умение определять цель урока и ставить задачи; организовывать и осуществлять действия по заданию учителя
Цель этапов | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Этап мотивации к учебной деятельности (1 мин) |
Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Добрый день! Я рад вас видеть и очень хочу начать работу с вами. А у вас есть друзья, вы внимательны друг к другу? Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! А может так случиться, что друга не окажется рядом? | Учащиеся настраиваются на учебную деятельность | − смыслообразование -учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
2. Этап актуализации знаний и пробного учебного действия (3 мин) |
Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. | Напоминание: перед вами лист самооценки урока, помните, что за каждое задание вы получаете бонусы (очки), спешите заработать бонус! 1. Викторина «Ромашка» выходим, берем лепесток и читаем вопрос. Читающий отвечает, если не знает – дается возможность ответить классу. За правильный ответ ответившему –бонус. | Учащиеся отвечают на вопросы викторины | - установка причинно-следственных связей − волевая саморегуляция в ситуации затруднения |
3. Этап выявления места и причины затруднения (2 мин) |
Выявление и фиксация места и причины затруднения | просмотр изображения (слайд 2) - Какое стихийное бедствие изображено? Вопрос: -Как вы думаете, к каким природным явлениям относится наводнение? Ответ - к гидрологическим (повесить на доске) - А кто может своими словами сказать, что же такое наводнение? Но у нас на доске нет слова наводнение, зато остались слова: зажор, низкие, затор - К чему можно их отнести? К какому природному явлению? -Можете ли вы сказать что стало причиной наводнения, к какому виду оно относится? -Почему вы не смогли правильно ответить на данный вопрос? - Где можно найти ответ, из каких источников? | Учащиеся просматривают изображения наводнения и отвечают на вопросы и объясняют причины затруднения Смотрят слайд, делают выводы Отвечают Учащиеся отвечают на вопросы и объясняют причины затруднения | − постановка и формулирование проблемы |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения (2 мин) |
Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации | Учитель: правильно, тему определили верно, молодцы! Запишите тему сегодняшнего урока в тетрадь (слайд 3) Вопрос: для эффективного изучения темы урока определите, что вы будете делать на уроке? Какова будет цель вашей деятельности? -Как можно достичь цели? | Учащиеся самостоятельно определяют цель деятельности и формулируют задачи | − самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выдвижение гипотез (как будем делать?) − планирование |
5. Этап реализации построенного проекта (8 мин) |
Построение и фиксация нового знания | Учитель: статистика наводнений. Сейчас около 1 млрд. человек живут в районах, которым постоянно угрожают наводнения. К 2050 году их число вырастет до 2 млрд. От наводнений погибло за последние 20 лет 318 тыс. человек, около 80 млн. потеряли свои дома и имущество. В России наводнения угрожают более 40 городам и тысячам населенных пунктов, повторяемость в них от одного раза в 5-10 лет, но есть города, где наводнения происходят раз в 2-3 года (Уфа, Орск, Курск и др.) (Слайд 4-5) Задание: (работа с текстом) за 5 минут самостоятельно изучить текст в учебнике на стр. 94-95), составить кластер -схему "Классификация наводнений" (ключевое слово - наводнение) Проверьте правильность выполнения вашей работы (сверка с моим кластером) - Какого вида наводнения нет в вашем кластере? Ответ: при прорывах плотин… (Слайд 6) Учитель: Внесите данный вид наводнения в ваш кластер | Учащиеся читают текст в учебнике, составляют кластер | -- принимают задачу (Р1) - - общеучебные, знаково-символические средства (кластер) |
6. Этап первичного закрепления с комментированием во внешней речи (5 мин) |
Применение нового знания в типовых заданиях | Учитель: предлагаю вам закрепить полученные вами знания, заполняя таблицу(учитель демонстрирует презентацию « Виды наводнений », учащиеся заполняют таблицу (слайды7,8,9,10,11,12,13, 14,15) Практическое задание: назвать вид наводнения А) иллюстрация Александра Бенуа к поэме Пушкина «Медный всадник» (слайд 16) Нева вздувалась и ревела, Котлом клокоча и клубясь, И вдруг, как зверь остервенясь, На город кинулась. Пред нею Все побежало; все вокруг Вдруг опустело - воды вдруг Втекли в подземные подвалы, К решеткам хлынули каналы, И всплыл Петрополь, как Тритон, По пояс в воду погружен". Б) Фото гравюры Гюстава Доре (учебник стр. 96) (слайд 17) попробуйте определить вид наводнения. Ответ комментируйте. «В шестисотый год жизни Ноя, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей… И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под небом. На пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись горы». | Смотрят презентацию, заполняют таблицу Рассматривают иллюстрации в книге и учебнике, определяют вид наводнения | -уметь соблюдать дисциплину на уроке − проговаривание |
Физминутка (1 мин | -Каждый с детства твёрдо знает: Ангара в Байкал впадает.
- Со времён далёких и поныне, Льют дожди, как из ведра, в пустыне. - На пруду есть развлечение: На спине плыть по течению. - Край снегов, морозов, вьюг Называют словом юг. Взял с собою зонтик Рома Чтобы спрятаться от грома. | Учащиеся выполняют упражнения: если нет – топают ногами, затем хлопают в ладоши и говорят «А может ДА» |
|
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (8 мин) |
Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях | Работа в парах (5 мин.) 1.Учитель предлагает поучаствовать в игре «Лото». Для этого раздает раздаточный материал и просит выполнить задание «Соотнести название наводнения и термин» Самооценка | Учащиеся выполняют задание, сравнивают результат с эталоном, корректируют ошибки, если они есть. -все ли получилось? - сколько неправильных ответов? - ставят себе отметку в карте урока (каждый неправильный ответ – минус 1 бонус) | -сохранять доброжелательные отношения друг к другу - слушать и принимать окружающих, партнерство организовывать и осуществлять действия по заданию учителя |
8. Этап включения в систему знаний и повторения (7 мин) |
Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Учитель предлагает ответить на вопросы: -Почему проблема наводнений актуальна сегодня? -Как вы понимаете пословицу «Вода как беда, не приходит одна» Анализ наводнения в г. Орле (слайд 11) Вопросы: -определите причину наводнения -определите вид наводнения -спрогнозируйте последствия наводнения Учитель: (познакомить с последствиями, показать фото на слайдах) Вопрос: знание причин возникновения, виды и последствия наводнений – это одно дело, а что еще необходимо для безопасности населения, проживающих в зоне затопления? Ответ: изучить правила поведения и действий при угрозе и во время наводнения – что вы и сделаете на следующем уроке | Учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задание. | -устанавливать причинно-следственные связи - логические, анализ объектов - анализ, доказательство |
9. Этап рефлексии учебной деятельности (3 мин) |
Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания | Какую цель ставили в начале урока? Достигли ли поставленной цели? Что нового для себя узнали? Полезная была наша встреча или нет? Полученные знания пригодятся вам в жизни? Учитель предлагает записать дифференцированное домашнее задание: «3» -прочитать п 4.1, «4» + составить кроссворд, «5» подготовить рассказ (презентацию) о выдающихся наводнениях современности (слайд № 12) Итог урока. Отметки (самооценка) Учитель предлагает оценить свою деятельность по предложенным критериям Результат: подсчитать полученные результаты У кого от 13 до 14 бонусов - отметка «3» От15 до19 бонусов – отметка «4» От 20 до 25 бонусов – отметка «5» У кого какая получилась отметка? Комментарий | Учащиеся подводят итог урока и записывают домашнее задание Обучающиеся оценивают свою деятельность, отвечают на вопросы учителя и записывают (в зависимости от выбора) домашнее задание | − рефлексия способов и условий действия − контроль и оценка процесса и результатов деятельности − самооценка на основе критерия успешности − адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности |