нуратау в Узбекистане. И остановился, поняв, что войску не пройти - слишком узок был переход. И тогда приказал Тамерлан расширить ущелье. Воины, как муравьи, работали день и ночь, разрушая скалистую породу, вывозя камни. Работа спорилась, ущелье расширялось, пока не уткнулись они в огромную глыбу. Ничем не могли воины разрушить огромный камень. Тогда Тамерлан призвал своего колдуна, требуя силой духа разбить камень. Тот посоветовал привезти из аула пастуха, который обладал неимоверными способностями. И пастух, действительно, взглядом разбил этот камень, расчленив его трещиной. Дальше было уже делом техники - проход был расчищен. Так появились ворота между двумя горными хребтами -
  • Существует красивая легенда, а может, и правда это) Тамерлан со своей 200000 армией подошел к ущелью между хребтами Мальгузара и Нуратау в Узбекистане. И остановился, поняв, что войску не пройти - слишком узок был переход. И тогда приказал Тамерлан расширить ущелье. Воины, как муравьи, работали день и ночь, разрушая скалистую породу, вывозя камни. Работа спорилась, ущелье расширялось, пока не уткнулись они в огромную глыбу. Ничем не могли воины разрушить огромный камень. Тогда Тамерлан призвал своего колдуна, требуя силой духа разбить камень. Тот посоветовал привезти из аула пастуха, который обладал неимоверными способностями. И пастух, действительно, взглядом разбил этот камень, расчленив его трещиной. Дальше было уже делом техники - проход был расчищен. Так появились ворота между двумя горными хребтами - "Тамерлановы ворота". С тех пор прошло более 600 лет, через ущелье мчат машины и поезда.

Просмотр содержимого презентации
«Презентация1»

Урок ОБЖ в 7 классе на тему «Наводнения. Виды наводнений и их причины.» Учитель ОБЖ: ПУГОВКИН В.И.

Урок ОБЖ в 7 классе на тему «Наводнения. Виды наводнений и их причины.»

Учитель ОБЖ:

ПУГОВКИН В.И.

Наводнения. Виды наводнений и их причины.

Наводнения.

Виды наводнений

и их причины.

Наводнения занимают первое место в ряду стихийных бедствий по повторяемости, площади распространения и суммарному среднему годовому материальному ущербу Сейчас около 1 млрд. человек живут в районах, которым постоянно угрожают наводнения. К 2050 году их число вырастет до 2 млрд. От наводнений погибло за последние 20 лет 318 тыс. человек, около 80 млн. потеряли свои дома и имущество. В России наводнения угрожают более 40 городам и тысячам населенных пунктов, повторяемость в них от одного раза в 5-10 лет, но есть города, где наводнения происходят раз в 2-3 года (Уфа, Орск, Курск и др.)

Наводнения занимают первое место в ряду стихийных бедствий по повторяемости, площади распространения и суммарному среднему годовому материальному ущербу

Сейчас около 1 млрд. человек живут в районах, которым постоянно угрожают наводнения. К 2050 году их число вырастет до 2 млрд. От наводнений погибло за последние 20 лет 318 тыс. человек, около 80 млн. потеряли свои дома и имущество. В России наводнения угрожают более 40 городам и тысячам населенных пунктов, повторяемость в них от одного раза в 5-10 лет, но есть города, где наводнения происходят раз в 2-3 года (Уфа, Орск, Курск и др.)

Наводнение  – это затопление водой значительной местности в результате подъема уровня воды в реке, водохранилище, озере или море, наносящее материальный ущерб экономике, социальной сфере и природной среде

Наводнение – это затопление водой значительной местности в результате подъема уровня воды в реке, водохранилище, озере или море, наносящее материальный ущерб экономике, социальной сфере и природной среде

Виды наводнений по причинам  возникновения

Виды наводнений

по причинам

возникновения

ПОЛОВОДЬЕ — периодически повторяющийся относительно продолжительный подъем уровня воды в реках, вызываемый обычно весенним таянием снега на равнинах или дождевыми осадками, а также весенне-летним таянием снега в горах; его следствием является затопление низких участков местности . Уровень реки во время этого явления может подниматься на 20-30 м. Спад может продолжаться до 1 месяца.

ПОЛОВОДЬЕ — периодически повторяющийся относительно продолжительный подъем уровня воды в реках, вызываемый обычно весенним таянием снега на равнинах или дождевыми осадками, а также весенне-летним таянием снега в горах; его следствием является затопление низких участков местности .

Уровень реки во время этого явления может подниматься на 20-30 м. Спад может продолжаться до 1 месяца.

ПАВОДОК — интенсивный периодический, сравнительно кратковременный подъем уровня воды в реке, вызываемый обильными дождями, ливнями, иногда быстрым таянием снега при зимних оттепелях. Продолжительность паводка составляет несколько дней.

ПАВОДОК — интенсивный периодический, сравнительно кратковременный подъем уровня воды в реке, вызываемый обильными дождями, ливнями, иногда быстрым таянием снега при зимних оттепелях. Продолжительность паводка составляет несколько дней.

ЗАТОР — нагромождение льдин во время весеннего ледохода в сужениях и излучинах русла реки, стесняющее течение и вызывающее подъем уровня воды в месте скопления льда и некоторых участках выше него.

ЗАТОР — нагромождение льдин во время весеннего ледохода в сужениях и излучинах русла реки, стесняющее течение и вызывающее подъем уровня воды в месте скопления льда и некоторых участках выше него.

ЗАЖОР — скопление рыхлого ледового материала во время ледостава (в конце осени, начале зимы) в сужениях и излучинах русла реки, вызывающее подъем уровня воды на некоторых участках выше него.

ЗАЖОР — скопление рыхлого ледового материала во время ледостава (в конце осени, начале зимы) в сужениях и излучинах русла реки, вызывающее подъем уровня воды на некоторых участках выше него.

ВЕТРОВОЙ НАГОН — подъем уровня воды, вызванный воздействием ветра на водную поверхность, случающийся обычно в морских устьях крупных рек, а также на наветренном берегу больших озер, водохранилищ и морей.

ВЕТРОВОЙ НАГОН — подъем уровня воды, вызванный воздействием ветра на водную поверхность, случающийся обычно в морских устьях крупных рек, а также на наветренном берегу больших озер, водохранилищ и морей.

НАВОДНЕНИЯ ПРИ ПРОРЫВАХ ПЛОТИН — это интенсивный, обычно значительный подъем уровня воды в реке (водотоке), вызванный прорывом плотины, дамбы, или естественной природной преграды

НАВОДНЕНИЯ ПРИ ПРОРЫВАХ ПЛОТИН — это интенсивный, обычно значительный подъем уровня воды в реке (водотоке), вызванный прорывом плотины, дамбы, или естественной природной преграды

Виды наводнений по масштабу распространения

Виды наводнений

по масштабу

распространения

Низкие (малые) – на равнинных реках, 1 раз в 5-10 лет . Высокие – сопровождаются значительным затоплением территорий и охватывают большие земельные участки речных долин и низин, 1 раз в 20-25 лет . Выдающиеся – охватывают речные бассейны, 1 раз в 50-100 лет . Катастрофические – охватывают до нескольких речных систем, 1 раз в 100-200 лет .

Низкие (малые) – на равнинных реках, 1 раз в 5-10 лет .

Высокие – сопровождаются значительным затоплением территорий и охватывают большие земельные участки речных долин и низин, 1 раз в 20-25 лет .

Выдающиеся – охватывают речные бассейны, 1 раз в 50-100 лет .

Катастрофические – охватывают до нескольких речных систем, 1 раз в 100-200 лет .

Иллюстрация А. Бенуа к поэме А. Пушкина «Медный всадник»

Иллюстрация А. Бенуа к поэме

А. Пушкина «Медный всадник»

Фото гравюры Гюстава Доре «Всемирный потоп. Гибель всего живого»

Фото гравюры Гюстава Доре

«Всемирный потоп. Гибель всего живого»

Домашнее задание «3» -прочитать п.4.2, «4» +составить кроссворд по теме, «5» подготовить рассказ (презентацию) о выдающихся наводнениях современности

Домашнее задание

«3» -прочитать п.4.2,

«4» +составить кроссворд по теме,

«5» подготовить рассказ (презентацию) о выдающихся наводнениях современности

Самооценка 13-14 бонусов – «3» 15-19 бонусов – «4» 20-25 бонусов – «5»

Самооценка

13-14 бонусов – «3»

15-19 бонусов – «4»

20-25 бонусов – «5»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!