Навыки коммуникативной деятельности в профессиональной сфере медсестры общей практики
Компоненты, способствующие развитию коммуникации.
1. Чувство присутствия – приятие и интерес к собеседнику.
2. Умение слушать – открытость к миру, чувствам пациентов.
3. Уважение к восприятию других людей
4. Проявления беспокойства о судьбе пациента.
5. Сопереживание – умение поставить себя на место другого.
6. Искренность .
Принципы умения слушать .
1. Прекратить разговаривать – нужно дать возможность высказаться пациенту.
2. Устраните отвлекающие факторы ( телефон, шум и т.д.)
3. Смотрите на говорящего – покажите интерес и чувство присутствия.
4. Уловите основную идею –сконцентрируйтесь на теме, а не на деталях.
5. Вслушайтесь в суть разговора – нужно уловить эмоциональные реакции и чувства пациента.
6. Отделите свои эмоции от реакций собеседника..
7. Правильно интерпретируйте информацию .
Практические навыки эффективного взаимодействия .
Улыбайтесь, приветствуйте пациента позой, взглядом, жестами.
Обращайтесь к пациенту по имени, дружеским тоном.
Глаза должны быть на одном уровне с пациентом.
Не смотрите пристально.
Кивайте головой в знак согласия.
Практические навыки эффективного взаимодействия
Станьте зеркалом – отражайте мимикой, позой, интонацией, что, по-вашему мнению, испытывает пациент.
Говорите «нет», когда хотите сказать»нет»
Высказывайте свое мнение, как бы оно ни было.
Идите на конфронтацию, если это необходимо.
Создавайте обстановку уверенности ( лицо расслабленное, приятное, хороший зрительный контакт, тон голоса уверенный, уважительный )
Практические навыки эффективного взаимодействия
- Создавайте обстановку конфиденциальности, уединения.
- Расстояние не должно быть угрожающим.
- Языковые знаки должны быть понятны пациенту.
- Повторяйте слова пациента для подтверждения услышанного.
- Подводите итоги беседы.
Практические навыки эффективного взаимодействия
- Будьте внимательны.
- Проявляйте заинтересованность в потребностях пациента.
- Не задавайте слишком много вопросов.
- Не преуменьшайте чувства говорящего фразами: «Ну, не все так плохо», «Завтра вам будет лучше», «Не надо делать из мухи слова».
- не перебивайте, не переводите разговор на другую тему.
- Реагируйте на невербальные знаки .
Что могут означать невербальные знаки
- Если глаза моргают более 20 раз в минуту, то это может означать некомфортное состояние пациента.
- Расширение ноздрей – возбуждение, раздражение.
- Улыбка – счастье, удовлетворение.
- Гримаса – опасение, боязнь.
- Сжатые губы – гнев, неприязнь.
- Оскал- отвращение.
- Надутые губы говорят об унынии.
- Хмурые брови выражают гнев, печаль, поднятые – напряженность.
- Красный нос – эмоциональное возбуждение.
- Покусывание губ – раздражение.
- Зевота – сигнал тоскливости, скуки, беспокойства .
Психологические защитные механизмы пациента
- слушает «вполуха»;
-ерзает;
-беспокойные жесты руками и ногами;
-неожиданно выпрямляется или разваливается на стуле
-складывает руки на груди;
-руки прячет в карман
-меняется манера речи (говорит быстрее или медленнее);
-жалуется на усталость, зевает.
Место общения медсестры и пациента
1. Территория пациента.
2. Территория медсестры / врача.
3. Нейтральная территория.
4. Взаимное расположение в пространстве.
Время контакта
Существует три фазы:
1. вхождение в контакт;
2. продолжение;
3. до свидания
Важность первой фазы:
Она определяет границы, роли, специфику взаимодействия ( 4 минуты)
Продолжительность контакта зависит от:
состояния пациента;
- цели беседы;
- т. к. концентрация внимания составляет 15 минут, необходимо делать перерывы в беседе.